Лариса Клементьева
План по самообразованию «Развитие памяти у детей дошкольного возраста 5–6 лет с помощью игр и упражнений»
▼ Скачать + Заказать документы
План по самообразованию педагога
Клементьевой Ларисы Николаевны
Тема: «Развитие памяти у детей дошкольного возраста с помощью игр и упражнений»
Возрастная группа : дети 5-6 лет.
Тема: «Развитие памяти у детей дошкольного возраста с помощью игр и упражнений»
Публикация «План по самообразованию „Развитие памяти у детей дошкольного возраста 5–6 лет с помощью игр и упражнений“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Память. Игры, дидактические пособия на развитие памяти
- Память. Развитие памяти у детей
- Планирование. Годовые планы на учебный год
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Старшая группа
- Темочки
Цель: Развитие произвольной памяти у детей 5-6 лет через игры и упражнения.
Задачи:
• Разработать систему образовательной работы для развития произвольной памяти у детей старшего дошкольного возраста;
• формировать у детей интерес к дидактической игре;
• содействовать накоплению игрового опыта детей, предлагая им различные способы взаимодействия со сверстниками;
• повысить уровень психолого-педагогических знаний родителей и вовлечь их в процесс формирования произвольной памяти у детей старшего дошкольного возраста;
• разработать методические рекомендации для родителей для совершенствования произвольной памяти у детей старшего дошкольного возраста.
• составить картотеку игр и упражнений для развития памяти
• создать благоприятную развивающую среду.
Актуальность темы
В возрасте 5-6 лет у детей отмечается недостаточность произвольной памяти. Нередко приходится слышать, что у ребенка плохая память. Дети прекрасно запоминают считалки, загадки, сказки, мультфильмы. Дети запоминают все яркое необычное красивое привлекающее внимание. То есть запоминание происходит в основном непроизвольно без волевого усилия со стороны ребенка.
И педагоги, и большинство родителей знают и понимают, что нужно развивать память. Это проблема и ее необходимо решать. В 5-6 лет скорость развития памяти выше, пожалуй, чем скорость развития других способностей. А так как, развитие произвольной памяти формируется в ведущей деятельности дошкольников – игре, возникла идея проекта «Играй – свою память развивай».
Месяц Формы работы
С детьми Педагогами Самообразование Родителями
Сентябрь Первичная диагностика детей (память) Консультации со специалистами ДОУ
-изучение литературы
- подбор дидактического и методического оснащения. Ознакомление родителей с целями и задачами проекта.
Консультация для родителей «Развитие памяти у детей, игры и упражнения, еда для памяти».
Октябрь занятия, беседы в соответствии с планом работы Оформить в группе уголок «Дидактические игры для развития памяти»
Ноябрь Оформление папки передвижки. Тема: «…»
Декабрь Оформление папки передвижки. Тема: «Развиваем память вместе с мамой»
Январь
Февраль Подготовить (провести) мастер-класс для педагогов по теме: «…»
Март
Апрель Развлечение «…»
Май диагностика Написание отчёта о проделанной работе за учебный год выступление с ним на педсовете. Выступление на родительском собрании с отчётом о проделанной работе за учебный год
Июнь выставка детских работ Организовать работу кружка на след учебный год, создать учебную программу Консультация для родителей: «…»
Реализация проекта
Основные этапы:
I этап - подготовительный.
Сбор и анализ информации, анализ и совершенствование материально-технической базы: подбор и изучение психолого-педагогической литературы по проблеме памяти; исходя из интереса детей, проводится анкетирование, обсуждение целей и задач проекта с детьми, анализ результатов педагогической диагностики;
Создание условий, необходимых для реализации проекта, разработка перспективного плана по развитию произвольной памяти у детей старшего дошкольного возраста; разработка конспектов непосредственно образовательной деятельности по разным областям; подборка дидактических, словесных, театрализованных, игр-драматизаций, игровых упражнений произвольной памяти, разработка моделей сюжетно-дидактических игр и оформление их в виде картотек; разработка консультативного материала для родителей.
II этап - основной.
Начинаем обучение с приёма «повторение», который проходит в четыре этапа:
Первый этап - учим называть вслух предметы, картинки, слова которые необходимо запомнить.
Второй этап - обучение простому повторению запоминаемой информации. Овладение им важно для подготовки к следующему этапу.
Третий этап - повторение с выделением различных особенностей запоминаемого предмета, каждый раз на какую-нибудь другую его деталь.
Четвертый этап – самопроверка, т. е. то, что удалось запомнить.
После овладения ребёнком приёма "повторение", мы переходим к обучению логическим приемам запоминания. К их числу относятся: "группировка", "смысловое соотнесение" и "схематизация".
Овладение ими происходит в два этапа:
1-й этап: формирование смыслового соотнесения и смысловой группировки как умственных действий.
2-й этап: формирование умения применять эти действия для решения мнемических задач.
Дидактические игры: «Соедини слова и придумай предложение», «Найди пару», «Подбери картинку», «Придумай слова по заданному признаку», «Корзинка с продуктами», «Цвет и форма», «Запомни фигуры», «На ком оборвётся?», «Восстанови память», «Вспомни, не глядя», «Рука всё помнит», «Запомни слова на разные буквы», «Назови цифры в том же порядке», «Парные слова», «Фотоаппарат», «Жуки», «Что изменилось?».
Дидактические упражнения : «Картинка спряталась», «Тавтограммы», «Позы», «Вспоминалки», «Ищи безостановочно», «Ничего не вижу», «Ходьба по букве», «Перелей воду», «Определи на ощупь», «Улови, запомни, расскажи», «Я положил в мешок», «Смотри и повтори», «Движение по памяти», «Скопируй позы».
Чтение и пересказ художественной литературы: русская народная сказка «Лиса и Рак», сказка К. Д. Ушинского «Умей обождать», рассказ Л. Н. Толстого «Котенок», рассказ Е. Чарушина «Курочка», рассказ Н. Калининой «Про снежный колобок», стихотворение А. Плещеева «Осень наступила», О. Высотская «Ёлочка», С. Маршак «Январь», Н. Костарёв «Бобёр», А. Плещеев «Весна».
Загадывание загадок: «Вспомни и повтори загадку», «Отгадай и нарисуй».
Сюжетно-дидактические игры: «Магазин», «Кодовый замок», «Заколдованный мешочек», «Гуляем по улице».
В разделе изобразительного искусства проводятся беседы, рассматриванием картин, иллюстраций. Полученные знания дети реализуют в игровой и продуктивной деятельности: дидактических и сюжетно – ролевых играх, рисование цветными карандашами или красками по выбору детей : «Рассеянный крокодил». «Запомни, нарисуй и дорисуй, чего не хватает», «Смешанный лес», «Отгадай и нарисуй».
На музыкальных занятиях дети не только прослушивают и разучивают песни и танцы, слушают классику, но и играют в музыкальные игры: «Слушай и повтори». «Песня гриба», «Передай ритм», «Музыкальные стульчики», «Барабанщики».
Консультации на тему: «Запомнить и вспомнить», «Основные приёмы запоминания»
III этап - заключительный.
Разработка методических рекомендаций, демонстрация опыта работы:
- подведение итогов проекта;
- обобщение опыта работы по развитию памяти детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольных групп и семьи;
- презентация профессиональной деятельности;
- разработка методических рекомендаций для родителей по совершенствованию развития памяти детей.
Ожидаемые результаты:
- развитие произвольной памяти у детей старшего дошкольного возраста;
- повышение концентрации, переключаемости и устойчивости внимания;
- увеличение объема произвольной памяти;
- формирование приёмов запоминания;
- повышение уровня развития смысловой памяти;
- формирование самостоятельности в выполнении заданий.
- развитие умения работать в группе, навыков коммуникативного общения
у детей старшего дошкольного возраста.
Памятка для анализа процесса самообразования :
1. Оправдал ли себя план. Как он сочетался с задачами ДОУ и индивидуальной темой самообразования. Планировалась ли исследовательская работа.
2. Чей педагогический опыт, и по каким вопросам изучался в соответствии с индивидуальной темой самообразования. Этапы проработки материала. Какая литература изучалась: психологическая, педагогическая, научная и т. д.
3. Практические выводы после проработки конкретной темы (тезисы, доклады и др.)
4. Творческое сотрудничество (с педагогом, методистом)
5. Перечень вопросов, которые оказались трудными в процессе изучения литературы и опыта работы. Постановка новых задач.