анастасия харитонова
План-конспект родительского собрания в старшей группе на тему «Развитие познавательного интереса у дошкольников»
▼ Скачать
Методическая разработка для родителей по психолого-педагогическому просвещению. План-конспект родительского собрания в старшей группе на тему «Развитие познавательного интереса у дошкольников»
Цель: заинтересовать родителей проблемой ознакомления детей с окру-жающим миром через экспериментальную деятельность с различными предме-тами.
Публикация «План-конспект родительского собрания в старшей группе на тему „Развитие познавательного интереса у дошкольников“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Старшая группа
- Темочки
Задачи: ознакомить родителей с условиями развития любознательности у детей среднего возраста; формировать умение общаться с детьми.
Ход собрания:
Уважаемые родители! Я рада видеть вас сегодня. Спасибо за то, что вы пришли на встречу. Это означает, что нас всех объединяет интерес к теме вос-питания детей.
Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывает-ся ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.
«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал классик отече-ственной психологической науки Лев Семёнович Выготский.
Мы с вами живём в век компьютерных технологий, когда любая инфор-мация легкодоступна. Но очень часто элементарные вещи не понятны нашим детям и только мы можем научить их понимать, осознавать их, находить пра-вильные ответы на вопросы.
Опираясь на любознательность детей, необходимо учить их понимать бо-гатство и многообразие взаимосвязей в окружающем мире, объяснять нормы и правила поведения. Любознательность и познавательный интерес являются ценными качествами личности и выражают отношение к окружающему миру.
- Что же такое любознательность?
Высказывания родителей…
Любознательность – склонность к приобретению новых знаний, пытли-вость (Толковый словарь русского языка С. Ожегова и Н. Шведовой).
Любознательность – общая направленность положительного отношения к широкому кругу явлений. Источником для появления и формирования любо-знательности являются непосредственно воспринимаемые явления жизни. Вос-питание любознательности не требует каких-либо специальных занятий и осу-ществляется на занятиях, в играх, в труде, в общении.
Одним из ведущих методов в развитии познавательного интереса являет-ся детское экспериментирование. Экспериментирование имеет большое значе-ние в умственном развитии ребёнка. Перед ним стоит определённая познава-тельная задача, требующая самостоятельного решения. Проведение опытов – увлекательное занятие, попробуйте дома поэкспериментировать вместе с ре-бёнком – сами убедитесь! В процессе проведения эксперимента дети высказы-вают предположение, используют разные способы проверки, делают выводы.
- Скажите, а вам дети часто задают вопросы? Хорошо это, или плохо, ко-гда дети задают много вопросов? (ответы родителей)
- Как вы считаете, на все ли вопросы нужно отвечать сразу? Давайте за-думаемся, может какие – то из них можно было проверить опытным путём, и тогда ответ запомнился – бы лучше. Есть вопросы, на которые не нужно давать готового ответа, можно предложить найти ответ самому, понаблюдав за инте-ресующим его явлением.
Вот, например, на простой вопрос ребенка: «Зачем человеку глаза?» любой из нас может ответить однозначно: «чтобы смотреть», но дальновидный взрослый поступит иначе: поможет ребенку самостоятельно понять это. Сейчас я буду таким взрослым, а вам предлагаю стать детьми…
Проводятся игры-эксперименты «Чудесный мешочек», «Попади в цель» «Нарисуй снежинку».
«Всё вокруг интересно!» Именно наблюдения, беседы, игры во время прогулки будут создавать ощущение интереса. Больше гуляйте с детьми, наблюдайте, это даёт возможность ребёнку воспринимать красоту природы и
узнавать новое о жизни в природе. Самостоятельные наблюдения повышают интерес к природе, создают условия для применения знаний в новой ситуации.
- А сейчас представим себе следующую ситуацию:
«Вечер. После ужина вся семья собралась в комнате. Дочь Яна 4 лет подходит к маме со словами: «Мама, а почему на улице стало темно?» Мама: «Потому что спать пора, ложись давай!» продолжая разговаривать по телефону. Девочка подходит к папе с тем же вопросом. Папа, сидя у телевизора, в ответ: «Тебе что мама сказала, иди спать, или лучше книгу посмотри, которую мы те-бе вчера купили.» Девочка грустная выходит из комнаты.» Знакомая ситуа-ция? Как можно было поступить маме и папе? (Выслушиваются ответы роди-телей).
Вы совершенно правы, есть много средств развития любознательности у детей. Я предлагаю вам сейчас закрыть глаза, и мысленно попытаться ощутить: лёгкое дуновение ветерка; запах мандаринов и новогодней ёлки; ласковые лучи летнего солнца; вкус лимона; представьте, что вы погладили котёнка; как пах-нет свежеиспеченный хлеб; представьте, что вы идёте босиком по травке…
Вам всё это удалось представить, потому что вы уже знакомы с этими ощущениями, у вас есть чувственный опыт. Наша с вами задача помочь детям накопить багаж ярких эмоциональных, живых впечатлений, достоверных пред-ставлений об окружающем мире. Важно помочь ребёнку открыть для себя окружающий мир, ощутить себя, как часть его.
Очень эффективно любознательность развивается с помощью художе-ственной литературы, загадок, которые развивают наблюдательность, учат мно-гогранно и образно развивать мир. Детская художественная литература о при-роде воздействует как на сознание ребёнка, так и на его чувства. Яркий образ-ный язык произведений создаёт у детей определённое настроение, повышает интерес к окружающему миру.
Давайте – же сделаем ребёнку жизнь интереснее и краше, будем стараться, чтобы у детей создавалось представление о себе как об умеющем, сообразительном, терпеливом. Всё это будет способствовать формированию у ребёнка любознательности самого высокого для дошкольника уровня. А в этом – залогего будущих учебных успехов и творческого отношения к любому делу, с которым он соприкоснётся.
А я предлагаю вам памятки по развитию любознательности у детей.
Памятка для родителей по развитию любознательности
1. Внимательно относитесь к детским вопросам.
2. Не раздражайтесь из – за них на ребёнка, не запрещайте их задавать.
3. Всё время прививайте ребёнку познавательные интересы и мотивы.
4. Организуйте совместные походы в театры, на выставки, в музеи.
5. Проводите постоянные прогулки на природу: в парк, сквер, к водоёму, в лес.
6. Поощряйте экспериментирование детей.
7. Мастерите с детьми поделки из природного, бросового, материала, бумаги, картона и т. д. 8. Читайте детям природоведческую литературу, беседуйте по её содержанию.