Приложение МААМ

План по самообразованию «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомления с природой родного края»

Светлана Краюшкина
План по самообразованию «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомления с природой родного края»
▼ Скачать + Заказать документы

План работы по самообразованию

Тема: «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомления с природой родного края»

Актуальность:

Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени. Экологическое воспитание значимо с позиции личностного развития ребенка – правильно организованное, систематически осуществляемое, оно оказывает интенсивное влияние на его ум, чувства, волю.

Публикация «План по самообразованию „Экологическое воспитание дошкольников через ознакомления с природой родного края“» размещена в разделах

Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивает их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.

Под экологическим воспитанием детей я понимаю, прежде всего, воспитание человечности, т. е. доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом. Экологическое воспитание должно учить детей понимать и себя, и все, что происходит вокруг. Нужно учить детей правильно вести себя в природе и среди людей. В дошкольном учреждении детей знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому, любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, ко всему живому.

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, которая нами понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.

Проблема экологического воспитания представляется настолько актуальной, что послужила мне основанием для продолжения работы над данной темой с детьми подготовительной группы, выбрав её темой для самообразования.

Цель саморазвития:

• повысить свой профессиональный уровень, систематизировать работу по реализации ФГОС;

• повышать профессиональное мастерство и компетентность в работе над формированием экологической культуры у детей дошкольного возраста;

• развивать творческую активность, инициативу в инновационной, научно-методической, опытно-экспериментальной деятельности при воспитании детей в современных условиях.

Задачи программы:

повышение профессионального уровня и педагогического мастерства через:

• изучение требований ФГОС ДО

• изучения учебной, справочной и научно-методической литературы

• распространение собственного педагогического опыта

• создание методических наработок и внедрение эффективного педагогического опыта в работу с дошкольниками

• самообразование

Задачи:

- расширять кругозор детей и обеспечить передачу детям первичных знаний с элементами экологии о природных объектах родного края;

- формировать бережное отношение к растениям и животным родного края;

- развивать у детей эмоционально-чувственную сферу на основе знакомства с природой родного края.

Литература:

1) Иванова А. И Живая экология: Программа экологического образования дошкольников. М., 2007.

2) Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. М., 2006.

3) Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. М., 1995.

4) Павленко Н. Н., Родюшкина Н. Г. Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ. М., 2006.

5) Чернякова В. Н. Экологическая работа в ДОУ. М., 2010.

6) Зенина Т. Н. Экологическая гостиная в ДОУ. М., 2008.

7) Шишкина В. А. Прогулки в природу. М., 2002.

Изучение методической литературы.

Сентябрь:

Познакомиться с книгой Веретенникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой. – М. : «Просвещение», 1993.

Октябрь:

Познакомиться со статьей Азбука экологического воспитания // Дошкольное воспитание, 5/1995.

Ноябрь:

Познакомиться с книгой Виноградова Н. Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. – М. : «Просвещение», 1978.

Декабрь:

Познакомиться с книгой Жуковская Р. Н. и др. Родной край: пособие для воспитателей детского сада / Под ред. Козловой С. А. – М. : «Просвещение», 1985.

Январь:

Познакомиться с книгой Как знакомить дошкольников с природой: Пособие для воспитателей детсада. – М. : Просвещение, 1982.

Февраль:

Познакомиться с книгой Лаврентьева Н. Г. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста. : Учеб. -метод. пособие. Чита, Изд-во ЗабГПУ, 2002

Март:

Познакомиться с книгой Николаева С. Н. Создание условий для экологического воспитания детей. - М. : «Новая школа», 1993.

Апрель:

Познакомиться с книгой Николаева С. Н. Юный эколог. Изд. «Мозаика синтез». М., 2004.

Май:

Познакомиться с книгой Шишкина В. А. Прогулки в природу. М., 2002.

Самореализация:

Разработать перспективный план работы с детьми подготовительного возраста по экологическому воспитанию в ДОУ

Сентябрь – октябрь:

Пополнить детскую библиотеку научной и художественной литературой о природе.

В течение года:

Подготовка анкет, памяток, рекомендаций для педагогов, родителей и детей.

Декабрь:

Консультация для родителей на тему: «Экологические пространства» в подготовительной группе.

Работа с детьми:

Сентябрь:

Беседа на тему «Приметы осени». Чтение стихотворений об осени,

рассматривание осенних деревьев, рассматривание иллюстраций осеннего леса.

Беседа с детьми о животных обитающих в лесах Нижегородской области, среде обитания, о подготовке зверей к зиме, о поведении человека в лесу. Рассматривание иллюстраций, книг о животных леса.

Рассказ воспитателя о подготовке зверей к зиме.

Отгадывание загадок.

Составление описательных рассказов о животных

Наблюдение за насекомыми.

Беседа на тему «Насекомые осенью»

Чтение художественной литературы:В. Бианки «Как муравьишка спешил домой»; Д. Н. Мамин-Сибиряк «Про комара Комаровича»

Беседа о деревьях, кустах, травянистых растениях, о правилах поведения на природе.

Дидактическая игра «Найди дерево по описанию».

Дидактические игры «Найди свое дерево», «Узнай и назови».

Рисование «Золотая осень».

Беседа на тему: «Водоемы родного города».

Составление описательных рассказов о жителях водоемов.

Загадки о жителях водоемов

Рассматривание иллюстраций о реке Волге.

Экспериментирование с водой.

Чтение художественной литературы: рассказа Д. Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка»

Подвижная игра «Ходят капельки по кругу».

Дидактическая игра «Собери рыбку»

Октябрь:

Рассказы и загадки о рыбах.

Беседа «Рыбы Нижегородских водоемов»

Дидактическая игра «Чем похожи? Чем отличаются». Дидактическая игра

«Угадай по описанию». Чтение художественной литературы: Л. Бере «Рыбка» (пер. с англ. О. Образцовой) О. Г. Зыкова «Камбала», «Рыба-прилипала».

Беседа: «Овощи и фрукты».

Дидактическая игра–сказка «Фрукты и овощи». Беседа о холодных и горячих блюдах из овощей и фруктов.

Дидактическая игра «Определи на вкус».

Чтение художественной литературы: Ю. Тувин «Овощи»; Э. Хогарт «Мафин и его знаменитый кабачок».

Дидактические игры «Съедобное - не съедобное»; «Вершки-корешки».

Беседа о комнатных растениях; о необходимости для них условий жизни; об элементах труда.

Познавательно-исследовательская деятельность: опыты (потребность комнатных растений во влаге, тепле, свете).

Сюжетно-ролевая игра «Цветочный магазин».

Дидактические игры «Садовник», Угадай растение», Назовите растение».

Чтение художественной литературы: Б. Житков «Что я видел», «Сад».

Ноябрь:

Наблюдение за объектами живой и неживой природой.

Экспериментирование с ветром.

Рассматривание репродукций художников об осени.

Беседа «Что нас окружает?», «Удивительный лес».

Дидактические игры «Когда это бывает?», «Кто больше назовет», «Ботаническое лото».

Чтение худ. лит: С. Есенин «Береза», А. Блок «Зайчик»,И. Бунин «Листопад», рассказы и загадки о животных.

Беседа: «Птицы осенью» (беседа о перелетных птицах, «Птицы родного края», «Лесной доктор».

Наблюдения за птицами на участке, кормление птиц.

Рассматривание птиц, занесенных в красную книгу.

Дидактические игры «Кто лишний», «Кто где живет», «Перелетные - зимующие».

Подвижная игра «Перелет птиц», «Совушка».

Чтение художественной литературы: Е. Благинина «Улетают, улетели», В. Бианки «Синичкин календарь», Г. Ладонщиков «Загрустил воробышек», И. Крылов «Кукушка и петух», Е. Чарушин «Утка», М. Зверев «Лесные доктора».

Составление описательных рассказов о птицах.

Дидактическая игра «Кто наблюдательный».

Прослушивание аудиозаписи «Голоса птиц».

Игра –имитация «Я загадаю, а вы угадайте». Дидактическая игра «Перелетные- зимующие».

Подвижная игра «Перелет птиц».

Беседа с детьми «Съедобные и несъедобные грибы» (рыжик, белый гриб, мухомор, поганка)

Рассматривание муляжей грибов, иллюстраций.

Рассказ о месте произрастания грибов, их строении, размножении.

Загадки о грибах

Рассматривание иллюстраций, муляжей.

Декабрь:

Наблюдение за зимующими птицами на участке (внешний вид, сравнение разных птиц, выделяя общее и различия, повадки).

Рассматривание следов на снегу, кормление птиц.

Рассматривание иллюстраций о зимующих птицах, беседа.

Просмотр фильма «Зимующие птицы».

Чтение художественной литературы: Г. Серебрецкий «Берегите птиц»,

И. Поленов «Синичкины кладовки».

Дидактические игры «Голоса птиц», «Я - загадаю, а вы -отгадайте».

Беседа: «Как лесные звери проводят зиму», «Как звери зимуют в лесу?», «Что такое заповедник?».

Беседа о труде лесника (рассматривание картины «Лес», иллюстраций, чтение художественной литературы).

Дидактические игры «Мы маленькие зайчики», «Закончите предложение», «Животные в лесу».

Чтение художественной литературы:

В. Бианки «Купание медвежат», Е. Чарушин «Волчишко», В. Варанжин

«Как ежик зиму перезимовал».

Наблюдение зимних красот в природе. Выделение характерных признаков зимы.

Беседа: «Пришла красавица зима».

Дидактические игры «Найди ошибку», «Когда это бывает?», «Чей силуэт?».

Ритмопластика «Снежинки».

Чтение художественной литературы: С. Маршак «Сыплет, сыплет снег охапками…», Н. Павлова «Под снегом на лугу», С. Есенин «Пороша».

Наблюдение деревьев на участке (название деревьев, строение, польза).

Беседа о деревьях.

Дидактические игры «Что где растет?», «С чьей ветки детки».

Сюжетно-ролевая игра «В лес за дровами».

Чтение художественной литературы: Т. Шорыгина «Сосновые леса»,

«Зимний ельник», «Прогулка в лес».

Январь:

Наблюдение за ростом и состоянием комнатных растений. Рассматривание схем способов ухода.

Труд в уголке природы.

Дидактические игры: "Узнай растение".

Чтение художественной литературы: Е. Серов «Фиалка».

Дидактические игры «Кому что нужно», «Как выросла фиалка».

Февраль:

Беседа: «Живое – неживое» (Признаки живого на примере человека – разговаривают, двигаются, дышат, слышат, видят и т. д.).

Игра- имитация "Звериная зарядка"

Дидактические игры: "Найди детёныша". "Кто, что ест", "Кто, где живёт"

Дидактические игры: «Какая она?», «Кто чем питается».

Чтение художественной литературы: В. Бианки «Рыбий дом», Н. Осипов «В воде и у воды», «Животные морей».

Беседа: «Прошла зима холодная»

Рассматривание иллюстраций и картин художников о зиме.

Дидактические игры: «Приметы зимы», «Когда это бывает?».

Игра-имитация «Снежные явления».

«Конкурс-викторина стихотворений о зиме».

Март:

Наблюдение за весенними явлениями: изменениями цвета снега, таяние снега, капели.

Беседа: «Ранняя весна» или «Смена дня и ночи».

Дидактические игры «Сравни и найди», «Бывает – не бывает».

Чтение художественной литературы: И. Токмакова «Весна», Ф Тютчев «Весенние воды»

Рассматривание картин И. Левитана «Март», И. Грабарь «Февральская лазурь».

Беседы и наблюдения за птицами на участке детского сада. Обобщающая беседа с использованием схем, моделей.

Рассматривание иллюстраций (разные виды гнезд, появление птенцов и т. д.)

Игра-имитация «Строим гнёзда».

Дидактическая игра «Попрыгунчики-воробышки».

Чтение художественной литературы: В. Бианки «Лесные домики», И. Поленов «Синичкины кладовки»

Апрель:

Рассматривание картинок цветущих деревьев.

Составление описательного рассказа о деревьях по схеме, модели.

Чтение художественной литературы: «Литературный калейдоскоп».

Беседы на темы «Хвойные деревья», «Где растения любят жить?»,

«Путешествие растений».

Рассматривание картин и иллюстраций о деревьях, растениях занесенных в красную книгу.

Д/и «Чья шишка?», «Чьи листья?», «Найди дерева по семенам»

Составления и отгадывание кроссвордов о растениях.

Чтение: В. Бианки «Рассказы о природе», Н. Н. Павлов «Загадки цветов»

Май:

Наблюдение за растениями на участке.

Беседа: «Первые цветы на участке» (сравнительный рассказ о мать-мачехе и одуванчике).

Эстафета-игра «Собери цветок».

Игра-имитация «Собери нектар с цветов».

Дидактическая игра «Отгадайте: «Почему?».

Чтение худ. литературы: Н. Павлова «Хитрый одуванчик», Т. Белозёров «Одуванчик».

Наблюдение за появлением перелетных птиц (скворец, соловей).

Послушать пение птиц.

Беседа с детьми о соловье, дятле, голубе.

П/ игры: «Совушка», «Перелет птиц», «Коршун и наседка».

Чтение художественной литературы: Г. Скребицкий «Берегите птиц»,

А. Барков «Голоса леса».

Рассматривание и беседа о Красной книге.

Беседа: «Национальный парк «Завидово» (беседа, рассматривание, книг, иллюстраций)

Беседа «Чем мы можем помочь природе?», «Зачем нужно беречь природу?», «Зеленая аптека».

Наблюдения за растениями, птицами, насекомыми.

Наблюдение разных видов дождя: кратковременный, затяжной, грибной, слепой, ливневый.

Беседа «Чистый воздух и вода – богатство страны».

Художественное творчество: рисование «Придумай и нарисуй экологически чистый вид транспорта».

Работа с родителями

Сентябрь:

Анкетирование «Экологическое воспитание детей».

Подборка экологической литературы для родителей.

Октябрь:

Консультации на экологическую тему «Не причиняя вреда природе», «Сокровища леса».

Ноябрь:

Практический материал (папка раскладушка) «Замысловатые вопросы».

Литературная выставка «Читайте вместе с нами».

Домашние задания (составить кроссворд о природе и нарисовать ответы).

Декабрь:

Консультация «Птицы — наши друзья».

Благотворительная акция «Покормите птиц зимой» (изготовления кормушек)

Январь:

Консультация «Жизнь птиц зимой», «Не быть равнодушными».

Папка-передвижка «Очей очарованье» (предложить родителям выучить с детьми стихи о природе, птицах, животных)

Февраль:

Культурно-досуговая деятельность викторина «Знатоки природы» (родители и дети)

Март:

Акция «Берегите природу» (рисование плакатов в защиту природы) .

Папка-передвижка «Очей очарованье» (предложить родителям выучить с детьми стихи о природе родного края).

Апрель:

Конкурс «Экологическая сказка, придуманная мною».

Домашние задания (понаблюдать за птицами, деревьями, растениями в весенний период).

Проведения субботника «Сделаем город чище».

Май:

Выставка фотографий «Наши добрые дела».

Участие в акции «Юный эколог» (посадка деревьев, цветочной рассады на территории детского сада) .

Публикации по теме:

Фотоотчет о проектной работе «Символы Республики Башкортостан в ознакомлении дошкольников с природой родного края»Фотоотчет о проектной работе «Символы Республики Башкортостан в ознакомлении дошкольников с природой родного края» Фотоотчет по проектной работе «Символы Республики Башкортостан в ознакомлении детей дошкольного возраста с природой родного края». Проводила.

Консультация «Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой» Природа - не беспредельный склад, запасы его истощимы, поэтому деятельность человека в природе должна быть разумной, охранной и созидающей.

Консультация «Развитие связной речи через приобщение старших дошкольников к культуре родного края в проектной деятельности» В своей статье хочу рассмотреть проблему значимости формирования связной речи через приобщение к культуре родного края, как сложного личностного.

Педагогический опыт «Воспитание нравственных качеств у детей через экологическое воспитание» «Мир, отражающий ребёнка, - это, прежде всего Мир природы с безграничным богатством явлений, неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе,.

План по самообразованию «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края»План по самообразованию «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края» Актуальность Живая природа – это интересный, сложный и удивительный мир. Природа является источником первых знаний и радостных переживаний,.

Проект по экологическому воспитанию «Детский экотуризм как средство ознакомления с природой родного края»Проект по экологическому воспитанию «Детский экотуризм как средство ознакомления с природой родного края» Ольга Андреева Проект по экологическому воспитанию «Детский экотуризм как средство ознакомления с природой родного края» Макет "Дикие животные. Лес.

Проект «Воспитание патриотизма, приобщение к истории и культуре родного края через музыкально-художественную деятельность»Проект «Воспитание патриотизма, приобщение к истории и культуре родного края через музыкально-художественную деятельность» Предлагаю вашему вниманию педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста. Данный проект – это начальная ступень патриотического.

Создание гербария как средство ознакомления детей дошкольного возраста с природой родного краяСоздание гербария как средство ознакомления детей дошкольного возраста с природой родного края Создание гербария, как средство ознакомления детей дошкольного возраста с природой родного края. В нашей группе дети, совместно с воспитателем,.

Проект «Экологическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с сезонными изменениями в природе» Тема проекта: Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с сезонными изменениями в природе. Осень как время года. Актуальность.

Экологическое воспитание младших дошкольников через игры, изготовленные из пластикаЭкологическое воспитание младших дошкольников через игры, изготовленные из пластика Экологическое образование дошкольников необходимо рассматривать с разных сторон. В первую очередь это знания об окружающем мире. Поэтому.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
План по самообразованию «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомления с природой родного края»
Опубликовано: 10 января 2022 в 09:42
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «План по самообразованию «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомления с природой родного края»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Краюшкина (УИ 1724985) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 декабря. День зимовья зверей

 С наступлением зимней поры изменения происходят не только в природе, но и в жизни птиц и зверей. Все дикие животные выработали свои способы пережить холод и голод долгой зимы.

6 декабря. День памяти великого князя Александра Невского. Передвижка

ИмяАлександра Невского— одно из самых славных в истории нашей страны. Его жизнь и ратные подвиги могут служить лучшим примером для подрастающего поколения.




РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД