Полина Портнягина
План по самообразованию «Социализация детей младшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Повышение профессиональной компетентности по вопросу социализации детей младшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру
Задачи:
1. Изучить учебную, справочную, научно-методическую литературу по вопросу социализации детей младшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру.
2. Развивать активный словарь детей в игровой, познавательной деятельности; развивать связную речь.
3. Изготовить консультации для родителей по социализации детей через сюжетно-ролевые игры.
Публикация «План по самообразованию „Социализация детей младшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Средняя группа
- Сюжетно-ролевые игры
- Сюжетно-ролевые игры. Планирование
- Темочки
4. Поддерживать интерес детей к личности и деятельности сверстников, содействовать налаживанию их диалогического общения в совместных играх и занятиях.
5. Пополнить предметно-пространственную среду атрибутами для сюжетно-ролевых игр, картотеками, консультациями для педагогов и родителей.
6. Обобщить и распространить передовой педагогический опыт по теме самообразования.
Актуальность
Социализация- это процесс, который сопровождает человека всю жизнь и начинается практически с рождения. Человек, как социальная единица, усваивает нормы и образцы поведения, принятые в том обществе, в котором он живет, учится взаимодействию, умению строить отношения вначале в семье, в узком круге близких родственников, потом в коллективе сверстников, далее – в более масштабных социумах.
Игра - это ведущий вид деятельности, наиболее эффективная форма социализации ребенка, в игре закладываются основы будущей личности. Играя вместе, дети начинают строить взаимоотношения, учатся общению, не всегда гладко, но это путь обучения, иного нет.
В дошкольном возрасте ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать. Что конечно, ему не доступно. Кроме того, не менее сильно он стремиться к самостоятельности. Из этого противоречия рождается игра - самостоятельная деятельность моделирующая жизнь взрослых.
Детство без игры и вне игры ненормально. Лишение ребенка игровой практики - это лишение его главного источника развития: импульсов творчества, признаков и примет социальной практики, богатства и микроклимата коллективных отношений, активизации процесса познания мира. Дошкольный возраст- это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации, высокая восприимчивость детей дошкольного возраста, легкая обучаемость, благодаря пластичности нервной системы, создают благоприятные возможности для успешного нравственного воспитания и социального развития личности.
Чтобы способствовать социальному развитию ребенка, взрослому необходимо поощрять всевозможные формы игры. При создании воображаемой ситуации в игре ребенок учится участвовать в социальной жизни, «примеряет» на себя роль взрослого. В игре отрабатываются варианты разрешения конфликтов, выражается недовольство или одобрение, дети поддерживают друг друга - то есть выстраивается своеобразная модель мира взрослых, в котором дети учатся адекватно взаимодействовать.
Для социального развития дошкольников огромное значение имеет не только игра, но и занятия, беседы, упражнения, знакомство с музыкой, чтение книг, наблюдение, обсуждение различных ситуаций, поощрение взаимопомощи и сотрудничества детей, их нравственных поступков - все это становится кирпичиками, из которых складывается личность человека. Ребенок очень глубоко воспринимает прекрасное - значит, его нужно познакомить с лучшими творениями человека, показать репродукции картин или посетить вместе с ним выставку, музей, галерею.
Социальное развитие способствует не только развитию личности, но и развитию интеллектуальных, творческих, физических способностей. Современный мир так устроен, что одним из условий успеха является способность плодотворно работать в команде, находить способы взаимодействия, взаимопонимания с людьми, с которыми ты работаешь. И безусловно душевный комфорт, эмоциональная удовлетворенность вашего ребенка будет напрямую зависеть от того, как будут складываться его взаимоотношения с другими людьми, какую роль он будет играть в том коллективе, в котором будет находиться, и кем себя будет ощущать, и наша задача - правильно и умело помочь ему приобрести социальные навыки.
Для детей дошкольного возраста необходимо создавать специальное игровое пространство, в котором бы ребенок мог не просто вступать во взаимоотношения со сверстниками и близкими взрослыми, но и активно усваивать знания, нормы, правила общества, иными словами формироваться как социально компетентная личность.
Для этого в игровой комнате оформлены игровые зоны, имеются театрализованные, дидактические, настольные игры. Оборудованы различные зоны для проведения самостоятельных сюжетно- ролевых игр. Это строительная, моторно-двигательная, зона игры с машинами для мальчиков, для девочек - зона игры с куклами.
Регулярное проведение совместных игр обогатит дошкольников новыми впечатлениями, будет способствовать формированию навыков социальной компетентности, даст им новый социальный опыт, который так важен для развития их личности.
Ожидаемый результат:
1. Повысилась профессиональная компетентность в вопросе социализации детей младшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру.
2. Расширился активный словарь детей в игровой, познавательной деятельности детей.
3. Пополнилась предметно-пространственная среда атрибутами для сюжетно-ролевых игр, картотеками, консультациями для педагогов и родителей.
4. Наладилось диалогическое общение детей в совместных играх и занятиях.
5. Обобщила и распространила передовой педагогический опыт по теме самообразования.
6. У детей развиваться интерес к дидактической игре, инициатива, организаторские способности.
Формы работы:
1. Знакомство с художественной литературой.
2. Игры : настольные, дидактические, подвижные.
3. Работа с родителями: консультации, памятки, информационные папки передвижки.
4. Работа с детьми: совместные игры, индивидуальная работа.
Взаимодействие с педагогами ДОУ:
Подготовка консультаций для воспитателей по формированию у детей младшей к школе группе навыков социализации детей, через сюжетно-ролевые игры.
Презентация опыта работы педагогам и родителям.
План работы по самообразованию
Таблица 1
Месяц
Работа с детьми
Работа с родителями
Изучение лит-ры,
пополнение РППС
сентябрь
Проведение:
1. Игровая ситуация "Помоги Мише собрать игрушки"
2. С/Р игра "Больница"
1. Консультация для родителей
«Значение сюжетно-ролевой игры в младшем возрасте».
1. Азаров Ю. П. Игра и труд. М. : Знание, 1973
Пополнение РППС: Составление картотеки «Сюжетно - ролевые игры».
октябрь
Проведение:
1. Игровая ситуация: «Кто такой друг? и почему с ним нужно делиться».
2. Разучивание с детьми игр на создание безконфликтной обстановки в группе: «Прости меня, друг», «Мы любим друг друга».
3. С/Р игра «Собираемся на прогулку»
Папка-передвижка для родителей «Учим ребенка общаться».
1. Абрамян Л. А. Игра дошкольника. - М. : Просвещение 1989г.
Пополнение РППС:
Сказочные маски для детей на тему русской народной сказки "Репка"
ноябрь
Проведение:
1. С/Р игра «Печем пирожки»
2. Игровое упражнение: «Накрой на стол».
3. Игровая ситуация: «Как правильно встречать гостей».
Памятка для родителей «Игра в жизни ребенка».
1. Смирнова Е. И. «Современный дошкольник : особенности игровой деятельности» - 2002.
Пополнение РППС: Вязаная сезонная одежда для куклы.
декабрь
Проведение:
1. Беседа-рассуждение с детьми: «Что такое хорошо и что такое плохо».
2. Разучивание с детьми игры-упражнения на создание безконфликтной обстановки в группе: «Обратись к товарищу вежливо».
3. С/ Р игра: «Магазин игрушек».
Папка-передвижка «Значение сюжетно-ролевой игры в младшем дошкольном возрасте».
1. Виноградова Н. А., Позднякова Н. В. Сюжетно-ролевые игры для младших дошкольников. – Москва 2009.
Пополнение РППС: Дидактически игра «Что такое хорошо и что такое плохо»
январь
Проведение:
1. Беседа на тему: «В тесноте, да не в обиде».
2. Беседа. Моя любимая сказка.
3. С/ Р игра: «Куклы на погулке»
Консультация «Почему ребенок играет?».
1. Борисова Л. Г., Солодова Г. С. Социология личности. Новосибирск, 1997
Пополнение
РППС: Пальчиковый вязаный театр «Колобок»
февраль
Проведение:
1. Игровая ситуация: «Что надеть на ножки»
2. С/ Р игра: «Спасатели».
3. Интервью с детьми: «Каким должен быть вежливый человек»
Памятка для родителей «Взрослые, дети, игра»
1. Панова Е. Н. «Сюжетно-ролевые игры» - 2007.
Пополнение
РППС: Большая кукла для игры в "Дочки матери"
март
Проведение:
1. С/ Р игра: «Дочки-матери».
2. С/Р игровая ситуация "Пришла посылка"
Выставка книжек-малышек: «Я люблю свою семью».
1. Михайленко Н. Я. «Организация сюжетной игры в детском саду» - 2009.
Пополнение РППС:
Макет "Посылки"
апрель
Проведение:
1. Беседа - размышление: «Кому важно быть внимательным на дороге?»
2. С/ Р игра: «Я - шофер, вы – пешеходы».
Консультация для родителей:
«Воспитание нравственных качеств у младшего дошкольника в семье».
1. В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко «Дидактический материал по автоматизации звуков у детей» М., Гиа-пресс, 1999.
Пополнение РППС: Картотека игр для детей по социализации.
май
Проведение:
1. Сюжетно - ролевая игра "Детский сад"
2. Игровая ситуация "Дом, семья"
Консультация для родителей «Игра - как средство воспитания дошкольников».
1. Краснощекова Н. В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. Ростов-на-Дону, 2006.
Пополнение РППС:
Изготовление масок на тему "Овощи и фрукты"
Презентация опыта работы педагогам и родителям (май 2023).
Литература:
1. Азаров Ю. П. Игра и труд. М. : Знание, 1973
2. Абрамян Л. А. Игра дошкольника. - М. : Просвещение 1989г.
3. Виноградова Н. А., Позднякова Н. В. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников. – Москва 2009.
4. Борисова Л. Г., Солодова Г. С. Социология личности. Новосибирск, 1997
5. В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко «Дидактический материал по автоматизации звуков у детей» М., Гиа-пресс, 1999.
6. Краснощекова Н. В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. Ростов-на-Дону, 2006.
7. Короткова Н. А. Сюжетно-ролевая игра младших дошкольников. // Ребёнок в детском саду. - 2006. - №2. - С. 84 - 87
8. Короткова Н. А. Сюжетно-ролевая игра младших дошкольников. // Ребёнок в детском саду. - 2008. - №3. - С. 81 – 85
9. Короткова Н. А. Сюжетно-ролевая игра младших дошкольников. // Ребёнок в детском саду. - 2006. - №4. – С. 79 – 87
10. Михайленко Н. Я. Организация сюжетной игры в детском саду : пособие для воспитателя/Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. – 3-е изд., испр. – М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2009. – 96 с.
11. Панова Е. Н. «Сюжетно-ролевые игры»-пособие/ ЧП Лакоценин С. С. –
2007.-87с.
12. Смирнова Е. И. Современный дошкольник : особенности игровой деятельности. // Дошкольное воспитание. 2002. - №4. - С. 70 – 74
13. Сотникова В. М. «Самые маленькие в детском саду». «Линка-Пресс»,2005
14. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. Т. 1-М. : Педагогика, 1986.- 408с
15. Шмаков С. «Игры-потехи, забавы-утехи» Липецк, Ориус, 1994.
16. Эльконин Д. Б. Психология игры. М., 1978
17. Эльконин Д. Б. Основная единица развернутой формы игровой деятельности. Социальная природа ролевой игры. - с. 127