Сиромицкая Надежда Ивановна
План работы кружка по экспериментальной деятельности «Любознайка» для детей старшего дошкольного возраста
План работы кружка по экспериментальной деятельности «Любознайка»
(для детей старшего дошкольного возраста)
Цель: Создание условий для формирования познавательной активности у детей дошкольного возраста в процессе опытно – экспериментальной деятельности.
Задачи:
1. Формировать способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей.
2. Развивать умение обследовать предметы и явления с разных сторон, выявлять зависимости.
3. Включить детей в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия.
Публикация «План работы кружка по экспериментальной деятельности „Любознайка“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Опыты и эксперименты. Планы
- Планирование. Планы работ
- Старшая группа
- Темочки
4. Способствовать накоплению конкретных представлений о предметах и их свойствах.
5. Расширять перспективы развития поисково-познавательной деятельности.
6. Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, критичность, самостоятельность.
7. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов с использованием приборов - помощников (увеличительное стекло, пипетка, микроскоп, песочные часы и т. д.).
8. Формировать основы логического мышления.
Экспериментальная деятельность с дошкольниками может быть организована в трех основных направлениях:
• специально организованное обучение;
• совместная деятельность педагога с детьми;
• самостоятельная деятельность детей.
Методы и приемы организации опытно - экспериментальной деятельности :
• эвристические беседы, дискуссии;
• наблюдения за объектом;
• просмотр адаптированных для детей научно - популярных фильмов;
• постановка и решение вопросов проблемного характера;
• моделирование (создание моделей об изменениях в живой и неживой природе);
• проведение опытов и экспериментов;
• фиксирование результатов: наблюдений, опытов, экспериментов;
• использование художественного слова;
• дидактические игры;
• ситуация выбора.
Программа кружка рассчитана на детей старшего дошкольного возраста.
Срок реализации кружка – 1 год, сентябрь и май - обследование уровня овладения экспериментальной деятельностью детей.
Режим занятий: 1 раз в неделю; продолжительность – 25минут.
Форма проведения занятий кружка - занимательные игры-занятия с элементами экспериментирования.
Формы подведения итогов: зарисовки, схемы, картинки, таблицы.
Работа по опытно – экспериментальной деятельности с детьми 5 – 6 лет предполагает:
• Закрепление умения использовать обобщенные способы обследования объектов с помощью специально разработанной системы сенсорных эталонов, перцептивных действий.
• Установление функциональных связей и отношений между системами объектов и явлений, применение различных средств познавательных действий.
• Самостоятельное использование действий экспериментального характера для выявления скрытых свойств.
• Закрепление умения получать информацию о новом объекте в процессе его исследования.
• Развитие умений детей действовать в соответствии с предлагаемым алгоритмом.
• Умение определять алгоритм собственной деятельности; с помощью взрослого составлять модели и использовать их в познавательно-исследовательской деятельности.
• Развитие восприятия, умение выделять разнообразные свойства и отношения предметов (цвет, форма, величина, расположение в пространстве и т. п., включая органы чувств: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус.
• Привлечение внимания к проблемным ситуациям, развитие творческой активности в экспериментирования (поиске вариантов решения проблемы, сборе материала).
• Развитие познавательно-исследовательской деятельности (выдвижение гипотез, определение способов проверки, достижения и обсуждения результатов).
Алгоритм организации детского экспериментирования
1. Ребенок выделяет и ставит проблему, которую необходимо решить.
2. Предлагает различные варианты ее решения.
3. Проверяет эти возможные решения, исходя из данных.
4. Делает выводы в соответствии с результатами проверки.
5. Применяет выводы к новым данным.
6. Делает обобщения.
Важно помнить, что занятие является итоговой формой работы исследовательской деятельности, позволяющей систематизировать представления детей.
Роль педагога во время проведения занятия - экспериментирования
1. Показать способ действия или дает косвенные указания к действиям ребенка.
2. Пробуждать любознательность, интерес детей к исследуемым предметам.
3. Стимулировать познавательную, самостоятельную поисковую активность.
Примерный алгоритм проведения занятия-экспериментирования
1. Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, чтение, беседы, рассматривание, зарисовки) по изучению теории вопроса.
2. Определение типа вида и тематики занятия-экспериментирования.
3. Выбор цели задач работы с детьми (познавательные, развивающие, воспитательные задачи).
4. Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, мышления.
5. Предварительная исследовательская работа с использованием оборудования учебных пособий.
6. Выбор и подготовка пособий и оборудования с учетом возраста детей изучаемой темы.
7. Обобщение результатов наблюдений в различных формах (дневники наблюдений, таблицы, фотографии, пиктограммы, рассказы, рисунки и т. д.) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследования.
Ожидаемые результаты у детей :
1. Развитие познавательных способностей детей :
• Проявляют любознательность к чему – то новому, неизвестному.
• Стремятся установить взаимосвязь между предметами окружающего мира.
• Разбираются в причинах наблюдаемых явлений.
2. У детей сформированы умения и навыки самостоятельного проведения исследовательской, опытно-экспериментальной работы.
3. Сформированы умения отвечать на вопросы, выдвигать гипотезы; подводить итог.
4. Происходит накопление умений и навыков самостоятельного поиска информации и материалов, необходимых для исследований по определенной тематике.
5. Дети начинают проявлять самостоятельность в обработке собранного материала, проявляют активность в разрешении проблемных ситуаций.
Октябрь
• ВОДА: «В гостях у Капельки»
Дать представление о детской лаборатории. Познакомить с понятиями: «наука» (познание, «гипотеза» (предположение, о способе познания мира – эксперименте (опыте).
Дать представления о культуре поведения в детской лаборатории.
Познакомить детей со свойствами воды.
• ВОДА: Что такое «растворимость»?
Уточнить представления детей о свойствах воды. Развивать умение действовать по алгоритму. Выявить вещества, которые растворяются в воде. Закрепить знания о правилах безопасного поведения при работе с различными веществами.
• ВОДА: Какие предметы могут плавать
Дать детям представление о плавучести предметов, о том, что плавучесть зависит не от размера предмета, а от его тяжести. Активизировать знания детей о свойстве дерева (не тонуть в воде); развивать умение формулировать проблему, анализировать ситуации, планировать эксперимент
Ноябрь
• ВОДА: В царстве замерзшей воды
Познакомить детей с различным агрегатным состоянием воды (лед — твердое вещество, плавает, тает, состоит из воды).
Уточнить представления о свойствах льда: прозрачный, имеет твердую форму, при нагревании тает и превращается в воду. Дать представления об айсбергах, их опасности для судоходства.
• ВОДА: Жидкие фокусы
Развивать у детей любознательность, наблюдательность, активизировать мыслительные процессы. Познакомить с принципом работы пипетки, развивать умение действовать по алгоритму.
• ВОЗДУХ: Игры воздушных пузырьков
Установить, окружает ли нас воздух и как его обнаружить. Определить поток воздуха в помещении.
Обнаружить воздух; выявить, что воздух легче воды, имеет силу. Сжатый воздух обладает силой, может двигать предметы.
• ВОЗДУХ: Откуда берутся облака
Дать представление об использовании свойств воздуха человеком, показать, как можно поиграть с воздухом
Познакомить детей с круговоротом воды в природе, с процессом конденсации.
• ВОЗДУХ: Ветер и его подружка - ветряная вертушка
Продолжать знакомить с разной силой потока воздуха, развивать дыхание. Выявить, как образуется ветер, что ветер – это поток воздуха.
Декабрь
• ВОЗДУХ: Изготовление игрушки «Парашютист»
Развивать у детей любознательность, наблюдательность, активизировать мыслительные процессы. Продолжать знакомить детей с разной силой потока воздуха.
• Вулкан
Познакомить детей с природным явлением - вулканом.
Формировать представления о типах вулканов, опасностях, которые они представляют, а также их пользе.
Воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности, целеустремленность, настойчивость, самостоятельность
• Апельсиновое приключение
Развивать у детей любознательность, наблюдательность, активизировать мыслительные процессы.
Обнаружить воздух; выявить, что воздух легче воды, имеет силу выталкивать предметы из воды
Январь
• Тайные чернила
Выявить возможность использования различных веществ вместо чернил, способы их проявления: нагревание. Развивать у детей самостоятельность. Продолжать развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; поощрять выдвижение гипотез; развивать дружеские взаимоотношения во время работы.
• Игры с тенью
Познакомить с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта, создать с помощью теней образы. Помочь понять, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаимоположения. Развивать творческое воображение. Воспитывать наблюдательность.
• Песчаное путешествие
Познакомить со свойствами и качествами песка, его происхождением, цветом, структурой. Учить установить свойства песка. Обучить детей возможным действиям обследования, учить проводить несложные опыты. Учить решать познавательные задачи, логически мыслить. Познакомить с песочными часами.
Февраль
• Своды и песчаные тоннели
Выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость. Выяснить, почему насекомые, попавшие в песок, не раздавливаются им, а выбираются целыми и невредимыми.
• Песочные картины
Познакомить со способом изготовления рисунка из песка.
Задачи: закрепить представления детей о свойствах песка, развить любознательность, наблюдательность, активизировать речь детей, развить конструктивные умения.
• ЗВУК: Рупор
Подвести к пониманию причин возникновения звука: колебание предметов (с помощью линейки, натянутой струны) Выяснить причины ослабления звука. Подвести к пониманию возникновения эха (звук отражается от твердых предметов).
• Фокусы с монеткой
Познакомить с прибором-помощником — лупой и ее назначением. Развивать у детей любознательность, наблюдательность, активизировать мыслительные процессы.
Март
• Цветное молоко
Познакомить с процессом растворения краски в молоке при помешивании палочкой, смоченной в жидком мыле. Развивать мыслительную активность, умение делать выводы на основе наблюдений, формировать чувство цвета.
• Волшебный волчок
Познакомить со свойством света превращаться в спектр. Расширить представления о смешении цветов, составляющих белый цвет.
• Перевё ртыши: «Вдвоём веселее»
Продолжать знакомить со свойством света. Расширить представления о смешении цветов.
• Соломинка - пипетка
Развивать у детей любознательность, наблюдательность, активизировать мыслительные процессы.
Апрель
• КОСМОС: «Моя планета»
Познакомить детей с элементарным опытом рисования красками по соде. Продолжать развивать познавательную активность в процессе экспериментирования
• КОСМОС: «Почему кажется, что звёзды двигаются»?
Установить, почему звезды движутся по кругу с помощью оптического опыта
• Магнит - что это?
Познакомить детей с физическим явлением «магнетизм», с особенностями магнита; помочь выявить материалы, которые могут стать магнетическими; показать способ изготовления самодельных компасов.
• Фокусы с магнитом
Формировать представление детей о свойствах магнита и их использовании человеком.
Как действуют магниты на предметы.
Расширить логический и естественнонаучный опыт детей, связанный с выявлением таких свойств материалов, как липкость, способность приклеивать и приклеиваться, свойств магнитов притягивать железо.
Помочь определить, какими свойствами магнит обладает в воде и на воздухе.
Май
• Весенние цветы
Формирование у детей основ знаний и представлений о бумаге, её свойствах в воде
• Плывет, плывет кораблик
Познакомить детей со свойствами мыла. Развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования, наблюдательность, любознательность
• Удивительные свойства мыльных пузырей
Формировать представления детей о свойствах мыла. Пронаблюдать удивительные свойства мыльных пузырей на опытах. Развить творческое воображение и мышление.
• Мониторинг достижений детей