Ольга Шарифулина
План-программа кружка по изобразительной деятельности «Каляка-Маляка»
▼ Скачать + Заказать документы
План-программа кружка по изобразительной деятельности
«КАЛЯКА - МАЛЯКА»
Пояснительная записка
Ребенок — это особый мир, постоянно меняющийся, склонный к самоусовершенствованию. Познание для него является важнейшим фактором развития и адаптации к окружающей среде. Познание мира, осмысление явлений в процессе активной художественной деятельности - это необходимо как для больших дарований, так и для малых. Необходимо всячески поощрять и поддерживать первоначальную познавательную активность.
Публикация «План-программа кружка по изобразительной деятельности „Каляка-Маляка“» размещена в разделах
- ИЗО. Планирование
- Изостудия, кружок ИЗО
- Планирование. Планы работ
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
Рисование помогает ребенку познавать окружающий мир, приучает внимательно наблюдать и анализировать формы предметов, развивает зрительную память, пространственное мышление и способность к образному мышлению. Оно учит точности расчета, учит познавать красоту природы, мыслить и чувствовать, воспитывает чувство доброты, сопереживания и сочувствия к окружающим.
Занятия по изобразительному искусству предоставляют неиссякаемые возможности для всестороннего развития детей дошкольного возраста. Встреча с искусством на каждом уровне, обучение детей видению прекрасного в жизни и искусстве, активная творческая деятельность каждого ребенка, радость от сознания красоты – все это воздействует на ум, душу, волю растущего человека, обогащает его духовный мир.
Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру к красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире.
Целостность любого произведения изобразительного искусства заключается в отражении художником своего внутреннего мира, отношению к окружающей среде, в эмоциональности и экспрессивности. Чем раньше мы будем развивать эмоциональный и чувственный мир ребенка, тем ярче будет он сам и продукты его творчества.
Для реализации потенциальных творческих, уникальных возможностей ребёнка я использую метод – арттерапия. Арттерапия – это лечение пластическим изобразительным творчеством. А поскольку творческий человек талантлив во многих областях, возникает необходимость пробовать и проявлять себя в различных видах творчества.
Данная программа опирается на возрастные особенности детей, особенности их восприятия цвета, форы, объема. При этом особенно важно в каждом возрасте идти от интересов к возможностям каждого ребенка, реализации его, себя как творческой личности.
На занятиях используются техника арттерапии. Я выбрала данное направление в работе с детьми, так как считаю его важным и необходимым, потому что нетрадиционная техника занятий открывает возможности развития у детей творческих способностей, фантазии и воображения, а данная методика руководства изобразительной деятельностью детей основывается на научных данных педагогики, психологии, эстетики и искусствоведения.
Формирование творческой личности ребёнка — одна из наиболее важных задач педагогической науки на современном этапе. Наиболее эффективное для этого средство — изобразительная деятельность. Изобразительная деятельность способствует активному познанию окружающего мира, воспитанию способности творчески отражать свои впечатления в графической и пластической форме. К тому же изобразительное искусство является источником особой радости, способствует воспитанию у ребёнка чувства гордости и удовлетворения результатами труда.
Моё отношение к нетрадиционным техникам изоискусства обусловлено тем, что нетрадиционное рисование даёт возможность использовать хорошо знакомые предметы в качестве художественных материалов, такое рисование удивляет своей непредсказуемостью. Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, проявить фантазию, творчество.
Актуальность
В наше время, когда на телевидении, в сказках, компьютерных играх и литературе преобладает жестокость и агрессия, дети зачастую либо замыкаются в себе, не желая общаться, либо наполнены отрицательными эмоциями. Именно поэтому в программу моего кружка по изобразительной деятельности я включила метод арттерапии, способствующие успешной адаптации детей дошкольного возраста в условиях стабилизации эмоциональной сферы, снижению тревожности, неуверенности в себе, агрессивности. Содержание данной программы насыщенно, интересно, эмоционально значимо для младших дошкольников, разнообразно по видам деятельности и удовлетворяет потребности каждого ребенка в реализации своих художественных желаний и возможностей.
Цель плана-программы — развитие креативных способностей детей через нетрадиционную технику изображения.
Задачи.
1. Обучить техническим приёмам и способам нетрадиционного рисования с использованием различных изоматериалов.
2. Формировать способность наслаждаться многообразием и изяществом форм, красок, звуков окружающего мира.
3. Побуждать детей экспериментировать с изоматериалами. Придумывать и создавать композиции, образы.
Организационно-методические пояснения
по проведению занятий с детьми 4-5 лет
Занятия с детьми проводятся в группе. Учитывается возможность вариативности в организации обстановки, в которой протекает работа с детьми. Продумывается расстановка рабочих столов (они могут быть расположены и полукругом, и буквой “П”, и составлены в ряд).
Все необходимые материалы (подбор которых педагог тщательно продумывает заранее, ещё до начала занятия) рационально размещены на столах и доступны каждому ребёнку. Предусматривается и некоторый запас материалов, на случай, если что-то будет испорчено, который располагается на одном из рабочих столов взрослого. Второй стол педагога, как и доска или мольберт, используется для демонстрации наглядности, для показа приёмов изображения.
Дети рассаживаются за столы свободно.
Программа выполнения плана
Первый этап – создание условий работы кружковой деятельности
Эстетическая развивающая среда в группе создаё тся как фактор формирования в растущем человеке добра и красоты и включает:
• внутренне убранство группы, где живут и воспитываются дети;
• световой фон, вписывающийся в интерьер, мебель, яркие игрушки, произведения, детского творчества;
• соответствие возрастным психологическим особенностям детей.
Центр изобразительно искусства
Где размещаются материалы для знакомства детей с различными видами изобразительного искусства. Кроме того, в этом центре находятся материалы и оборудования необходимые для детской изобразительной деятельности. Предоставляются материалы и оборудования для ручного труда.
Этнографически - развивающая среда должна включать содержательные компоненты, которые активизировали бы эстетическое восприятие игрушки.
Ноутбук: «Голоса птиц», «Шум дождя», «Добро пожаловать в экологию», «Звуки природы», «Инструментальная музыка». Телевизор: видеоматериалы «Природа края», «Наш посёлок», «Игрушки» и т. д.
Второй этап - организация работы кружка
Кружок «КАЛЯКА - МАЛЯКА» организован в 2015 по 2018 году на базе детского сада. Группа с детьми в возрасте от 4- 5 лет направлена на художественно-эстетическое развитие.
Содержание кружковой деятельности
Основными участниками воспитательно - образовательного процесса являются ребёнок, родители, педагоги – воспитатели.
Содержание кружковой деятельности реализуется программами:
• с 4-7 лет – «Цветные ладошки» И. А. Лыкова;
• Г. Г. Григорьева «Кроха»;
• Н. В. Дубровская «Приглашение к творчеству»;
• Периодические издания.
Формы работы
Программа предполагает проведение одного занятия в неделю, во вторую половину дня в рамках работы кружка изобразительной деятельности «КАЛЯКА - МАЛЯКА». Общее количество занятий в год – 36 ч. Педагогический анализ знаний, умений и навыков детей дошкольного возраста проводится 1 раза в год (итоговый – в мае).
1. Групповые занятия
План реализуется через кружковую работу.
Занятия проводится один раз в неделю.
Возраст
4 - 5
Количество детей в группе
21
Время занятий
15 - 20
Последовательность занятий и количество часов на каждую тему могут варьироваться в зависимости от интереса детей и результатов наблюдений педагога.
Принципы проведения занятий:
• системность подачи материала – взаимосвязь комплекса методов и приёмов во всех видах занятий, и на протяжении всего периода обучения по данной программе;
• наглядность в обучении - осуществляется на основе восприятия наглядного материала;
• цикличность построения занятия – занятия составлены на основе предыдущего занятия;
• доступность - комплекс занятий составлен с учётом возрастных особенностей дошкольников по принципу дидактики (от простого - к сложному);
• проблемность – активизирующие методы, направленные на поиск разрешения проблемных ситуаций;
• развивающий и воспитательный характер обучения – направлен на развитие эстетических чувств, познавательных процессов, на расширение кругозора.
2. Индивидуальная работа
Включает в себя исходную (в начале года) и контрольную (в конце года) диагностику познавательного развития. Её результаты могут быть использованы в индивидуальном подходе к ребёнку на занятиях.
3. Работа с родителями
• Привлечение родителей к созданию условий в семье способствующих наиболее полному усвоению знаний, умений, навыков, полученных детьми на кружке.
• Просветительскую работу с родителями в форме родительских собраний, консультаций, наглядной информации.
План работы с воспитателями и родителями
Месяц Темы
Работа с родителями
Сентябрь Консультация «Как создать условия для развития ребенка-левши: несколько полезных советов»
Октябрь Выставка работ: «Золотая осень»
Ноябрь Видеофильм постановка сказки «Вершки - корешки»
Декабрь Встреча с родителями «Штампик»
Январь Совместная выставка творческих работ «Елочка»
Февраль Практикум проект: «Чем мы рисуем»
Март Фотовыставка
Апрель Консультация: «Путешествие по стране Каляка -Маляка»
Май Творческий отчет о работе кружка (фото отчет)
Работа с воспитателями
Сентябрь Выступление на педсовете о работе кружка
Октябрь Консультация: «Как создать условия для развития ребенка-левши: несколько полезных советов.»
Ноябрь «Неделя творчества»
Декабрь Практикум: самостоятельное творчество «Сказочная снежинка глазами педагога»
Январь Семинар практикум «Кукольный театр из жидких обоев»
Февраль Консультация: «Путешествие по стране «КАЛЯКА - МАЛЯКА»
Март Полезные советы в помощь воспитателям «Подарки к празднику 8 Марта»
Апрель Совместная выставка детских творческих работ «Весенние мотивы»
Май Творческий отчет о работе кружка
Наглядный материал
• Альбом «художники и их иллюстрации»;
• Игры для восприятия цвета и развития руки;
• Ватман;
• Обои;
• Фломастеры;
• Акварель, гуашь, кисточки;
• Трафареты;
• «инструменты» для рисования нетрадиционными способами рисования;
• Бусинки, пуговицы;
• Пробки;
• Свечи;
• Цветная бумага;
• Нитки, вата;
• Пластилин;
• Художественная литература;
• Репродукции картин.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Общие показатели развития детского творчества:
• компетентность (эстетическая компетентность);
• творческая активность;
• эмоциональность (возникновение умных эмоций);
• креативность (творчество)
• производительность и свобода поведения;
• инициативность;
• самостоятельность;
Специфические показатели развития детского творчества в продуктивных видах деятельности :
1. Субъективная новизна, оригинальность и вариативность как способов развития творчества.
2. Нахождение адекватных выразительных средств для создания художественного образа.
3. Большая динамика малого опыта, склонность к экспериментированию с художественными материалами и инструментами.
4. Индивидуальный «почерк» детской продукции.
5. Самостоятельность при выборе темы, сюжета, композиции, художественных материалов и средств художественно-образной выразительности.
6. Общая ручная умелость.
Тематический план кружка «КАЛЯКА - МАЛЯКА»
на 2015 – 2016 учебный год
№ Дата проведения Тема
1 03.09.2015 «Дождик»
(рисование фломастерами; дорисовывание деталей)
2 10.09.2015 «Поможем жучкам спрятаться в траве»
(рисование карандашом; дорисовывание
деталей)
3 17.09.2015 «Листья жёлтые летят» (рисование кисточкой; дорисовывание деталей)
4 24.09.2015 Мои любимые животные
5 01.10.2015 Мой любимый дождик
Рисование пальчиком
6 15.10.2015 «Веточка рябины»
(рисование пальцами; дорисовывание деталей)
7 22.10.2015 «Спрячь картинку»
(рисование карандашами или фломастерами)
8 29.10.2015 Грибы на лесной полянке (коллективная работа)
9 05.11.2015 Рукавички для зверей
10 12.11.2015 «Полюбуйся на герань»
(рисование штампом; дорисовывание
деталей)
11 19.11.2015 Разноцветные ладошки
Печать ладонями
12 26.11.2015 «Снег идёт»
(рисование ватными палочками)
13 03.12.2015 «Ёлочка – зелёная иголочка»
(рисование фломастерами)
14 10.12.2015 «Маленькая ёлочка в гости к нам пришла»
(рисование пальцами; дорисовывание деталей)
15 17.12.2015 «Зимний узор»
(рисование восковыми карандашами)
16 24.12.2015 Снеговик
1 занятие
Аппликация из мятой бумаги
17 31.12.2015 Снеговик
2 занятие
Аппликация из мятой бумаги
18 14.01.2016 «Нарядное платье для куклы»
(рисование кисточкой; дорисовывание деталей)
19 21.01.2016 «Полосатые варежки»
(рисование кисточкой; дорисовывание деталей)
20 28.01.2016 «Снежинки»
(рисование фломасте
рами)
21 04.02.2016 Морозные узоры
Свеча + акварель
22 11.02.2016 «Бусинки»
(рисование фломастерами)
23 18.02.2016 Солнышко лучистое
(кол-я работа)
Печать ладонями + рисование пальчиками
24 25.02.2016 «Букет для мамы»(рисование карандашами)
25 03.03.2016 «Светит солнышко в окошко»
(рисование кисточкой; дорисовывание деталей)
26 10.03.2016 «Капель» (рисование
кисточкой)
27 17.03.2016 «Ай качи, качи, качи» (рисование
кистью; дорисовывание деталей)
28 24.03.2016 «Плывёт кораблик по весенним ручейкам»(рисование кисточкой)
29 31.04.2016 «Яблоки»
(рисование фломастерами; дорисовывание деталей)
30 07.04.2016 «Трава на лужайке»(рисование кистью)
31 21.04.2016 «Деревья проснулись»(рисование кистью; дорисовывание деталей)
32 28.04.2016 «Бабочки» (рисование кистью; дорисовывание деталей)
33 05.05.2016 «Забавные зверюшки – полосатые игрушки» (рисование кистью; дорисовывание деталей)
34 12.05.2016 «Цветочная поляна»(рисование ватными палочками)
35 19.05.2016 «Цветущая веточка»(рисование кистью; дорисовывание деталей)
36 26.05.2016 Цветущая полянка
(кол-я работа)
Коллаж.
Интеграция с другими образовательными областями:
Социально – коммуникативное развитие Формирование гендерной, семейной принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу, развитие собственного общения со взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности, практическое овладение воспитанниками нормами речи
Познавательно - речевое Сенсорное развитие, формирование целостной картины мира, расширение кругозора в сфере изобразительного искусства, творчества, формирование элементарных математических представлений, использование художественных представлений для обогащения содержания области, развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства, развитие художественного воспитания и эстетического вкуса
Художественно - эстетическое (музыка) Исполнение музыкальных произведений для обогащения содержания области, развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства
Физическое развитие Воспитание культурно – гигиенических навыков, цветотерапия, арттеропия, формирование начальных представлений о здоровом образе жизни, формирование, трудовых умений и навыков, воспитание трудолюбия, воспитания ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам.
Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах продуктивной деятельности.
Основные требования к уровню подготовки детей 3-4 лет по программе:
Возраст Дети должны знать
Дети должны уметь
3-4 года - материалы, которыми можно рисовать (цветные карандаши, кисти, краски, фломастеры., и в том числе нетрадиционные: пальчики, ладошки, пробковые и картофельные печатки, ватные палочки, губка. ;
- цвета и некоторые оттенки (красный, желтый, синий, зелёный, белый, чёрный, коричневый, оранжевый, голубой, серый).
- правильно работать карандашом, фломастером, кистью;
- владеть нетрадиционными изобразительными техниками : рисование пальчиками, ладошкой, печатание различными печатками, тычкование полусухой жёсткой кистью, рисование ватными палочками, тампонирование губкой;
- ориентироваться в понятиях: форма, цвет, количество, величина предметов;
- изображать отдельные предметы, а также простые по композиции сюжеты;
- владеть приёмом обрывания бумаги и техникой бумагопластики (комкание салфеток, скатывание их в шарики);
- создавать простейшие узоры из чередующихся по цвету элементов одинаковой формы;
- творить в сотворчестве с воспитателем и детьми.
Заключение
Целенаправленное руководство со стороны педагога способствует успешному развитию детского изобразительного творчества, в том числе при освоении техник изобразительной деятельности, которые дарят детям радость познания, творчества. В процессе работы, моей основной задачей стало – подвести ребёнка к самостоятельному поиску и выбору способов и средств выразительного воплощения в рисунке своего замысла, своих чувств и переживаний при помощи разнообразных художественных материалов. Освоение многообразных техник изобразительной деятельности предоставляет возможность почувствовать свойства изобразительных материалов, способы использования и их выразительные возможности при создании рисунков.
Приложение 1 - Модель реализации план программы кружка
Приложение 2 – Тематическое планирование кружка второй младшей группы
Методическое обеспечение план – программы
1. Арнаутова Е. П. Педагог и семья. – М. : Изд. дом «Карапуз», 2001.-264с.
2. Григорьева Г. Г. Малыш в стране Акварели: М. : Просвещение, 2006. –
3. Дубровская Н. В. «Приглашение к творчеству: обучение дошкольников технике аппликации коллажа» – СПб. : «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2002. – 128с. : ил.
4. Казакова Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планировании, конспекты занятий. – М. : ТЦ Сфера, 2005.-120с.
5. Кожохина С. К. Путешествие в мир искусства –программа развития детей дошкольного М. : ТЦ Сфера, 2002.-192с.
6. Лыкова И. А. Цветные ладошки - авторская программа М. : «Карапуз-дидактика», 2007. – 144с., 16л. вкл.
7. Швайко Г. С. Занятия по изодеятельности в д/с. М-Владос, 2000г. – 176 с. : ил.
Приложение 1
Модель реализации план – программы кружка
«КАЛЯКА - МАЛЯКА»
Распространение опыта – показ открытых мероприятий;
Сотрудничество с родителями – совместное проведение мероприятий;
Взаимодействие с социумом – экскурсия в выставочный зал;
Участие в конкурсах - международные конкурсы;
Кружок «КАЛЯКА - МАЛЯКА» - написание рабочей программы