Светлана Краюшкина
План по самообразованию «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомления с природой родного края»
▼ Скачать + Заказать документы
План работы по самообразованию
Тема: «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомления с природой родного края»
Актуальность:
Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени. Экологическое воспитание значимо с позиции личностного развития ребенка – правильно организованное, систематически осуществляемое, оно оказывает интенсивное влияние на его ум, чувства, волю.
Публикация «План по самообразованию „Экологическое воспитание дошкольников через ознакомления с природой родного края“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Планы
- Планирование. Планы работ
- Республика, область, край. Список городов
- Самообразование, саморазвитие
- Экологическое воспитание. Самообразование
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивает их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.
Под экологическим воспитанием детей я понимаю, прежде всего, воспитание человечности, т. е. доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом. Экологическое воспитание должно учить детей понимать и себя, и все, что происходит вокруг. Нужно учить детей правильно вести себя в природе и среди людей. В дошкольном учреждении детей знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому, любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, ко всему живому.
На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, которая нами понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.
Проблема экологического воспитания представляется настолько актуальной, что послужила мне основанием для продолжения работы над данной темой с детьми подготовительной группы, выбрав её темой для самообразования.
Цель саморазвития:
• повысить свой профессиональный уровень, систематизировать работу по реализации ФГОС;
• повышать профессиональное мастерство и компетентность в работе над формированием экологической культуры у детей дошкольного возраста;
• развивать творческую активность, инициативу в инновационной, научно-методической, опытно-экспериментальной деятельности при воспитании детей в современных условиях.
Задачи программы:
повышение профессионального уровня и педагогического мастерства через:
• изучение требований ФГОС ДО
• изучения учебной, справочной и научно-методической литературы
• распространение собственного педагогического опыта
• создание методических наработок и внедрение эффективного педагогического опыта в работу с дошкольниками
• самообразование
Задачи:
- расширять кругозор детей и обеспечить передачу детям первичных знаний с элементами экологии о природных объектах родного края;
- формировать бережное отношение к растениям и животным родного края;
- развивать у детей эмоционально-чувственную сферу на основе знакомства с природой родного края.
Литература:
1) Иванова А. И Живая экология: Программа экологического образования дошкольников. М., 2007.
2) Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. М., 2006.
3) Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. М., 1995.
4) Павленко Н. Н., Родюшкина Н. Г. Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ. М., 2006.
5) Чернякова В. Н. Экологическая работа в ДОУ. М., 2010.
6) Зенина Т. Н. Экологическая гостиная в ДОУ. М., 2008.
7) Шишкина В. А. Прогулки в природу. М., 2002.
Изучение методической литературы.
Сентябрь:
Познакомиться с книгой Веретенникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой. – М. : «Просвещение», 1993.
Октябрь:
Познакомиться со статьей Азбука экологического воспитания // Дошкольное воспитание, 5/1995.
Ноябрь:
Познакомиться с книгой Виноградова Н. Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. – М. : «Просвещение», 1978.
Декабрь:
Познакомиться с книгой Жуковская Р. Н. и др. Родной край: пособие для воспитателей детского сада / Под ред. Козловой С. А. – М. : «Просвещение», 1985.
Январь:
Познакомиться с книгой Как знакомить дошкольников с природой: Пособие для воспитателей детсада. – М. : Просвещение, 1982.
Февраль:
Познакомиться с книгой Лаврентьева Н. Г. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста. : Учеб. -метод. пособие. Чита, Изд-во ЗабГПУ, 2002
Март:
Познакомиться с книгой Николаева С. Н. Создание условий для экологического воспитания детей. - М. : «Новая школа», 1993.
Апрель:
Познакомиться с книгой Николаева С. Н. Юный эколог. Изд. «Мозаика синтез». М., 2004.
Май:
Познакомиться с книгой Шишкина В. А. Прогулки в природу. М., 2002.
Самореализация:
Разработать перспективный план работы с детьми подготовительного возраста по экологическому воспитанию в ДОУ
Сентябрь – октябрь:
Пополнить детскую библиотеку научной и художественной литературой о природе.
В течение года:
Подготовка анкет, памяток, рекомендаций для педагогов, родителей и детей.
Декабрь:
Консультация для родителей на тему: «Экологические пространства» в подготовительной группе.
Работа с детьми:
Сентябрь:
Беседа на тему «Приметы осени». Чтение стихотворений об осени,
рассматривание осенних деревьев, рассматривание иллюстраций осеннего леса.
Беседа с детьми о животных обитающих в лесах Нижегородской области, среде обитания, о подготовке зверей к зиме, о поведении человека в лесу. Рассматривание иллюстраций, книг о животных леса.
Рассказ воспитателя о подготовке зверей к зиме.
Отгадывание загадок.
Составление описательных рассказов о животных
Наблюдение за насекомыми.
Беседа на тему «Насекомые осенью»
Чтение художественной литературы:В. Бианки «Как муравьишка спешил домой»; Д. Н. Мамин-Сибиряк «Про комара Комаровича»
Беседа о деревьях, кустах, травянистых растениях, о правилах поведения на природе.
Дидактическая игра «Найди дерево по описанию».
Дидактические игры «Найди свое дерево», «Узнай и назови».
Рисование «Золотая осень».
Беседа на тему: «Водоемы родного города».
Составление описательных рассказов о жителях водоемов.
Загадки о жителях водоемов
Рассматривание иллюстраций о реке Волге.
Экспериментирование с водой.
Чтение художественной литературы: рассказа Д. Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка»
Подвижная игра «Ходят капельки по кругу».
Дидактическая игра «Собери рыбку»
Октябрь:
Рассказы и загадки о рыбах.
Беседа «Рыбы Нижегородских водоемов»
Дидактическая игра «Чем похожи? Чем отличаются». Дидактическая игра
«Угадай по описанию». Чтение художественной литературы: Л. Бере «Рыбка» (пер. с англ. О. Образцовой) О. Г. Зыкова «Камбала», «Рыба-прилипала».
Беседа: «Овощи и фрукты».
Дидактическая игра–сказка «Фрукты и овощи». Беседа о холодных и горячих блюдах из овощей и фруктов.
Дидактическая игра «Определи на вкус».
Чтение художественной литературы: Ю. Тувин «Овощи»; Э. Хогарт «Мафин и его знаменитый кабачок».
Дидактические игры «Съедобное - не съедобное»; «Вершки-корешки».
Беседа о комнатных растениях; о необходимости для них условий жизни; об элементах труда.
Познавательно-исследовательская деятельность: опыты (потребность комнатных растений во влаге, тепле, свете).
Сюжетно-ролевая игра «Цветочный магазин».
Дидактические игры «Садовник», Угадай растение», Назовите растение».
Чтение художественной литературы: Б. Житков «Что я видел», «Сад».
Ноябрь:
Наблюдение за объектами живой и неживой природой.
Экспериментирование с ветром.
Рассматривание репродукций художников об осени.
Беседа «Что нас окружает?», «Удивительный лес».
Дидактические игры «Когда это бывает?», «Кто больше назовет», «Ботаническое лото».
Чтение худ. лит: С. Есенин «Береза», А. Блок «Зайчик»,И. Бунин «Листопад», рассказы и загадки о животных.
Беседа: «Птицы осенью» (беседа о перелетных птицах, «Птицы родного края», «Лесной доктор».
Наблюдения за птицами на участке, кормление птиц.
Рассматривание птиц, занесенных в красную книгу.
Дидактические игры «Кто лишний», «Кто где живет», «Перелетные - зимующие».
Подвижная игра «Перелет птиц», «Совушка».
Чтение художественной литературы: Е. Благинина «Улетают, улетели», В. Бианки «Синичкин календарь», Г. Ладонщиков «Загрустил воробышек», И. Крылов «Кукушка и петух», Е. Чарушин «Утка», М. Зверев «Лесные доктора».
Составление описательных рассказов о птицах.
Дидактическая игра «Кто наблюдательный».
Прослушивание аудиозаписи «Голоса птиц».
Игра –имитация «Я загадаю, а вы угадайте». Дидактическая игра «Перелетные- зимующие».
Подвижная игра «Перелет птиц».
Беседа с детьми «Съедобные и несъедобные грибы» (рыжик, белый гриб, мухомор, поганка)
Рассматривание муляжей грибов, иллюстраций.
Рассказ о месте произрастания грибов, их строении, размножении.
Загадки о грибах
Рассматривание иллюстраций, муляжей.
Декабрь:
Наблюдение за зимующими птицами на участке (внешний вид, сравнение разных птиц, выделяя общее и различия, повадки).
Рассматривание следов на снегу, кормление птиц.
Рассматривание иллюстраций о зимующих птицах, беседа.
Просмотр фильма «Зимующие птицы».
Чтение художественной литературы: Г. Серебрецкий «Берегите птиц»,
И. Поленов «Синичкины кладовки».
Дидактические игры «Голоса птиц», «Я - загадаю, а вы -отгадайте».
Беседа: «Как лесные звери проводят зиму», «Как звери зимуют в лесу?», «Что такое заповедник?».
Беседа о труде лесника (рассматривание картины «Лес», иллюстраций, чтение художественной литературы).
Дидактические игры «Мы маленькие зайчики», «Закончите предложение», «Животные в лесу».
Чтение художественной литературы:
В. Бианки «Купание медвежат», Е. Чарушин «Волчишко», В. Варанжин
«Как ежик зиму перезимовал».
Наблюдение зимних красот в природе. Выделение характерных признаков зимы.
Беседа: «Пришла красавица зима».
Дидактические игры «Найди ошибку», «Когда это бывает?», «Чей силуэт?».
Ритмопластика «Снежинки».
Чтение художественной литературы: С. Маршак «Сыплет, сыплет снег охапками…», Н. Павлова «Под снегом на лугу», С. Есенин «Пороша».
Наблюдение деревьев на участке (название деревьев, строение, польза).
Беседа о деревьях.
Дидактические игры «Что где растет?», «С чьей ветки детки».
Сюжетно-ролевая игра «В лес за дровами».
Чтение художественной литературы: Т. Шорыгина «Сосновые леса»,
«Зимний ельник», «Прогулка в лес».
Январь:
Наблюдение за ростом и состоянием комнатных растений. Рассматривание схем способов ухода.
Труд в уголке природы.
Дидактические игры: "Узнай растение".
Чтение художественной литературы: Е. Серов «Фиалка».
Дидактические игры «Кому что нужно», «Как выросла фиалка».
Февраль:
Беседа: «Живое – неживое» (Признаки живого на примере человека – разговаривают, двигаются, дышат, слышат, видят и т. д.).
Игра- имитация "Звериная зарядка"
Дидактические игры: "Найди детёныша". "Кто, что ест", "Кто, где живёт"
Дидактические игры: «Какая она?», «Кто чем питается».
Чтение художественной литературы: В. Бианки «Рыбий дом», Н. Осипов «В воде и у воды», «Животные морей».
Беседа: «Прошла зима холодная»
Рассматривание иллюстраций и картин художников о зиме.
Дидактические игры: «Приметы зимы», «Когда это бывает?».
Игра-имитация «Снежные явления».
«Конкурс-викторина стихотворений о зиме».
Март:
Наблюдение за весенними явлениями: изменениями цвета снега, таяние снега, капели.
Беседа: «Ранняя весна» или «Смена дня и ночи».
Дидактические игры «Сравни и найди», «Бывает – не бывает».
Чтение художественной литературы: И. Токмакова «Весна», Ф Тютчев «Весенние воды»
Рассматривание картин И. Левитана «Март», И. Грабарь «Февральская лазурь».
Беседы и наблюдения за птицами на участке детского сада. Обобщающая беседа с использованием схем, моделей.
Рассматривание иллюстраций (разные виды гнезд, появление птенцов и т. д.)
Игра-имитация «Строим гнёзда».
Дидактическая игра «Попрыгунчики-воробышки».
Чтение художественной литературы: В. Бианки «Лесные домики», И. Поленов «Синичкины кладовки»
Апрель:
Рассматривание картинок цветущих деревьев.
Составление описательного рассказа о деревьях по схеме, модели.
Чтение художественной литературы: «Литературный калейдоскоп».
Беседы на темы «Хвойные деревья», «Где растения любят жить?»,
«Путешествие растений».
Рассматривание картин и иллюстраций о деревьях, растениях занесенных в красную книгу.
Д/и «Чья шишка?», «Чьи листья?», «Найди дерева по семенам»
Составления и отгадывание кроссвордов о растениях.
Чтение: В. Бианки «Рассказы о природе», Н. Н. Павлов «Загадки цветов»
Май:
Наблюдение за растениями на участке.
Беседа: «Первые цветы на участке» (сравнительный рассказ о мать-мачехе и одуванчике).
Эстафета-игра «Собери цветок».
Игра-имитация «Собери нектар с цветов».
Дидактическая игра «Отгадайте: «Почему?».
Чтение худ. литературы: Н. Павлова «Хитрый одуванчик», Т. Белозёров «Одуванчик».
Наблюдение за появлением перелетных птиц (скворец, соловей).
Послушать пение птиц.
Беседа с детьми о соловье, дятле, голубе.
П/ игры: «Совушка», «Перелет птиц», «Коршун и наседка».
Чтение художественной литературы: Г. Скребицкий «Берегите птиц»,
А. Барков «Голоса леса».
Рассматривание и беседа о Красной книге.
Беседа: «Национальный парк «Завидово» (беседа, рассматривание, книг, иллюстраций)
Беседа «Чем мы можем помочь природе?», «Зачем нужно беречь природу?», «Зеленая аптека».
Наблюдения за растениями, птицами, насекомыми.
Наблюдение разных видов дождя: кратковременный, затяжной, грибной, слепой, ливневый.
Беседа «Чистый воздух и вода – богатство страны».
Художественное творчество: рисование «Придумай и нарисуй экологически чистый вид транспорта».
Работа с родителями
Сентябрь:
Анкетирование «Экологическое воспитание детей».
Подборка экологической литературы для родителей.
Октябрь:
Консультации на экологическую тему «Не причиняя вреда природе», «Сокровища леса».
Ноябрь:
Практический материал (папка раскладушка) «Замысловатые вопросы».
Литературная выставка «Читайте вместе с нами».
Домашние задания (составить кроссворд о природе и нарисовать ответы).
Декабрь:
Консультация «Птицы — наши друзья».
Благотворительная акция «Покормите птиц зимой» (изготовления кормушек)
Январь:
Консультация «Жизнь птиц зимой», «Не быть равнодушными».
Папка-передвижка «Очей очарованье» (предложить родителям выучить с детьми стихи о природе, птицах, животных)
Февраль:
Культурно-досуговая деятельность викторина «Знатоки природы» (родители и дети)
Март:
Акция «Берегите природу» (рисование плакатов в защиту природы) .
Папка-передвижка «Очей очарованье» (предложить родителям выучить с детьми стихи о природе родного края).
Апрель:
Конкурс «Экологическая сказка, придуманная мною».
Домашние задания (понаблюдать за птицами, деревьями, растениями в весенний период).
Проведения субботника «Сделаем город чище».
Май:
Выставка фотографий «Наши добрые дела».
Участие в акции «Юный эколог» (посадка деревьев, цветочной рассады на территории детского сада) .