Сагайдакова Мария
План по самообразованию «Развитие речи и активизация словаря детей дошкольного возраста посредством дидактических игр»
▼ Скачать +Заказ
План по самообразованию
Тема: «Развитие речи и активизация словаря детей дошкольного возраста посредством дидактических игр»
Цель: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования. Изучить способы, методы и приёмы активизации речи детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста, объединить усилия педагогов и родителей в работе по речевому развитию детей.
Публикация «План по самообразованию „Развитие речи и активизация словаря детей дошкольного возраста посредством дидактических игр“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Развитие речи. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2023
Задачи:
1. способствовать активизации словаря детей младшего возраста, развивать представление об окружающем мире посредством дидактических игр: целенаправленно обогащать словарь за счет расширения пассивного словаря перевода слов в активную речь; расширять словарный запас, обозначающий целое и отдельные части предметов и объектов у мышки-голова, ушки, носик и т. д. ; учить слова, обозначающие пространство- вперед, назад; поощрять использование в речи уменьшительно-ласкательных слов - машинка, уточка, собачка; развивать произносительную сторону речи; обеспечивать коммуникативное развитие, совершенствуя диалогическую речь как средств общения;
2. побуждать детей к общению друг с другом и комментированию своих действий;
3. способствовать закреплению навыков пользования инициативной речью;
4. совершенствовать разговорную речь; обогащать словарь;
5. формировать грамматический строй речи;
6. изучить научную, методическую, справочную литературу, периодические издания по вопросам развития речи у детей дошкольного возраста;
7. выбрать наиболее эффективные методы и приемы, дидактические игры для развития речи у детей дошкольного возраста;
8. определить способы приобщения родителей к работе над развитием речи;
9. привлекать родителей воспитанников к активному взаимодействию по обогащению развивающей предметно-пространственной среды группы.
10. представить коллегам наработанный опыт реализации темы самообразования.
Этап работы над темой самообразования: 1 год (2023-2024,
Актуальность
Ребенок, по выражению К. Д. Ушинского, «мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще». Важно обогащать эти ощущения и восприятия.
Речь - тонкий психологический процесс, который формируется в первые годы жизни.
В настоящее время многими исследователями доказано, что в рамках активизации словаря детей особое значение имеет именно младший возраст, поскольку уже на первых годах жизни у ребенка формируются предпосылки к развитию речи, что в дальнейшем сказывается на формировании активного словаря.
Огромное внимание уделяется именно процессу активизации словаря детей младшего возраста, что обусловлено возрастными и психологическими особенностями детей, а также меняющейся системой образования, в рамках которой акцентируется внимание на применении инновационных методов и приемов, способствующих активизации словаря детей.
Одним из таких методов выступают игровые ситуации. Именно игра выступает самым распространенным методом активизации речи, что обусловлено его ее специфичностью, выражающейся в том, что в процессе игровой деятельности активизация речи происходит непринужденно, без особого целенаправленного воздействия, но при этом в полной мере достигаются поставленные цели.
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка. Воспитатель должен создавать условия для развития речи ребенка.
А так как в дошкольном детстве ведущей деятельностью является игра, то одним из условий успешной работы по развитию речи будет использование дидактических игр.
Дидактические игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, изменения и образование слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь.
Словарные дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщённых значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания и словарь в новых условиях. Они проявляются в словах и действиях играющих.
Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря диалектичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.
Особенности словаря ребенка также меняются на каждом этапе его развития, но наибольшая интенсивность изменения приходится именно на младший возраст, который позиционируется как начальный этапа освоения речи.
Формы работы с детьми:
-совместная деятельность воспитателя с детьми:
-индивидуальная работа с детьми
-свободная самостоятельная деятельность детей.
Формы работы с родителями:
- анкетирование родителей
-консультации
-индивидуальные и групповые беседы
-родительские собрания
-оформление наглядной информации (стенды, папки-передвижки)
-привлечение к обогащению развивающей предметно-развивающей среды группы.
Используемые технологии:
здоровьесберегающие, игровые, информационно-коммуникационные, личностно-ориентированные.
Ожидаемые результаты по теме самообразования для детей:
Средняя группа:
увеличится словарь детей, в частности, за счет слов, обозначающих предметы и явления, не имевшие места в собственном опыте ребенка; дети будут активно употреблять слова, обозначающие эмоциональное состояние (сердитый, печальный, этические качества (хитрый, добрый, эстетические характеристики (нарядный, красивый, разнообразные свойства и качества предметов. Понимать и употреблять слова – антонимы; дети начнут активно сопровождать речью свою деятельность (игровые, бытовые и другие действия).
Ожидаемые результаты для педагога и родителей воспитанников:
-повышение педагогической компетенции по теме самообразования;
-пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы
- повышение активного взаимодействия с родителями воспитанников в контексте работы над темой самообразования в течение учебного года посредством включения в сотрудничество инновационных форм работы с семьями детей.
План саморазвития воспитателя на период работы по теме самообразования
Содержание работы:
1. Изучение методической литературы, периодических изданий, научной литературы, учебно-методической литературы. Прохождение курсов профессиональной подготовки.
2. Поиск и выбор диагностик.
3. Выбор конкретных приёмов, методов и видов работы по самообразованию.
4. Совершенствование работы с ПК. Использование образовательных интернет - ресурсов. Посещение открытых занятий коллег, семинаров, тренингов.
5. Участие в профессиональных конкурсах.
6. Изучение и анализ психолого-педагогической литературы. Анализ и оценка своей деятельности и деятельности детей.
7. Освоение инновационных форм работы с семьёй. Изучение семей и педагогических возможностей родителей. Ознакомление с опытом коллег.
8. Проведение анализа.
Цель
1. Продолжить работу над повышением научно- теоретического уровня в области дошкольного образования.
2. Совершенствовать уровень аналитических навыков.
3. Выбор конкретных приёмов, методов и видов работы по самообразованию.
4. Освоение различных методов и приёмов обучения; использование их на занятиях.
5. Развитие творческого потенциала в профессиональной деятельности.
6. Развитие личностных свойств, способствующих высоким результатам и устранению недостатков.
7. Освоить формы работы с родителями.
8. Анализ и оценка достигнутых изменений профессиональных качеств.
Этапы
1. Изучение методической литературы
Работа с детьми
Сентябрь «Я и мой детский сад»
1 неделя «Я и мой детский сад»
2 неделя «Наш детский сад»
3 неделя «Какие мы»
4 неделя «Правила нашей жизни»
Октябрь «Осень»
1 неделя «За овощами в огород»
2 неделя «За фруктами в сад»
3 неделя «В лес за грибами и ягодами»
4 неделя «Осень»
Ноябрь
1 неделя «Улицы моего города»
2 неделя «Как вести себя на улице»
3 неделя «Мы идем в магазин»
4 неделя «Досуг в выходные»
Декабрь «Я и моя семья»
1 неделя «Я и моя семья»
2 неделя «Наш дом»
3 неделя «Зима»
4 неделя «Зимние праздники»
Январь
2 неделя «Мебель»
3 неделя Еда и посуда»
4 неделя «Одежда, головные уборы, обувь»
Февраль «Профессии людей моего города»
1 неделя «Профессии»
2 неделя «Творческие профессии»
3 неделя «Папин праздник»
4 неделя «Мамин праздник»
Март «Живые обитатели Земли»
1 неделя «Дикие звери в зоопарке»
2 неделя «Домашние животные»
3 неделя «Птицы»
4 неделя «Рыбы, морские и речные обитатели»
Апрель «Весна»
1 неделя «Весеннее пробуждение природы»
2 неделя «Насекомые»
3 неделя «Сажаем растения»
4 неделя «Откуда хлеб пришел»
Май
1 неделя «Транспорт»
2 неделя «Мой календарь»
3 неделя «Времена года»
4 неделя «Что мы знаем и умеем»
Сроки
Дидактические игры
Сентябрь «Я и мой детский сад»
«Воздушные шары»
цель: ознакомить детей с семью цветами спектра, способствовать формированию у детей цветовых представлений, обучать соотносить цвета разнородных предметов.
«Игрушки»
цель: обратить внимание детей на то, что один и тот же цвет имеют различные предметы.
«Парные картинки»
цель: организация использования для решения игровой задачи умения детей находить черты сходства и различия предметов, пояснять их суть, собирать их в пары, выделять принцип группировки.
«Маша-растеряша»
цель: учить детей находить предметы по описанию, выделять значимые признаки, выбирать предметы, для которых характерны все названные признаки
Октябрь «Осень»
«Подбери пару»
цель: учить детей подбирать карточки с изображениями одинаковых овощей, активизировать в речи детей соответствующие понятия.
«Подбери пару»
цель: учить детей подбирать карточки с изображениями одинаковых фруктов, активизировать в речи детей соответствующие понятия.
«Что растет в лесу»
цель: закреплять знания детей о грибах и ягодах
«Когда это бывает»
цель: закрепить осенние признаки
Ноябрь
«Подбери груз к машине»
цель: учить различать автомобили по их назначению – легковые, грузовые.
«О чем говорит светофор»
цель: закреплять знания о значении цветов светофора и правила поведения на улице.
«Где что можно купить»
цель: закреплять знания детей о различных профилях магазинов
«Угадай мультфильм»
цель: помочь детям с помощью картинки вспомнить название мультфильма
Декабрь «Я и моя семья»
«Моя семья»
цель: закрепить понятие «семья»; расширять кругозор
«Что мы знаем о вещах»
цель: расширять представления детей о правилах безопасного поведения в быту; развивать внимание, память; воспитывать чувство сотрудничества
«Когда это бывает»
цель: уточнять и углублять знания детей о временах года.
«Вот пришла зима»
цель: учить детей находить положительные и отрицательные признаки зимы, систематизировать представление о зиме
Январь
«Новоселье куклы»
цель: закрепить знания о мебели, воспитывать умственную активность, заботливое отношение к кукле
«Из чего сделана посуда?»
цель: основываясь на представлениях детей о разных видах посуды (чайная, столовая, кухонная, уточнить, какие предметы входят в эти наборы
«Парные картинки»
цель: организация использования для решения игровой задачи умения детей находить черты сходства и различия предметов, пояснять их суть, собирать их в пары, выделять принцип группировки.
Февраль «Профессии людей моего города»
«Что кому»
цель: учить детей соотносить орудия труда с профессией людей
«Парные картинки»
цель: организация использования для решения игровой задачи умения детей находить черты сходства и различия предметов, пояснять их суть, собирать их в пары, выделять принцип группировки.
«Одежда для папы»
цель: учить разделять одежду на женскую и мужскую
«Одежда для мамы»
цель: учить разделять одежду на женскую и мужскую
Март «Живые обитатели Земли»
«Дрессировщик и его звери»
цель: закрепить знания о внешнем виде животных
«Чей малыш?»
цель: упражнять в умении определять домашних животных, их детёнышей
«Зимует – не зимует»
цель: закрепить знания о зимующих птицах
«Кто где живет»
цель: закрепить знания детей о речных и морских обитателях
«В реке водились» цель: учить правильно употреблять сущ. Мн. Ч. В Р. П. закрепить знание рыб
Апрель «Весна»
«Когда это бывает?»
Цель: уточнять и углублять знания детей о временах года.
" Четвёртый лишний "
цель: упражнять в классификации, развивать сообразительность
«Садовник и цветы»
Цель: закрепить знания детей о цветах
«Кто назовет больше хлебобулочных изделий»
цель: расширять кругозор и словарный запас
Май
" На воде, в воздухе, на земле "
цель: закрепить представление о разных видах транспорта, их назначении и особенностях передвижения.
«Что сначала что потом»
Цель: закрепить времена года и их последовательность
«Когда это бывает?»
Цель: уточнять и углублять знания детей о временах года.
«Радуга»
цель: познакомить детей с последовательным расположением цветов в спектре, упражнять ребят в сопоставлении предметов по цвету. Познакомить со стихотворением, которое поможет детям запомнить последовательность цветов радуги («Каждый охотник желает знать, где досидит фазан», обратить внимание детей на то, что цвета радуги даются в одинаковой последовательности, как в стихотворении, так и на х картинке.
Мероприятия
1. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду: Кн. Для воспитателя дет. сада. – 2 е изд., дораб. – М. : Просвящение, 1991. – 160 с. 2. Бондаренко А. К. Словесные игры в детском саду. Пособие для воспитателя детского сада. М., Просвящение, 1974. – 96 с. 3. Мухина В. С. Детская психология. – М. : ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 352 с. 4. Бородич А. М. Методика развития речи детей: Учеб. Пособие для студентов пед. инст. – М. : Просвящение, 1981. – 255 с. 5. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Сохина Ф. А. – М. : Просвещение, 1979. – 223 с.
Сентябрь «Я и мой детский сад»
- «Что предмет может рассказать о себе?» Задачи. Учить детей составлять по плану описание предмета, выделять характерные признаки.
- «Буратино-путешественник» цель: Ориентироваться в значении глаголов.
- «Игра с микрофоном» цель: систематизировать представления детей о частях тела, развивать речь, воспитывать умение слушать друг друга
- «Прятки» цель: формирование морфологической стороны речи. Подвести детей к пониманию предлогов и наречий, имеющих пространственное значение (в, на, за, под, около, между, рядом, слева, справа)
Октябрь «Осень»
- «Повтори, как я» цель: учить детей повторять слова за воспитателем, меняя темп и громкость, развивать у детей слуховое внимание, учить их отчетливо произносить многосложные слова громко и шепотом, различать слова, похожие по звучанию, правильно ставить ударение.
- «Где что лежит?» цель: учить давать характеристику взаиморасположения предметов, используя в речи предлоги («в», «на», «под», «за» и др., образовывать словосочетания, правильно употребляя существительные.
- «Какой цветок?» цель: учить детей описывать предложенное растение, развить умение подбирать прилагательные, обогатить словарный запас.
- «Назови одним словом» цель: закрепить использование в речи детей обобщающих слов: «овощи», «фрукты», «ягоды», «цветы».
Ноябрь
- «Назови улицу» цель: учить образованию новых слов (гора –горная, солнце – солнечная, вишня – вишевая)
- «Веселый мяч» цель: Развивать речевое внимание детей, артикуляционный аппарат
- «Магазин» цель: учить детей находить нужную вещь по описанию, самостоятельно составлять простейшие описания
- «Почтальон принёс открытку» Цель. Учить детей образовывать формы глагола в настоящем времени (рисует, танцует, бежит, скачет, лакает, поливает, мяукает, лает, гладит, барабанит и. д.)
Декабрь «Я и моя семья»
- «Ласковые слова» цель: учить детей образовать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов, выбирать рисунки, подходящие для исходных и образованных детьми слов
- «Где что лежит?» цель: учить давать характеристику взаиморасположения предметов, используя в речи предлоги («в», «на», «под», «за» и др., образовывать словосочетания, правильно употребляя существительные.
- «Вьюга» цель: Развивать силу голоса детей.
- «Повтори, как я» цель: учить детей повторять слова за воспитателем, меняя темп и громкость, развивать у детей слуховое внимание, учить их отчетливо произносить многосложные слова громко и шепотом, различать слова, похожие по звучанию, правильно ставить ударение.
Январь
- «Прятки» цель: активизировать в речи предлоги и наречия с пространственным значением (в, на, под, между)
- «Найди по описанию» цель: упражнять в умении составлять небольшие описательные рассказы о предметах
- «Одежда» цель: учить детей использовать в речи обобщающие понятия, давать характеристику предметов одежды и их частей, сравнивать предметы одежды по разным параметрам (назначение, внешний вид, принадлежность).
Февраль «Профессии людей моего города»
- «Что делает?» - описание работы дворника. Цель: развитие речи детей, обогащение словаря, обучение выбору глаголов обозначающих действия дворника
- «Повтори, как я» цель: учить детей повторять слова за воспитателем, меняя темп и громкость, развивать у детей слуховое внимание, учить их отчетливо произносить многосложные слова громко и шепотом, различать слова, похожие по звучанию, правильно ставить ударение.
- «Кто, что делает» цель: активизировать в речи детей глаголы – действия.
- "Кто, что делает " цель: активизировать в речи детей глаголы – действия.
Март «Живые обитатели Земли»
- «Кто у кого» цель: закреплять у детей правильное употребление в речи названий детенышей животных во множественном числе родительного падежа
- «Как «говорит»?» Задачи. Учить детей регулировать силу и громкость голоса, четко проговаривать отдельные звуки, стараться как можно точнее подражать голосу заданного животного.
- «Птица с птенцами» цель: Учить детей различать твердые и мягкие согласные звуки
- «Кто где живет» цель: закрепить знания детей о речных и морских обитателях
- «В реке водились» цель: учить правильно употреблять сущ. Мн. Ч. В Р. П. закрепить знание рыб
Апрель «Весна»
- «Назови ласково» цель: учить образовывать слова с уменьшительно – ласкательными суффиксами
- «Комары и жуки» Цель: Учить детей дифференцировать звуки [з] и [ж].
- «Повтори, как я» цель: учить детей повторять слова за воспитателем, меняя темп и громкость, развивать у детей слуховое внимание, учить их отчетливо произносить многосложные слова громко и шепотом, различать слова, похожие по звучанию, правильно ставить ударение.
- «Назови ласково» цель: учить образовывать слова с уменьшительно – ласкательными суффиксами
Май
- " Чего не стало " цель: учить употреблять сущ, Р. п. ед. ч. развивать зрительную память.
- «Что сначала, что потом?» цель: учить располагать картинки в порядке развития сюжета, составлять небольшие рассказы по картинкам, развивать речь
- «Скажи по другому» цель: учить подбирать слова сходные по значению (жаркий – теплый, морозный – холодный)
- «Закончи фразу» цель: учить подбирать слова подходящие по смыслу
Работа с родителями:
Консультация «Учим ребёнка общаться». Консультация для родителей «Как организовать домашний театр».
Рекомендации родителям по активизации словарного запаса ребенка 4-5 лет. Привлечение родителей к обогащению РППС группы по теме самообразования. Сообщение на педсовете по теме: «Активизация речи посредством дидактических игр детей 4-5 лет»
Список литературы
1. Бородич А. М. Методика развития речи детей. - М., 2004.
2. Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. - М., 1999.
3. Максаков А. И., Тумакова Г. А. Учите, играя. - М., 2005.
4. Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста Санкт-Петербург. - Детство-Пресс, 2010.
5. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации. — 2-е изд., испр. и доп. Гербова В. В. - М. : МозаикаСинтез, 2010 г.
6. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф. А. Сохина. - 2-е изд., испр. - М. : Просвещение, 2004.
7. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду: Кн. Для воспитателя дет. сада. – 2 е изд., дораб. – М. : Просвещение, 1991. – 160 с.
8. Бондаренко А. К. Словесные игры в детском саду. Пособие для воспитателя детского сада. М., Просвещение, 1974. – 96 с.
9. Мухина В. С. Детская психология. – М. : ООО Апрель Пресс, ЗАО Издво ЭКСМО-Пресс, 2000. – 352 с.
10. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Сохина Ф. А. – М. : Просвещение, 1979. – 223 с.
11. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. -М., 2000.
12. Алексеева М. М., Яшина В. И. Речевое развитие дошкольников. -М., 1999. 13. Занятия по развитию речи в детском саду. Программа и конспект /Под ред. О. С. Ушаковой. -М. : Совершенство, 2001.
14. Кудрявцева Е. Использование загадок в дидактической игре (старший дошкольный возраст) // Дошк. воспитание. -1986.-№9.-С. 23-26.
15. Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. -М. ,2003
16. Развитие речи детей дошкольного возраста /Под ред. Ф. А. Сохина -М. : Просвещение, 1984.
17. Тихеева Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). - М. ,Просвещение, 1981
18. Ушакова О. Развитие речи детей 4-7 лет //Дошк. воспитание. -1995.-№1. 19. Ушакова О., Струнина Е. Методики выявления уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста // Дошк. воспитание. - 1998.-№9
20. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников. - М., 2001.
21. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. -М., 2000.
22. Алексеева М. М., Яшина В. И. Речевое развитие дошкольников. -М., 1999 23. Занятия по развитию речи в детском саду. Программа и конспект /Под ред. О. С. Ушаковой. -М. : Совершенство, 2001.
24. Кудрявцева Е. Использование загадок в дидактической игре (старший дошкольный возраст) // Дошк. воспитание. -1986.-№9.-С. 23-26.
25. Развитие речи детей дошкольного возраста /Под ред. Ф. А. Сохина -М. : Просвещение, 1984. 26. Тихеева Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). - М. ,Просвещение, 1981