Олеся Петрова
Формирование речи детей в игровой деятельности. План по самообразованию
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Когалыма «Золушка»
План работы по самообразованию
на тему:
Тема: "Формирование речи детей в игровой деятельности"
на 2019 – 2020 учебный год.
Составила: воспитатель ПетроваО. В.
г. Когалым 2019 год
Индивидуальный план самообразования
ФИО: Петрова Олеся Валериевна
Специальность: воспитатель
Образование: высшее
Тема самообразования : «Формирование речи детей в игрoвой деятельности»
Публикация «Формирование речи детей в игровой деятельности, План по самообразованию» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Развитие речи. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Работа начата:01.09. 2019 год
Предполагается закончить:25.05. 2020год
Актуальность выбранной темы.
Развитие речи ребёнка имеет исключительное значение. С развитием речи связанo фoрмированиe кaк личности в целом, так и всех основных психических процессов. Воспитание творческой личности в условиях детского сада возможно через создание развивающей среды, побуждающей детей к творческой деятельности. У детей младшего дошкольного возраста плохо развита речь, выразительность (интонационная речь, эмпатия (умение распознать эмоциональное состояние человека по мимике, движениям). Помочь им в этом можно через игровую деятельность, которая помогает у детей развивать речь, память, внимание, мышление, преодолевать робость, связанную с трудностями общения, неуверенностью в себе. Игровая деятельность творит чудеса : веселит, обучает, развивает творческие способности дошкольников, корректирует их поведение, приковывает внимание, развивает умение сосредоточиваться. Она никого не оставляет равнодушным, потому что напоминает малышу те привычные игрушки, с которыми он играет в повседневной жизни.
Обобщая вышесказанное, следует сделать вывод: ребёнку нужно помочь перейти к игровой, сюжетно-ролевой, дидактической игре. В период смены ведущей деятельности педагог должен прийти ребёнку на помощь. Психолого-педагогическое внимательное воздействие облегчит малышу становление и развитие речи, через игровую деятельность, а значит и дальнейшее познание социального мира и способов поведения в нём.
Цель: Повышение своего теоретического уровня, профессиональной компетентности по вопросу развития речевой системы у детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Повысить собственный профессиональный уровень знаний путём изучения нормативно-правовой, организационно-методической литературы, интернет источников.
2. Создание условий для успешного развития речи детей через игровую деятельность.
3. Разработка занятий и игр по речевому развитию.
4. Развивать речь детей, обогащать словарный запас через игровую деятельность.
5. Воспитывать интерес детей к личности и деятельности сверстников, содействовать
налаживанию их диалогического общения в совместных играх и занятиях.
6. Проведение консультативной помощи педагогам, родителям на тему «Формирование речи детей в игровой деятельности.»
Сроки Содержание работы Практические выходы Результат
Изучение методической литературы
В течение года 1. Знакомство с новыми педагогическими технологиями
2. Изучение нормативных документов, методических ресурсов по теме исследования, систематизация полученных данных.
3. Подобрать и изучить методическую литературу по теме самообразования.
4. Подготовка и оформление проектов
5. Создать коллекцию мультимедийных и интерактивных разработок по лексике и грамматике для интерактивной доски.
Список литературы
1. «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» (ФГОС) от 17 октября 2013 г. №1155
2. Васильева Л «Развитие речи. Средняя группа» изд. «Мозайка – Синтез» 2010г.
3. Гербова В. Журнал «Дошкольное воспитание» №8 2013г.
4. Губанова Н. Ф «Развитие игровой деятельности» изд. «Мозаика- Синтез» 2012г
5. Касаткина Е. И. Игра в жизни дошкольника. М. : Дрофа, 2011 г.
6. Петрова Т. И., Петрова Е. С. «Игры и занятия по развитию речи дошкольников» М:Школьная Пресса. 2013г Периодические издания
7. Ушакова О. С., Е. М. Струнина «Развитие речи детей 4-5 лет»изд. Вентана-Граф-2012г.
Интернет –ресурсы.
htt :|\\detsad-kitty.ru, htt : \\ www.i-deti.ru
https://www.maam.ru/detskijsad Сайт педагогов дошкольного образования
https://nsportal.ru/
https://infourok.ru/user/infourok
razvitie_detei_doshkolnogo_vozrasta_v_usloviyah_vvedenia_fgos/.
Периодические издания:
1. И. А. Бодраченко Журнал «Современное дошкольное образование» №3, 2010 г.
2. О. С. Ушакова, Л. Щадрина. журнал «Дошкольное воспитание» №2 2012г.
3. Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. Как играть с ребёнком. – М. : Обруч, 2012г
Изучение статей и опытов работы коллег по теме
«Формирование речи детей в игровой деятельности»
Повышение компетентности.
Участие в семинарах, курсах, вебинарах
В течение года Участие в работе по реализации ФГОС ДО. Внедрение программы по дошкольному образованию в соответствии с ФГОС; обмен опытом. Обобщение опыта
работы по теме
самообразования через конкурсы регионального
и всероссийского
уровня.
Методическая работа
Сроки Содержание работы Практические выходы Результат
Сентябрь Подбор литературы Изучение предлагаемой литературы по теме, поиск в интернете. Конспекты, выдержки из используемой литературы по разделам
Октябрь Создание предметно-развивающей среды окружающей ребенка.
Составление календарно-тематического планирования. Работа над усовершенствованием предметной среды, стимулирующей развитие речи. Картотека дидактических игр, направленных на развитие речи.
Ноябрь - Декабрь Повышение профессиональной компетентности в вопросах по Формирование речи детей в игровой деятельности.
Работа над созданием детско -родительского проекта «Путешествие в сказку» Оформление папки с разработками.
Январь Изучение методик проведения дидактических игр и упражнений на формирование словаря. Повышение профессиональной компетентности в вопросах по формированию речи детей в игровой деятельности через дидактические игры. Задание «Какой, какая, какие» - пополнение словаря прилагательными.
Задание «Чей малыш» - образование уменьшительно-ласкательных слов.
Задание «Что сначала, что потом» - развитие умения пересказывать по серии сюжетных картинок.
Задание «АУ» - развитие силы голоса, интонационной выразительности речи.
Задание «Времена года», «Фрукты», «Огород» - способствуют лучшему
усвоению определенных лексических тем занятий.
Февраль Проведение занятий. Систематизация знаний по изучаемой теме. Практикум для родителей.
Март- Апрель Пополнение предметно-развивающей среды в группе за счёт создания картотек,презентаций. дидактических игр. Оформление папок передвижек. Создать папку конспектов с по разным темам, картотеки театральных игр.
Настольно- печатных игр по русским народным сказкам. Дидактических игр «Угадай сказку», «Из какой сказки герой»
Май Распространение опыта на собственном сайте Подведение итогов работы по самообразованию Размещение информации на сайте. Презентация – отчет работы за год.
Работа с детьми
Месяц Вид деятельности Предметно-развивающая среда
Сентябрь - декабрь Расширение и обогащение речевого опыта детей с помощью сказок и театрализованной игры. Картотека театральных игр.
Настольно- печатные игры по русским народным сказкам. Дидактические игры «Угадай сказку», «Из какой сказки герой».
Индивидуальные работы с детьми в форме увлекательной и содержательной деятельности. Папка индивидуальной работы с детьми
Январь Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы. Создание картотеки дидактических игр,
Февраль Развитие связной речи детей в активной игровой деятельности. Беседы с детьми по лексическим темам. Создание картотеки игровых ситуаций.
Март Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам. Подборка сюжетных картин. Посещение родителями деятельности
воспитателей и детей по работе над составлением рассказов по картинам
Апрель Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде мнемотаблиц -схем. Изготовление – мнемотаблиц -схем.
Май Работа над интонацией, выразительностью речи во время заучивания стихотворений. Папка художественное слово, карточки артикуляционной гимнастики.
В течение года Самостоятельная игровая деятельность. Создание условий для развития самостоятельной игровой деятельности. Развитие творческой самостоятельности
Самореализация
В течение года
Публикация на официальном сайте
https://olesenka1982.ucoz.net/
https://www.maam.ru/users/388253
Публикации по теме самообразования
В течение года Участие в конкурсах регионального и всероссийского уровня Распространение педагогического опыта в рамках педагогического сообщества. Распространение опыта на собственном сайте
Взаимодействие с родителями
Проблемой у родителей является отсутствие знаний о формирование речи детей в игровой деятельности, в выборе обучающих игр, которые соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям детей. Чаще подборка игр происходит стихийно, беспланово, случайно. Таким образом, передо мной стоит важная задача – консультирование, тематические рекомендации родителям в грамотном выборе и использовании игр по развитию речи в домашних условиях.
Сентябрь
Консультация «Формирование речи детей в игровой деятельности». Ознакомление родителей с возможными проблемами в развитии речи у детей.
Подбор и разработка игр, способствующих речевому развитию.
Октябрь Родительское собрание «Развитие связной речи у детей 4-5 лет». Рекомендации родителям в грамотном выборе игр для развития связной речи в домашних условиях. Презентация «Развитие речи у детей 4-5 лет».
Ноябрь Консультация для родителей «Как можно легко научить ребенка пересказывать по опорным схемам?» Повышение педагогической компетентности родителей. Оформление папки – передвижки «Речевые игры» .
Декабрь Вовлечение родителей в
проектную деятельность
«Путешествие в сказку.» Укрепление сотрудничества семьи и педагогического коллектива. Представление проекта.
Январь
Развлечение: «В гостях у сказки». Вовлечение родителей в образовательный процесс. Участие родителей развлечениях.
Февраль Игры и упражнения для развития речи детей среднего дошкольного возраста. Помочь родителям в создании речевой среды для постоянного общения с ребенком. Подготовка рекомендаций родителям в грамотном выборе игр в домашних условиях.
Март Презентация для родителей «Как можно легло выучить стихотворение по опорным картинка?»
Подготовка рекомендаций родителям как можно легло выучить стихотворение по опорным картинка в домашних условиях.
Подготовить для родителей опорные картинка для заучивания стихотворений.
Апрель Родительское собрание
«Что изменилось в речевом развитии у ребенка?». Педагогическое просвещение родителей. Представление проделанной работы итоговом собрании.
Май Подведение итога работы