Елена Базлова
План-программа экологического кружка «Экоша» в разновозрастной дошкольной группе с использованием местного компонента
▼ Скачать + Заказать документы
План – программа
экологического кружка «Экоша»
в дошкольной группе МБОУ «Чудиновская ООШ»
с использованием местного компонента.
Автор:
воспитатель и по совместительству
музыкальный руководитель
высшей категории
Базлова Елена Николаевна
Вязниковский район
«Я сделал ещё одно открытие:
Его родная планета вся-то
Величиной с дом!»
Публикация «План-программа экологического кружка „Экоша“ в разновозрастной дошкольной группе с использованием местного компонента» размещена в разделах
- Планирование. Планы работ
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Экологический кружок для дошкольников. Планы, программы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Антуан де Сент-Экзюпери.
В своём родном краю всегда найдёшь отдельные уголки, настолько интересные по своей природе, настолько богатые по своему растительному и животному миру, что каждому любителю природы найдется здесь что наблюдать.
Наша дошкольная группа имеет разновозрастный характер,воспитанники - от 3-7 лет, да еще она располагается в основной общеобразовательной школе, где имеется огород, разнообразные цветники, кустарники, деревья. Наше образовательное учреждение расположено в сельской местности, где есть березовая роща, пруд, луга,сельскохозяйственные поля и фермы. Природа в нашей деревеньке прекрасна во все времена года. Знакомство с природой проводим в естественной обстановке,тем самым показывая воспитанникам все многообразие и особенности природы средней полосы по временам года,в соответствии с тематическим планированием, а также приоритетным направлением дошкольной группы является экологическое воспитание, поэтому педагогами организован экологический кружок «Экоша». План- программа кружка действует на основе проектного метода, занятия по экологии проводятся 1 раз в неделю. Основная задача экологического воспитания - это формирование у детей единого, целостно –окрашенного образа мира, как дома своего собственного, так и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе происходит формирование в сознании детей современной экологически ориентированной картины мира, чувства уважения к своему природному окружению, к своей малой родине.
Экологическое образование с позиции гуманистической модели способствует: самореализации и личностному росту ребенка, становлению экологического сознания, эколого-гуманистической картины мира, основанной на принципах экологической этики, становлению такого отношения к окружающей среде, которое обеспечивало бы мотивационное осознанное стремление к овладению знаниями и навыками, необходимыми для личного участия в решении экологических проблем. (В. Б. Калинин, Д. Н. Кавтарадзе, Г. С. Ягодин)
Психологи В. В. Вересов, Т. В. Кудрявцев раскрыли цель экологического воспитания как развития творческих способностей, обеспечивающих построение смысловой картины мира как целого, полноправным в представлении которого выступает действующий,познающий и переживающий человек. Ресурсные возможности экологического образования с позиции гуманистической модели основываются на мотивации детей, определяемой эмоционально- чувственным переживанием природы, так как чувственно- образное восприятие способно кардинально изменить мышление при опоре на личностно значимый опыт субъекта, на его систему потребностей.
В гуманистической модели экологического образования природа рассматривается как субъект общения, отношения «человек – природа», на основе субъект- субъектного подхода, который становится и основой отношений системы «взрослый – ребенок»,большее внимание уделяется личности ребенка, его самоактуализации, а не целям взрослого,их равномерного взаимодействия в процессе достижения общей образовательной цели. Главная функция определяющая роль взрослого, заключается в фасилитационном подходе (новый тип лидерства) основанной на сотрудничестве, взаимоуважении и доверии, принятии детей,постоянной поддержке их мотивации и стимулировании, на вере в их способности.
С. Д. Дерябо и В. А. Ясвин ввели новейшее понятие субъективного отношения - это субъективно окрашенное отражение личностью, взаимосвязей, своих потребностей с субъектами и явлениями мира, являющихся фактором, обуславливающим её поведение. Особенности субъективного отношения к природе в дошкольном возрасте :
-основной чертой познавательной деятельности дошкольника является эгоцентризм- это приводит к тому, что
ребенок четко не дифференцирует своё «Я» и окружающий мир, а только переносит на явления мира собственные внутренние побуждения;
-антропоморфизм-это объяснение любых причинно- следственных связей в природе по аналогии с человеческими взаимоотношениями («месяца нет на небе, потому что он сегодня ушёл в гости»).
- артификалицизм – это искусственно сделанный мир самими людьми для достижения своих целей, приводящий к формированию прагматической модальности.
Субъективное отношение ребенка к природе формируется в образовательной деятельности. План – программа экологического кружка составлена с учетом программы воспитания и обучения детей в детском саду «От рождения до школы») под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой).Педагогический процесс построен на комплексно- тематическом принципе планирования, с учетом интеграции образовательных областей, согласно ФГОС. С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин выделяют ряд психологических функций взаимодействия личности с растениями и животными:
-эстетическая функция – это возможность любоваться «красотой форм», наслаждаться «приятным запахом», слушать «мелодичное пение птиц»;
-познавательная функция- это возможность «наблюдать за интересным процессом», узнавать и принимать что-то новое, ранее неизвестное;
-функция реализации потребности в компетентности- овладение соответствующими технологиями, удовлетворение от своей компетентности- «ежедневный уход за растениями, животными, доставляющий радость»;
-функция реализации этических потребностей - «потребность человека - любить и заботиться о ком-то»;
Конечно личностные и профессиональные качества педагога, культурный уровень педагогического коллектива, а так же социальное окружение имеют колоссальное влияние на развитие и становление личности ребенка, его ценностного отношения к природе.
Экологическая компетентность сегодня является профессиональным качеством любого педагога. В детском саду – педагогами и сотрудниками, как носителями детской экологической субъкультуры, как источниками научных и практических знаний, примером поведения и деятельности, детьми в роли наблюдателей, исследователей, художников, артистов, дежурных, туристов…
Наша дошкольная группа- это сообщество детей разного возраста, объединенных сопереживанием общих ценностей и специфическими видами детской деятельности, которые наполняют проектную деятельность:
-детским экспериментированием, как особым способом духовно- практического освоения природной и культурной действительности;
-музыкальной деятельностью,как средством объединения взрослого–ребенка-природы, возможностью принять и понять друг друга, ощутить гамму переживаний и чувств, вызвать особое настроение: «услышать музыку дождя, шепот сухих листьев…», быть эмоционально благополучным;
-игрой, как совместной деятельностью, где ребенок и взрослый на равных и где происходит сопереживание общих ценностей, усвоение общих смыслов и мотивов, воспроизведение социальных отношений в опосредованной форме «проживание жизни взрослых в природе»;
-игровой позицией, как «игрового отношения к жизни у ребенка дошкольника»- это прежде всего формирование внутреннего мира более светлого, более радостного, чем мир реальный;
-рисованием образов природы, конструированием из песочка, глины, камушков и другого природного материала, как своеобразной графической речью, в которой находят выражения символы и знаки;
-чтением сказок, детской природоведческой и энциклопедической книги, как процессом взаимодействия взрослого и ребенка, развивающего его мысль, воображение, духовное развитие;
-детским словесным творчеством, каккультурозначимым способом овладения ребенком языковой действительностью, как приглашением взрослого к взаиморазвивающему самодеятельному диалогу и сотрудничеству;
-восприятием произведений искусства, как сопереживанием, как созидательным мироощущением, физическим и духовным созиданием себя;
А. Н. Леонтьев подчеркивал важность того, «чтобы преподаваемые ребенку знания имели смысл для него, чтобы навстречу этим знаниям было открыто его сердце».
Л. Н. Толстой писал, «никакая деятельность не может быть прочна, если она не имеет основы в личном интересе».
Проект- это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, - это конкретное практическое дело, поэтапное движение к цели, это методпедагогически организованного освоения ребенком окружающей среды. (Л. С. Киселева, Т. А. Данилина).Тематика наших проектов разнообразна : от изучения ярких представителей растений и животных Владимирской области, до самостоятельного выращивания растений и планирования наблюдений за их ростом и развитием.
Этапы проекта:
1. Целеполагание: ребенок выдвигает проблему, а воспитатели помогают ребенку определить наиболее актуальную и в тоже время посильную задачу, на менее продолжительный отрезок времени, исходя из темы проекта.
2. Разработка проекта: составляется «паутинка видов деятельности детей и деятельности педагога», план деятельности по достижению намеченной цели, определение основных шагов.
3. Выполнение проекта:конкретное пошаговое исполнение намеченных целей.
4. Подведение итогов:получение результата проекта и определение задач на дальнейший проект.
Принципы проектного метода:
-перспективное тематическое планирование по сезонам;
-это детские интересы сегодняшнего дня;
-«проживание» ребенком содержания образовательной деятельности;
-самодеятельность и детская инициативность, желание от всего сердца участвовать в проекте;
-поддержание эмоционально- благополучия в течение всего проекта;
-технологичность работы воспитателя в рамках дополнительного образования и образовательной деятельности в целом, с привлечением в проектную деятельность членов семьи, а также социальных партнеров (учащихся школы, педагогов школы, жителей нашей деревеньки).
. Осень- 12 интегрированных занимательных дел.
Проект по теме: «Разведка осенних примет».
«Яркость- это противопоставление обычно сдержанным цветам русской природы, которая лишь на короткое время то подернется спокойной желтовато- зеленоватой дымкой распускающихся берез, то ярко вспыхнет теплым, желтым и золотым цветами в листопад. (Э. В. Шашков).
Сентябрь-4 занятия. 1) Подпроект по теме «Летающие семена»
Цель: Развивать познавательный интерес к миру природы Владимирской области, чувство эмпатии к субъектам природы. Собрать как можно больше фактов, подтверждающих наступление осени в средней полосе России: развивать умение группировать материал собранный детьми, применять в различных видах деятельности, а так же делать самостоятельные выводы, обобщения.
Формы взаимодействия:
1. Целевая прогулка с детьми к ясеню, клену.
2. Подвижная игра «1,2,3- кленовый листочек найди и о нем расскажи».
3. Сбор коллекций «Семена», «Листья», «Плоды»- поисковая деятельность.
4. Детское экспериментирование с семенами и листьями «Что легче, а что тяжелее?».
5. Работа с календарем природы.
6. Труд в цветнике: «Сбор семян цветочных культур»(календулы, бархатцев, настурции, циннии.)
7. Различные виды художественно- эстетической деятельности.
-Ручной труд: «Совушка - сова большая голова», «Старичок-лесовичок».
-Рисование: «Осень,осень к нам пришла, урожай принесла!»
-Лепка: «Натюрморт из овощей и фруктов».
-Аппликация коллективная: «Осенний лес»из флористики.
8. Наблюдения: за деревьями, ветром, небом, поведением птиц, за работой дворника…
9. Музыкальная деятельность :слушание «вой ветра, карканье вороны, шум дождя»,пение песен «Дождик проливайка», муз. Игра «Солнышко и туча» м. М. Картушиной, танец под русскую нар. мелодию «Отговорила роща золотая».
10. Взаимодействие с семьей: акция-«Чистый дворик», сбор пословиц, обычаев, осенних примет: «Копилка народной мудрости»,анкетирование «Влияние экологической личности на природу родного края». Проведение конкурса поделок из природного материала «Садово- огородные фантазии».
Октябрь- 4 занятия. 2)Подпроект по теме «Оденем прохожих, на улице осень!»
Цель: Способствовать развитию детской наблюдательности, точности в подборе подходящей одежды для осени (используя модели, отображать в связной речи сезонные изменения в природе, при этом желательно не забывать мелкие детали в одежде (плащ, зонтик, резиновые сапожки)
Формы взаимодействия:
1. Наблюдения за прохожими людьми (взрослыми, пожилыми, детьми);
2. Работа с календарем природы и моделями;
3. Развивающая игра «Оденем куклу на прогулку»;
4. Различные виды художественно- эстетической деятельности.
-Рисование штампами «Проливной и мелкий дождик»;
-Коллективный труд на участке: «Соберем в корзинку мы камушки, веточки, листики».
5. Работа в уголке книги: подобрать стихи, сказки, прозу по теме проекта.
6. Работа в уголке природы: создать композицию из собранных природных материалов.
7. Работа с моделью «Дерево»,коллективно прикрепить осеннюю тучку, капельки дождя, желтенькие березовые листочки, птичек, готовящихся к перелету в теплые страны.
8. Взаимодействие с семьями воспитанников:
-журнал для домашнего изучения «Всё для Вас, дорогие родители, пожалуйста, одевайте детей по погоде!»
Ноябрь-4 занятия. 3)Подпроект по теме «Портрет поздней осени».
Цель: Продолжать формировать экологически- ориентированное мировоззрение ребенка – дошкольника, потребностно- волевое переживание, устанавливание причинно-следственных связей,при помощи различных форм работы и видов детской деятельности.
Формы взаимодействия:
1. Экскурсия в березовую рощу «Изменения в природе после первого заморозка». перед экскурсией работа с таблицей «Моё поведение в лесу».
2. Наблюдения на участке дош. /гр. за поведением птиц, за деревьями, кустарниками, домашними животными, погодными условиями…
3. Разыгрывание экологических ситуаций : «Берегите добрый лес- он источник всех чудес», «Что мы можем сделать для леса?»,чтение и обсуждение ситуации в отрывке из поэмы Н. Некрасова «Плакала Саша как лес вырубали…»,обсуждение грустного письма от Старичка- лесовичка».
4. Акция «Добрый поступок», принять участие в сборе макулатуры совместно с учащимися школы, тем самым сохранить хотя бы несколько деревьев.
5. Детское экспериментирование «Холодный и теплый дождик».
6. Различные виды художественно- эстетической деятельности.
-Рисование по мотивам русской народной песни «Во поле береза стояла» (с последующем вернисажем и музыкальным хороводом).
-Ручной труд из ватных шариков «Град».
-Коллективный коллаж «Модница осень»(сентябрь, октябрь, ноябрь).
7. Мониторинг с детьми по экологическому воспитанию «Дерево».
8. Конкурс фотографий для семей воспитанников на тему «Красота природы родной деревеньки в осенних красках!»
9. Итоговое событие по общей теме проекта «Я осенний гербарий собираю – листья, веточки, цветы. Я природу изучаю и люблю её, а ты?»с участием учащихся школы.
. Зима-12 интегрированных занимательных дел.
Проект по теме «Окна радости»
«Роспись красным, черным, золотым по золотому фону, создает ощущение теплого солнечного света. Мелодии плавных линий и цветов найдены в природе. Талантом художника они усилены так, чтобы солнечным светом согревать душу. Из красоты природы рождается искусство Хохломы». (Э. В. Шашков).
Декабрь-4 занятия по теме проекта. 1) «Детство Ильи Репина».
Цель: познакомить детей с творчеством русского художника – пейзажиста -Ильей Репиным. Рассказать о его детских годах, как он будучи юным расписывал окна в своем доме на удивление прохожим; он дарил людям улыбку, тем самым увеличивал в окружающем мире количество добра, снимал с души что-то тревожное, недоброе.
Формы взаимодействия.
1. Рассказ воспитателя о жизни художника И. Репина с показом презентации.
2. Коллективное украшение окон в группе, приемной: «Мое окно радости».
3. Постройка и украшение снежных фигур на площадке дош. /гр. и в школьном дворе совместно с учащимися школы и привлечением родителей.
4. Подвижные игры на улице «Два мороза», «Снежная карусель», «Горелки», «Следопыты», обыгрывание снежных построек «Взятие снежного городка», «Веселые лабиринты», «Волк во рву», «Горелки».
5. Целевая прогулка к деревьям рябине и сосне на экологической тропе : сравнить вкус ягод с приходом зимних морозов, ощутить запах хвои сосны.
6. Послушать зиму: тихо, тихо, только слышно как падает снег охапками с веток деревьев.
7. Различные виды художественно - эстетической деятельности.
-Рисование методом выдувания «Узоры Деда Мороза».
- Оригами «Лесные зверушки встречают Новый год».
8. Детское экспериментирование: «Снег и лед», «Цветные льдинки».
9. Взаимодействие с семьями воспитанников : конкурс «Раз иголка, два иголка - будет елочка».
Январь-4 занятия. Подроект по теме «Именная копилка».
Цель: Воспитывать заботливое отношение к братьям нашим меньшим. Побуждать детей к безопасному взаимодействию с домашними животными, ласковому обращению по имени. Составить своеобразную копилку имен, которыми люди называют домочадцев (кошек, собак, черепах, попугайчиков, хомячков, коров, телят, поросят,петушков,курочек).
Формы взаимодействия:
1. Словесно- логическая игра «Бусы» имена домашних питомцев.
2. Рассматривание фотографий любимых животных, с составлением коллекции «Крылья, ноги и хвосты».
3. Экскурсия на животноводческую ферму «Познакомимся с телятами».
4. Наблюдения на улице «Чьи это следы петляют около лесных дорог?».
5. Исследовательская деятельность на участке дош. /гр. : утрамбовать лопатками снег и зарисовать палочками увиденные следы.
6. Игра с моделями «Домашние животные», «Звероферма», «Сельское подворье».
7. Ситуативный диалог «Правила настоящего друга и хозяина кошки, хомячка…»
8. Чтение сказок, прозы, стихов, пословиц о домашних животных.
9. Словесно- логическое упражнение «Если б был я чудодей, что б я сделал для зверей».
10. Взаимодействие с семьями воспитанников: Анкетирование «Почему дети обожают, но иногда обижают животных?»,музыкальный праздник с проведением викторины «Зверье мое».
Февраль- 4 занятия. 3) по подпроекту «Загадки народных умельцев».
Цель: Продолжать знакомить детей с народными промыслами народных умельцев из разных областей матушки- России. Побуждать детей разгадывать загадки народных умельцев в различных вариантах: роспись посуды (гжель, хохлома, жостово,изготовление игрушек (дымка, степанцевская игрушка, павловская матрешка,вышивка (мстерская- гладью, крестиком,мстерская лаковая миниатюра. Вызвать у детей эмоционально радостное настроение, узнать, какие животные стали основой для того или иного промысла, жанра. Воспитывать экологическую культуру, используя местный компонент.
Формы взаимодействия:
1. Экскурсия в кабинет истории, в школьный музей на тему: «Промыслы владимирских умельцев».
2. Развивающая игра «Определи жанр рисунка».
3. Лепка из глины в школьной мастерской «Степанцевская глиняная игрушка умельца Штарева».
4. Поездка во Мстеру на школьном автобусе в музей лаковой миниатюры.
5. Музыкально- игровая композиция «Вязниковские лошкари».
6. Перессказ авторской экологической сказки Г. А. Фадеевой «Без растений и животных искусство не возможно? А почему?»
7. Разыгрывание экологической ситуации : «Принятие законов охраны природы Владимирской области». (Закон певчего соловья, закон красной калины, закон заботливой белочки, закон мудрой совушки,закон золотого подсолнуха, закон настойчивого дятла)
8. Рисование по рассказу В. Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой»
9. Подкормка комнатных растений в уголке природы.
10. Итогоговое событие совместно с семьями воспитанников и школой «Неделя экологии».
.Весна-12 интегрированных занимательных дел.
Проект по теме «Экологический светофор»
«Много раз Андрей Рублев замечал, что в окрашенном солнцем тумане хорошо известные ему птицы приобретают фантастическую расцветку, и он не сразу узнает их…»(Э. В. Шашков).
Март- 4 занятия. 1) подпроект по теме «Праздничное настроение».
Цель:Подарить всем женщинам нашей деревни праздничное настроение. Воспитывать уважение ко всем женщинам, бабушкам, девушкам, девочкам,желание дарить односельчанам радость- это и есть экология души! Замечать красоту природы, счастливые улыбки женщин, создать фото - альбом «Экологические хроники нашей деревеньки».
Формы взаимодействия:
1. Экскурсия по красивейшим местам нашей деревеньки с фото – мантажем.
2. Изготовление поздравительной листовки для всех женщин к 8 марта.
3. Беседа на тему «Кто сыт, тому голод не страшен» по рассказу В. Бианки.
4. Повторение пословиц, разгадывание загадок,пословиц о весне.
5. Работа с календарем природы.
6. Различные виды художественно – эстетической деятельности.
-Рисование весеннего неба (метод по мокрому листу).
-Изготовление поделок для женщин к 8 марта.
7. Мониторинг «Экологический светофор».
8. Взаимодействие с семьями воспитанников : составление таблицы: «Хорошие и плохие дела».
Апрель-4 занятия. 2) подпроект по теме: «Птичий город на деревьях».
Цель :Воспитывать заботливое отношение к птицам. Систематизировать представление о птицах, закреплять умение классифицировать виды птиц (перелетные,оседлые,домашние).
Формы взаимодействия:
1. Чтеие авторской сказки А. Портновой «Город серых птиц».
2. Акция «Мой дворик».
3. Разыгрывание экологической ситуации «Если б не было птиц».
4. Развивающая игра «Птица – портниха».
5. Праздник птиц.
6. День загадок о птицах.
7. Составлени стихов о птицах.
8. Создание информационного буклета «Обращение к взрослым».
Май-4 занятия. 3) подпроект по теме «На край света – голубое небо, море и зеленую траву».
Цель:Рассмотреть глобус. Найти Владимирскую область. Составить экологическую карту нашей деревеньки, используя сказочных персонажей.
Формы взаимодействия:
1. Работа с моделью Земли – глобусом.
2. Развивающая игра «Горячо, тепло, холодно».
3. Рисование карт – схем, при помощи пиктограмм.
4. Детское экспериментирование «очистим водоем».
5. Конкурс на лучшего знатока деревьев Владимирской области.
6. Знакомство с репродукциями И. Левитана «Первая зелень. Май».
7. Разучивание стиха Н. Григорьевой «Ожидание».
8. Итоговое мероприятие совместно с учащимися школы «Конкурс знатоков – экологов. Что мы знаем о природе Владимирской области?»
Литература.
1. Дерябо С. Д. Экологическая педагогика и психология/ С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин- Ростов-на – Дону: Феникс, 2006г.
2. Булычев Ю. Ю. Природа и история в русской культуре. //http ://chri-soc/narod.ru/bul_priroda_i_istoria.htm.
3. Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. Программа «От рождения до школы».-М,2010г.
4. Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. - М. ,1995г.
5. Захлебный А. Н. На экологической тропе (Опыт экологического воспитания)// Новое в жизни, науке, технике. Серия «Педагог7ика и психология». - М. ,1986. - №5.
6. Градобоева Т. Экологическое воспитание. – 1988г. - №7.
7. Шашков Э. В. Биологические экскурсии: Книга для учителя. - М., 1983г.