Татьяна Пронькина
План по самообразованию «Роль загадки в развитии и воспитании дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель: Охотникова Татьяна Романовна
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ:
Человек начал придумывать загадки в глубокой древности. Загадка развивала наблюдательность, учила воспринимать мир многогранно и образно, помогала совершенствовать человеческую мысль. В настоящее время загадка используется как увлекательное и эффективное средство в обучении и воспитании детей, в организации их досуга.
Содержание загадок отражает жизнь человека, окружающую его действительность: растительный и животный мир, явления природы, предметы труда, быта и др.
Публикация «План по самообразованию „Роль загадки в развитии и воспитании дошкольника“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Воспитательные и образовательные возможности загадки многообразны. Средствами загадки возможно формирование любви к народному творчеству, родному языку, живому, образному и точному слову. С помощью загадки можно приобщить детей к народному складу мышления, что послужит эффективным средством патриотического воспитания.
Разгадывание загадок является для ребенка своеобразной гимнастикой, мобилизующей и тренирующей его умственные силы. Чтобы отгадать загадку, нужно внимательно наблюдать жизнь, припоминать увиденное, сравнивать, сопоставлять явления, мысленно их расчленять, выделять каждый раз нужные стороны, объединять, синтезировать найденное. Отгадывание загадок развивает у детей находчивость, сообразительность, быстроту реакции, умственную активность, самостоятельность, привычку более глубоко и разносторонне осмысливать мир. Также отгадывание загадок способствует развитию наблюдательности детей, закреплению знаний о признаках предметов, о существующих в окружающем мире связях между явлениями. Отгадыванием загадок мы оттачиваем и дисциплинируем ум детей, приучаем их к четкой логике, к рассуждению, доказательству, обобщению, формируем умение самостоятельно делать выводы. Мы видим, как загадки вызывают у детей интерес к миру вещей и явлений. Загадка ставит перед ребенком вопросы: что? откуда? что из чего делается? что чему служит? Она ставит перед ребенком предмет то одной, то другой гранью: то останавливает внимание на внешнем виде, то указывает на сущность предмета, на его назначение.
ЦЕЛЬ:
Выяснить, какую роль играют загадки в развитии и воспитании дошкольника, объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений фольклора.
ЗАДАЧИ:
1. Изучить и обобщить педагогическую и методическую литературу по развитию дошкольника с помощью загадок.
2. Разработать и подобрать загадки на развитие речи, логики, мышления для детей младшего дошкольного возраста;
3. Способствовать совершенствованию речи, расширению словарного запаса, логики, мышлению посредством загадки;
4. Повысить компетентность родителей в значимости загадок в развитии дошкольника.
ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ:
- совместная работа с детьми;
- индивидуальная работа;
- свободная самостоятельная деятельность самих детей.
ПЛАН РАБОТЫ НА 2018- 2019 УЧЕБНЫЙ ГОД
Содержание работы
Изучение методической литературы
Сентябрь - май
Ю. Г. Иларионова «Учите детей отгадывать загадки»,
В. П. Аникин «Русские народные пословицы, загадки, детский фольклор»
Е. Кудрявцева «Использование загадок в дидактической игре»
М. Хмелюк «Использование загадок в работе с детьми» - дошкольное воспитание, 1993 №7.
РАБОТА С ДЕТЬМИ:
Сентябрь
- загадки об овощах и фруктах;
- дидактическая игра «Отгадай загадку и объясни отгадку».
Октябрь
- загадки о животных;
- вечер развлечений «Загадки лесовичка».
Ноябрь
- загадки о растениях;
- выставка работ детского творчества.
Январь
- загадки об игрушках, сказочных героях;
- конкурс загадок «В гостях у Угадайки».
Февраль
- загадки о природе, природных явлениях;
- составление альбома загадок «Природа вокруг нас».
Март
- придумывание загадок детьми;
- коллективное оформление книги «Загадки».
Апрель
- загадки о транспорте;
- дидактическая игра «Отгадай загадку и объясни отгадку».
Май
ООД на тему: «Отгадай загадку».
Программное содержание:
- развивать ассоциативное мышление, любознательность, наблюдательность и воображение. Обратить внимание детей на художественно-выразительные средства загадок. Учить рассматривать иллюстрации к загадкам. Развивать самостоятельность и творчество в процессе изображения различных предметов и явлений окружающего мира. Выставка рисунков – работ воспитанников с изображением отгадок к народным загадкам.
РАБОТА С СЕМЬЁЙ:
Сентябрь Март Апрель
Консультация для родителей «Загадка, как средство развития словесно-логического мышления детей дошкольного возраста»
Разработка положения к конкурсу. Конкурс на лучшую загадку оформленную в папку, придуманную родителями совместно с детьми.
Придумывание загадок детьми и их родителями.
САМОРЕАЛИЗАЦИЯ:
МАРТ МАЙ
Консультация для педагогов: «Влияние загадок на речевое развитие детей дошкольного возраста»
Отчёт по теме самообразования на итоговом педсовете.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
-повышение компетентности воспитателя, детей и родителей в области развития речи, логического мышления, воображения.
- воспитание находчивости, сообразительности, быстроты реакции;
- расширение запаса знаний и представлений об окружающем мир
МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
-Ю. Г. Иларионова «Учите детей отгадывать загадки»,
-В. П. Аникин «Русские народные пословицы, загадки, детский фольклор»
-Е. Кудрявцева «Использование загадок в дидактической игре»
-М. Хмелюк «Использование загадок в работе с детьми» - дошкольное воспитание, 1993 №7.
- Н. В. Елкина, Т. И. Тарабарина «1000 загадок».- Ярославль, «Академия развития». 1997 г.
-Статьи из опыта коллег на страницах интернета, на педагогических сайтах.