Лидия Жулинская
План по самообразованию «Применение элементов скрапбукинга в работе учителя-логопеда»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Применение скрапбукинга, как инновационного метода, в работе учителя-логопеда.
Научное обоснование выбора темы
Язык занимает чрезвычайно важное место в развитии ребенка. Только через родной язык дитя входит в жизнь окружающих его людей. Хорошее знание русского языка ребенку необходимо для изучения других предметов, для овладения программой детского сада, а в последующем-школы.
Публикация «План по самообразованию „Применение элементов скрапбукинга в работе учителя-логопеда“» размещена в разделах
- Логопедическая работа. Самообразование
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Поделки из бумаги
- Работа логопеда. Логопедия
- Самообразование, саморазвитие
- Скрапбукинг
- Темочки
И. П. Павлов дал естественнонаучную основу учения о языке. Язык, по его словам, не только заменяет непосредственное действие на мозг, но и абстрагирует, обобщает их, является, таким образом, орудием наиболее высокого уровня мышления.
Речь является чрезвычайно тонкой, сложной и точной формой отражения в человеческом мозгу объективной реальности и представляет собой, по выражению И. П. Павлова, «высший регулятор человеческой деятельности».
Следовательно, родной язык является средством общения, выражения и формирования мыслей и, таким образом, служит «активным могучим средством всестороннего развития личности ребенка» (А. И. Сорокина)
Наша речь осуществляется сложным анатомо-физиологическим аппаратом, состоящим из центрального и периферического органа. Центральный орган состоит из головного мозга, преимущественно коры его больших полушарий. К периферическим относятся органы слуха, дыхания, голоса, артикуляции. Неразрывно связанные и взаимодействующие под регулирующим воздействием ЦНС, все органы речи представляют собой сложную функциональную систему, в которой каждый из них играет свою определенную роль. нарушение одного из них отражается на деятельности остальных.
Овладение правильным произношением речевых звуков является одним из очень важных звеньев в развитии речи ребенка. Заканчивается процесс становления звукопроизношения к 5-6 летнему возрасту, когда ребенок правильно может произносить все звуки (Парамонова Л. Г.). Однако благополучное формирование звукопроизносительной стороны речи происходит далеко не всегда. У многих детей дефекты звукопроизношения, возникнув и закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы и могут сохраниться на всю жизнь.
Но важно учитывать то, что мозг ребенка обладает достаточной пластичностью и высокой компенсаторной способностью. Сущность компенсации заключается в том, что при комплексном подходе к коррекционной работе нервная система детей приобретает ряд свойств, которые в той или иной мере восполняют ослабленные, нарушенные или утраченные функции.
В коре больших полушарий головного мозга речевые зоны расположены рядом с центрами моторики. Отсюда вытекает простая зависимость: воздействуя и развивая центры моторики, мы воздействуем на речевые зоны.
«Речь ребенка - находится на кончиках его пальцев».
Практическая значимость
В своей практике учителя-логопеды используют как традиционные, так и инновационные методы организации образовательного процесса. В
коррекционной работе логопед работает над речевыми и неречевыми
функциями детей. Это достигается использованием разнообразных игровых
приёмов. Обязательным является учёт индивидуальных и возрастных
особенностей детей. В настоящее время меняется и требования к личности
воспитанников ДОУ. ФГОС ДО внесли коррективы в образовательный процесс.
Введение в образовательный процесс инклюзивного образования,
наличие на логопункте детей с сочетанными дефектами
побуждает необходимость поиска нетрадиционных путей организации
коррекционно-образовательного процесса. А увеличение числа детей с
тяжёлыми речевыми нарушениями обуславливает необходимость
предупреждать и устранять речевые и неречевые отклонения как можно
раньше.
Учитывая, что мышление дошкольников носит в основном наглядно
образный характер, логопед в своей работе применяет наглядные яркие
демонстрационные и игровые материалы.
Ещё одной проблемой является недостаточное развитие мелкой
моторики у большинства детей с речевыми нарушениями. Развитие мелкой
моторики у детей как одно из средств развития речи использовалось давно.
«Влияние мануальных ручных действий на развитие мозга человека было
известно ещё во II веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали, что
игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничные отношения тело и
разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии».
Логопеды уделяют внимание развитию моторики рук, т. к.
это способствует развитию высших корковых функций: памяти, внимания,
мышления, воображения, а также работоспособности и усидчивости.
В наш век информационных технологий и раннего приобщения к ним
детей, занятия с бумажными, пусть даже ярко и интересно подготовленными
пособиями, становятся несколько скучными и однообразными. Ребёнку
хочется чего-то неординарного и необычного.
С этой целью я решила попробовать применять на занятиях элементы скрапбукинга.
Скрапбукинг - особый вид рукоделия, при помощи которого красиво
оформляются фотоальбомы, открытки, рамки. При этом применяются
фигурные дыроколы и ножницы, различного вида бумага и трафареты.
Я считаю, что использование такой нестандартной техники
позволит решить сразу несколько задач:
- сформировать мотивацию к занятию;
- развивать мелкую моторику;
- развивать познавательную деятельность;
- закрепление навыков правильного звукопроизношения;
- коррекция лексико-грамматических нарушений;
- формирование связной речи.
Применение скрапбукинга позволит создать различные игровые ситуации, активизировать знания детей, стимулировать речевую и игровую деятельность.
Всем известно, что игра - ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. Потребность в игре заложена в ребёнке самой природой. Игры вовлекают дошколят в практическую деятельность, целями которой являются развитие фонематической стороны речи, а также пробуждение потребности
постоянного общения со звуком и желание постоянно совершенствовать
правильное звукопроизношение.
Параллельно с речевыми заданиями, дети будут выполнять
упражнения на развитие психологической базы (память, внимание,
восприятие, мышление, будет проводиться работа по развитию мелкой
моторики.
. Область применения данной технологии :
1. Индивидуальные занятия по коррекции звукопроизношения.
2. Индивидуальные занятия по развитию речи.
3. Микрогрупповые занятия по развитию речи.
4. Коллективные работы.
V. Подведение итогов:
1. Провести мастер-класса с педагогами ДОУ по теме самообразования.
2. Провести консультацию для родителей на тему «Использование скрапбукинга на логопедических занятиях.», «Речь ребенка на кончиках пальцев», «Мы готовимся к школе.» (в течении года).
3. Создать картотеку дидактических игр по применению скрапбукинга на индивидуальных занятиях по коррекции звукопроизношения (в течении года).