МААМ-картинки

План работы кружка «Умницы«

Ульяна Борисова
План работы кружка «Умницы«
▼ Скачать + Заказать документы

Пояснительная записка.

Что нужно, чтобы ребенок рос любознательным, умным, сообразительным? Чтобы все его возможности могли реализоваться, способности раскрыться?

Совет: постарайтесь прислушаться к ребенку, понять особенности его возраста, оценить его собственные, индивидуальные возможности. Не стремитесь раньше времени втискивать в ребенка школьные премудрости. Ведь перед ним - вся жизнь. А она будет такой сложной и многоплановой, в ней встретится столько неожиданных ситуаций, непредвиденных поворотов! Поэтому главное для ребенка – быть активным, сообразительным, раскрепощенным.

Публикация «План работы кружка „Умницы„» размещена в разделах

Для того, чтобы развить у ребенка все эти качества, в учебном плане кружка используется структурирование материала по принципу логарифмической спирали. Благодаря такой структуре один и тот же вид мышления отрабатывается на занятиях многократно. Этот принцип требует, чтобы педагог многократно возвращался с детьми к проработке ранее рассматриваемых проблем, но делал это каждый раз уже на новом, более сложном уровне.

В плане работы кружка представлены игры, направленные на умственное развитие детей-дошкольников. Их можно разделить на относительно самостоятельные группы. Это игры, развивающие восприятие, внимание, память и мышление:

- игры, направленные на развитие восприятия, формируют у детей умение анализировать предметы по таким признакам, как цвет, форма и величина;

- игры, направленные на развитие внимания, формируют у детей умение сосредоточиваться на определенных сторонах и явлениях действительности;

- игры, направленные на развитие памяти, дают детям возможность с большим или меньшим успехом подбирать средства, облегчающие процесс запоминания.

Цель: развитие у детей умения логически мыслить, самостоятельно познавать мир: получать анализировать и синтезировать информацию, сравнивать окружающие предметы и явления, делать выводы и выяснять закономерности, конкретизировать, упорядочивать и классифицировать представления и понятия.

Задачи:

- развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности;

- формирование элементарных математических представлений;

- формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей»;

- формирование умения детей ориентироваться в пространстве;

- формирование воспитания стремления к преодолению трудностей, уверенности в себе, желание прийти на помощь сверстнику.

- развитие сенсорной культуры;

Содержание

работы Количество занятий

в неделю в месяц в год

Занятия по тематиче

скому плану 1 4 36

Диагностика в начале года:

Используется: - Методика «Нелепицы» (Р. С. Немов)

- Методика «Что лишнее» (Р. С. Немов)

- Тест «Самое непохожее» (Л. А. Венгера)

- Методика «Придумай рассказ» (Р. С. Немов)

- Методика «Запомни рисунки» (Р. С. Немов)

- Методика «Чего не хватает» (Р. С. Немов)

Ф. И. Группа «Нелепицы» «Что лишнее» «Самое непохожее» «Придумай рассказ» «Запомни рисунки» «Чего не хватает на этих рисунках»

Итог: У 10 детей набранных в группу в основном - средний балл, у двоих - по 3 методикам низкий балл: «Придумай рассказ» (Немов Р. С., «Самое непохожее» (тест Венгера Л. А., «Запомни рисунки» (Р. С. Немова)

Учебно-тематический план

Тема Количество

Часов

1. Давайте познакомимся 1

2. В гостях у осени 1

3. Наш огород 1

4. Путешествие по лесу 1

5. Будем внимательными 1

6. Лабиринты памяти 1

7. В гостях у сказки 1

8. Умницы и умники 1

9. Мое внимание 1

10. Учимся запоминать 1

11. Уборка урожая 1

12. Транспорт 1

13. Целое и часть 1

14. Птицы 1

15. Зимушка-зима 1

16. В гостях у Деда Мороза 1

17. Праздник елки 1

18. Магазин 1

19. Животные 1

20. Логика и мышление 1

21. Увлекательные схемы 1

22. Цирковое представление 1

23. Играем с блоками 1

24. Поможем Незнайке 1

25. Наши игрушки 1

26. Мамин праздник 1

27. Знакомимся с профессиями 1

28. Игры с геометрическими фигурами 1

29. Терем- терем - теремок 1

30. Насекомые 1

31. День рождения - лучший праздник 1

32. Времена года 1

33. Весна-пора посадок и посевов 1

34. Приглашаем на планету «Умниц» 1

35. Семья 1

36 Экскурсия в лесопарк 1

Перспективный план

Сентябрь

1. Давайте познакомимся Учить детей знакомиться друг с другом; правилами поведения на занятиях (игротренинг) Игры: «Знакомство», «Повторяй за мной», «Я знаю пять…», «Ку-ку».

2. В гостях у осени Развивать у детей способность к быстрому переключению внимания, работать в точности по образцу.

Учить детей анализировать,

обобщать.

Игра: «Ягоды, грибы, овощи».

Игра: «Найди лишнее».

Упражнение: «Докрась половину

осеннего дерева».

3. Наш огород Формировать у детей умение анализировать, обобщать, составлять целое из частей.

Развивать умение мыслить логически, рассуждать. Упражнение: «Найди все овощи и раскрась».

Игра: «Собери помидор из 4-5 частей».

Игра: «Разложи овощи и фрукты в корзину и вазу соответственно».

4. Путешествие по лесу Развивать у детей согласованную работу зрения и руки, усидчивость и аккуратность.

Упражнять детей в развитии слуховой памяти, объема внимания. Упражнение «Дорисуй вторую половинку грибка».

Игра: «С какого дерева листок?».

Игра: «Цепочка» (Грибы).

Октябрь

1. Будем внимательными Развивать умение концентрировать внимание.

Формировать умение осуществлять пошаговый самоконтроль; находить закономерности. Упражнение: «Запомни пять слов».

Д/ и: «Кубики».

2. Лабиринты памяти Развивать у детей слуховую память: кратковременную и долговременную.

Способствовать формированию целостности восприятия. Упражнение: «Разложи картинки в том же порядке, как я (сказки-6картинок)».

Задание: «Из какой сказки пришел этот герой?»

Задание: «Разукрась принцессу

(принца) по образцу».

3. В гостях у сказки Развивать зрительную память, долговременную и кратковременную.

Учить работать по образцу в точности.

Развивать образное и словесно - логическое мышление. Игра: «Найди такой же».

Игра: «Что изменилось?».

Игра: «Аналогии».

4. Умники и умницы Способствовать развитию умения устанавливать соответствие (по форме и цвету, по количеству и величине). Способствовать развитию у детей зрительного внимания.

Учить детей делать простейшие умозаключения. Игротренинги

Ноябрь

1. Веселый художник Развивать наглядно – действенное мышление.

Упражнять детей в развитии концентрации внимания.

Развивать у детей воображение и фантазию. Д/и. «Что перепутал художник?».

Упражнение «Раскрась вторую половинку картинки точно так же, как раскрашена первая».

Упражнение «Дорисуй».

2. Учимся запоминать Развивать способности к моделированию пространственных отношений между объектами в виде рисунка, плана схемы.

Формировать умение ориентироваться на ограниченной поверхности

(лист бумаги, страница тетради и т. д.); располагать предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение.

Упражнение: «Найди, кто спрятался».

Упражнение: «Внимательные глазки».

Упражнение «Исправь Незнайкины картинки».

Игра: «Выполни по образцу».

3. Уборка урожая Развивать у детей зрительное восприятие, целостность.

Учить детей находить простые закономерности, предмета по заданным свойствам. Упражнение «Сделай все корзинки одинаковыми».

Упражнение «Продолжи ряд»

(овощи и фрукты двух размеров и двух цветов).

Игра: «Найди овощь по описанию"

4. Транспорт Развивать у детей начальные навыки рисования, моторики, внимательности, аккуратности.

Способствовать развитию у детей зрительной памяти, умению концентрировать внимание. Упражнение: «Раскрась автобус в соответствии с условными знаками»

(Геометрическая фигура)

Д/и «Транспорт - двойняшки»

Декабрь

1. Целое и часть Развивать у детей наглядно - действенное мышление.

Развивать целостность восприятия предметов.

Учить восприятию предметов, как совокупности от дельных функциональных деталей, а свойства объекта в целом, как совокупность свойств компонентов.

Игра: «Сложи квадрат (3-4части).

Упражнение: «Покажи выпавшие части фигур».

Игра: «Сравни».

2. Птицы Учить детей раскрашивать по областям, узнавать изображение.

Развивать слуховую память, объем внимания.

Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи. Упражнение: «Узнай кто прячется в дупле?» (раскраски с секретиком)

Упражнение: «Слушай, запоминай, называй»(5-6слов)

Игра «Что сначала, что потом»

3. Зимушка-зима Упражнять в умении размышлять и высказываться; сравнивать, обобщать и выделять общие признаки. Игра «Когда это бывает?»

Упражнение «Найди отличия у снеговиков»

Игра «Найди лишнее».

4. В гостях у Деда Мороза Учить детей находить предметы с заданным свойством.

Развивать целостность восприятия, пространственное мышление, мелкую моторику руки ребенка. Упражнение «Найди из 5 снегурочек ту, про которую я скажу…»

Упражнение «Сложи игрушки Деда Мороза из 5 частей»

Задание «Дорисуй вторую половину елочки»

Январь

1. Праздник елки Учить детей группировать осколки по цвету и составлять из них целое. Закреплять умение ориентироваться на плоскости. Упражнять в умении работать по образцу. Упражнение «Сложи елочную игрушку из частей».

Упражнение «Развесь на елку игрушки так, как я скажу».

Упражнение «Дорисуй гирлянду».

2. Магазин Развивать умение классифицировать.

Способствовать развитию мышления и активизации речи детей. Упражнение «Раскрась и игрушки красным цветом, посуду - желтым, обувь - зеленым»

Игра: «Узнай товар по описанию и назови магазин, где он продается».

3. Животные Развивать умение анализировать; составлять целое из частей.

Способствовать развитию зрительной памяти. Упражнение «Сложи по образцу».

(силуэты медведя и лисички)

Игра: «Запомни пары и нарисуй в пустой клетке недостающее».

4. Логика и мышление Развивать логическое мышление, память, внимание, умение сравнивать, находить сходства и различия, определять последовательность событий; учить отгадывать загадки и составлять свои; дорисовывать недостающие детали. Упражнение «Кто будет следующим?»

Задание «Четыре линии»

Задание «Дорисуй домик»

«Отгадывание загадок»

Февраль

1. Увлекательные схемы Развивать у детей умение анализировать, синтезировать и сравнивать.

Формировать навыки обобщения, классификации.

Развивать мелкую моторику.

Игра «Кто, где живет?»

Д/и. «Моя дорога от дома до садика»

2. Цирковое представление Упражнять детей в умении сопоставлять предметы по заданному признаку (узору).

Развивать гибкость и глубину ума.

Учить узнавать объективность по элементу. Д/И. «Веселый клоун»

Д/И. «Найди пару»

Упражнение «Не пропусти профессию» (цирковую)

Упражнение «Найди тень клоуна».

3. Играем с блоками Закреплять умение детей группировать и правильно называть блоки.

Развивать гибкость и глубину ума; сообразительность. Игра «Кодирование»

Игра «Угощение для медвежат»

Игра «Матрицы»

4. Поможем Незнайке Упражнять детей в умении работать в точности со словесной инструкцией взрослого.

Развивать словестно - логическое мышление. Упражнение «Закрась все квадраты, синим, треугольники красным, круги желтым, а остальные фигуры зеленым цветом».

Д/и. «Кто кем будет?»

Март

1. Наши игрушки Развивать способность к обобщению, выделению общих признаков.

Упражнять в умении делать умозаключения.

Развивать пространственное воображение и сообразительность. Упражнение «Какая игрушка лишняя и почему?».

Упражнение «Догадайся, где чья игрушка».

Упражнение «Переложи две палочки так, чтобы флажок превратился в совочек».

2. Мамин праздник Упражнять в рисовании узора по словесной инструкции.

Развивать целостность восприятия, зрительную память (кратковременную и долговременную) Упражнение «Скатерть самобранка».

Игра «Расставь на полке посуду правильно».

3. Знакомимся с профессиями Способствовать развитию у детей мышления.

Способствовать расширению кругозора и словарного запаса детей. Упражнение «Догадайся кто это?» (делает уколы, убирается во дворе….)

Игра «Знакомимся с профессиями».

Викторина «Айболит».

4. Игры с геометрическими

фигурами Упражнять в группировке предметов по признакам.

Развивать способность к обобщению.

Способствовать развитию воображения и творчества. Упражнение «Разложи фигуры на 2 множества».

Игра «Назови одним словом».

Упражнение «Почини сапоги».

Апрель

1. Терем-терем- Теремок Развивать пространственное мышление у детей.

Упражнять детей в сравнении предметов, в умении сосредотачиваться и работать по образцу. Игра «Теремочек».

Упражнение «Найди два одинаковых домика».

Задание «Построй башню» (из кубиков по образцу).

2. Насекомые Развивать у детей умение устанавливать причинно-следственные связи.

Способствовать развитию у детей мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков. Упражнение «Посмотри внимательно и найди бабочку, которая появится из этой гусеницы».

Викторина «Муха – цокотуха».

Игра «Кто из них летает?».

3. День рождения - лучший праздник Развивать операцию сравнения.

Развивать у детей способности делать умозаключения; умения действовать по образцу. Упражнение «Найди отличие» (подарок).

Упражнение «Найди свое место за столом»

Упражнение «Разукрасим платочек и подарим маме».

4. Времена года Развивать способность к быстрому переключению внимания.

Способствовать развитию слуховой памяти; объема внимания.

Учить сравнивать предметы по нескольким признакам, интерпретировать незнакомые объекты по элементу, составлять описательный рассказ о предмете. Игра «Лето-осень – зима-весна»

Игра «Цепочка»

(электроприборы)

Игра «Когда это бывает?»

Вопросы детям: стихотворение

Г. Сапгира «Месяц»,

Май

1. Весна - пора посадок и посевов Закреплять умение устанавливать взаимосвязи между предметами.

Развивать пространственное мышление – упражнять в ориентировке на листе бумаги. Упражнение «Определи чьи семена» (подсолнух, помидор, пшеница, арбуз, тыква и т. д.)

Игра «Огород» (сажать овощи на грядке по ориентировке).

2. Приглашаем на планету «Умниц» Развивать способности к переключению внимания.

Развивать слуховое сосредоточение; мелкую моторику. Игра «Насекомые, птица, зверь».

Д/и. «Что делать?»

П/игра «Слушай слова и двигайся, как договорились».

3. Семья Развивать словесно - логическое мышление и образную память.

Учить детей сравнивать по разным признакам.

Формировать умение упорядочивать по нарастающим или убывающим признакам. Игра «Кем был?»

(животные и птицы)

«Чем отличается папа от дедушки»

Игра «Разложи по порядку» (девочка-женщина-старушка).

Упражнение «Помощники».

4. Экскурсия в лесопарк Закреплять умение ориентироваться по словесному описанию.

Развивать у детей операции анализа и синтеза.

Учить формулировать вопросы с опорой на карточки - символы. Д/и. «Танграм»

(фигурки животных)

Упражнение «Найди клетку слона по моему описанию».

Упражнение «Учимся задавать вопросы».

Список используемой литературы

1. Агаева Е. Формирование элементов логического мышления// Дошкольное воспитание. – 1982. - №1.

2. Венгер Л., Мухина В. Развитие мышления дошкольника// Дошкольное воспитание. – 1974.- №7.

3. Запорожец А. В. Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста// Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста/ Под ред. Леонтьева А. Н., Запорожца А. В. - М., 1953.

4. Тихоморова Л. Ф. Развитие логического мышления детей. – СП., 2004.

5. Дмитриева В. 365 развивающих игр для детей от 3 до 6 лет. – СП., 2007.

6. Уорнер П. 150 развивающих игр для дошкольников от 3 до 6 лет. Минск 2007.

7. Белошистая А. В. Развиваем логику. Журнал Дошкольное воспитание 2017, №6

8. Фесюкова Л. Б. Креативные задания и схемы для детей 4-7 лет. 2008.

9. Черемошкина Л. В. Развитие памяти детей. 1997.

10. Безруких М. М. Филиппова Т. А. Развиваем логическое мышление и память для 5-7 лет. 2003.

11. Земцова О. Н. Интеллектуальное развитие детей 5-6 лет. - М. , :2013.

12. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология. Учебное пособие. М., 1999.

13. Гоголева В. Г. Логическая азбука для детей 4-6 лет. Спб., 1993.

Публикации по теме:

Авторская разработка. План работы кружка «Хочу всё знать!» Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение городское поселение Игрим, Берёзовского района, ХМАО-Югра, Тюменской области.

Перспективный план кружка «Ладушки» в подготовительной группе Содержание 1.«Что летом родиться, - зимой пригодиться», Беседа о лете. Народные приметы, пословицы, поговорки, песенки о лете. Загадывание.

Перспективный план кружка народных промыслов «Русские узоры» Перспективный план кружка народных промыслов «Русские узоры» Октябрь Дымковская игрушка 1. «Дымковская барышня» (конструирование из бумаги.

Перспективный план работы кружка по познавательно-речевому развитию «Мир вокруг нас» Тема занятия Цель занятия Сроки провед. 1 Земля -наш общий дом 1. Подвести детей к пониманию того, что мы все-жители одной планеты Земля.

Перспективный план работы кружка «Волшебный сундучок» (старший дошкольный возраст) Октябрь 16.10.2014г. Тема “Все любят цирк”. (Салфеточная аппликация.) Задачи: Развивать у детей мелкую моторику рук, формировать художественный.

План кружка по футболу и хоккею. Для детей старшего и подготовительного возраста. План работы кружка «Футбол и Хоккей» на 2015-2016 год. Подготовила: воспитатель Кормителева Л. Э. Актуальность. «С раннего детства любимой.

План-программа фольклорного кружка «Сударушка» План – программа Фольклорного кружка «Сударушка» Сентябрь 1 неделя: «Пришел Тит и Варфоломей, значит осень у дверей» - встреча осени 2.

План работы кружка по нетрадиционному рисованию «Цветик-семицветик» в старшей группе Октябрь 1.«Овощи на грядке» Задачи: учить передавать в рисунке форму, цвет, и характерные особенности овощей; равномерно располагать овощи.

План работы кружка по нетрадиционному рисованию «Цветик-семицветик» в подготовительной группе Октябрь 1.«Лебеди» Задачи: расширять знания о птицах, пополнять словарный запас детей; воспитывать гуманное отношение к миру животных и.

План работы по направлению «Мир нравственности и гражданственности» проекта «Шустрик» для работы с гиперактивными детьмиПлан работы по направлению «Мир нравственности и гражданственности» проекта «Шустрик» для работы с гиперактивными детьми Цель: Создание условий для воспитания внимания, развития навыков самоконтроля на основе воспитательных занятий по формированию нравственных.

Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
План работы кружка «Умницы«
Опубликовано: 18 декабря 2020 в 10:42
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «План работы кружка «Умницы«» (включая файлы) размещена пользователем Ульяна Борисова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД