Ксения Хмельницкая
Роль чтения в воспитании дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Роль чтения в воспитании дошкольника
Открытие мира
Детство – время непрерывной цепи открытия. Все ново, все познается без напряжения. Если ребенку давать дополнительно интересную информацию, то развитие области его познания значительно расширится. Это взрослые понимают и стараются ускорить процесс познания мира.
Как необходимое звено в цепи открытия мира – открытие мира через мудрость литературы и устного творчества русского народа, его преданий, традиций.
Публикация «Роль чтения в воспитании дошкольника» размещена в разделах
Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает образцы фольклора и русского литературного языка. Огромно ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение. Расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на его личность, формирует эстетическое отношение к окружающему миру, развивает умение чувствовать красоту, образность и ритм родной речи.
От рождения детям не свойственно сопереживание. Это чувство необходимо развивать. Большие возможности для развития сопереживания представляют семейные взаимоотношения, отношения между сверстниками, кризисные ситуации. Подобные ситуации обсуждаются в группе на занятиях. И здесь большую помощь оказывает художественная литература, просмотр мультфильмов с соответствующей смысловой нагрузкой. После чтения художественной литературы и просмотра мультфильмов обязательным развивающим условием является проведение беседы взрослого с детьми.
Успешная социализация детей происходит в процессе включения их в культуру своей страны и своего народа. Приобщение детей к социокультурным ценностям народа происходит через праздники и соблюдение традиций, понятных детям. Семья – это социальная и психологическая основа развития полноценной личности ребенка-дошкольника. Именно в семье с первых лет его жизни должно начинаться ознакомление ребенка с фольклором и литературными произведениями разных жанров. Потешки, загадки, прибаутки, колыбельные и детские песни – все надо слышать малютке, это бесценный дар предыдущих поколений, с этим багажом ему понятнее будет его край, его Родина, люди, которые живут рядом.
Потом к ребенку придет длинная сказка, рассказанная на ночь или прочитанная. Когда мы с ребенком за книгой вместе, а не отдельно у телевизора или планшета – у нас есть контакт, опыт которого пригодится ему в будущем. Рассказывая сказку, мы можем помочь ему преодолеть свой страх, научить вежливости, терпению сопереживанию. Былинные герои увлекают мужеством, Василиса Прекрасная - мудростью, Аленушка - любовью к братцу. Во всех сказках добро побеждает зло, это важно для ребенка, вступающего в мир.
В детском саду дети фактически не умеют читать, а читающие дети еще не могут осознать полностью прочитанного, поэтому в этом возрасте так необходима помощь взрослого, помощь направляющей руки друга. Детям доставляет огромное удовольствие слушать чтение воспитателя, рассматривать иллюстрации, отвечать на вопросы воспитателя, искать положительных героев, выявлять правильные поступки, находить родное, близкое в художественных произведениях. Любой ребенок готов многократно услышать ту или иную сказку, рассказать стихотворение. И чем лучше получается, тем с большим удовольствием они его повторяют, как бы демонстрируя свой успех, и радуются, привлекая внимание взрослого к своим достижениям. Это способствует не только развитию творческого воображения у детей, но и воспитанию гражданственности.
Значение литературы в воспитании ребенка нельзя переоценить. Она объяснит, что капризничать – это нехорошо, бросать в беде близких людей – совсем плохо и т. п. С доброй целью Лев Толстой написал рассказы для детей, которые понятны детям дошкольного возраста. Они рассчитаны именно на воспитание добрых чувств, в помощь родителям и педагогам в коррекции взаимоотношений детей, отношения их ко взрослым и окружающей действительности.
С самого раннего детства ребенок должен слышать стихи, и тогда он будет любить поэзию. Рифма учит познавать гармонию звуков, способствует умственному развитию, развивает память, выразительность речи, усиливает воображение. Это факт. Для детей встреча с любимыми стихами – это праздник. И, конечно же, любовь к стихам мы используем в воспитательном процессе, в частности, по воспитанию будущих граждан России.
Нас беспокоит небрежение памятью своего рода, заслугами отцов и дедов. Мы замечаем снижение интереса к прошлому своих городов и сел, невнимание к памятникам истории и культуры. Поэтому будем работать в деле воспитания гражданина всеми приемлемыми ребенком способами, в том числе и литературным наследством. В нем есть память человеческого рода, оно есть рупор человеческой мысли. Открывая книгу, которая проверена веками, в которой есть мудрость, мы даем ребенку ключик к познанию мира.