Папки-передвижки

План-программа кружка по изобразительной деятельности «Каляка-Маляка»

Ольга Шарифулина
План-программа кружка по изобразительной деятельности «Каляка-Маляка»
▼ Скачать + Заказать документы

План-программа кружка по изобразительной деятельности

«КАЛЯКА - МАЛЯКА»

Пояснительная записка

Ребенок — это особый мир, постоянно меняющийся, склонный к самоусовершенствованию. Познание для него является важнейшим фактором развития и адаптации к окружающей среде. Познание мира, осмысление явлений в процессе активной художественной деятельности - это необходимо как для больших дарований, так и для малых. Необходимо всячески поощрять и поддерживать первоначальную познавательную активность.

Публикация «План-программа кружка по изобразительной деятельности „Каляка-Маляка“» размещена в разделах

Рисование помогает ребенку познавать окружающий мир, приучает внимательно наблюдать и анализировать формы предметов, развивает зрительную память, пространственное мышление и способность к образному мышлению. Оно учит точности расчета, учит познавать красоту природы, мыслить и чувствовать, воспитывает чувство доброты, сопереживания и сочувствия к окружающим.

Занятия по изобразительному искусству предоставляют неиссякаемые возможности для всестороннего развития детей дошкольного возраста. Встреча с искусством на каждом уровне, обучение детей видению прекрасного в жизни и искусстве, активная творческая деятельность каждого ребенка, радость от сознания красоты – все это воздействует на ум, душу, волю растущего человека, обогащает его духовный мир.

Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру к красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире.

Целостность любого произведения изобразительного искусства заключается в отражении художником своего внутреннего мира, отношению к окружающей среде, в эмоциональности и экспрессивности. Чем раньше мы будем развивать эмоциональный и чувственный мир ребенка, тем ярче будет он сам и продукты его творчества.

Для реализации потенциальных творческих, уникальных возможностей ребёнка я использую метод – арттерапия. Арттерапия – это лечение пластическим изобразительным творчеством. А поскольку творческий человек талантлив во многих областях, возникает необходимость пробовать и проявлять себя в различных видах творчества.

Данная программа опирается на возрастные особенности детей, особенности их восприятия цвета, форы, объема. При этом особенно важно в каждом возрасте идти от интересов к возможностям каждого ребенка, реализации его, себя как творческой личности.

На занятиях используются техника арттерапии. Я выбрала данное направление в работе с детьми, так как считаю его важным и необходимым, потому что нетрадиционная техника занятий открывает возможности развития у детей творческих способностей, фантазии и воображения, а данная методика руководства изобразительной деятельностью детей основывается на научных данных педагогики, психологии, эстетики и искусствоведения.

Формирование творческой личности ребёнка — одна из наиболее важных задач педагогической науки на современном этапе. Наиболее эффективное для этого средство — изобразительная деятельность. Изобразительная деятельность способствует активному познанию окружающего мира, воспитанию способности творчески отражать свои впечатления в графической и пластической форме. К тому же изобразительное искусство является источником особой радости, способствует воспитанию у ребёнка чувства гордости и удовлетворения результатами труда.

Моё отношение к нетрадиционным техникам изоискусства обусловлено тем, что нетрадиционное рисование даёт возможность использовать хорошо знакомые предметы в качестве художественных материалов, такое рисование удивляет своей непредсказуемостью. Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, проявить фантазию, творчество.

Актуальность

В наше время, когда на телевидении, в сказках, компьютерных играх и литературе преобладает жестокость и агрессия, дети зачастую либо замыкаются в себе, не желая общаться, либо наполнены отрицательными эмоциями. Именно поэтому в программу моего кружка по изобразительной деятельности я включила метод арттерапии, способствующие успешной адаптации детей дошкольного возраста в условиях стабилизации эмоциональной сферы, снижению тревожности, неуверенности в себе, агрессивности. Содержание данной программы насыщенно, интересно, эмоционально значимо для младших дошкольников, разнообразно по видам деятельности и удовлетворяет потребности каждого ребенка в реализации своих художественных желаний и возможностей.

Цель плана-программы — развитие креативных способностей детей через нетрадиционную технику изображения.

Задачи.

1. Обучить техническим приёмам и способам нетрадиционного рисования с использованием различных изоматериалов.

2. Формировать способность наслаждаться многообразием и изяществом форм, красок, звуков окружающего мира.

3. Побуждать детей экспериментировать с изоматериалами. Придумывать и создавать композиции, образы.

Организационно-методические пояснения

по проведению занятий с детьми 4-5 лет

Занятия с детьми проводятся в группе. Учитывается возможность вариативности в организации обстановки, в которой протекает работа с детьми. Продумывается расстановка рабочих столов (они могут быть расположены и полукругом, и буквой “П”, и составлены в ряд).

Все необходимые материалы (подбор которых педагог тщательно продумывает заранее, ещё до начала занятия) рационально размещены на столах и доступны каждому ребёнку. Предусматривается и некоторый запас материалов, на случай, если что-то будет испорчено, который располагается на одном из рабочих столов взрослого. Второй стол педагога, как и доска или мольберт, используется для демонстрации наглядности, для показа приёмов изображения.

Дети рассаживаются за столы свободно.

Программа выполнения плана

Первый этап – создание условий работы кружковой деятельности

Эстетическая развивающая среда в группе создаё тся как фактор формирования в растущем человеке добра и красоты и включает:

• внутренне убранство группы, где живут и воспитываются дети;

• световой фон, вписывающийся в интерьер, мебель, яркие игрушки, произведения, детского творчества;

• соответствие возрастным психологическим особенностям детей.

Центр изобразительно искусства

Где размещаются материалы для знакомства детей с различными видами изобразительного искусства. Кроме того, в этом центре находятся материалы и оборудования необходимые для детской изобразительной деятельности. Предоставляются материалы и оборудования для ручного труда.

Этнографически - развивающая среда должна включать содержательные компоненты, которые активизировали бы эстетическое восприятие игрушки.

Ноутбук: «Голоса птиц», «Шум дождя», «Добро пожаловать в экологию», «Звуки природы», «Инструментальная музыка». Телевизор: видеоматериалы «Природа края», «Наш посёлок», «Игрушки» и т. д.

Второй этап - организация работы кружка

Кружок «КАЛЯКА - МАЛЯКА» организован в 2015 по 2018 году на базе детского сада. Группа с детьми в возрасте от 4- 5 лет направлена на художественно-эстетическое развитие.

Содержание кружковой деятельности

Основными участниками воспитательно - образовательного процесса являются ребёнок, родители, педагоги – воспитатели.

Содержание кружковой деятельности реализуется программами:

• с 4-7 лет – «Цветные ладошки» И. А. Лыкова;

• Г. Г. Григорьева «Кроха»;

• Н. В. Дубровская «Приглашение к творчеству»;

• Периодические издания.

Формы работы

Программа предполагает проведение одного занятия в неделю, во вторую половину дня в рамках работы кружка изобразительной деятельности «КАЛЯКА - МАЛЯКА». Общее количество занятий в год – 36 ч. Педагогический анализ знаний, умений и навыков детей дошкольного возраста проводится 1 раза в год (итоговый – в мае).

1. Групповые занятия

План реализуется через кружковую работу.

Занятия проводится один раз в неделю.

Возраст

4 - 5

Количество детей в группе

21

Время занятий

15 - 20

Последовательность занятий и количество часов на каждую тему могут варьироваться в зависимости от интереса детей и результатов наблюдений педагога.

Принципы проведения занятий:

• системность подачи материала – взаимосвязь комплекса методов и приёмов во всех видах занятий, и на протяжении всего периода обучения по данной программе;

• наглядность в обучении - осуществляется на основе восприятия наглядного материала;

• цикличность построения занятия – занятия составлены на основе предыдущего занятия;

• доступность - комплекс занятий составлен с учётом возрастных особенностей дошкольников по принципу дидактики (от простого - к сложному);

• проблемность – активизирующие методы, направленные на поиск разрешения проблемных ситуаций;

• развивающий и воспитательный характер обучения – направлен на развитие эстетических чувств, познавательных процессов, на расширение кругозора.

2. Индивидуальная работа

Включает в себя исходную (в начале года) и контрольную (в конце года) диагностику познавательного развития. Её результаты могут быть использованы в индивидуальном подходе к ребёнку на занятиях.

3. Работа с родителями

• Привлечение родителей к созданию условий в семье способствующих наиболее полному усвоению знаний, умений, навыков, полученных детьми на кружке.

• Просветительскую работу с родителями в форме родительских собраний, консультаций, наглядной информации.

План работы с воспитателями и родителями

Месяц Темы

Работа с родителями

Сентябрь Консультация «Как создать условия для развития ребенка-левши: несколько полезных советов»

Октябрь Выставка работ: «Золотая осень»

Ноябрь Видеофильм постановка сказки «Вершки - корешки»

Декабрь Встреча с родителями «Штампик»

Январь Совместная выставка творческих работ «Елочка»

Февраль Практикум проект: «Чем мы рисуем»

Март Фотовыставка

Апрель Консультация: «Путешествие по стране Каляка -Маляка»

Май Творческий отчет о работе кружка (фото отчет)

Работа с воспитателями

Сентябрь Выступление на педсовете о работе кружка

Октябрь Консультация: «Как создать условия для развития ребенка-левши: несколько полезных советов.»

Ноябрь «Неделя творчества»

Декабрь Практикум: самостоятельное творчество «Сказочная снежинка глазами педагога»

Январь Семинар практикум «Кукольный театр из жидких обоев»

Февраль Консультация: «Путешествие по стране «КАЛЯКА - МАЛЯКА»

Март Полезные советы в помощь воспитателям «Подарки к празднику 8 Марта»

Апрель Совместная выставка детских творческих работ «Весенние мотивы»

Май Творческий отчет о работе кружка

Наглядный материал

• Альбом «художники и их иллюстрации»;

• Игры для восприятия цвета и развития руки;

• Ватман;

• Обои;

• Фломастеры;

• Акварель, гуашь, кисточки;

• Трафареты;

«инструменты» для рисования нетрадиционными способами рисования;

• Бусинки, пуговицы;

• Пробки;

• Свечи;

• Цветная бумага;

• Нитки, вата;

• Пластилин;

• Художественная литература;

• Репродукции картин.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Общие показатели развития детского творчества:

• компетентность (эстетическая компетентность);

• творческая активность;

• эмоциональность (возникновение умных эмоций);

• креативность (творчество)

• производительность и свобода поведения;

• инициативность;

• самостоятельность;

Специфические показатели развития детского творчества в продуктивных видах деятельности :

1. Субъективная новизна, оригинальность и вариативность как способов развития творчества.

2. Нахождение адекватных выразительных средств для создания художественного образа.

3. Большая динамика малого опыта, склонность к экспериментированию с художественными материалами и инструментами.

4. Индивидуальный «почерк» детской продукции.

5. Самостоятельность при выборе темы, сюжета, композиции, художественных материалов и средств художественно-образной выразительности.

6. Общая ручная умелость.

Тематический план кружка «КАЛЯКА - МАЛЯКА»

на 2015 – 2016 учебный год

№ Дата проведения Тема

1 03.09.2015 «Дождик»

(рисование фломастерами; дорисовывание деталей)

2 10.09.2015 «Поможем жучкам спрятаться в траве»

(рисование карандашом; дорисовывание

деталей)

3 17.09.2015 «Листья жёлтые летят» (рисование кисточкой; дорисовывание деталей)

4 24.09.2015 Мои любимые животные

5 01.10.2015 Мой любимый дождик

Рисование пальчиком

6 15.10.2015 «Веточка рябины»

(рисование пальцами; дорисовывание деталей)

7 22.10.2015 «Спрячь картинку»

(рисование карандашами или фломастерами)

8 29.10.2015 Грибы на лесной полянке (коллективная работа)

9 05.11.2015 Рукавички для зверей

10 12.11.2015 «Полюбуйся на герань»

(рисование штампом; дорисовывание

деталей)

11 19.11.2015 Разноцветные ладошки

Печать ладонями

12 26.11.2015 «Снег идёт»

(рисование ватными палочками)

13 03.12.2015 «Ёлочка – зелёная иголочка»

(рисование фломастерами)

14 10.12.2015 «Маленькая ёлочка в гости к нам пришла»

(рисование пальцами; дорисовывание деталей)

15 17.12.2015 «Зимний узор»

(рисование восковыми карандашами)

16 24.12.2015 Снеговик

1 занятие

Аппликация из мятой бумаги

17 31.12.2015 Снеговик

2 занятие

Аппликация из мятой бумаги

18 14.01.2016 «Нарядное платье для куклы»

(рисование кисточкой; дорисовывание деталей)

19 21.01.2016 «Полосатые варежки»

(рисование кисточкой; дорисовывание деталей)

20 28.01.2016 «Снежинки»

(рисование фломасте

рами)

21 04.02.2016 Морозные узоры

Свеча + акварель

22 11.02.2016 «Бусинки»

(рисование фломастерами)

23 18.02.2016 Солнышко лучистое

(кол-я работа)

Печать ладонями + рисование пальчиками

24 25.02.2016 «Букет для мамы»(рисование карандашами)

25 03.03.2016 «Светит солнышко в окошко»

(рисование кисточкой; дорисовывание деталей)

26 10.03.2016 «Капель» (рисование

кисточкой)

27 17.03.2016 «Ай качи, качи, качи» (рисование

кистью; дорисовывание деталей)

28 24.03.2016 «Плывёт кораблик по весенним ручейкам»(рисование кисточкой)

29 31.04.2016 «Яблоки»

(рисование фломастерами; дорисовывание деталей)

30 07.04.2016 «Трава на лужайке»(рисование кистью)

31 21.04.2016 «Деревья проснулись»(рисование кистью; дорисовывание деталей)

32 28.04.2016 «Бабочки» (рисование кистью; дорисовывание деталей)

33 05.05.2016 «Забавные зверюшки – полосатые игрушки» (рисование кистью; дорисовывание деталей)

34 12.05.2016 «Цветочная поляна»(рисование ватными палочками)

35 19.05.2016 «Цветущая веточка»(рисование кистью; дорисовывание деталей)

36 26.05.2016 Цветущая полянка

(кол-я работа)

Коллаж.

Интеграция с другими образовательными областями:

Социально – коммуникативное развитие Формирование гендерной, семейной принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу, развитие собственного общения со взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности, практическое овладение воспитанниками нормами речи

Познавательно - речевое Сенсорное развитие, формирование целостной картины мира, расширение кругозора в сфере изобразительного искусства, творчества, формирование элементарных математических представлений, использование художественных представлений для обогащения содержания области, развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства, развитие художественного воспитания и эстетического вкуса

Художественно - эстетическое (музыка) Исполнение музыкальных произведений для обогащения содержания области, развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства

Физическое развитие Воспитание культурно – гигиенических навыков, цветотерапия, арттеропия, формирование начальных представлений о здоровом образе жизни, формирование, трудовых умений и навыков, воспитание трудолюбия, воспитания ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам.

Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах продуктивной деятельности.

Основные требования к уровню подготовки детей 3-4 лет по программе:

Возраст Дети должны знать

Дети должны уметь

3-4 года - материалы, которыми можно рисовать (цветные карандаши, кисти, краски, фломастеры., и в том числе нетрадиционные: пальчики, ладошки, пробковые и картофельные печатки, ватные палочки, губка. ;

- цвета и некоторые оттенки (красный, желтый, синий, зелёный, белый, чёрный, коричневый, оранжевый, голубой, серый).

- правильно работать карандашом, фломастером, кистью;

- владеть нетрадиционными изобразительными техниками : рисование пальчиками, ладошкой, печатание различными печатками, тычкование полусухой жёсткой кистью, рисование ватными палочками, тампонирование губкой;

- ориентироваться в понятиях: форма, цвет, количество, величина предметов;

- изображать отдельные предметы, а также простые по композиции сюжеты;

- владеть приёмом обрывания бумаги и техникой бумагопластики (комкание салфеток, скатывание их в шарики);

- создавать простейшие узоры из чередующихся по цвету элементов одинаковой формы;

- творить в сотворчестве с воспитателем и детьми.

Заключение

Целенаправленное руководство со стороны педагога способствует успешному развитию детского изобразительного творчества, в том числе при освоении техник изобразительной деятельности, которые дарят детям радость познания, творчества. В процессе работы, моей основной задачей стало – подвести ребёнка к самостоятельному поиску и выбору способов и средств выразительного воплощения в рисунке своего замысла, своих чувств и переживаний при помощи разнообразных художественных материалов. Освоение многообразных техник изобразительной деятельности предоставляет возможность почувствовать свойства изобразительных материалов, способы использования и их выразительные возможности при создании рисунков.

Приложение 1 - Модель реализации план программы кружка

Приложение 2 – Тематическое планирование кружка второй младшей группы

Методическое обеспечение план – программы

1. Арнаутова Е. П. Педагог и семья. – М. : Изд. дом «Карапуз», 2001.-264с.

2. Григорьева Г. Г. Малыш в стране Акварели: М. : Просвещение, 2006. –

3. Дубровская Н. В. «Приглашение к творчеству: обучение дошкольников технике аппликации коллажа» – СПб. : «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2002. – 128с. : ил.

4. Казакова Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планировании, конспекты занятий. – М. : ТЦ Сфера, 2005.-120с.

5. Кожохина С. К. Путешествие в мир искусства –программа развития детей дошкольного М. : ТЦ Сфера, 2002.-192с.

6. Лыкова И. А. Цветные ладошки - авторская программа М. : «Карапуз-дидактика», 2007. – 144с., 16л. вкл.

7. Швайко Г. С. Занятия по изодеятельности в д/с. М-Владос, 2000г. – 176 с. : ил.

Приложение 1

Модель реализации план – программы кружка

«КАЛЯКА - МАЛЯКА»

Распространение опыта – показ открытых мероприятий;

Сотрудничество с родителями – совместное проведение мероприятий;

Взаимодействие с социумом – экскурсия в выставочный зал;

Участие в конкурсах - международные конкурсы;

Кружок «КАЛЯКА - МАЛЯКА» - написание рабочей программы

Публикации по теме:

Отчёт о проделанной работе кружка «Цветик — Семицветик» Использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельностиОтчёт о проделанной работе кружка «Цветик — Семицветик» Использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности Цель: развитие творческих способностей, воображения и фантазии у детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник.

План-конспект по изобразительной деятельности в подготовительной группе «Хохломская роспись» Цель: расширить представления о народном творчестве, закрепить элементы хохломской росписи, работать творчески и самостоятельно, воспитывать.

План кружковой работы по художественному творчеству с использованием нетрадиционных техник рисования «Каляка-маляка» План кружковой работы по художественному творчеству с использованием нетрадиционных техник рисования Кружок «Каляка - Маляка» Средняя.

План работы творческой группы «Нетрадиционные техники изобразительной деятельности» Участники: педагоги старшего дошкольного возраста ДОУ города и района. Цель: создание условий для повышения профессионального уровня,.

Программа дополнительного образования по изобразительной деятельности «Я рисую животных» Программа дополнительного образования по изобразительной деятельности «Я рисую животных» (художественно – эстетической направленности).

Программа кружка по театрализованной деятельности для детей второй младшей группы Программа кружка по театрализованной деятельности для детей второй младшей группы «Теремок» Руководитель кружка: Берлизова О. А. Содержание.

Программа кружка по театрализованной деятельности «В гостях у сказки» для первой младшей группы .

Программа организации кружка по экспериментальной и исследовательской деятельности Содержание программы: 1. Пояснительная записка. 2. Цель. Задачи. Ожидаемый результат. 3. Методическое обеспечение программы. 4. Методические.

Программа внеурочной деятельности кружка «Природа и фантазия» Рабочая программа кружка»Природа и фантазия» Пояснительная записка Программа «Природа и фантазия» направлена на развитие творческих навыков,.

Рабочая программа кружка дополнительного образования по театральной деятельности «Веселый балаганчик» «Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира.

Автор публикации:
План-программа кружка по изобразительной деятельности «Каляка-Маляка»
Опубликовано: 20 сентября 2017 в 16:45
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «План-программа кружка по изобразительной деятельности «Каляка-Маляка»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Шарифулина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД