Приложение МААМ

План работы кружка по экспериментальной деятельности «Любознайка» для детей старшего дошкольного возраста

Сиромицкая Надежда Ивановна
План работы кружка по экспериментальной деятельности «Любознайка» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

План работы кружка по экспериментальной деятельности «Любознайка»

(для детей старшего дошкольного возраста)

Цель: Создание условий для формирования познавательной активности у детей дошкольного возраста в процессе опытно – экспериментальной деятельности.

Задачи:

1. Формировать способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей.

2. Развивать умение обследовать предметы и явления с разных сторон, выявлять зависимости.

3. Включить детей в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия.

Темочки:

4. Способствовать накоплению конкретных представлений о предметах и их свойствах.

5. Расширять перспективы развития поисково-познавательной деятельности.

6. Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, критичность, самостоятельность.

7. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов с использованием приборов - помощников (увеличительное стекло, пипетка, микроскоп, песочные часы и т. д.).

8. Формировать основы логического мышления.

Экспериментальная деятельность с дошкольниками может быть организована в трех основных направлениях:

• специально организованное обучение;

• совместная деятельность педагога с детьми;

• самостоятельная деятельность детей.

Методы и приемы организации опытно - экспериментальной деятельности :

• эвристические беседы, дискуссии;

• наблюдения за объектом;

• просмотр адаптированных для детей научно - популярных фильмов;

• постановка и решение вопросов проблемного характера;

• моделирование (создание моделей об изменениях в живой и неживой природе);

• проведение опытов и экспериментов;

фиксирование результатов: наблюдений, опытов, экспериментов;

• использование художественного слова;

• дидактические игры;

• ситуация выбора.

Программа кружка рассчитана на детей старшего дошкольного возраста.

Срок реализации кружка – 1 год, сентябрь и май - обследование уровня овладения экспериментальной деятельностью детей.

Режим занятий: 1 раз в неделю; продолжительность – 25минут.

Форма проведения занятий кружка - занимательные игры-занятия с элементами экспериментирования.

Формы подведения итогов: зарисовки, схемы, картинки, таблицы.

Работа по опытно – экспериментальной деятельности с детьми 5 – 6 лет предполагает:

• Закрепление умения использовать обобщенные способы обследования объектов с помощью специально разработанной системы сенсорных эталонов, перцептивных действий.

• Установление функциональных связей и отношений между системами объектов и явлений, применение различных средств познавательных действий.

• Самостоятельное использование действий экспериментального характера для выявления скрытых свойств.

• Закрепление умения получать информацию о новом объекте в процессе его исследования.

• Развитие умений детей действовать в соответствии с предлагаемым алгоритмом.

• Умение определять алгоритм собственной деятельности; с помощью взрослого составлять модели и использовать их в познавательно-исследовательской деятельности.

• Развитие восприятия, умение выделять разнообразные свойства и отношения предметов (цвет, форма, величина, расположение в пространстве и т. п., включая органы чувств: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус.

• Привлечение внимания к проблемным ситуациям, развитие творческой активности в экспериментирования (поиске вариантов решения проблемы, сборе материала).

• Развитие познавательно-исследовательской деятельности (выдвижение гипотез, определение способов проверки, достижения и обсуждения результатов).

Алгоритм организации детского экспериментирования

1. Ребенок выделяет и ставит проблему, которую необходимо решить.

2. Предлагает различные варианты ее решения.

3. Проверяет эти возможные решения, исходя из данных.

4. Делает выводы в соответствии с результатами проверки.

5. Применяет выводы к новым данным.

6. Делает обобщения.

Важно помнить, что занятие является итоговой формой работы исследовательской деятельности, позволяющей систематизировать представления детей.

Роль педагога во время проведения занятия - экспериментирования

1. Показать способ действия или дает косвенные указания к действиям ребенка.

2. Пробуждать любознательность, интерес детей к исследуемым предметам.

3. Стимулировать познавательную, самостоятельную поисковую активность.

Примерный алгоритм проведения занятия-экспериментирования

1. Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, чтение, беседы, рассматривание, зарисовки) по изучению теории вопроса.

2. Определение типа вида и тематики занятия-экспериментирования.

3. Выбор цели задач работы с детьми (познавательные, развивающие, воспитательные задачи).

4. Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, мышления.

5. Предварительная исследовательская работа с использованием оборудования учебных пособий.

6. Выбор и подготовка пособий и оборудования с учетом возраста детей изучаемой темы.

7. Обобщение результатов наблюдений в различных формах (дневники наблюдений, таблицы, фотографии, пиктограммы, рассказы, рисунки и т. д.) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследования.

Ожидаемые результаты у детей :

1. Развитие познавательных способностей детей :

• Проявляют любознательность к чему – то новому, неизвестному.

• Стремятся установить взаимосвязь между предметами окружающего мира.

• Разбираются в причинах наблюдаемых явлений.

2. У детей сформированы умения и навыки самостоятельного проведения исследовательской, опытно-экспериментальной работы.

3. Сформированы умения отвечать на вопросы, выдвигать гипотезы; подводить итог.

4. Происходит накопление умений и навыков самостоятельного поиска информации и материалов, необходимых для исследований по определенной тематике.

5. Дети начинают проявлять самостоятельность в обработке собранного материала, проявляют активность в разрешении проблемных ситуаций.

Октябрь

ВОДА: «В гостях у Капельки»

Дать представление о детской лаборатории. Познакомить с понятиями: «наука» (познание, «гипотеза» (предположение, о способе познания мира – эксперименте (опыте).

Дать представления о культуре поведения в детской лаборатории.

Познакомить детей со свойствами воды.

ВОДА: Что такое «растворимость»?

Уточнить представления детей о свойствах воды. Развивать умение действовать по алгоритму. Выявить вещества, которые растворяются в воде. Закрепить знания о правилах безопасного поведения при работе с различными веществами.

ВОДА: Какие предметы могут плавать

Дать детям представление о плавучести предметов, о том, что плавучесть зависит не от размера предмета, а от его тяжести. Активизировать знания детей о свойстве дерева (не тонуть в воде); развивать умение формулировать проблему, анализировать ситуации, планировать эксперимент

Ноябрь

ВОДА: В царстве замерзшей воды

Познакомить детей с различным агрегатным состоянием воды (лед — твердое вещество, плавает, тает, состоит из воды).

Уточнить представления о свойствах льда: прозрачный, имеет твердую форму, при нагревании тает и превращается в воду. Дать представления об айсбергах, их опасности для судоходства.

ВОДА: Жидкие фокусы

Развивать у детей любознательность, наблюдательность, активизировать мыслительные процессы. Познакомить с принципом работы пипетки, развивать умение действовать по алгоритму.

ВОЗДУХ: Игры воздушных пузырьков

Установить, окружает ли нас воздух и как его обнаружить. Определить поток воздуха в помещении.

Обнаружить воздух; выявить, что воздух легче воды, имеет силу. Сжатый воздух обладает силой, может двигать предметы.

ВОЗДУХ: Откуда берутся облака

Дать представление об использовании свойств воздуха человеком, показать, как можно поиграть с воздухом

Познакомить детей с круговоротом воды в природе, с процессом конденсации.

ВОЗДУХ: Ветер и его подружка - ветряная вертушка

Продолжать знакомить с разной силой потока воздуха, развивать дыхание. Выявить, как образуется ветер, что ветер – это поток воздуха.

Декабрь

ВОЗДУХ: Изготовление игрушки «Парашютист»

Развивать у детей любознательность, наблюдательность, активизировать мыслительные процессы. Продолжать знакомить детей с разной силой потока воздуха.

• Вулкан

Познакомить детей с природным явлением - вулканом.

Формировать представления о типах вулканов, опасностях, которые они представляют, а также их пользе.

Воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности, целеустремленность, настойчивость, самостоятельность

• Апельсиновое приключение

Развивать у детей любознательность, наблюдательность, активизировать мыслительные процессы.

Обнаружить воздух; выявить, что воздух легче воды, имеет силу выталкивать предметы из воды

Январь

• Тайные чернила

Выявить возможность использования различных веществ вместо чернил, способы их проявления: нагревание. Развивать у детей самостоятельность. Продолжать развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; поощрять выдвижение гипотез; развивать дружеские взаимоотношения во время работы.

• Игры с тенью

Познакомить с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта, создать с помощью теней образы. Помочь понять, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаимоположения. Развивать творческое воображение. Воспитывать наблюдательность.

• Песчаное путешествие

Познакомить со свойствами и качествами песка, его происхождением, цветом, структурой. Учить установить свойства песка. Обучить детей возможным действиям обследования, учить проводить несложные опыты. Учить решать познавательные задачи, логически мыслить. Познакомить с песочными часами.

Февраль

• Своды и песчаные тоннели

Выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость. Выяснить, почему насекомые, попавшие в песок, не раздавливаются им, а выбираются целыми и невредимыми.

• Песочные картины

Познакомить со способом изготовления рисунка из песка.

Задачи: закрепить представления детей о свойствах песка, развить любознательность, наблюдательность, активизировать речь детей, развить конструктивные умения.

ЗВУК: Рупор

Подвести к пониманию причин возникновения звука: колебание предметов (с помощью линейки, натянутой струны) Выяснить причины ослабления звука. Подвести к пониманию возникновения эха (звук отражается от твердых предметов).

• Фокусы с монеткой

Познакомить с прибором-помощником — лупой и ее назначением. Развивать у детей любознательность, наблюдательность, активизировать мыслительные процессы.

Март

• Цветное молоко

Познакомить с процессом растворения краски в молоке при помешивании палочкой, смоченной в жидком мыле. Развивать мыслительную активность, умение делать выводы на основе наблюдений, формировать чувство цвета.

• Волшебный волчок

Познакомить со свойством света превращаться в спектр. Расширить представления о смешении цветов, составляющих белый цвет.

• Перевё ртыши: «Вдвоём веселее»

Продолжать знакомить со свойством света. Расширить представления о смешении цветов.

• Соломинка - пипетка

Развивать у детей любознательность, наблюдательность, активизировать мыслительные процессы.

Апрель

КОСМОС: «Моя планета»

Познакомить детей с элементарным опытом рисования красками по соде. Продолжать развивать познавательную активность в процессе экспериментирования

КОСМОС: «Почему кажется, что звёзды двигаются»?

Установить, почему звезды движутся по кругу с помощью оптического опыта

• Магнит - что это?

Познакомить детей с физическим явлением «магнетизм», с особенностями магнита; помочь выявить материалы, которые могут стать магнетическими; показать способ изготовления самодельных компасов.

• Фокусы с магнитом

Формировать представление детей о свойствах магнита и их использовании человеком.

Как действуют магниты на предметы.

Расширить логический и естественнонаучный опыт детей, связанный с выявлением таких свойств материалов, как липкость, способность приклеивать и приклеиваться, свойств магнитов притягивать железо.

Помочь определить, какими свойствами магнит обладает в воде и на воздухе.

Май

• Весенние цветы

Формирование у детей основ знаний и представлений о бумаге, её свойствах в воде

• Плывет, плывет кораблик

Познакомить детей со свойствами мыла. Развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования, наблюдательность, любознательность

• Удивительные свойства мыльных пузырей

Формировать представления детей о свойствах мыла. Пронаблюдать удивительные свойства мыльных пузырей на опытах. Развить творческое воображение и мышление.

• Мониторинг достижений детей

Публикации по теме:

Перспективный план познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста на год Сентябрь «Свойства воды» - познакомить детей со свойствами воды «Вкус воды» - выяснить имеет ли вкус вода «Запах воды» - выяснить имеет.

Перспективный план работы по ознакомлению с ПДД на сентябрь для детей старшего дошкольного возраста Перспективный план работы по ознакомлению детей с ПДД (старшая группа)Выполнила:Воспитатель Команда Т. Н. Ст. Динская 2019 г. Перспективный.

Перспективный план работы по ознакомлению с ПДД на апрель для детей старшего дошкольного возраста Перспективный план работы по ознакомлению детей с ПДД (старшая группа)Выполнила:Воспитатель Команда Т. Н. Ст. Динская 2020 г. Перспективный.

Перспективный план работы по ознакомлению с ПДД на декабрь для детей старшего дошкольного возраста Перспективный план работы по ознакомлению детей с ПДД (старшая группа)Выполнила:Воспитатель Команда Т. Н. Ст. Динская 2019 г. Перспективный.

Перспективный план работы по ознакомлению с ПДД на февраль для детей старшего дошкольного возраста Перспективный план работы по ознакомлению детей с ПДД (старшая группа)Выполнила:Воспитатель Команда Т. Н. Ст. Динская 2020 г. Перспективный.

Перспективный план работы по ознакомлению с ПДД на январь для детей старшего дошкольного возраста Перспективный план работы по ознакомлению детей с ПДД (старшая группа)Выполнила:Воспитатель Команда Т. Н. Ст. Динская 2020 г. Перспективный.

Перспективный план работы по ознакомлению с ПДД на май для детей старшего дошкольного возраста Перспективный план работы по ознакомлению детей с ПДД (старшая группа)Выполнила:Воспитатель Команда Т. Н. Ст. Динская 2020 г. Перспективный.

Перспективный план работы по ознакомлению с ПДД на март для детей старшего дошкольного возраста Перспективный план работы по ознакомлению детей с ПДД (старшая группа)Выполнила:Воспитатель Команда Т. Н. Ст. Динская 2020 г. Перспективный.

Перспективный план работы по ознакомлению с ПДД на ноябрь для детей старшего дошкольного возраста Перспективный план работы по ознакомлению детей с ПДД (старшая группа)Выполнила:Воспитатель Команда Т. Н. Ст. Динская 2019 г. Перспективный.

План наблюдений и экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста 3–4 на прогулкеПлан наблюдений и экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста 3–4 на прогулке План наблюдений и экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста на прогулке Младший дошкольный возраст (дети 3 – 4 лет).

Библиотека изображений:
Автор публикации:
План работы кружка по экспериментальной деятельности «Любознайка» для детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 2 февраля 2021 в 20:19
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «План работы кружка по экспериментальной деятельности «Любознайка» для детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Сиромицкая Надежда Ивановна (УИ 2559693) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД