Оксана Паламарчук
План по самообразованию по теме «Сенсорное развитие детей 2–3 лет через дидактические игры» (2020–2021 учебный год)
▼ Скачать + Заказать документы
План по самообразованию
Тема: «Сенсорное развитие детей 2-3 лет через
(2020-2021учебный год)
Первая младшая группа
Введение:
Раннее детство – особый период становления органов и
систем и, прежде всего, функции мозга. Ранний возраст –
Темочки:
- Дидактические игры для детей. ВСЕ игры
- Дидактические игры. Проекты
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Планирование. Годовые планы на учебный год
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Сенсорное развитие. Самообразование
- Темочки
самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без
которого невозможно нормальное формирование
умственных способностей ребенка. Этот период важен для
совершенствования деятельности органов чувств,
накопления представлений об окружающем мире,
распознавания творческих способностей.
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия
и формирование представлений о внешних свойствах
предметов: их форме, цвете, величине, положении в
пространстве, а также запахе, вкусе и т. д. Значение
сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте
трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее
благоприятен для совершенствования деятельности органов
чувств, накоплении представлений об окружающем мире.
Сенсорное воспитание означает целенаправленное
совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов
(ощущений, восприятий, представлений).
Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм,
красок и других свойств предметов, в частности игрушек и
предметов домашнего обихода. Знакомится он и с
произведениями искусства – музыкой, живописью,
скульптурой. И конечно, каждый ребенок, даже без
целенаправленного воспитания, так или иначе,
воспринимает все это. Но если усвоение происходит
стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным,
неполноценным. Здесь-то приходит на помощь сенсорное
воспитание – последовательное, планомерное ознакомление
ребенка с сенсорной культурой.
Самые далеко идущие успехи
науки и техники рассчитаны
не только на мыслящего,
но и ощущающего человека"
Б. Г. Ананьев.
Разные ученые по-разному определяют, что такое сенсорное
воспитание. Например, по. Поддьякову сенсорное
воспитание означает целенаправленное совершенствование,
развитие у детей сенсорных способностей (ощущений,
восприятий, представлений).
Венгер Л. А. понимает под сенсорным воспитанием
последовательное, планомерное ознакомление ребенка с
сенсорной культурой человека. Таким образом,
проанализировав указанные выше определения, можно
сказать, что сенсорное воспитание – это целенаправленные,
последовательные и планомерные педагогические
воздействия, обеспечивающие формирование у ребенка
чувственного познания, развитие у него сенсорных
процессов (ощущения, восприятия, наглядных
представлений) через ознакомление с сенсорной культурой
человека.
Сенсорное развитие ребенка буквально с первых дней его
жизни является залогом успешного осуществления разных
видов деятельности, формирования различных
способностей, готовности ребенка к школьному обучению.
Успешность умственного, физического, эстетического
воспитания в значительной степени зависит от уровня
сенсорного воспитания, то есть от того, насколько
совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Именно поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание
планомерно и систематически включалось во все моменты жизни ребенка, прежде всего в процессы познания
окружающей жизни: предметов, их свойств и качеств.
Таким образом, проблема формирования сенсорной
культуры является приоритетной, имеет первостепенное
значение в развитии ребенка и требует пристального
внимания.
Но, как известно, основной формой и содержанием
организации жизни детей является игра, игра - самая
любимая и естественная деятельность дошкольников. "Для
детей дошкольного возраста игры имеют исключительное
значение: игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для
них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников
- способ познания окружающего", - говорила Н. К.
Крупская.
Играя, ребенок учится осязанию, восприятию и усваивает
все сенсорные эталоны; учится сопоставлять, сравнивать,
устанавливать закономерности, принимать самостоятельное
решение; развивается и познает мир.
Именно поэтому я выбрала для себя тему: «Сенсорное
развитие детей 2-3 лет через дидактические игры»
Цель:
повышение своего педагогического уровня,
профессионального мастерства и компетентности.
Задачи:
Работа над программой профессионального
самообразования поможет мне :
- расширить знания о сенсорном воспитании детей раннего
возраста.
- обогатить развивающую среду группы по сенсорному
развитию (создание и приобретение новых игр при участии
родителей)
- образование родителей по данной теме (подготовка
консультаций «Развитие сенсорных способностей у детей
раннего возраста через дидактические игры», проведение бесед, «Круглый стол для родителей на тему: «Развитие
сенсорных способностей у детей раннего возраста
посредством дидактических игр". (клубный час «Семейная
гостиная», Мастер-класс для родителей («Семейная
гостиная» клубный час) «Сенсорные игры для развития
речи детей младшего дошкольного возраста»
Актуальность:
Процесс познания маленького человека отличается от
процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом,
маленькие дети – эмоциями. Познавательная активность
ребенка 2-3 лет выражается, прежде всего, в развитии
восприятия, символической (знаковой) функции мышления
и осмысленной предметной деятельности. Проект актуален,
т. к. его реализация позволяет расширить кругозор каждого
ребенка на базе ближайшего окружения, создать условия
для развития самостоятельной познавательной активности.
Работа в данном направлении поможет мне:
- научить детей различать основные цвета;
- познакомить детей с величиной и формой предметов;
- сформировать навыки самостоятельной деятельности;
- повысить самооценку детей, их уверенность в себе;
- развить творческие способности, любознательность,
наблюдательность;
- сплотить детский коллектив.
- развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;
- совершенствовать движения рук, развивая психические
процессы:
* произвольное внимание;
* логическое мышление;
* зрительное и слуховое восприятие;
* память;
* речь детей. Ожидаемые результаты:
- Систематизация материала по развитию сенсорных
способностей у детей 2-3 лет средствами дидактических игр
в соответствии с возрастными и индивидуальными
возможностями.
- Сформированные сенсорные представления путём
выделения формы, цвета, и величины предметов.
- Сформированные представления о разновидностях
дидактических игр и основных приемах игры на них.
- Сотрудничество ДОУ и семьи по проблеме формирования
и развития сенсорных способностей у детей 2 – 3 лет.
- Родители проявляют интерес в дальнейшем развитию
детей.
- У родителей вырос уровень по сенсорному развитию. Они
научились создавать дома условия для дидактических игр и
правильно подбирать их.
Выход темы:
- консультация для родителей
- консультация для педагогов
- картотека дидактических игр по сенсорному развитию для
детей раннего возраста
-Круглый стол для родителей на тему:
"Развитие сенсорных способностей у детей раннего
возраста посредством дидактических игр»
-Мастер-класс для родителей ««Сенсорные игры для
развития речи детей младшего дошкольного возраста»
Формы работы с родителями и детьми:
- Родители:
- сотрудничество через консультации,
- родительские собрания,
- беседы,
- совместное изготовление и приобретение дидактического
материала. - Дети:
- специальные занятия по сенсорному воспитанию
- сенсорное развитие, осуществляемое в процессе обучения
рисованию
- Дидактические игры на развитие тактильных ощущений
- Дидактические игры и упражнения для закрепления
понятия формы.
- Дидактические игры и упражнения на закрепления
понятия величины.
- Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета
Работу по данному направлению я начала с того, что
изучила педагогическую литературу, проанализировала
исследования ученых по сенсорному воспитанию
дошкольников.
В ходе реализации своего проекта я разработала подборку
дидактических игр :
- Дидактические игры на развитие тактильных и вкусовых
ощущений:
- Дидактические игры и упражнения для закрепления
понятия формы:
- Дидактические игры и упражнения на закрепления
понятия величины.
- Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета.
Таким образом, этапы моей работы можно представить
следующим образом:
1 этап – информационно-аналитический и методическая
работа. На данном этапе решалась первая задача работы:
Сбор и анализ информации по данной проблеме
2 этап – проектировочный.
3 этап – творческий. Приобретение и создание
дидактических игр на развитие сенсорных навыков.
4 этап – создание в группе центра по сенсорному развитию
и оформление картотеки.
Формы работы Сроки Фома отчета
Сбор и анализ информации, Сентябрь Список
работа с методической и 2020г. использованной
периодической литературой литературы
создание предметно- В течение Наличие игр по
развивающей среды по года. сенсорному
сенсорике окружающей развитию
ребенка.
Круглый стол для родителей на Октябрь Конспект
тему: 2020 собрания,
"Развитие сенсорных фотоотчет о
способностей у детей раннего мероприятии
возраста посредством
дидактических игр". (клубный
час «Семейная гостиная»
Проведение консультации для Январь Конспект
родителей «Развитие 2021г. консультации
сенсорных способностей у
детей раннего возраста через
дидактические игры»
Проведение Мастер-класса для Март 2021 Конспект
родителей ««Сенсорные игры мероприятия и
для развития речи детей фотоотчет
младшего дошкольного
возраста»
Подготовка и проведение Апрель Конспект
родительского собрания 2021 родительского
собрания,
фотоотчет о
мероприятии
Работа с детьми
Формы работы Сроки Фома
отчета
специальные занятия по В течение
сенсорному воспитанию года
занятия, в которых используют В течение
дидактические игры и упражнения года
со специально разработанными
пособиями (вкладыши и решётки,
цветные палочки)
сенсорное развитие, В течение Работы
осуществляемое в процессе года детей и
обучения рисованию, фотоотчет
(использование нетрадиционных
техник рисования)
Дидактические игры на развитие Сентябрь – картотека
тактильных ощущений: ноябрь
- «Чудесный мешочек» 2020г.
- «Определи на ощупь»
- «Узнай фигуру»
- «Найди пару»
Дидактические игры и Декабрь картотека
упражнения для закрепления 2020г
понятия формы.
- «Найди предмет указанной
формы»
- «Найди предмет такой же формы»
- «Какая фигура лишняя?»
Дидактические игры и Январь - картотека
упражнения на закрепления Февраль
понятия величины.
- «Сравни предметы по высоте»
- «Самая длинная, самая короткая»
- «Разноцветные кружки»
- «В какую коробку?»
- «Дальше – ближе»
Дидактические игры и Март картотека
упражнения на закрепление 2021г.
цвета:
- «Какого цвета не стало?»
- «Какого цвета предмет?»
- «Собери гирлянду»
- «Какие цвета использованы?»
- «Уточним цвет»
Анкетирование родителей Апрель Анкета
2021г.
Отчет по самообразованию Май 2021г.