Патимат Ахмедова
План по самообразованию «Роль сказки в нравственно-духовном воспитании дошкольников средней группы»
▼ Скачать + Заказать документы
План работы по самообразованию по теме :
«Роль сказки в нравственно-духовном воспитании дошкольников».
Средняя группа.
Подготовила: воспитатель
Ахмедова Патимат Магомедовна
Пояснительная записка
Публикация «План по самообразованию „Роль сказки в нравственно-духовном воспитании дошкольников средней группы“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание. Самообразование
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Сказки. Планирование по теме сказок
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2024
Фольклор занимает особое место жизни детей. Значительная роль в созданном для детей фольклоре отводится сказке, как средству воспитания. Народная мудрость, отраженная в игре, сказке, пословицах, поговорках, предстает как животворный источник детского мышления, благородных чувств и стремлений, способных стать основой гармоничного взаимоотношения ребенка с миром.
В. А. Сухомлинский отмечает, что сказка- это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенка жизненных явлений».
Используя сказки в воспитательных целях, народы Дагестана стремились передать детям свой жизненный опыт, воспитать их в духе народных идеалов, прививая им лучшие человеческие качества
Сказка входит в жизнь ребенка с раннего возраста.
Сопровождается на протяжении всего дошкольного детства
и остается с ним на всю жизнь.
Со сказки начинается знакомство ребенка с миром литературы. С миром человеческих взаимоотношений и окружающим миром в целом.
Сказки не только расширяют представления ребенка, обогащают его знания о действительности, главное – они вводят его в особый исключительный мир чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий.
Актуальность
Сказка доступна пониманию дошкольника. Необходимо отметить, что педагогическая ценность сказок достаточно велика. Сказка для ребенка- наиболее понятный способ передачи и получения информации. Через сказку малыш получает свои первые представления об окружающем его мире, о добре и зле, дружбе и предательстве, отваги и трусости.
В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу и к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о духовных и нравственных качествах : о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому с самого младшего возраста необходимо показывать нравственную и духовную суть каждого поступка. Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, целесообразно формировать как своим примером, а так же с помощью народных сказок, в том числе и о животных. Почему же сказка так эффективна в работе с детьми, особенно в дошкольном возрасте?
В дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка, что позволяет ему свободно фантазировать и мечтать.
Воспринимая сказку, ребенок с одной стороны сравнивает себя со сказочными героями, и это позволяет ему почувствовать и понять. Что не у него одного есть проблемы и переживания. С другой стороны, посредством сказочных образов ребенку предлагаются выходы их различных сложных ситуаций, пути разрешения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. При этом ребенок отожествляет себя с положительным героем.
Цель:
-Создание условий для развития и формирования нравственных представлений и воспитание нравственных качеств личности (чувство милосердия, сострадания, уважения и послушания).
-Развивать интерес к дагестанскому фольклору. Знакомить детей с малыми формами фольклора : прибаутками, считалками, закличками.
Задачи:
-Развивать способность детей различать добро и зло, хорошее от плохого и в сказке, и в жизни, умение делать нравственный выбор.
-Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку своему поведения и поведению других.
-Продолжать развивать интерес детей к дагестанскому фольклору. Ознакомление воспитанников с малыми формами фольклора :прибаутками, песенками, считалками, закличками.
-Помочь родителям понять ценность сказки, ее особенную роль в воспитании сегодняшнего и завтрашнего человека.
Ожидаемые результаты:
-Усвоение детьми норм нравственно-духовного воспитания, открытость их к доброму, позитивное отношение детей к окружающему миру, к другим людям и к самому себе;
Понимание необходимости развития таких волевых качеств, как послушание, почитание родителей и взрослых;
-Знание определенных сказочных сюжетов, составляющих духовный опыт человечества;
-Формировать представление о честности, справедливости, доброте, отрицательное отношение к жестокости, хитрости, трусости;
-Развивать чувства самоуважения, собственного достоинства и стремления быть отзывчивыми к взрослым и детям, умение проявлять внимание к их душевному состоянию, радоваться успехам сверстников, стремиться придти на помощь в трудную минуту.
Перспективный план на 2020-2021г.
Сентябрь.
1. Составить перспективный план работы по самообразованию
2. Подобрать методическую литературу
3. Провести анкетирование родителей.
4. Создание картотеки дагестанских пословиц и поговорок для работы с детьми.
5. Подбор материала, необходимого для работы с детьми и родителями на тему: «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания».
Октябрь.
Изучение темы: «Дагестанское творчество как средство духовно-нравственного развития личности ребенка».
Методические приемы:
1. Чтение сказки «Петушок и бобовое зернышко», просмотр иллюстраций,
2. Чтение дагест. сказки «Храбрый козлик».(дарг.)
3. Чтение даг. сказки «Лиса и куропатка» (табас).
4. Квест «Сказка в гости нас зовет»
Консультация для родителей, (папка передвижка) «Сказка помогает говорить правильно»
Пополнение библиотеки группы новыми красочными книгами народными сказками, дисками.
Ноябрь.
1. Создание картотеки сказок для работы с детьми.
2. Применять дагестанскиепословицы и поговорки в режимных моментах.
Методические приемы:
1. Этические беседы: «Берегите книгу» (В. И. Петрова)
1. Чтение и пересказ детям сказки «Заюшкина избушка».
2. Чтение сказки Корнея Чуковского – «Федорино горе»
3. Дидактическая игра «Угадай сказку»
4. Заучивание считалки «На льду барашек танцевал»(аварс).
Декабрь.
Изучение темы: «Использование сказок в работе с детьми»
Методические приемы
1. Чтение Р. Н. С. «Снегурочка)
2. Чтение Р. Н. С. «Лисичка-сестричка и серый волк»
3. Дидактическая игра: «Из какой книги прочитан отрывок»
4. Заучивание дагест. потешки «Зима пришла» (лезг)
Консультация для родителей «Сочиняем сказку сами (родители)»
Выставка работ (дети и родители) «Зимние сказки»
Январь.
Изучение темы: «Дагестанское творчество как средство духовно-нравственного развития личности ребенка»
Чтение детям дагестанских сказок
Методические приемы:
1. Рассказ воспитателя сказки «Рукавичка»
2. Пальчиковый театр.
3. Мультимедийный просмотр и обсуждение сказки.
4. Рисование по замыслу «Кто – кто в рукавичке живет? (По мотивам сказки)».
5. Драматизация сказки.
2. Досуг по произведению Фазу Алиевой «Для самых маленьких» «Асият и мороз» (перев с аварск)
3 Заучивание и проговаривание считалки «ойра-ойра-ой-рада»(лезг).
Февраль:
Изучение темы «Роль сказки в воспитании детей»
Методические приемы
1. Литературная -викторина «Знатоки Дагестанских сказок» (стр 91)
2. Чтение сказки «Чудо дерево» К. Чуковского
3. Коллективная работа аппликация «Чудо- дерево»
4. чтение дагест сказки А. Меджидов «Не шали, котенок мой (перев с кумыкс)
Март.
Изучение темы «Влияние сказок на психику ребенка»
Методические приемы:
1. Чтение сказки Н. Юсупова «Серый волк и три сереньких козленка» (стр. 126)
2. Чтение сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»просмотр мультфильма
3. Драматизация сказки «Репка»
4. Дидактическая игра «Расскажи сказку по картинке».
«Из какой дагестанской сказки герой»
Апрель
Изучение темы «Театрализация сказок как средство духовно-нравственного воспитания детей».
Методические приемы
1. Чтение и пересказ сказки «Гуси-лебеди»,
2. Рассматривание иллюстрации.
3. Просмотр и обсуждение мультфильма
2. Чтение произведения Фазу Алиевой «Асият и солнечные бусы»
2. Настольно-печатные игры по мотивам сказок (лото, разрезанные картинки)
3. проговаривание потешки «Солнышко, солнышко …» (кумык).
Май
Самоанализ плана по самообразованию
Выставка работ детей и родителей «Наши любимые сказки»
Литература:
1. Программа «От рождения школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
2. Региональная образовательная программа дошкольного образования РД., М. И. Шурпаева, М. М. Байрамбеков. ,У. А. Исмаилова, А. В. Гришина., Махачкала 2015г.
3. В. И. Петрова, Т. Д. Стульник «Этические беседы» с детьми 4- 7 лет.
4. А. В. Гришина «Волшебный мир сказок»
5. В. А. Сухомлинский «Сердце отдаю детям»
6. Сборник научно-методических статей. Орел 2015г. под редакцией О. В. Бережнова
7. Ильин И. «Духовный мир сказки»
6. Занкевич- Евстигнеева6 «Практикум по сказкотерапии»
7. Э. И. Иванова «Расскажи мне сказку». Литературные сказки для детей. Просвещение 2001г