Лапенкова Наталия
План по самообразованию «Речевое развитие детей посредством разучивания стихов»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №230»
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
в группе общеразвивающей направленности
для детей 5-6 лет
на период с сентября 2021 –по май 2022 года
Воспитатель:
Лапенкова Наталия Михайловна,
высшая категория
г. Саратов,
2021 г.
Пояснительная записка
Тема: Речевое развитие детей через разучивание стихов.
Публикация «План по самообразованию „Речевое развитие детей посредством разучивания стихов“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Темочки
На актуальность развития навыков разучивание стихов у детей 5-6 лет указывает Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образование. Одной из пяти образовательных областей стандарта является речевое развитие, предполагающее развитие разговорной речи и памяти. Также в целевых ориентирах указано, что на этапе завершения дошкольного детства ребенок должен иметь навыки запоминания стихов и уметь их читать.
И педагоги, и большинство родителей знают и понимают, что стихи учить надо, это один из наиболее действенных методов развития детей. Детская память очень восприимчива, то, что выучил хорошо в детстве, запоминается на всю жизнь.
Заучивание стихотворных строк расширяет кругозор, учит восприятию поэзии, совершенствует устную речь, способствует формированию общего уровня культуры человека. Но самое главное – заучивание стихов способствует развитию памяти.
Современные дети стихов учат мало, редко встретишь ребенка, который знает много стихов. Потом сетуют учителя и родители, что у детей плохая память.
В 5 лет дети уже могут выучить по 3-4 четверостишия. В детском саду, обычно к праздникам, поручают выучить несколько строк, но не все дети могут читать стихи наизусть при скопление людей. Поэтому надо заниматься с детьми в привычной и уютной для них обстановке: в группе и дома.
Стихи вызывают интерес и быстро запоминаются. Заучивание стихов наизусть, это лучший способ развить память, а, следовательно, и способность ребенка к обучению, в целом. И когда у детей в дошкольном возрасте создан хороший запас выученного наизусть, в школе намного легче заучивать не только объемные стихи, но и разные правила, формулы.
Цель: содействовать развитию произвольной памяти у детей 5-ти лет, на основе заучивания стихотворений.
Задачи, связанные с развитием детей :
Задачи, по самообразованию :
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по теме «Речевое развитие детей через заучивание стихов».
2. Реализовать программу по теме «Речевое развитие детей через заучивание стихов».
3. Обобщить опыт работы по теме и представить его педагогическому сообществу.
Задачи по привлечению родителей к совместной деятельности по теме: «Речевое развитие детей через заучивание стихов»
1. Просвещать родителей (законных представителей) о теме самообразования.
2. Стимулировать родителей (законных представителей) к совместным мероприятиям направленных на разучивании стихов.
3. Привлекать родителей (законных представителей) к активному сотрудничеству с детским садом в деле заучивания стихов.
Используемые принципы при реализации программы:
1. Научность. Подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на развития художественно-творческих навыков детей раннего возраста практически апробированными методиками.
2. Гуманизация. Развитие у ребенка гуманистической направленности отношения к миру, приобщение дошкольников к эстетике и художественному творчеству, концентрирующей в себе общечеловеческие ценности отношения к миру и природе.
3. Сохранение и развитие индивидуальности каждого ребенка.
4. Динамичность:интеграция модуля в разные виды деятельности.
5. Комплексность и интегративность: решение задач художественно-эстетического развития в системе всего образовательного процесса.
Педагогическая диагностика
Диагностика воспитанников проводится 2 раза в год, как средство контроля эффективности методической разработки «Развитие речи детей через разучивание стихов».
Для проведения диагностики используется методика диагностики О. А Сафоновой «Экспресс – анализ и оценка некоторых линий развития дошкольников» (Приложение 1).
Результаты мониторинга учитываются при составлении планов НОД по образовательной области «Чтение художественной литературы», «Коммуникация», «Познание»,индивидуальной работы с детьми. Повторное исследование проходит в конце учебного года, чтобы проследить динамику изменений.
План работы с детьми
Для удобства реализации цели и задач, планирования работы, контроля и самоконтроля, анализа и рефлексии весь материал для заучивания был разделен на «блоки». Стихи в «блоках» подобраны по теме, по смысловой направленности, либо это стихи одного автора. Работу с детьми можно проводить как в первой и так и во второй половине дня в свободное время.
Из большого по содержанию стихотворения для заучивания берется только отрывок, с учетом возрастных особенностей детей
Существует другой вариант. Когда из стихотворения создается «стихотворная нарезка» (начало, конец, середина). «Нарезка» не искажает смысловую нагрузку и эмоциональный фон стихотворения. Таким образом, стихотворение адаптируется для заучивания наизусть.
Стихи в проект выбраны не случайно, это «яркие», «понятные» стихи с характерными героями.
В проект включены стихи поэтов разных эпох, народов и культур
Месяц
Неделя
Содержание работы
сентябрь
06.09 – 10.09
-подбор стихотворного материала
13.09 – 17.09
-первичная диагностика детей (память, внимание)
-ознакомление детей и родителей с целями и задачами проекта
20.09 – 30.09
-подбор дидактического и методического оснащения проекта
октябрь
04.10 – 08.10
Творчество К. И. Чуковского Познакомить детей с творчеством Чуковского
11.10 – 15.10
Познакомить с отрывками из литературных произведений:
Айболит
18.10 – 22.10
Тараканище
25.10 – 29.10
Телефон
ноябрь
01.11-05.11
Мойдодыр
08.11-12.11
Закреплять выученный материал
15.11-19.11
Чтение стихов по ролям, инсценировка стихов
22.11-26.11
Инсценировка стихов
«стихотворный коллаж» - творческая работа
декабрь
29.11-03.12
Познакомить детей с творчеством Маршака и его переводами
05.12-10.12
Познакомить с отрывками из литературных произведений:
Перчатки
12.12-16.12
Кораблик
19.12-23.12
Детки в клетке
26.12-30.12
Багаж
январь
10.01-14.01
Вот какой рассеянный
17.01-22.01
Чтение стихов по ролям, инсценировка стихов
25.01-29.01
Конкурс рисунков по творчеству Маршака
февраль
31.01-04.02
Творчество поэтов России. Познакомить детей с творчеством
А. Усачева
07.02-11.02
Э. Успенского
14.02-18.02
М. Пляцковского
21.02-25.02
Познакомить с отрывками из литературных произведений:
«Паповоз»
март
28.02-04.03
«Разгром»
«Улыбка»
07.03-11.03
Просмотр мультфильма «Крошка Енот»
14.03-18.03
Творчество поэтов и писателей разных стран. Познакомить детей с творчеством
Р. Сева
Ю. Тувима
21.03-25.03
Познакомить с отрывками из литературных произведений:
Сказка о длинненьких и кругленьких человечках
28.03-01.04
«Овощи»
апрель
04.04-08.04
Выставка книг
Чтение стихов по ролям, инсценировка стихов
11.04-15.04
Русские народные песенки, потешки, считалки, скороговорки. Познакомить детей с творчеством русского народа
Провести предварительную словарную работу
Способствовать заучиванию наизусть
18.04-22.04
Диагностика. Инсценировка произведения по желанию детей.
25.04-29.04
Подведение итогов по работе.
План работы с родителями
Месяц
Мероприятие
сентябрь
Знакомство родителей с целью и задачами программы «Развитие речи через заучивание стихов»
октябрь- ноябрь
Консультация «Заучивание стихов с детьми»
декабрь - февраль
Привлечение родителей к совместным инсценировкам литературных произведений.
март - апрель
Консультация «Что такое мнемотехника». Подведение итогов работы.
Возможные изменения в плане :
___
Этапы реализации
I. Подготовительный этап (сентябрь 2021)
- Составление плана по самообразованию, обоснование темы.
- Изучение психолого-педагогической и методической литературы по теме самообразования.
- Подбор дидактического и иного материала, необходимого для реализации плана по самообразованию.
- Проведение входной диагностики.
II. Этап реализации (октябрь 2021 – апрель 2022)
- Реализация запланированных мероприятий с детьми и родителями
III. Заключительный этап (апрель 2022)
- Проведение итоговой диагностики.
- Обобщение опыта проделанной работы. Составление плана на следующий учебный год
Приложение 1
Разучивание стихов
(по О. А. Сафоновой «Экспресс – анализ и оценка некоторых линий развития дошкольников»)
Диагностическая карта
№
Ф. И. ребенка
Связная речь
Громкость речи
Скорость, темп речи
Интонационная выразительность
Звукопроизношение
Общая оценка
н
к
н
к
н
к
н
к
н
к
н
к
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
Итого: