Панченко Александра
План по самообразованию «Пальчиковые игры в развитии детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
План по самообразованию на тему : "Пальчиковые игры в развитии детей раннего возраста".
Актуальность
Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал:
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».
Малышу необходимо все потрогать, так он научится различать тепло и холод, твердость и мягкость, тяжесть, размер и форму предметов. Рука имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга. Поэтому пальчиковые игры развивают не только ловкость и точность рук, но и мозг ребенка, стимулируют творческие способности, фантазию и речь.
Публикация «План по самообразованию „Пальчиковые игры в развитии детей раннего возраста“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Пальчиковые игры. Самообразование
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Пальчиковые игры - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи, массаж и гимнастика для рук
А для ребенка раннего возраста - это возможность получить начальные представления об окружающем мире, ведь героями таких игр обычно являются люди, животные, явления природы и т. д.
В процессе своей работы в ДОУ я заметила, что все чаще в детский сад поступают дети с недостаточно развитой речью. В чём причина задержки речи?
Чтобы ответить на этот вопрос, я обратилась к исследованиям современных педагогов: Л. П. Савиной «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников»;
Е. А. Янушко «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста»;
С. О. Ермаковой «Пальчиковые игры для детей от года до 3 лет».
Эта тема мне показалась значимой и актуальной, поэтому я хочу заняться ее изучением через самообразование, выбрав тему «Пальчиковые игры в развитии речи детей раннего возраста».
Цель:
•Развитие мелкой моторики и координации движений рук.
•Формировать у детей основы речевой моторики на основе пальчиковых игр.
Задачи:
•Подобрать для развития мелкой моторики пальчиковые игры, упражнения, практические задания, настольные игры, подготовить дидактический материал.
•Развить фантазию, речь, мышление, ориентировку в пространстве, память, внимание, усидчивость.
•Развить умение производить точные движения кистью и пальцами рук, способности координированной работы рук со зрительным восприятием.
•Расширить кругозор детей, создать атмосферу радости и удовольствия.
Методы и приемы работы с детьми:
- словесные, наглядные, практические, игровые.
Предполагаемый результат:
У меня как у педагога:
1. Новые знания о развитии речи детей.
2. Желание работать в этом направлении.
3. Повышение самообразования.
4. Укрепление отношений с родителями.
Дети:
1. Повышение уровня развития речи у детей.
2. Умение обратиться за помощью к взрослым.
3. Развитие мелкой моторики.
4. Развитие познавательной активности, творческих способностей.
Родители:
1. Интерес к событиям происходящим детском саду.
2. Индивидуальные беседы.
3. Познакомить родителей с рекомендациями по проведению пальчиковой гимнастики, а так же с этапами разучивания пальчиковых игр.
В результате использования "Пальчиковые игры в развитии детей раннего возраста" мы ожидаем:
1. Продолжить изучение темы: "Пальчиковые игры в развитии детей раннего возраста".
2. Изучить новинки методической литературы по данной теме.
3. Продолжить работу по разработке новых пальчиковых игр.
4. Систематизация накопленного материала.
Форма работы: совместная деятельность воспитателя с детьми, индивидуальная работа с детьми, самостоятельная деятельность детей, консультативная работа с родителями.
Работа педагога:
1. Изучение педагогической литературы;
2. Конспекты образовательной деятельности по теме;
3. Создание современной предметно- развивающей среды в группе;
4. Участие в конкурсах педагогического мастерства в организации, во всероссийских интернет- конкурсах.
Работа с детьми:
1. Сюжетно- ролевые игры;
2. Пальчиковая гимнастика;
3. Пальчиковые игры, упражнения.
Работа с родителями:
1. Анкетирование;
2. Создание буклетов;
3. Консультация.
1. Подготовительный этап:
•Самообразование;
•Обучение пальчиковых игр по развитию речи;
•Пальчиковые игры по лексическим темам.
2. Практический этап:
•Реализация перспективного плана самообразования.
3. Заключительный этап:
•Осуществление систематизации и обобщение данных;
•Получение опытно- экспериментальной работы;
•Оформление материалов по самообразованию.
Перспективный план, сроки выполнения каждого этапа
№ Содержание работы Срок выполнения
Изучение специальной методической литературы:
1 Е. С. Анищенкова "Пальчиковая гимнастика". Пособие для родителей и педагогов.
Владимир: «Астрель», 2006 В течении года
2 А. М. Гаврилова "Играем пальчиками - развиваем речь". Москва: «Рипол- плассик», 2008 В течении года
3 Данилова Л "Пальчиковые игры". Москва: «Росмэн», 2008 В течении года
4 М. В. Драко "Развивающие пальчиковые игры". Минск: «Попурри», 2009 В течении года
5 О. П. Навицкая "Ум на кончиках пальцев". Веселые пальчиковые игры. Маленькие подсказки для родителей. Москва: «Сова», 2006 В течении года
6 Т. Е. Харченко " Утренняя гимнастика в детском саду". Москва 2009 В течении года
7 Хвастовцев А. "Умные ручки. Пальчиковые потешки для детей от 3 месяцев до 7 лет". Новосибирск: «Сибирское университетское издание», 2008 В течении года
8 Е. А. Янушко "Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста". (1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей Москва ВЛАДОС 2017
В течении года. Практический этап
1. Изучение методики и технологий педагогов в Интернете. В течении года
2. Подбор аудио и видеозаписей песен мультфильмов. Сентябрь- Декабрь
3. Разработка и оформление пальчиковых игр по данной теме. Ноябрь
4. Разработка конспектов по теме " Использование пальчиковых игр в процессе ОД с детьми раннего возраста".
Октябрь- Январь
5. Картотека пальчиковых игр направленных на развитие восприятия цвета. (В течении года).
6. Продолжать пополнять картотеку игр по развитию мелкой и общей моторики, а также по развитию речи. Разучивание новых пальчиковых игр.
Февраль
7. Папка- передвижка для родителей на тему: Пальчиковые игры в жизни ребенка. Март
8. Консультация для воспитателей " Пальчиковые игры в развитии детей раннего возраста". Апрель
9. Результаты проведенной работы в виде отчета по самообразованию Май
Работа с родителями
1. Анкетирование родителей на тему: " Как играть с ребенком в пальчиковые игры".
Январь
2. Консультации для родителей:
1."Как организовать пальчиковые игры дома"
2." Для чего нужна пальчиковая гимнастика".
3."Виды пальчиковых игр". Февраль
3Создание буклетов на тему: " Пальчиковые игры в развитии детей раннего возраста". В течении года
Заключительный этап
Защита проекта по теме самообразования (буклеты, памятки). Май
Список литературы:
1. Афонина, Н. Массаж карандашом : Приемы для развития мелкой моторики рук / Н. Афонина // Дошкольное воспитание. – 2019.
2. Борисова, Марина Михайловна. Пальчиковые игры : играем с детьми дома / М. М. Борисова // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. – 2012.
3. Нартова, И. Развиваем мелкую моторику / И. Нартова // Дошкольное воспитание. – 2015
4.. Шатлова, С. Играем пальчиками – развиваем речь : Семейный клуб / С. Шатлова, Н. Анонова, О. Рябинина // Дошкольное воспитание. – 2015.
5. Нищева, Н. В. Весёлая пальчиковая гимнастика. Упражнения для развития мелкой моторики и координации речи с движением / Н. В. Нищева. - М. : Детство-Пресс, 2015.
6. Нищева, Н. В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики / Н. В. Нищева. - М. : Детство-Пресс, 2011.
7. Янушко, Е. А. Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста 1–3 года : методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей : [16+] / Е. А. Янушко. – Москва : Владос, 2019.
8. Янушко, Е. А. Рисование с детьми раннего возраста. 1– 3 года: методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей : [16+] / Е. А. Янушко. – Москва : Владос, 2018.
9. Предложенная система занятий включает комплекс игровых заданий и упражнений; помогает детям овладеть способами и приемами познания, применять полученные знания и умения в самостоятельной деятельности.