Ольга Бобрик
План работы кружка по развитию речи во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Кружок по развитию речи во второй младшей группе
Ладушки"
Возраст детей 3-4 года
Количество детей 10 человек
Кружок проводится 2 раза в месяц(2 и 4 неделя месяца);
День недели четверг; время 15час. 40 мин
«Движения руки всегда тесно связаны с речью
и способствуют ее развитию» В. М. Бехтерев
«Пальцы помогают говорить» М. Монтессори
Актуальность:
Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка.
Публикация «План работы кружка по развитию речи во второй младшей группе» размещена в разделах
- Планирование. Планы работ
- Развитие речи. Планы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2021
Главная задача педагога в области развития речи детей младшего
дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, овладеть
родным языком. Ученые, изучающие деятельность детского мозга и психику детей, отмечают большое значение функции руки. Они установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени движений пальцев рук. Чтобы научить ребенка говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный и речевой аппарат, но и активно развивать мелкую моторику рук.
Регулярные занятия пальчиковыми играми, играми со шнуровкой, бусинками, пуговицами, массажными мячиками, нетрадиционными видами продуктивной деятельности позволят улучшить психофизическое состояние ребенка, помогут детям в усвоении разговорной речи, расширить словарный запас, активизировать познавательное и умственное развитие, будут способствовать развитию мелкой моторики рук. Игры с пальчиками- это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов веселого общения со сверстниками и воспитателем.
Пояснительная записка.
Кружок «Ладушки» направлен на развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей 3-4 лет.
Для развития мелкой моторики рук на занятиях кружка используются следующие приемы:
• самомассаж кистей рук (карандаши, бусинки, массажные мячи)
• пальчиковые игры;
•выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, крупы, мелкие игрушки, пуговицы)
Занятия включают в себя разнообразные игровые упражнения, проводимые на материале различных лексических тем.
В работе используются различные по фактуре материалы (крупы, пуговицы и др.)
Форма работы: подгрупповая.
Цель: развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей 3- 4 лет в играх и упражнениях.
Задачи:
1. Активизировать мелкую моторику и тактильную чувствительность рук детей с помощью пальчиковых игр, нетрадиционных приемов, играми со шнуровкой, бусами, крупами, крышками и т. Д
2. Обогащать словарный запас каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей.
3. Развивать творчество, фантазию, коммуникативные навыки.
4. Развивать согласованность движений обеих рук.
5. Развивать чувство ритма, образное мышление детей.
6. Воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т. д.);
7. Воспитывать усидчивость, целенаправленность.
Список детей:
План работы кружка «Ладушки»
Сентябрь
Тема: «Знакомство»
1. Артикуляционная гимнастика. «Сказка про язычок»
2. Пальчиковая игра «В гости к пальчику большому»
В гости к пальчику большому
В гости к пальчику большому
(выставляют вверх большие пальцы)
Приходили прямо к дому
(соединяют под углом кончики пальцев обеих рук)
Указательный и средний,
(названные пальцы соединяют с большим пальцем на обеих руках одновременно)
Безымянный и последний,
С ним мизинчик-малышок
(мизинцы выставляют вверх, пальцы сжимают в кулак)
Постучался о порог.
(кулачками стучат друг о дружку)
Вместе пальчики-друзья,
Друг без друга им нельзя.
(ритмично сжимают пальцы на обеих руках)
Цель: Развивать мелкую моторику рук, координацию движения рук, умения согласовать речь с движениями рук.
Тема: «Овощи»
1. Пальчиковая игра «Капуста»
Мы капустку рубим-рубим, (Движения прямыми ладонями вверх-вниз)
Мы морковку трем-трем (потирать кулачок о кулачок)
Мы капустку солим-солим (имитировать движения солить)
Мы капустку жмём-жмём. (Сжимать и разжимать кулачки).
И в баночку кладем.
Цель: Развивать мелкую моторику рук, координацию движения рук, умения согласовать речь с движениями рук.
2. «Хлопки»
Цель: упражнять детей в хлопанье ладошами по сигналу, тихо, громко, быстро, медленно, развивать чувства темпа, моторику рук.
3. «Лейся водичка»
Цель: познакомить детей с переливанием воды с помощью ложек в большую посуду, развивать координацию движений рук, мелкую моторику, развивать тактильные ощущения.
Октябрь
Тема: «Игрушки»
1. Пальчиковая гимнастика «Игрушки»
У Антошки есть игрушки:
Вот веселая лягушка.
Вот железная машина.
Это мяч. Он из резины.
Разноцветная матрешка
И с хвостом пушистым кошка.
(Дети поочередно сгибают пальчики)
Цель: продолжать развивать и улучшать координацию мелкой моторики
2.«Волшебный мешочек»
В мешочек положить железную машинку, пластмассовый мячик, резиновую игрушку, мягкую игрушку, деревянный кубик.
Цель: познакомить детей с различными материалами, учить находить одинаковые предметы на ощупь.
3. Упражнение «Смятые комочки» (бумага)
Цель: Упражнять детей в расправлении мятой бумаги, развивать мелкую моторику, тактильную чувствительность (заготовить комочки из бумаги на каждого ребенка).
Тема: «Птицы»
1. Пальчиковая игра: «Птички»
Птички полетели, (ладони повернуть к себе, переплести большие пальцы – «птица»)
Крыльями махали. На деревья сели, (поднимают руки вверх, пальцы широко расставлены)
Вместе отдыхали. (пальцы сцеплены в «замок»)
2.«Кто спрятался в комочке?»
Разглаживание бумажных комочков с изображением птиц
Цель: продолжать упражнять детей в расправлении мятой бумаги, развивать мелкую моторику, тактильную чувствительность
3.«Накорми птичек» отрывать кусочки бумаги, скомкать бумагу в маленькие крошки.
Ноябрь
Тема: «Деревья»
1. Пальчиковая игра «Листья»
Листья жёлтые летят и под ножками шуршат. (руки сверху вниз опускаются, ладони поворачиваются, изображая падающие листья)
Вшик, вшик, вшик.
Вшик, вшик, вшик (шаркаем ладонью об ладонь)
Листья жёлтые летят и под ножками шуршат
Вшик, вшик, вшик.
Вшик, вшик, вшик. (шаркаем ножками)
Листья жёлтые летят и под ножками шуршат
Вшик, вшик, вшик.
Вшик, вшик, вшик. (указательные пальцы шаркают друг об друга).
2. Игра с прищепками «Наряжаем елочку».
Цель: познакомить детей с играми с прищепками, продолжать развивать мелкую моторику рук, усиливать нажатие при открытии прищепки
3.«Хлопотушка» -хлопаем в ладоши тихо и громко, в разном темпе.. (Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга (от большого к мизинцу)
«Напои животных» - наливаем воду из стакана в тарелочку, ложкой.
Тема: «Грибы»
1. Пальчиковая игра «Грибы»
Этот пальчик в лес пошел,
Этот пальчик гриб нашел.
Этот пальчик печь топил.
Этот пальчик суп варил.
Этот пальчик взял, все съел
Оттого и потолстел (поочередно загибаем пальчики от мизинчика к большому)
2. Упражнение «Обведи и раскрась»
Цель: Упражнять в умении замечать и называть различное в цвете, форме. Развивать цветовое восприятие.
3.«Угадай, кто позвал»
Цель: Воспитываем у детей умение сосредоточивать слуховое внимание.
Декабрь
Тема: «Зима»
1. Пальчиковая гимнастика «Зима»
Раз, два, три, четыре, пять (Каждый палец правой руки поочередно ударяет по столу)
К нам зима пришла опять (каждый палец левой руки поочередно ударяет по столу)
И с собою принесла (Каждый палец правой руки поочередно ударяет по столу)
Ветер, снег и холода. (каждый палец левой руки поочередно ударяет по столу).
2. «Снежные комочки» - рисуем на манной крупе кружочки пальцами.
Цель: Закрепить умение проводить пальцем круговые движения.
3. Самомассаж рук мячиками («ежиками»)
Цель: развивать мелкую моторику, тактильные ощущения.
Тема: «Новый год»
1. Пальчиковая гимнастика «Елочка»
Не коли нес елочка (грозят пальчиком)
Веточкой мохнатой. (пальцы рук разводят в стороны)
Убери иголочки (ладонями «отодвинуть» от себя ветки)
Дальше от ребяток.
2. «Бусы на елку» -нанизывание бусин разного размера на нитку.
3. Самомассаж бусинами.
Цель: развивать мелкую моторику, тактильные ощущения.
Январь
Тема: «Профессии»
1. Пальчиковая гимнастика «Повар»
Кукле кашу я сварю: (мешаем кашу)
В миску молока налью, (наливаем молоко)
Положу туда крупу (насыпаем крупу)
И поставлю на плиту. (Ставим на плиту)
Будет каша хороша! (хлопаем в ладоши)
Кушай, кукла, не спеша. (грозим пальцем)
2. «Ложечка» - пересыпаем рисовую крупу с одной емкости в другую.
Цель: развивать мелкую моторику, координацию движений, сосредоточенность, аккуратность.
3. «Рвем бумагу»- разрываем бумагу сначала на полоски, потом на мелкие кусочки.
Цель: снятие эмоционального напряжения, формирование чувства уверенности.
Тема: «Посуда»
1. Пальчиковая гимнастика «Посуда»
Из тарелок, как один (ладони вместе перед собой «тарелка»)
Суп мы ложками едим. (изображаем ложку, едим)
Вилкой кушаем котлеты, (указательный и средний палец изображает вилку)
Ножик режет нам омлеты. «режем» прямой ладонью взад-вперед)
2. Проговаривание чистоговорок:
Да-да-да грязная посуда.
Ду-ду-ду мыть посуду буду.
До-до-до вот большое блюдо.
Да-да-да вымыта посуда.
3. «Тарелочка»- лепим тарелку из глины (пластилина)
Цель: продолжать учить детей отщипывать маленькие кусочки глины от большого куска, скатывать из них шарики и сплющивать их.
Февраль
Тема: «Птицы»
1. Пальчиковая гимнастика «Птицы»
Прилетайте, птички! («зовущие» движения обеими руками)
Сала дам синичке. («режущие» движения ладонь о ладонь)
Приготовлю крошки, (пальцы щепоткой- «крошить» хлеб)
Хлебушка немножко. (тереть подушечки пальцев друг о друга)
Это крошки- голубям, (вытянуть вперед правую руку с раскрытой ладонью)
Это крошки- воробьям. (вытянуть вперед левую руку с раскрытой ладонью)
Галки да вороны (тереть ладонь о ладонь)
Ешьте макароны.
2. «Собери птичку»- разрезные картинки.
Цель: Развитие мелкой моторики рук, пространственных представлений., обогащение словарного запаса.
3. «Строим гнездо»- из бросового материала (веточки, трава, перья, вата и тд)
Цель: развитие мелкой моторики, развивать исследовательскую деятельность детей.
Тема: «Семья»
1. Пальчиковая гимнастика «Семья»
Этот пальчик- дедушка, (поочередно загибаем пальцы, начиная с большого)
Этот пальчик- бабушка,
Этот пальчик- папочка,
Этот пальчик- мамочка,
Ну а этот пальчик – я!
Вместе дружная семья! (сжимаем пальчики в замок)
2. «Папины помощники»- построить забор из счетных палочек.
Цель: тренировать навык создания изображения по образцу.
3. «Мамины помощники»- собрать солнышко из прищепок.
Цель: развитие мелкой моторики рук, закрепление сенсорных навыков, пространственных представлений, развитие мышления, воображения, речи.
Март
Тема: «Мамин день»
1. Пальчиковая гимнастика: «Большая стирка»
Буду маме помогать, (трем кулачки друг о друга)
Буду сам белье стирать:
Мылом мою я носки, (провести кулачком по ладошке)
Крепко трутся кулачки, (трем кулачки друг о друга)
Сполосну носки я ловко (двигаем кистями вправо-влево)
И повешу на веревку. (поднять руки вверх, кисти согнуть)
2. «Поможем маме»- мытье кукольной посуды в теплой воде.
Цель: Развивать мелкую моторику рук.
3. «Погремушка»- в бутылку насыпать горох, фосоль или пуговицы. Послушать, как звучит.
Цель: развивать координацию движений, слух.
Тема: «Транспорт»
1. Пальчиковая гимнастика: «Транспорт»
По шоссе идут машины, (крутим воображаемым рулем)
По асфальту едут шины. (локти прижаты к туловищу, ладони двигаются параллельно друг другу)
По дороге не беги, (грозим пальцем)
Я скажу тебе «би-би»! рука сжата в кулак, большой палец выпрямлен- «сигналим»)
2. «Выложи транспорт»- выкладывание рисунка по схеме.
Цель: тренировать навык выкладывания изображения счетными палочками.
3. «Нарисуй колесо»- рисование на песке.
Цель: закрепить умение проводить пальцем круговые движения.
Апрель
Тема: «Весна»
1. Пальчиковая гимнастика: «Весна»
Шаловливые сосульки (собрать пальцы в щепотку)
Сели на карниз. (руки на колени)
Посмотрели вниз. (опустить голову вниз)
Посмотрели, чем занятся? (пожать плечами)
Стали каплями кидаться. («стряхиваем» капли с пальцев)
2. «Рисуем солнышко»- нарисовать солнышко на мелкой наждачной бумаге.
Цель: развитие тактильных ощущений, включение всех пальцев в работу по рисованию линий – «лучей».
3. «Прогулка»- ходить двумя пальцами по столу в разном темпе.
Цель: развивать координацию движений.
Тема: «Дождик»
1. Пальчиковая гимнастика: «Дождик»
Дождик, дождик, веселей. (пальцами правой руки стучать по левой)
Капай, капай, не жалей! (пальцами левой руки стучать по правой)
Только нас не замочи! (изображать «брызги»)
Зря в окошко не стучи! (стучим кулачок о кулачок)
Брызни в поле пуще: (изображать «брызги»)
Станет травка гуще! (скрестить ладоши, пальцы растопырены)
2. «Чудо-нитки»- намотать нитки на палочку.
Цель: Развитие мелкой моторики рук.
3. «Нарисуй дождик»- рисование восковыми мелками.
Цель: закреплять умение рисовать прямые линии.
Май
Тема: «Цветы»
1. Пальчиковая гимнастика: «Цветок»
Вырос высокий цветок на поляне, («цветок» ладони вместе)
Утром весенним раскрыл лепестки. (развести пальцы рук)
Всем лепесткам красоту и питание (движения пальцами вместе-врозь)
Дружно дают под землей корешки. («корни» пальцы вниз)
2. Тычкование «Одуванчик» -рисование ватными палочками.
Цель: развитие мелкой моторики рук, координации двидений.
3. Самомассаж кистей рук- прокатывание ребристого карандаша по столу.
Цель: развивать мелкую моторику, тактильные ощущения.
Тема: «Вот и лето пришло»
1. Пальчиковая гимнастика: «Лето»
Солнцем ласковым согрето, (идем 2-мя пальцами по столу)
За весной приходит лето.
Будем в озере нырять (соединить ладони и «нырять» вперед)
И цветочки собирать. («срывать» одной рукой и собирать в другую)
2. «Поймай рыбку»- ловить рыбок руками в тазике с теплой водой.
Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук, координации движений.
3. Самомассаж кистей рук «Скатай шарик»- из соленого теста.
Цель: развивать мелкую моторику, тактильные ощущения.