Оксана Паламарчук
План по самообразованию по теме «Сенсорное развитие детей 2–3 лет через дидактические игры» (2020–2021 учебный год)
▼ Скачать + Заказать документы
План по самообразованию
Тема: «Сенсорное развитие детей 2-3 лет через
(2020-2021учебный год)
Первая младшая группа
Введение:
Раннее детство – особый период становления органов и
систем и, прежде всего, функции мозга. Ранний возраст –
самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без
Публикация «План по самообразованию по теме „Сенсорное развитие детей 2–3 лет через дидактические игры“ (2020–2021 учебный год)» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Планирование. Годовые планы на учебный год
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Сенсорное развитие. Самообразование
- Темочки
которого невозможно нормальное формирование
умственных способностей ребенка. Этот период важен для
совершенствования деятельности органов чувств,
накопления представлений об окружающем мире,
распознавания творческих способностей.
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия
и формирование представлений о внешних свойствах
предметов: их форме, цвете, величине, положении в
пространстве, а также запахе, вкусе и т. д. Значение
сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте
трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее
благоприятен для совершенствования деятельности органов
чувств, накоплении представлений об окружающем мире.
Сенсорное воспитание означает целенаправленное
совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов
(ощущений, восприятий, представлений).
Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм,
красок и других свойств предметов, в частности игрушек и
предметов домашнего обихода. Знакомится он и с
произведениями искусства – музыкой, живописью,
скульптурой. И конечно, каждый ребенок, даже без
целенаправленного воспитания, так или иначе,
воспринимает все это. Но если усвоение происходит
стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным,
неполноценным. Здесь-то приходит на помощь сенсорное
воспитание – последовательное, планомерное ознакомление
ребенка с сенсорной культурой.
Самые далеко идущие успехи
науки и техники рассчитаны
не только на мыслящего,
но и ощущающего человека"
Б. Г. Ананьев.
Разные ученые по-разному определяют, что такое сенсорное
воспитание. Например, по. Поддьякову сенсорное
воспитание означает целенаправленное совершенствование,
развитие у детей сенсорных способностей (ощущений,
восприятий, представлений).
Венгер Л. А. понимает под сенсорным воспитанием
последовательное, планомерное ознакомление ребенка с
сенсорной культурой человека. Таким образом,
проанализировав указанные выше определения, можно
сказать, что сенсорное воспитание – это целенаправленные,
последовательные и планомерные педагогические
воздействия, обеспечивающие формирование у ребенка
чувственного познания, развитие у него сенсорных
процессов (ощущения, восприятия, наглядных
представлений) через ознакомление с сенсорной культурой
человека.
Сенсорное развитие ребенка буквально с первых дней его
жизни является залогом успешного осуществления разных
видов деятельности, формирования различных
способностей, готовности ребенка к школьному обучению.
Успешность умственного, физического, эстетического
воспитания в значительной степени зависит от уровня
сенсорного воспитания, то есть от того, насколько
совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Именно поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание
планомерно и систематически включалось во все моменты жизни ребенка, прежде всего в процессы познания
окружающей жизни: предметов, их свойств и качеств.
Таким образом, проблема формирования сенсорной
культуры является приоритетной, имеет первостепенное
значение в развитии ребенка и требует пристального
внимания.
Но, как известно, основной формой и содержанием
организации жизни детей является игра, игра - самая
любимая и естественная деятельность дошкольников. "Для
детей дошкольного возраста игры имеют исключительное
значение: игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для
них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников
- способ познания окружающего", - говорила Н. К.
Крупская.
Играя, ребенок учится осязанию, восприятию и усваивает
все сенсорные эталоны; учится сопоставлять, сравнивать,
устанавливать закономерности, принимать самостоятельное
решение; развивается и познает мир.
Именно поэтому я выбрала для себя тему: «Сенсорное
развитие детей 2-3 лет через дидактические игры»
Цель:
повышение своего педагогического уровня,
профессионального мастерства и компетентности.
Задачи:
Работа над программой профессионального
самообразования поможет мне :
- расширить знания о сенсорном воспитании детей раннего
возраста.
- обогатить развивающую среду группы по сенсорному
развитию (создание и приобретение новых игр при участии
родителей)
- образование родителей по данной теме (подготовка
консультаций «Развитие сенсорных способностей у детей
раннего возраста через дидактические игры», проведение бесед, «Круглый стол для родителей на тему: «Развитие
сенсорных способностей у детей раннего возраста
посредством дидактических игр". (клубный час «Семейная
гостиная», Мастер-класс для родителей («Семейная
гостиная» клубный час) «Сенсорные игры для развития
речи детей младшего дошкольного возраста»
Актуальность:
Процесс познания маленького человека отличается от
процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом,
маленькие дети – эмоциями. Познавательная активность
ребенка 2-3 лет выражается, прежде всего, в развитии
восприятия, символической (знаковой) функции мышления
и осмысленной предметной деятельности. Проект актуален,
т. к. его реализация позволяет расширить кругозор каждого
ребенка на базе ближайшего окружения, создать условия
для развития самостоятельной познавательной активности.
Работа в данном направлении поможет мне:
- научить детей различать основные цвета;
- познакомить детей с величиной и формой предметов;
- сформировать навыки самостоятельной деятельности;
- повысить самооценку детей, их уверенность в себе;
- развить творческие способности, любознательность,
наблюдательность;
- сплотить детский коллектив.
- развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;
- совершенствовать движения рук, развивая психические
процессы:
* произвольное внимание;
* логическое мышление;
* зрительное и слуховое восприятие;
* память;
* речь детей. Ожидаемые результаты:
- Систематизация материала по развитию сенсорных
способностей у детей 2-3 лет средствами дидактических игр
в соответствии с возрастными и индивидуальными
возможностями.
- Сформированные сенсорные представления путём
выделения формы, цвета, и величины предметов.
- Сформированные представления о разновидностях
дидактических игр и основных приемах игры на них.
- Сотрудничество ДОУ и семьи по проблеме формирования
и развития сенсорных способностей у детей 2 – 3 лет.
- Родители проявляют интерес в дальнейшем развитию
детей.
- У родителей вырос уровень по сенсорному развитию. Они
научились создавать дома условия для дидактических игр и
правильно подбирать их.
Выход темы:
- консультация для родителей
- консультация для педагогов
- картотека дидактических игр по сенсорному развитию для
детей раннего возраста
-Круглый стол для родителей на тему:
"Развитие сенсорных способностей у детей раннего
возраста посредством дидактических игр»
-Мастер-класс для родителей ««Сенсорные игры для
развития речи детей младшего дошкольного возраста»
Формы работы с родителями и детьми:
- Родители:
- сотрудничество через консультации,
- родительские собрания,
- беседы,
- совместное изготовление и приобретение дидактического
материала. - Дети:
- специальные занятия по сенсорному воспитанию
- сенсорное развитие, осуществляемое в процессе обучения
рисованию
- Дидактические игры на развитие тактильных ощущений
- Дидактические игры и упражнения для закрепления
понятия формы.
- Дидактические игры и упражнения на закрепления
понятия величины.
- Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета
Работу по данному направлению я начала с того, что
изучила педагогическую литературу, проанализировала
исследования ученых по сенсорному воспитанию
дошкольников.
В ходе реализации своего проекта я разработала подборку
дидактических игр :
- Дидактические игры на развитие тактильных и вкусовых
ощущений:
- Дидактические игры и упражнения для закрепления
понятия формы:
- Дидактические игры и упражнения на закрепления
понятия величины.
- Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета.
Таким образом, этапы моей работы можно представить
следующим образом:
1 этап – информационно-аналитический и методическая
работа. На данном этапе решалась первая задача работы:
Сбор и анализ информации по данной проблеме
2 этап – проектировочный.
3 этап – творческий. Приобретение и создание
дидактических игр на развитие сенсорных навыков.
4 этап – создание в группе центра по сенсорному развитию
и оформление картотеки.
Формы работы Сроки Фома отчета
Сбор и анализ информации, Сентябрь Список
работа с методической и 2020г. использованной
периодической литературой литературы
создание предметно- В течение Наличие игр по
развивающей среды по года. сенсорному
сенсорике окружающей развитию
ребенка.
Круглый стол для родителей на Октябрь Конспект
тему: 2020 собрания,
"Развитие сенсорных фотоотчет о
способностей у детей раннего мероприятии
возраста посредством
дидактических игр". (клубный
час «Семейная гостиная»
Проведение консультации для Январь Конспект
родителей «Развитие 2021г. консультации
сенсорных способностей у
детей раннего возраста через
дидактические игры»
Проведение Мастер-класса для Март 2021 Конспект
родителей ««Сенсорные игры мероприятия и
для развития речи детей фотоотчет
младшего дошкольного
возраста»
Подготовка и проведение Апрель Конспект
родительского собрания 2021 родительского
собрания,
фотоотчет о
мероприятии
Работа с детьми
Формы работы Сроки Фома
отчета
специальные занятия по В течение
сенсорному воспитанию года
занятия, в которых используют В течение
дидактические игры и упражнения года
со специально разработанными
пособиями (вкладыши и решётки,
цветные палочки)
сенсорное развитие, В течение Работы
осуществляемое в процессе года детей и
обучения рисованию, фотоотчет
(использование нетрадиционных
техник рисования)
Дидактические игры на развитие Сентябрь – картотека
тактильных ощущений: ноябрь
- «Чудесный мешочек» 2020г.
- «Определи на ощупь»
- «Узнай фигуру»
- «Найди пару»
Дидактические игры и Декабрь картотека
упражнения для закрепления 2020г
понятия формы.
- «Найди предмет указанной
формы»
- «Найди предмет такой же формы»
- «Какая фигура лишняя?»
Дидактические игры и Январь - картотека
упражнения на закрепления Февраль
понятия величины.
- «Сравни предметы по высоте»
- «Самая длинная, самая короткая»
- «Разноцветные кружки»
- «В какую коробку?»
- «Дальше – ближе»
Дидактические игры и Март картотека
упражнения на закрепление 2021г.
цвета:
- «Какого цвета не стало?»
- «Какого цвета предмет?»
- «Собери гирлянду»
- «Какие цвета использованы?»
- «Уточним цвет»
Анкетирование родителей Апрель Анкета
2021г.
Отчет по самообразованию Май 2021г.