Елена Константинова
План по самообразованию «Развитие художественно-эстетических качеств детей младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать +Заказ
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД
ПО ТЕМЕ:
«Развитие художественно-эстетических качеств детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления
с окружающим миром»
«Будущее человечества сейчас ходит в детский сад, оно еще очень наивно, доверчиво, чистосердечно. Оно целиком в наших взрослых руках. Какими мы сформируем их, наших детей, - такими они и будут. И не только они. Таким будет и общество через 30 - 40 лет, общество, построенное ими по тем представлениям, которые мы у них создадим».
(Б. М. Неменского)
Актуальность темы.
Публикация «План по самообразованию „Развитие художественно-эстетических качеств детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Средняя группа
- Темочки
В последнее время возросло внимание к проблемам теории и практики художественно-эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, то есть как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности. Именно в дошкольном возрасте закладываются все основы всего будущего развития человечества.
Дошкольный возраст – особенно важный момент в жизни любого человека. Новообразования, приобретенные в этом возрасте, закладывают основу формирования благополучной личности в будущем. Знакомство с окружающим миром – это наиболее доступная форма познания окружающей действительности. У детей совершенствуются анализаторы (слуховой, зрительный, развиваются различные виды мышления, дошкольник учится мыслить логически, обозначать причинно-следственные связи, делать обобщения, общаться в процессе осуществления совместной деятельности. На данном этапе через знакомство с природой закладываются зачатки трудового, физического, нравственного и эстетического воспитания.
В дошкольном возрасте знакомство с окружающим миром решает следующие воспитательно-образовательные задачи: формирование первой и элементарной системы знаний, формирование у детей трудовых навыков и умений, формирование у детей любви к природе.
Все знания, приобретаемы ребенком-дошкольником об окружающем мире, можно систематизировать в три группы: знания о живой природе, знания о предметном мире, знания о труде взрослых. В младшей группе дети просто знакомятся с предметами внешнего мира, в средней группе учатся обобщать и систематизировать, в старшей и подготовительных группах уже умеют находить и устанавливать причинно-следственные связи между предметами и явлениями внешнего мира.
Поэтому знакомство с окружающим миром и решает свои воспитательно-образовательные задачи на каждом этапе дошкольного воспитания.
Хотелось бы отметить, что ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательной деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детской игры, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно – следственными, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира. Развитие познавательной активности у детей вопрос актуальный на сегодняшний день. Доказывая это, можно опереться на слова Н. Н. Поддъякова: «Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности их интеллектуальных впечатлений, интересов».
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности в области художественно-эстетического воспитания дошкольников.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
Задачи:
1. Создание предметно – развивающей среды для художественного творчества детей дошкольного возраста.
2. Изучение теоретических основ формирования художественно-эстетического воспитания ребенка в процессе изобразительной деятельности.
3. Развитие способностей к анализу и перепроектированию собственной деятельности в контексте тенденций развития психолого-педагогической науки и социального заказа общества.
4. Внедрение современных технологий и методик.
5. Совершенствование форм и методов работы по художественно-эстетическому воспитанию младших дошкольников.
6. Проявление своего творческого потенциала.
7. Распространение опыта работы на семинарах, методических объединениях, в сети Интернет.
Форма самообразования: индивидуальная
Действия и мероприятия проводимые в процессе работы над темой:
• Изучения методической литературы и интернет ресурсов по теме
• Посещение педсоветов, семинаров, конференций
• Самоанализ и самооценка ООД в своей группе
• Проведение открытых мероприятий
Практический выход: выставка детских работ
Форма отчета по проделанной работе: выступление на итоговом педсовете, презентация по теме.
Работа начата 03.09.2018 года
Предполагается закончить 30.05.2019 года
Перспективный план самообразования.
1 этап: организационно – ознакомительный.
- подборка и изучение литературы;
- формулирование целей и задач;
- определение форм и методов работы. - изучение вопросов организации и проведения организованной образовательной деятельности.
СЕНТЯБРЬ
1. Составление плана работы.
2. Подобрать список методической литературы по теме.
3. Составление плана работы с детьми и родителями.
4. Пополнить предметно-развивающую среду, связанную с художественно-эстетическим развитием детей.
5. Консультация для родителей:
«Развиваем творчество в домашних условиях».
ОКТЯБРЬ
1. Изучить пособие: С. Н. Теплюк «Занятия на прогулках с детьми младшего дошкольного возраста», на основе методического материала разработать картотеку прогулок по временам года для младших дошкольников.
3. Оформить картотеку наблюдений на прогулке.
4. Консультация для родителей «Прогулка с младшими дошкольниками».
5. Составить цикл бесед с детьми: «Что меня окружает».
НОЯБРЬ
1. Разработать картотеку игр и занимательные упражнения для детей младшего дошкольного возраста для развития художественно-эстетических способностей.
2. Разработать игры и занимательные упражнения для родителей.
3. Подобрать иллюстрации, методические пособия, сюжетные картинки, репродукции картин художников, альбомы на осеннюю и зимнюю тематику.
4. Составить цикл бесед с детьми: «Мой дом», «Мой детский сад», «Мои самые родные».
5. Освоить нетрадиционные техники рисования бумагой.
8. Консультация для родителей: «Нетрадиционные техники рисования, рисуем дома»
ДЕКАБРЬ
1. Изучить пособие: Акуненок Т. С. «Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования»
2. Разработать картотеку дидактических игр при знакомстве с окружающим миром.
3. Пополнить предметно-развивающую среду, связанную с художественно-эстетическим развитием детей.
4. Освоить нетрадиционные техники рисования природным материалом.
5. Подготовить консультацию для родителей: «Развитие творческих способностей у ребенка»
ЯНВАРЬ
1. Изучить пособие: Алешина Н. В. «Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью»
2. Как продолжать знакомить дошкольников с окружающей действительностью (изучение статей)
3. Составить цикл бесед о природе, о животных.
4. Подобрать иллюстрации для бесед с воспитанниками.
5. Изготовить папку-передвижку для родителей: «Подручные материалы для творчества в домашних условиях»
6. Подобрать музыкальные произведения для прослушивания на тему: «Что меня окружает»
7. Консультация для родителей «Игрушки, необходимые для ознакомления с окружающим миром»
ФЕВРАЛЬ
1. Разработать картотеку потешек, пословиц и поговорок на весеннюю тематику.
2. Подобрать художественную литературу на весеннюю тематику: первая капель, птицы прилетели, о животных…
3. Изучение новинок методической литературы по теме.
4. Консультация для родителей: «Развитие мелкой моторики в процессе изобразительной деятельности»
МАРТ
1. Освоить нетрадиционные техники рисования бросовым материалом.
2. Создание картотеки пальчиковой гимнастики для использования в организованной деятельности по художественно-эстетическому развитию
3. Пополнить папку иллюстрациями, альбомами в соответствии с годовым планом ДОУ
4. Просмотр диафильмов, прослушивание аудиозаписей «Весёлые уроки Баниласки».
АПРЕЛЬ
1. Изучение цикла статей «Эмоции ребенка через виды музыкальной деятельности».
2. Консультация для родителей: «Какую музыку нужно слушать детям»
3. Совместно с родителями изготовить нетрадиционные шумовые музыкальные инструменты
4. Пополнить предметно-развивающую среду в музыкальном уголке
МАЙ
1. Разработать перспективное планирование игр, наблюдений, практических упражнений на летний период.
2. Изучение новинок методической литературы по теме самообразования.
3. Провести диагностику детей по теме «Развитие художественно-эстетических качеств детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления
с окружающим миром»