Манн Татьяна Ивановна
Развитие умственных и творческих способностей детей раннего возраста посредствам игр Б. П Никитина
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности в работе по познавательному развитию с детьми раннего возраста, через современные технологии и развивающие игры Б. П Никитина.
Задачи:
Изучить психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.
Изучить влияние развивающих игр Б. П. Никитина на усвоение сенсорных эталонов детьми раннего и младшего дошкольного возраста.
Темочки:
- ИЗО, творчество. Консультации для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Никитин Б.П. Развивающие игры Никитина
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Темочки
Разработать серию дидактических игр и занятий с детьми раннего и младшего дошкольного возраста.
Обогащать активный словарь детей, развивать представление об окружающем мире;
Привлекать родителей воспитанников к активному взаимодействию по обогащению развивающей предметно-пространственной среды группы.
Актуальность
Одной из самых удивительных загадок, существующих в мире, является возникновение сознания у ребенка. Посмотрите на новорожденного младенца. Как он беспомощен и слаб! Он ничего не понимает и ничего не умеет. Он может только спать, кричать, сосать. Он, кажется, совершенно не доступен педагогическим воздействиям. Как это беспомощное существо начинает развиваться и как превращается в разумного человека, умеющего действовать целенаправленно, творчески и последовательно? Когда уже можно и нужно начинать его воспитывать?
Как показали работы учебного Н. М. Щелованова, его сотрудников и учеников, для развития ребенка даже на первом году жизни существенное значение имеет не только физический уход, но и организация всей его жизни.
Актуальность темы связана с усиливающимися в настоящее время интересом к развитию детей раннего возраста.
Вопросы сенсорного воспитания стоят в центре внимания дошкольной педагогической науки на протяжении многих лет. Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е. И. Тихеева, А. Б. Запорожец, А. Л. Усова, Н. П. Cакулина, Н. Н. Поддъяков, Л. А. Венгер и другие) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является основой разных сторон развития личности.
Представителями отечественной антропологической педагогики были определены сущность и значение первоначального сенсорного воспитания и развития, научно обоснованы содержание и принципы воспитания сенсорных способностей и организовано практическое осуществление сенсорного воспитания в дошкольных учреждениях России конца X1X - начала XX века.
Развивающие игры Б. Н. Никитина дают возможность целенаправленно развивать умственные способности ребенка, логику мысли, рассуждений и действий, гибкость мыслительного процесса, смекалки и сообразительности.
Кубики Б. П. Никитина способствуют развитию : мелкой моторики, формируют сенсорные эталоны цвета, величины и формы, пространственного ориентирования, абстрактного мышления.
Развивающие игры Никитина объединяют один из основных принципов обучения - от простого к сложному - с очень важным условием творческой деятельности - делать всё самостоятельно. Этот союз позволил разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей :
Развивающие игры могут дать пищу для развития творческих способностей с самого раннего и младшего дошкольного возраста.
Их задания-ступеньки всегда создают условия, опережающие развитие способностей.
Поднимаясь каждый раз самостоятельно до своего "потолка", ребенок развивается наиболее успешно.
Развивающие игры могут быть очень разнообразны по своему содержанию, а кроме того, как и любые игры, не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества;
Играя в эти игры со своими детьми, родители незаметно для себя приобретают очень важное умение - держать себя в руках, не мешать ребенку самому размышлять и принимать решения, не делать за него то, что он может и должен сделать сам.
Главное отличие игр Б. П. Никитина состоит в том, что, играя в них, ребенок выступает как активная сторона и у него воспитывается не умение выполнять работу по предложенному шаблону, а развивается логическое и образное мышление, творчество, умение распознать и построить образ, способность к самостоятельности.
В большинстве своем игры представлены в виде многофункциональных головоломок, предоставляющих простор для творчества. Их можно подстраивать под себя, под свой уровень, свои интересы. Каждая игра имеет набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона или пластика, деталей конструктора-механика и т. д.
Игры Никитина можно расширять, усовершенствовать, придумывать новые задания.
Этап работы над темой самообразования: 1 год
I этап – Организационно-диагностический.
Изучение учебно-методической литературы. На этом этапе проводится индивидуальная оценка развития мелкой моторики руки каждого воспитанника.
II этап – Теоретический.
На этом этапе проводится индивидуальная оценка развития мелкой моторики руки каждого ребенка; изучение психологических особенностей развития детей младшего дошкольного возраста; обобщение учебно-методической литературы; (составление картотеки дидактических игр).
III этап – Обобщающий.
Этот этап характеризуется тем, что дети охотно осваивают дидактические игры и упражнения под руководством воспитателя и самостоятельно. На этом этапе очень важно организовать непосредственно-образовательную и игровую деятельность как единый процесс, направленный на развитие речи, творческих, познавательных способностей детей, предложить такое количество дополнительных игр и образовательной деятельности, где бы каждый ребенок мог реализовать свои эмоциональные, физические способности. Систематичность обеспечивается ежедневным проведением разнообразных дидактических игр: в непосредственно образовательной деятельности, и в свободной самостоятельной деятельности.
Используемые методы: словесный, наглядный, практический.
Проведение дидактических игр
Использование наглядного материала.
Формы работы по развитию мелкой моторики рук.
Формы работы с детьми:
Совместная деятельность воспитателя с детьми
Индивидуальная работа с детьми
Свободная самостоятельная деятельность детей.
Формы работы с родителями:
Анкетирование родителей: «Кубики Б. П Никитина».
Консультация «Кубики Б. П Никитина – двигатель развития ребенка».
Консультация «Дидактические игры для развития мышления».
Консультация «Организация дидактических игр в домашних условиях».
Консультация «Развитие творческих способностей детей раннего возраста».
Консультация «Кубики Б. П Никитина – играем вместе с детьми».
Выставка книг «Развиваем логику детей».
Индивидуальные и групповые беседы
Родительские собрание «Развитие познавательных интересов детей раннего возраста посредствам игр Б. П Никитина».
Оформление наглядной информации (стенды, папки-передвижки)
Папка – передвижка «Поиграй со мною мама».
Папка – передвижка «Игры для детей на изучение формы, цвета и величины».
Папка – передвижка «Игры между делом».
Папка – передвижка «Развитие сенсорных способностей по средствам дидактической игры».
Привлечение к обогащению развивающей предметно-развивающей среды группы.
Буклет «Ступеньки творчества или развивающие игры» Никитин Б. П.
Семинар-практикум для родителей по теме «Особенности и правила развивающих игр Б. П Никитина»
Используемые технологии:
Здоровьесберегающие игровые, информационно-коммуникационные, личностно-ориентированные.
Перспективный план работы
Месяц Работа воспитателя
Работа с детьми Работа с родителями
Сентябрь Изучение методической, педагогической, психологической и другой литературы, опыта работы коллег по данной теме. • «Волшебные кубики-знакомство».
Цель: познакомить с кубиками Никитиных, с различными цветами граней.
• «Дорожки для зверюшек».
Цель: выкладывание дорожек: синих, красных, желтых.
• «Укладывание кубиков в коробку».
Цель: укладывать кубики в коробку определенным цветом вверх.
• «Разноцветные дорожки».
Цель: выложи дорожки для зверушек по образцу. Исследование представлений родителей о игровой технологии – кубики Никитина. Анкетирование родителей.
Октябрь Создание развивающей предметно-пространственной среды в группе за счет изготовления игр и пособий.
Подбор материала по теме.
Разработка программы самообразования и плана работы с детьми на новый учебный год по данной теме. • «Шарфик для куклы».
Цель: выкладывать цветные дорожки используя кубики по собственному усмотрению.
• «Сложи квадрат».
Цель: сложить из кусочков целый квадрат.
• «Разноцветные дорожки».
Цель: из двух дорожек соберите одну длинную, полосатую.
• «Нарисовать животных».
Цель: из кусочков квадрата «нарисовать» животных, предметы по собственному замыслу. Консультация «Кубики Б. П Никитина – двигатель развития ребенка».
Ноябрь
Консультация для педагогов: «Интеллектуальные развивающие игры Б. П Никитина».
Подобрать картотеку развивающих игр Б. П Никитина • «Сложи цвета».
Цель: научатся раскладывать части квадрата по цветам, называть цвета.
• «Сложи квадрат».
Цель: разложить кусочки квадрата по цвету.
• «Сложи кубики в коробку».
Цель: развернуть кубик таким образом, чтобы сверху и сбоку были видны грани определенного цвета.
• «Кроватка для куклы».
Цель: выложить для куклы кроватку определенного цвета.
Папка – передвижка «Поиграй со мною мама».
Родительские собрание «Развитие познавательных интересов детей раннего возраста посредствам игр Б. П Никитина».
Декабрь
Повысится уровень теоретических знаний о применении игровых технологий по методике. • «Сложи елку».
Цель: выкладывают елку, выбирают подходящие (половина кубика синяя, вторая половина жёлтая) и строят (опираясь на образцы).
• «Домик для куклы».
Цель: выложить домик определенного цвета.
• «Дорожка».
Цель: выложить дорожку из кубиков с чередованием цвета и с соблюдением простых закономерностей.
• «Сложи квадрат».
Цель: сложить квадрат из 2-3 частей. Выставка книг «Развиваем логику детей».
Консультация «Дидактические игры для развития мышления».
Январь
Пополнение картотеки дидактических игр.
Разработка конспектов НОД с использованием дидактических игр.
• «Сложи узор».
Цель: строить одноцветные дорожки, затем разноцветные по образцу. Закреплять названия цветов.
• «Построим полосатый поезд».
Цель: выкладывать цветные кубики по собственному усмотрению.
• «Собачка».
Цель: выкладываем из кубиков собачку.
• «Дорожка к морковки».
Цель: выкладывать из кирпичиков дорожку к моркови.
Папка – передвижка «Игры для детей на изучение формы, цвета и величины».
Консультация «Развитие творческих способностей детей раннего возраста».
Февраль
Повысить уровень теоретических знаний по применению интеллектуальных игр и пособий.
Распространение опыта работы по теме самообразования на образовательных сайтах.
• «Лесенка»
Цель: выкладывать лесенку из кирпичиков.
• «Стол для куклы».
Цель: Выложить из кубиков стол. Развивать внимание и воображение.
• «Дорожка к сыру».
Цель: развивать творческие способности детей, научиться строить дорожку.
• «Заборчик для коровки».
Цель: развивать умение и воображение. Строить заборчик из кирпичиков. Консультация «Организация дидактических игр в домашних условиях».
Март
Обобщение опыта работы по теме самообразования и инновационной деятельности, распространение опыта работы. • Рамки и вкладыши Монтессори: «Закрой окошки в домике».
Цель: развивать мелкую моторику рук, умение узнавать и различать форму плоскостных фигур.
• Сложи узор: «Построим поезд».
Цель: развивать умение различать цвета (красный, желтый, синий, белый, наглядно-действенное мышление.
• Кирпичики. Знакомство с кирпичиками, игра без рисунков и заданий.
Цель: развивать пространственное мышление; конструирование.
• «Сложи квадрат»
Цель: развивать логическое мышление, умение достраивать до целого.
Папка – передвижка «Игры между делом».
Буклет «Ступеньки творчества или развивающие игры» Никитин Б. П.
Апрель
Повысить уровень знаний по содержанию, организации, планированию и проведению занятий. • Рамки и вкладыши Монтессори: «Домик для феи».
Цель: развивать умение узнавать и различать форму плоскостных фигур, глазомер.
• Сложи узор: «Построим башенку, дорожку».
Цель: развивать цветовое восприятие, воображение.
• Кирпичики. Собери модель по чертежу «Утюг».
Цель: развивать пространственное мышление, конструирование.
• «Сложи квадрат».
Цель: развивать умение различать цвета, умение достраивать до целого. Папка – передвижка «Развитие сенсорных способностей по средствам дидактической игры».
Май
Сбор материала. Фотоотчет.
Отчет по самообразовательной работе в течении года.
Распространение опыта для родителей и коллег. • Рамки и вкладыши Монтессори. Сложи дорожку от Ежика к Медвежонку.
Цель: развивать мелкую моторику рук, умение узнавать и различать форму плоских фигур.
• Сложи узор: «Телефон», «Телевизор», «Чемоданы».
Цель: развивать умение различать цвета, творческие способности.
• «Укладывание кубиков в коробку».
Цель: развивать наглядно-действенное мышление, конструирование. Консультация «Кубики Б. П Никитина – играем вместе с детьми».
Семинар-практикум для родителей по теме «Особенности и правила развивающих игр Б. П Никитина»
Список литературы:
1. Башаева Т. В. «Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук». - Академия развития, 1998г.
2. Запорожец А. Д., Маркова Т. А. «Основы дошкольной педагогики». - М., Педагогика, 1980г.
3. Ерофеева Т. И. "Математика дня дошкольников". — М. : Просвещение 1992г.
4. Логинова В. И. "Формирование умения решать логические задачи в дошкольном возрасте. Совершенствование процесса формирования элементарных математических представлений в детском саду". - Л. : 1990г.
5. Никитин Б. П. «Ступеньки творчества или развивающие игры». — М. : Просвещение, 1991. изд. 6 испр. доп. с новым выступлением Световид, 2009г.
6. Никитин Б. П. «Интеллектуальные игры». — М, Гея, 1994г.
7. Никитин Б. П. Развивающие игры. - М. : Педагогика, 1985г.