Светлана Глущенко
План проекта для детей группы с ЗПР «Развитие графомоторных навыков»
▼ Скачать + Заказать документы
Название проекта : «Развитие графомоторных навыков у детей с ЗПР».
Тип проекта :
- информационный;
- речевой;
- познавательный;
- долгосрочный.
Участники проекта :
- учитель-логопед;
- учитель-дефектолог;
- воспитатели группы;
- дети старшей группы компенсирующей направленности с ЗПР «Золотой ключик»;
Публикация «План проекта для детей группы с ЗПР „Развитие графомоторных навыков“» размещена в разделах
- Графомоторика. Развитие графомоторных навыков у детей
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Проекты, планирование, тематические недели
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Планирование. Планы работ
- Проекты
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
-родители воспитанников группы компенсирующей направленности с ЗПР «Золотой ключик».
Сроки реализации проекта : 1ноября – 23 мая 2022 - 2023 учебного года.
Интеграция областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Цель проекта : развивать у детей старшего возраста с ЗПР графомоторные навыки.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА :
Для детей :
Образовательные: формировать зрительно – двигательную координацию, пространственную ориентацию на листе бумаги и в окружающем пространстве; формировать навыки учебной деятельности: умение слушать, понимать и выполнять словесные установки педагога.
Развивающие : развивать у детей умение правильно держать в руке карандаш; развивать у детей мелкую моторику пальцев рук, внимание, память, мышление, зрительное, слуховое восприятие; развивать речевую активность детей, обогащать словарный запас.
Воспитательные: воспитывать усидчивость, самостоятельность, наблюдательность, стремление доводить начатое до конца.
Для педагогов: повысить педагогическую компетентность педагогов в вопросах развития графомоторных умений детей с ЗПР старшего возраста. Создать в группе развивающую среду необходимую для реализации данного проекта.
Для родителей: вовлечь родителей в воспитательно – образовательный процесс; повысить компетентность родителей в вопросе применения различных приемов, направленных на развитие графомоторных умений детей с ЗПР.
Актуальность проекта :
Большинство детей, начинающих школьное обучение, испытывают значительные трудности в овладении техникой письма.
Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста, в дальнейшем может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния в школе, слабой эмоциональной – волевой сфере ребенка. Если у детей недостаточный уровень развития графического навыка, то это ведет к целому ряду трудностей в обучении письму, таким как: низкий темп письма; быстрая утомляемость при письме; неровная, «дрожащая» линия; лишком сильный нажим; трудности в воспроизведении формы графических элементов; несоблюдение размера графических элементов; большое количество помарок и исправлений.
К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.
Графомоторика – это не только развитие мелкой моторики. Данное понятие намного шире и включает в себя: способ удержания карандаша/ ручки, силу нажима при рисовании и письме, точность, ритмичность и темп движений, их плавность. Кроме того, важны произвольность движений и развитие сопутствующих умений, без которых не получится ни рисовать, ни писать: зрительное восприятие, внимание, двигательные навыки.
Многие ошибочно полагают, что занятия рисованием – это и есть развитие графомоторных навыков. Это не совсем так. Рисование очень полезно, но достичь полного результата позволяют лишь специфические упражнения, связанные с обведение контуров. Именно так тренируется нажим, плавность, ритмичность письма.
Процесс формирования графомоторных навыков физиологически и психологически сложен: техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Поэтому работа по развитию графомоторных навыков должна начаться задолго до поступления в школу. Родители и педагоги, таким образом, решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, а во-вторых, готовят к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.
Проблема формирования графических навыков у детей требует
постоянного внимания педагога, так как это не просто двигательный акт, а
сложный психофизиологический процесс, который обеспечивается
совместной работой ряда анализаторов: речедвигательного, речеслухового,
зрительного, кинетического и кинестетического. А у детей с ЗПР проблема формирования графических навыков встает острее, так как у них отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, отклонения в развитии движений пальцев рук. В исследованиях ученых подчеркивается, что дети дошкольного возраста, имеющие нарушения речи, испытывают большие трудности при овладении графическими навыками, и это значительно осложняет начальный этап их обучения в школе
У детей дошкольного возраста с ЗПР наблюдается широкий спектр психических и моторных нарушений. Ведущей причиной этих нарушений является органическая недостаточность центральной нервной системы, и, как следствие, тонические нарушения, задержка формирования тонкой моторики, зрительно-моторной координации и т. д. Это значительно усложняет задачи по формированию графомоторных навыков, поэтому для решения данной проблемы следует использовать нестандартные пути обучения данной категории детей и учитывать психофизиологию ребенка.
Поэтому, для формирования графомоторных навыков у детей
с отклонениями в развитии необходимо обязательно развивать :
-общую моторику, которая имеет благоприятное влияние на физическое
развитие ребенка в целом, на мелкую моторику, серийную организацию
движений и зрительно-пространственную координацию, что является
частью функциональной базы графомоторных навыков
-тонкую моторику, влияющую непосредственно на развитие внимания,
мышления, памяти, зрительного, слухового восприятия и речи ребенка
-функциональную базу графомоторных навыков.
Доказано, что период с 4 до 7 лет у детей является сензитивным для развития графомоторных навыков и ручной умелости, а мускульная память в этот период очень цепкая. Поэтому следует именно в дошкольном возрасте развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создавать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Уровень речевого развития ребенка находится в прямой зависимости
от степени сформированности мелкой моторики и общей умелости руки.
Мелкая моторика – важный показатель физического и нервно-психического
развития дошкольника. Тонкие движения руки способствуют развитию
внимания, мышления, памяти, зрительного и слухового восприятия. При
выполнении различных действий с предметами решается большая часть
мыслительных задач – рука действует, а мозг фиксирует ощущения, соединяя
их со зрительными, слуховыми и обонятельными восприятиями в сложные
интегрированные образы и представления. Чем больше запас проб и
действий в своем опыте накопит ребенок, тем скорее он перейдет к более
высокому уровню развития мышления. В. А. Сухомлинский писал, «что истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом., тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее».
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТА
• Совместная деятельность детей и учителя-логопеда.
• Совместная деятельность воспитателя и детей.
• Совместная деятельность детей и учителя-дефектолога.
• Самостоятельная деятельность детей.
• Совместная деятельность учителя-логопеда, учителя-дефектолога, воспитателей и родителей.
• Совместная деятельность родителей и детей.
Обеспечение проекта :
аудио, видео системы, фотоаппаратура, ноутбук;
материалы для продуктивной и игровой деятельности по данной теме;
создание и пополнение развивающей среды играми, пособиями для обучения детей чтению;
создание информационных буклетов, памяток для родителей;
методическая литература по данной теме;
мультимедийные презентации для работы с родителями.
Принципы работы учителя-логопеда и воспитателей с детьми:
принцип гуманно-личностного отношения к ребенку, что позволяет обеспечить развивающее обучение дошкольников, формирование базовых основ культуры личности детей, всестороннее развитие интеллектуально-волевых качеств, дает возможность сформировать у детей все психические процессы;
принцип природосообразности, т. е. синхронного выравнивания речевого и психического развития детей с нарушениями речи;
онтогенетический принцип, учитывающий закономерности развития детской речи в норме;
принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка;
принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса;
принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка;
принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей;
принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;
принцип постепенности подачи учебного материала;
принцип обеспечения активной языковой практики;
принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к работе с ребенком.
Предполагаемые итоги реализации проекта :
В ходе реализации проекта мы предполагаем, что дети научатся:
штриховать или раскрашивать рисунки, не выходя за контуры;
ориентироваться на листе бумаги, в тетради в клетку или в линию;
передавать в рисунке точную форму предмета, пропорции, расположение частей
копировать простейшие рисунки.
копировать фразы.
ЭТАПЫ ПРОЕКТА
1 этап – Подготовительный (организационный).
Цель: создание организационно – педагогических условий, обеспечивающих реализацию идеи проекта.
Содержание первого этапа:
Раскрытие смысла и содержания предстоящей работы, выработка необходимых педагогических условий для реализации проекта с учетом современных требований и речевых возможностей детей.
Анкетирование родителей воспитанников группы с целью выявления знаний родителей по вопросам формирования графомоторных навыков у детей дошкольного возраста.
Диагностика уровня развития графомоторных навыков у детей групп для индивидуального подхода при реализации проекта.
Анализ уровня педагогической компетентности родителей и педагогов по вопросам формирования графомоторных навыков у детей дошкольного возраста.
Подбор пособий и методической литературы по данной теме.
2 этап – Основной (практический).
Цель: осуществление образовательной деятельности по реализации проекта.
Содержание второго этапа:
Проведение целенаправленной работы с детьми по развитию графомоторных навыков в различных видах деятельности.
Проведение консультации для родителей по теме: «Развитие графических навыков и мелкой моторики у детей».
Проведение групповой консультации для родителей по теме: «Значимость систематической работы по формированию графомоторных навыков у ребенка в семье».
Организация выставок методической литературы и пособий для родителей по данной теме.
Проведение индивидуальных консультаций (по необходимости).
Создание буклетов, памяток, рекомендаций для родителей по данной теме.
3 этап – Заключительный (итоговый).
Цель: подведение итогов реализации проекта.
Содержание третьего этапа:
Анкетирование родителей с целью определения уровня компетентности родителей в вопросах развития графомоторных навыков у детей дошкольного возраста.
Экспресс-диагностика детей по развитию у детей с ЗПР графомоторных навыков.
Анализ эффективности проделанной работы со стороны родителей и со стороны педагогов.
Творческий отчет о проекте на педсовете ДОУ и РМО учителей-логопедов.