Оксана Никифорова
Консультация «Детская агрессия и жестокость и ее профилактика»
▼ Скачать + Заказать документы
• Цель: указать причины
поведения учащихся; факторы,
влияющие на детскую жестокость;
привести примеры профилактики
детской агрессии и жестокости.
Вопросы для обсуждения:
1. Что такое жестокость?
Формы проявления жестокости.
2 Причины детской жестокости.
Публикация «Консультация „Детская агрессия и жестокость и ее профилактика“» размещена в разделах
- Агрессивный ребенок. Консультации
- Агрессия, детская агрессивность
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2018
3 Профилактика детской
жестокости.
“Если ребенка учат добру, в
результате будет добро, учат злу
в результате будет зло – ибо
ребенок не рождается готовым
человеком, человеком его надо
сделать”.
В. А. Сухомлинский
Тема нашей встречи серьёзна и трудна и в
последнее время стала очень актуальна.
Это тема проявления нашими детьми
жестокости и агрессии. К сожалению,
эти проявления живут среди нас,
взрослых, и среди детей. Что же это за
явление и стоит ли нам о нём говорить?
Стоит. А раз так, давайте рассмотрим,
что собой представляет агрессия и
жестокость и как мы, взрослые, можем
помочь детям преодолеть её.
Что же такое жестокость?
Жестокость – это человеческое
чувство не знающее жалости,
сожаления, сочувствия. Это
способность причинять
страдания людям или
животным.
Почему дети равнодушны и жестоки? – часто
спрашиваем мы. Как помочь детям стать чуткими,
щедрыми, милосердными, как своевременно
поставить заслон жестокости и черствости? Каждый
из нас хочет воспитать детей так, чтобы из них
получились хорошие люди. Но когда ребенок
становится агрессивным или проявляет жестокость,
у родителей опускаются руки. Почему малыш так
себя ведет? Дети от природы склонны быть
эгоцентричными. Их некоторые действия просто не
вписываются ни в какие рамки. При этом родители
недоумевают: откуда малыш набрался этого?
Формы проявления жестокости
целенаправленная жестокость
враждебная жестокость
прямая жестокость
косвенная вербальная
жестокость
Особенности жестокого поведения
детей
Жертвами агрессии часто становятся
близкие люди
Далеко
не все жестокие дети воспитываются в неблагополучных семьях
Жестокость часто возникает
без реального повода
Многие жестокие поступки подростков,
являются следствием личностного кризиса
Жестокость у детей до трех лет неосознанная.
Родителям может казаться, что малыш
делает это специально и его нужно жестоко
наказывать. Например, ребенок может
швырнуть кошку о стену. Разве ему не жалко
кошечки? На самом деле, малыш делает это
не для того, чтобы ей отомстить. Так он
играет. Дети еще не знают всех ощущений -
от чего бывает больно, а от чего нет. Он
может просто не понимать, что кошка при
этом испытывает боль.
Такая жестокость ребенка – это лишь этап его развития и
формирования личности. Когда он таким же образом
ударит об стенку мягкую игрушку, мама не будет
негодовать, ведь это неживой предмет. Более того,
родители с пониманием к этому отнесутся: ребенок
познает мир. А на самом деле дети одинаково играют и с
живыми, и с неживыми объектами. Разница лишь в том,
что с живыми играть легче. Жестокость деток
дошкольного возраста бессознательна. Это всего лишь
этап развития личности, который он вскоре перерастет.
Другое дело – жестокость осознанная, когда ребенок
целенаправленно причиняет вред другому (всегда более
слабому, получая от этого удовольствие и не испытывая
чувства вины. Крайне важно закрепить навыки
социально приемлемого поведения в дошкольном
возрасте.
Надо отметить, что жестокость дошкольников обычно имеет
иные причины, нежели у детей старшего возраста. Во-
первых, поведение наперекор установкам взрослых
характерно для возраста 3-4 лет в силу того, что ребенок
начинает осознавать свое "я", и при помощи неприемлемого
поведения пытается отмежеваться от остальных. Во-вторых,
жестокость маленьких детей базируется на многих
физиологических основаниях – например, дети со сниженным
болевым порогом просто не понимают, как они могут
причинить кому-то вред, если сами ничего не чувствуют в
аналогичной ситуации. В-третьих, дети подобным образом
реагируют на плохую психологическую обстановку в семье –
ссоры, скандалы, презрение к отдельным членам семьи.
Главное, что до 6 лет подобное поведение в принципе
поддается корректировке. Иногда достаточно лишь того,
чтобы взрослые скорректировали свое поведение.
Наш мир жесток, и дети начинают действовать теми же
методами, что видят вокруг. Родители не показывают
должного примера, а дети прежде всего смотрят на
свою семью. У детей часто возникает протест, если они
видят несоответствие между тем, что говорят родители,
и тем, что делают. Этот протест зреет внутри и может
выливаться в разные проблемы, в том числе в
жестокость. Для ребенка важно, чтобы взрослый был
авторитетом, а если он лицемерит, ребенок это очень
хорошо чувствует. Самый действенный метод
(впрочем, это применимо почти ко всем детским
проблемам) – личный пример.
Бывает, что добрый ребенок, который плачет над
кошками и собачками, может обижать своих
сверстников. Почему? Собачки и кошечки —
это нечто сказочно-игрушечное, для них
ребенок как покровитель, а детский коллектив
— это некий социум, где надо вести борьбу за
выживание. В детском коллективе нередко
один ребенок другого начинает воспринимать
как конкурента, соперника. Это же и у
взрослых так — собак жалеют, а людей
ненавидят. И выходит, что мы учим детей жить
по закону «джунглей»- это печально.
Семья
Агрессивность и жестокость у детей может проявляться если:
Родители не устанавливают правил поведения детей дома.
Не следят за местонахождением детей.
Не применяют соответствующих воспитательных мер
(наказания или поощрения). Огромное значение в
воспитании детей имеет поощрение: словом, взглядом,
жестом, действием. Очень значимо для человека и
Оно следует незамедлительно за проступком.
Объяснено ребёнку. Оно суровое, но не жестокое.
Оно оценивает действие ребёнка, а не его человеческие
Не пытаются разрешать возникающие
проблемы и кризисные ситуации
с помощью компромиссных решений.
«Золотые» правила воспитания:
• Учитесь слушать и слышать своего ребёнка.
• Постарайтесь сделать так, чтобы только вы
снимали его эмоциональное напряжение.
• Не запрещайте детям выражать отрицательные
эмоции.
• Умейте принять и любить его таким, каков он
есть.
• Повиновение, послушание и
исполнительность будут там, где они
предъявляются разумно.
• К агрессивным проявлениям в поведении
ребёнка приводит агрессивность семьи.
Жестокость и насилие среди детей – очень страшное явление. Но
есть кое-что действительно ужасное - равнодушие, безразличие
родителей по отношению к своим детям и их проблемам. Именно
это корень всех бед.
Доброта нужна всем людям,
Пусть побольше добрых будет.
Говорят не зря при встрече
«Добрый день» и «Добрый вечер».
И не зря ведь есть у нас
Пожелание «В добрый час».
Доброта — она от века
Украшение человека…
Спасибо за
внимание.