Анастасия Пюкшина
Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей среднего возраста
▼ Скачать +Заказ
ЦЕЛЬ:
1. Повысить профессиональной компетенции педагога по вопросу «Детское экспериментирование».
Актуальность:
Дошкольникам свойственна ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Младшие дошкольники, знакомясь с окружающим миром, стремятся не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и т. п. В возрасте «почемучек» дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, отличие объектов окружающей действительности по цвету и возможность самому достичь желаемого цвета и т. п. Опыты, самостоятельно проводимые детьми, способствуют созданию модели изучаемого явления и обобщению полученных действенным путем результатов; создают условия для возможности сделать самостоятельные выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.
Публикация «Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей среднего возраста» размещена в разделах
Содержание работы
Область применения
1. Создание плана работы.
2. Подбор материала по теме:
«Экспериментирование, как средство развития познавательной активности детей среднего возраста»;
3. Постановка целей и задач по данной теме.
1. Привлечение родителей к подбору материала на тему: «Формирование познавательной активности детей через исследовательскую деятельность»
2. Анкетирование родителей на тему:«Детское экспериментирование в семье».
2. Дополнение развивающей среды : оснащение мини – лаборатории необходимыми материалами для проведения опытов.
1. Изучение темы: «Организация мини-лаборатории в детском саду».
2. Составление примерного алгоритма проведения занятий-экспериментирования.
3. Изучение статьи Кайе В. А. «Занятия по конструированию и экспериментированию с детьми 5—8 лет».
1. Консультация для родителей на тему:
«Экспериментируйте с детьми дома»
2. «Рекомендация для родителей на тему:
«Экспериментировать – это здорово!»
3. Практические опыты с детьми с бумагой.
4. Консультация для родителей на тему: «Требования к проведению наблюдений.
1. Проработать пособие Н. Е. Вераксы и О. Р. Галимова «Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников»
2. Подбор приборов и оборудования для мини-лаборатории.
1. Привлечение родителей к созданию мини-лаборатории в группе.
2. Консультация для родителей на тему:
«Роль экспериментирования в развитии познавательной активности детей» 3. Практическая деятельность с детьми: выращивание лука на перо.
4. Тематическое занятие с детьми на тему: «Волшебное стёклышко»
1. Знакомство с серией пособий М. Султановой «Простые опыты» (С воздухом, с водой, с бумагой)
2. Пополнение картотеки экспериментов и опытов в неживой природе.
1. Консультация для родителей на
тему: «Экспериментирование с детьми дома» (снег, вода)
2. Памятка для родителей на тему:
«Варианты совместной исследовательской деятельности детей и родителей в ходе использования естественных ситуаций дома»
3. Пополнение «Адвент – календаря» по теме:
«Твори добро» с «Домашними заданиями» для родителей.
1. Работа с Интернетом
(nsportal.ru) : изучение интернет – ресурсов.
2. Изучение статьи В. В. Москаленко «Опытно – экспериментальная деятельность»
1. Подборка материала для консультаций родителям по теме.
2. Формирование картотеки опытов и экспериментов.
3. Проведение с детьми серии практических опытов с магнитами.
4. Проведение с детьми НОД на тему: «Почему растаяла снежинка»
Февраль
1. Изучение пособия Тугушевой Г. П., Чистяковой А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста». Методическое пособие. — СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2007.
1. Знакомство с опытом коллег по теме самообразования; обмен опытом.
2. Проведение с детьми практических опытов со снегом и льдом.
3. «Домашние задания» для родителей по изготовлению фотографий на тему: "Мы проводим эксперимент"
1. Изучение пособия Е. В. Лосевой:
«Развитие познавательно – исследовательской деятельности у дошкольников».
2. Работа с Интернетом (изучение интернет – ресурса по теме плана)
1. Создание фотоколлажа:«Мы экспериментируем».
2. Памятка для родителей на тему:
«Чего нельзя и что нужно делать». (Для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию)
3. Практическое экспериментирование с детьми (очищение воды)
Пополнение картотеки «Развитие познавательного интереса у детей среднего возраста через экспериментирование» в рукотворном мире.
1. Проведение с детьми опытов и экспериментов.
2. Консультация для родителей на тему: «Опыты и эксперименты для проведения в домашних условиях»
Самоанализ плана самообразования
Отчёт педагога по теме самообразования через показ открытого занятия для родителей и коллег.
Примечания:
Посещение городских методических объединений в течение года.
Регулярно пополнять и видоизменять развивающую среду в группе.
Список литературы, рекомендуемой для изучения данной темы.
1. Систематическое изучение статей на данную тему в журналах «Воспитатель», «Обруч», «Дошкольное воспитание».
2. Э. Г. Пилюгина
«Сенсорные способности малыша» – «Мозаика – Синтез», 2003 год.
3. М. Султанова: «Простые опыты с водой (с воздухом, с бумагой)».
4. Н. Е. Вераксы, О. Р. Галимов: «Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников»
5. Е. А. Алябьева «Природа» (сказки и игры для детей)
6. С. Н. Николаева «Юный эколог» (для работы с детьми 3 – 5 лет)
7. Кайе В. А. «Занятия по конструированию и экспериментированию с детьми 5—8 лет». — М. : ТЦ «Сфера», 2008.
8. Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. «Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст»— М. : Педагогическое общество России, 2003.
9. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников» Методические рекомендации /Под ред. Л. Н. Прохоровой. — М. : АРКТИ, 2008.
10. «Ребенок в мире поиска» Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста /Под ред. О. В. Дыбиной. — М. : ТЦ «Сфера», 2005.
11. Менщикова Л. Н. «Экспериментальная деятельность детей 4 — 6 лет» (из опыта работы). — Волгоград: Учитель, 2009.
12. Л. Н. Прохорова «Организация экспериментальной деятельности дошкольников» («Метод. рекомендации» издательство Арки 2005 год.
13. В. В. Москаленко «Опытно – экспериментальная деятельность»