Ирина Коврижных
Экологическое развитие детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать
Цель: формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие, воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание).
Задачи:
• Формировать представление о растениях, животных, человеке как живых существах;
• Показать взаимосвязь живых систем с окружающей средой, т. е. приспособление растений и животных к среде обитания и её сезонным изменениям;
• Сформировать осознание того, что все живые существа на Земле связаны друг с другом сложной системой связей (все друг другу нужны, все друг от друга зависят и исчезновение любого звена нарушает равновесие в природе);
Публикация «Экологическое развитие детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
• Воспитать бережное отношение человека к природе;
• Привлекать родителей в воспитание экологической культуры поведения у детей.
Актуальность
Начинать работу по формированию экологической культуры следует с дошкольного возраста, когда закладываются основные способы познания окружающей действительности, развивается ценностное отношение к ней.
Необходимо максимально использовать данный период времени, воспитывать у детей осознано правильное отношение к природе.
Природа оказывает огромное влияние на формирование личности, её умственное, нравственное, трудовое и физическое развитие, способствует улучшению логического мышления и речи.
Экологическое образование дошкольников - это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных норм в системе ценностных ориентаций.
Методика формирования элементов экологической культуры у дошкольников должна учитывать психологические особенности детей данного возраста. Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является ИГРА.
В традиционной методике ознакомления детей с природой игра как метод, экологического воспитания представлена мало. В последние годы разработан ряд рекомендаций по использованию игровых методов в экологическом образовании.
В связи с этим у нас обозначилась потребность в более глубоком и разностороннем изучении игрового метода при ознакомлении детей с природой. Это связано с поиском наиболее рациональных и эффективных путей образования дошкольников, с введением игровых приемов в практику обучения и воспитания младших дошкольников, применением новых видов игровой деятельности.
Работа с детьми Дидактические игры Развивающая среда Работа с родителями
СЕНТЯБРЬ
- Прогулка по экологической тропе.
Цель: Наблюдение за сезонными изменениями осенью.
- Труд на участке детского сада и экологической тропе «Собираем дружно листья и мусор».
- НОД «Осень наступила».
Цель: расширение представлений об осени и при знаках осени, сезонных изменениях.
- Заучивание стихов об осени.
Цель: расширение словаря, памяти и развитие речи. - Д/и «Чудесный мешочек» - овощи, фрукты.
Цель: Развивать умение различать овощи и фрукты.
- Д/и «Найди листок, какой покажу»
Цель: Развивать умение различать и сравнивать листья по величине, форме, цвету.
- Чтение стихов, потешек, познавательных сказок. - Изготовление – дидактических игр:
«Найди тень птицы».
«Найди птицу».
- Изготовление лэпбука «Живая-неживая природа»
- Изготовление лэпбука «Какая она вода?»
- Оформление группы на тему «Осень в гости к нам пришла!» - Папка - передвижка
«Прогулки с детьми
осенью».
- Организовать сбор листьев деревьев разной формы и размера, шишки.
- Выставка поделок из листьев, овощей и фруктов «Дары осени»
ОКТЯБРЬ
- Загадки про осень и признаки осени.
- Интегрированное занятие «Дикие животные. Что растет в лесу, кто живет в лесу?»
Цель: формирование представлений о жизни живых организмов в лесу, особенностях обитания животных.
- Экскурсия по территории детского сада.
Цель: продолжать знакомить с осенними изменениями в природе. Закрепление понятие о листопаде.
- Наблюдение за деревьями на территории детского сада. Коллективная работа из сухих листьев «Осеннее дерево» - Д/и «Время суток»
Цель: формирование представлений о времени суток
- Д/ и «Что растет на грядке» Дидактическая игра «Собираем урожай» - Оформить альбом «Деревья нашего края».
- Оформление дидактической игры «Времена года»
- Оформление пособия «Время суток» - Папка - передвижка
«Зачем детям нужно знать, что такое природа».
- Памятка «Роль игры в развитии ребенка»
НОЯБРЬ
- Интегрированное занятие «Посвящение в Эколята»
Цель: формирование представлений об экологии, природе, о необходимости беречь природу.
- НОД с просмотром презентации «Как животные готовятся к зиме»
Цель: формирование представлений о жизни диких животных в зимнее время.
- Изготовление совместной кормушки в группе с детьми для участка детского сада.
- Подкормка птиц на прогулке.
- Экспериментальная деятельность «Чудо-пузырьки»
Цель: знакомство с понятием воздух, свойствами воздуха (не имеет цвета, запаха). Д/И игра «Кто где живет?» ( животные и птицы: дикие, домашние, животные севера)
- Д/и «Живая, неживая природа» - Изготовление Д/и Экологическое лото «Животные и птицы»
- Оформление уголка в группе «Эколята»
- Оформление альбома «Животные Африки и жарких стран»
- Папка-передвижка.
«Природа - общий дом».
- Организовать сбор книг о природе в центр экологического воспитания.
- Совместное изготовление
родителями с детьми кормушек
для птиц.
ДЕКАБРЬ
- Краткосрочный проект «снег – вода
– лед»
Цель: расширение представлений о неживой природе, о свойствах воды, снега и льда.
- НОД с просмотром презентации «Как птицам пережить холодную зиму» Беседы: «Что ты знаешь о птицах?
Цель: формирование представлений о жизни птиц, особенностях их строения и обитания в природе.
- Целевая прогулка: «Поделки из снега». Изучаем свойства снега.
Цель: формирование представлений о свойствах снега.
- Беседа «Дом – жилище человека, дом – природа» Д/и «Когда это бывает?»
- Д/и «Найди по описанию» (животные дикие и домашние) - Оформление группы на зимнюю тематику и подготовка к Новому годку.
- Изготовление Красной книги «Животные и птицы Свердловской области»
- Оформление уголка «Круговорот воды в природе»
- Оформление сезонного дерева в экологическом центре - Памятка «Как помочь птицам
пережить зиму»
- Организовать сбор изготовленных
из бумаги снежинок.
- Консультация «Польза прогулок в зимнее время»
ЯНВАРЬ
- НОД: «На что похожи облака»
Цель: формирование представления об облаках.
- Интегрированное занятие «Кто живет на земле, в воде и на земле»
Цель: формирование представлений о суше, воде и земле, их обитателях.
- Прогулка по экологической тропе. Наблюдение за природными явлениями, деревьями на территории детского сада.
Цель: закрепление знаний о природных изменениях зимой.
- Развлечение в группе «Путешествие в зимний лес»
Цель: Расширение представлений о зимних изменениях. - Д/и «Земля, вода, воздух»
- Д/и Составь цепочку»
- Д/и «Составь целое из 4 частей» (фрукты, овощи, деревья) - Оформление дидактической игры «Земля, воздух, вода»
- Изготовить игру «Найди такую же
снежинку»
- Оформление игры «Ромашка времен года»
- Оформление макета «Дикие животные леса» - Анкетирование родителей.
«Нужна ли нам экология?»
- Изготовить папку- передвижку
«Играем вместе»
ФЕВРАЛЬ
- Исследовательская деятельность «Как растет лук?». Посадка лука и зелени (укроп, салат) на огороде на окне.
Цель: формирование представлений о этапах роста лука, салата и укропа.
- Интегрированное занятие «Жители глубинных вод»
Цель: формирование представлений о подводном мире.
- НОД Кто живёт на птичьем дворе?
Цель: формирование представлений о птицах (домашние, лесные птицы, птицы живущие в городе)
- Исследовательская деятельность «Волшебная льдинка»
Цель: расширение знаний о свойстве льда. - Д/и «Где, чей хвост»
- Д/и «Кто во что одет?» (закреплять умения детей систематизировать животных по покрову тела: шерсть, перья, чешуя) - Оформить зону наблюдений за овощами «Мини – огород».
- Оформление альбома «Подводные жители»
- Оформление макета «Сельский двор, домашние животные»
- Оформление альбома «Какие бывают птицы»
- Приобщить родителей к созданию
в группе огорода на подоконнике.
- Памятка «Как знакомить малышей с
природой?»
- Стенгазета со стихами и фотографиями детей «Зимняя прогулка в детском саду!»
МАРТ
НОД «Почему лес – живой дом?»
Цель: Дать представление о том, что в лесу растёт и кто живёт. Учить распознавать 2-3 вида деревьев, кустарников. Уточнить сезонные изменения в жизни растений.
- Интегрированное занятие «К нам спешит весна»
Цель: формирование представлений о весне и изменениях в природе.
- Прогулка по экологической тропе и территории детского сада.
Цель: наблюдение за сезонными изменениями.
- НОД к Дню всемирного дня кошек» с просмотром презентации.
Цель: расширение представлений о жизни кошек.
- Д/и «Съедобное – не съедобное»
- Д/и «Что сначала, что потом?»
Цель: Формировать и закреплять знания детей о степени зрелости овощей, фруктов, о порядке роста разных растений, живых существ (рыб, птиц, земноводных).
- Оформление Красной книги «Растения и деревья Свердловской области»
- Оформление игры «Что сначала, что потом?»
- Изготовление эк / игры «Где ты живёшь?»
- Изготовление лэпбука дидактического пособия «Эта кошачья жизнь» - Консультация «Весенние прогулки»
- Папка-передвижка
«Роль семьи в развитии экологического, воспитания детей дошкольного возраста».
АПРЕЛЬ
- НОД «Земля – наш общий дом»
Цель: формирование бережного отношения к объектам природы и земле.
- Экспериментальная деятельность «Чудеса соленого теста»
Цель: развитие представлений о свойствах муки, полученного соленого теста.
- Создание цветника на подоконнике (посадка цветов для участка детского сада)
Цель: выращивание саженцев цветов для участка детского сада и экологической тропы.
- Исследовательская деятельность «Веточка тополя»
Цель: внести ветку тополя в группу, рассмотреть и попробовать прорастить почки.
- Развлечение в группе к дню «Международный день птиц»
Цель: расширять и обогатить знания детей о жизни птиц, взаимодействии людей с птицами. - Д/и «Чья косточка»
- Д/и «Угадай по описанию»
Цель: Развивать и закреплять знания о внешнем виде природных объектов (животных, растений, рыб, насекомых и пр.). Развивать память, речь. - Оформление альбома «Птицы Свердловской области»
- Оформление дидактической игры «Чья косточка»
- Оформление макета Ярусы растительного мира»
- Оформление д/и «Узнай птиц по описанию» - Организация фотовыставки «Гуляем вместе с родителями на природе»
- Анкетирование родителей.
«Нужна ли нам экология?»
МАЙ
- НОД «Глина и земля»
Цель: Познакомить детей с природными материалами-земля, глина. Учить сравнивать землю и глину.
- Посадка овощей на огороде экологической тропы.
Цель: формирование трудовых навыков и желания помочь взрослому.
- Прогулка по экологической тропе.
Цель: формирование представлений о сезонных изменениях в природе. Рассмотреть почки растений, появляющиеся листочки, первые цветы. - Д/ Экологическая игра «Угадай растение по описанию»
- Д/и «Чья тень?» (насекомые)
- Д / экологическая игра «Найди дерево по описанию» - Обновление объектов на территории экологической тропы (покраска, ремонт)
- Изготовление нового пчелиного улея.
- Изготовления для метеостанции стенда «Круговорот воды в природе», создание нового водомера.
- Создание альбома «Лекарственнее растения» - Привлечение родителей к оформлению участка к летнему периоду, приборка территории.
- Выступление на родительском собрании на тему:
«Экология и мы».
ИЮНЬ
- НОД: «Что подарит лето нам?»
Цель: расширение представлений о сезонных изменениях летом.
- Экспериментальная деятельность «Что солнце нагревает быстрее?»
Цель: расширение представлений о свойствах солнца, что от солнца предметы могут нагреваться.
- Наблюдение за деревьями на территории детского сада. Просмотр презентации «Деревья нашего города. Строение и рост»
Цель: формирование представлений о растениях и деревьях нашего города и района.
- Развлечение на улице к «Международному дню солнца»
Цель: знакомство детей с праздником солнца.
- Исследовательская деятельность «Посмотрим на солнце через солнечные очки»
Цель: уточнять знания о свойствах солнца.
- Д/и «Угадай по вкусу»
Цель: упражнять детей в определении вкуса и запаха и овощей.
- Д/и для каждой ветки, свои детки»
- Д/и «Человек и природа»
Цель: формирует и закрепляет понимание, что в окружающем мире создано человеческими руками, а что дает природа.
- Создание исследовательского центра на участке детского сада «Центр воды и песка»
- оформление альбома «Водоемы (что такое болото, река, озеро, море, океан)
- Создание домашних животных для Сельского дворика на экологической тропе.
- Привлечь родителей к участию в конкурсе «Мусорная фантазия» изготовление поделок из пластиковых бутылок.
- Консультация для родителей
«Безопасность ребенка на даче».
- Памятка для родителей «Безопасное поведение в лесу с детьми»
ИЮЛЬ
- Интегрированное занятие с элементами экспериментирования «»Воздух, вода и песок»
Цель: закрепление свойств воздуха, воды и песка»
- Исследовательская деятельность «На что похоже» - рассмотреть коряги и веточки.
Цель: Развивать фантазию и воображение у детей.
- Просмотр презентаций посвященный дню китов и дельфинов «Дельфины и киты»
Цель: познакомить с обитателями морей и океанов дельфинами и китами. - Д/и «назови насекомое»
- Д/и «Вершки и корешки»
- Д/и «Рассели животных по домам»
Цель: Развивать и закреплять знания детей о местах проживания животных, названиях их жилищ. Развивать речь. - Оформление игры – лото «Обитатели моря»
- Оформление лэпбука «Дары лета и леса»
- Создание выставки камней «Какие бывают камни» - Привлечь родителей к изготовлению природоохранных знаков.
- Консультация «Как провести выходной деть с детьми на природе?»
- Папка - передвижка «В царстве лекарственных растений».
АВГУСТ
- НОД «Откуда хлеб пришёл?»
Просмотр презентации «Откуда берется хлеб?»
Цель: уточнить представления детей о хлебе.
- Сбор семян с детьми на участке и клумбах экологической тропы. Оформление всех семян с названиями.
Цель: развитие трудовых навыков, расширение знаний о цветах растущих на территории детского сада.
- Квест – игра «Поможем лесовичку спасти наш лес!»
Цель: формирование экологических знаний у детей посредством игровой деятельности. - Д/и игра «Собери грибы в лукошко»
Цель: Развивать и закреплять знания детей о съедобных и несъедобных грибах, о месте их произрастания; о правилах сбора в лесу.
- Д/ Лото «Овощи, фрукты, ягоды»
- Д/и «Четвертый лишний»
Цель: Уточнять и закреплять знания детей о классификациях разных природных объектов. Развивать логическое мышление, речь. - Оформление лэпбука «Хлеб – всему голова»
- Оформления панно из осенних листьев с карточками с изображением деревьев.
- Оформление альбома «Съедобные и ядовитые грибы» - Папка – передвижка «Осторожно! Ядовитые грибы и ягоды»!
- Привлечь родителей к сбору семян для следующего лета!
- Консультация: «Воспитание у детей любви к природе!»