Уразбахтина Дарья
План по самообразованию «Развитие сенсорных способностей у детей 4–5 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 144»
План по самообразованию
на 2020 – 2021 учебный год
в средней группе
Тема: «Развитие сенсорных способностей у детей 4-5 лет»
Воспитатель:
Урабахтина Д. Ю.
Тема: «Развитие сенсорных способностей у детей 4-5 лет»
Публикация «План по самообразованию „Развитие сенсорных способностей у детей 4–5 лет“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Годовые планы на учебный год
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Сенсорное развитие. Самообразование
- Средняя группа
- Темочки
Актуальность: Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. д. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накоплении представлений об окружающем мире. Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений). Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомится он и с произведениями искусства – музыкой, живописью, скульптурой. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то приходит на помощь сенсорное воспитание – последовательное, планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой
Цель: систематизация знаний по методике сенсорного развития детей среднего дошкольного возраста, изучение учебной и научно-методической литературы, новых программ и педагогических технологий, ознакомление с опытом работы других дошкольных учреждений, педагогов.
Задачи: создать в группе предметно-развивающую среду, способствующую развитию сенсорных способностей детей (центр сенсорного развития, используя дидактические игрушки (матрёшки, пирамидки, рамки-вкладыши,
- звучащие игрушки, массажные мячики разных цветов, игры на развитие мелкой моторики рук (игры со шнуровкой, с прищепками, с пуговицами, пальчиковые бассейны с различным наполнителями: жёлудями, фасолью, морскими камушками, мозаика, игры на развитие представлений о цвете, форме, величине («Большой – маленький», «Длинный – короткий», «Какой?», «Найди предмет такой же формы») .
- активизировать восприятие детей, включая их в различные виды деятельности (продуктивная, познавательно- исследовательская, игровая и т. д.).
- педагогическое просвещение родителей по вопросу: «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста».
Сроки работы: сентябрь 2020 – май 2021 г.
Ожидаемые результаты:
- Систематизация материала по развитию сенсорных способностей у детей 4-5 лет средствами дидактических игр в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.
- Сформированные сенсорные представления путём выделения формы, цвета, и величины предметов.
- Сформированные представления о разновидностях дидактических игр и основных приемах игры на них.
- Сотрудничество ДОУ и семьи по проблеме формирования и развития сенсорных способностей у детей 4-5 лет.
- Родители проявляют интерес в дальнейшем развитию детей.
- У родителей вырос уровень по сенсорному развитию. Они научились создавать дома условия для дидактических игр и правильно подбирать их.
План работы с детьми :
Сроки реализации Направления работы Форма отчета
Сентябрь-октябрь Изучение научно-методической литературы
Цель: Создать предметно-развивающей среды для сенсорного развития детей
Беседы с родителями
Индивидуальный план работы по самообразованию
Ноябрь-декабрь Изучение опыта педагогов ДОУ
Цель: Рассмотрение и изучение сенсорно-двигательных игр для детей среднего дошкольного возраста, применение изученного материала на практике.
Составление картотеки дидактических игр по сенсорному развитию детей 4-5 лет
Январь-февраль Занятия, в которых используют дидактические игры и упражнения со специально разработанными пособиями (вкладыши и решётки, цветные палочки, пр.) Цель: создание предметно-развивающей среды окружающей ребенка среды, расширить специальные занятия по сенсорному воспитанию
Папка-передвижка для родителей на тему: «Сенсорные игры малышей».
Март –апрель Дидактические игры на развитие тактильных ощущений
Цель: развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов (их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. д.) Презентация «Сенсорное развитие детей 4-5 лет»»
Май Проведение диагностического обследования детей с целью выявления знания в области сенсорных способностей Консультация для педагогов и родителей «Сенсорное развитие детей 4-5 лет»
Работа с родителями:
1. Ноябрь. : Индивидуальные беседы с родителями детей.
Цель: участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала.
2. Март : Консультация «Развитие сенсорных способностей у детей от 4-5 лет через дидактические игры»
Цель: развить творческие способности, любознательность, наблюдательность
3. Апрель : Представление родителям речевых игр и упражнений, используемых в детском саду для формирования речи средних дошкольников.
Цель: сформировать навыки самостоятельной деятельности
4. Май: Рекомендации родителям по активизации словарного запаса ребенка 4-5 лет. Памятки для родителей.
Цель: закрепление знаний у детей порядкового счета, названия геометрических фигур, временных представлений, совершенствование предметно-развивающей среды.
Консультация для педагогов:
«Сенсорное развитие детей 4-5 лет». Цель: Раскрыть значение сенсорного развития в дошкольном возрасте, совершенствования деятельности органов чувств, накоплении представлений об окружающем мире.
Список использованных источников литературы:
1. Программа дошкольного образования «От рождения до школы» по ФГОС под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
2. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа. – Москва, 2010.
3. Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка» - М. : «Просвещение», 2011;
4. Н. Ф. Губанова. Развитие игровой деятельности. Система работы в средней группе детского сада. – М. : Мозаика-Синтез, 2008.
5. Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. Как играть с ребёнком. – М. : Обруч, 2012г