Наталия Непряхина
План по самообразованию «Кинезиологические упражнения в работе с дошкольниками»
▼ Скачать + Заказать документы
План по самообразованию
Воспитателя : Непряхиной Наталии Вениаминовны
Тема: «Кинезиологические упражнения в работе с дошкольниками».
Средний дошкольный возраст
2022 - 2023 учебный год
Тема: «Кинезиологические упражнения в работе с дошкольниками».
Актуальность.
Публикация «План по самообразованию „Кинезиологические упражнения в работе с дошкольниками“» размещена в разделах
- Кинезиология. Кинезиологические упражнения и игры для детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Давно не секрет, что в современном обществе сложно найти абсолютно здорового ребенка, не имеющего отклонений в психическом и психосоматическом развитии. Общество стремительно развивается, технический прогресс развивается еще быстрее, а здоровье детей - нашего будущего, ухудшается с каждым годом. Снижается интеллектуальный уровень, падают возможности обучения. При этом объем знаний, который должны усвоить дети увеличивается.
Для преодоления имеющихся у дошкольников нарушений, предупреждения развития патологических состояний, укрепления психофизического здоровья необходимо проведение комплексной психокоррекционной работы. Формой такой работы может стать применение кинезиологических упражнений. Поэтому я решила углублённо работать над этой темой.
Применение метода кинезиологической коррекции позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мыслительную деятельность, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю. Позволяет активизировать межполушарное взаимодействие, приводя, к гармонизации баланса жизненной энергии и обладает оздоравливающим и антистрессовым эффектом.
Гипотеза.
Особенность кинезиологических упражнений в том, что они основаны на сочетании попеременного сокращения и расслабления мышц – сгибателей и мышц – разгибателей противоположных частей тела, а следовательно, и регулирующих их действия полушарий. Поэтому их осуществление и автоматизация приводят к созданию принципиально новых связей мозга и расширяют резервные возможности функционирования головного мозга ребенка.
Цель:
повышение теоретических знаний и практических умений в вопросе использования кинезиологических упражнений в работе с дошкольниками с ОВЗ в процессе познавательной деятельности.
Задачи.
1. Изучить психолого – педагогическую литературу, передовой опыт работы других дошкольных учреждений по теме самообразования;
2. Создать информационную базу.
3. Создать условия для благополучного и комфортного состояния детей.
4. Повышение профессиональной компетентности.
5. Поддерживать достижения детей, воспитывать чувство гордости за достигнутые результаты.
Ожидаемый результат
Разработанная стратегия позволит решить проблемные вопросы и достигнуть поставленную цель: дети успешно освоят кинезиологические упражнения, которые позволят эффективно корректировать нежелательные формы поведения, отклонения в развитии психических процессов и речи, овладевать умениями, которые ранее были недоступны детям.
План по самообразованию
Этапы Сроки реализации Формы работы Формы отчетности
1 этап Организационно -диагностический
Теоретическое изучение проблемы
Август-сентябрь
Выбор и определение темы самообразования Планирование работы по теме самообразования.
Подбор материала по данной теме. Изучение научно-методической литературы, раскрывающей направления практического использования метода кинезиологии с детьми дошкольного возраста. Изучение опыта педагогов на интернет-сайтах.
- Развивающая кинезиологическая программа «Гимнастика Мозга» Пола Деннисона;
- Учебнометодическое пособие Сазонов «Кинезиологическая гимнастика против стрессов»
- Сиротюк А. Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников.
Пополнения предметно – развивающей среды дидактическим материалом и оборудованием для выполнения кинезиологических упражнений.
- Васильева Л. Ф. Теоретические основы прикладной кинезиологии.
Оформление плана работы по самообразованию.
Оформление библиографического списка литературы по теме самообразования
Выявление и обоснование актуальности проблемы
2 этап
Практическая деятельность В течение учебного года Разработка плана работы с детьми
Отбор и апробация кинезиологических упражнений, методов и приемов работы с детьми дошкольного возраста, определение содержания, методов, приемов работы с детьми;
создание развивающей среды (планирование, накопление, систематизация материала);
Включение кинезиологических упражнений в непосредственно-образовательную деятельность в соответствии с индивидуальными особенностями дошкольников,
Разработка конспектов занятий
Взаимосвязь с родителями. Формирование и оформление методической копилки. Разработка картотек «Кинезиологические игры», «Кинезиологические упражнения». Оформление конспектов занятий.
Оформление стенда для родителей папками-передвижками: «Кинезиология в повседневной жизни», «Кинезиологические игры», «Что такое – кинезиология?».
3 этап
Заключительный
апрель – май Систематизация знаний в области практического использования метода кинезиологии с детьми дошкольного возраста, составление конспектов по данной теме;
-Предоставление информации для воспитателей и родителей;
- Формирование рекомендаций для воспитателей об особенностях практического использования метода кинезиологии с детьми дошкольного возраста;
Отчет по теме самообразования.
Оформление отчета, с представлением результатов деятельности.
ОТЧЕТ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПЛАНА ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
Тема: «Кинезиологические упражнения в работе с дошкольниками».
Для решения поставленных задач изучила и проанализировала психолого- педагогическую литературу.
Входе изучения и анализа педагогической литературы, пришла к выводу, что в качестве психолого-педагогических условий, направленных на развитие и гармонизацию нервной системы ребенка, в целом, и деятельности мозговых структур, в частности, рекомендуется опираться на кинезиологический подход.
В своем исследовании применяла следующие этапы:
- выделение и постановку проблемы (выбор темы исследования);
- выработку гипотезы;
- поиск возможных вариантов решения;
- сбор материала;
- анализ и обобщение полученных данных;
- формирование и оформление методической копилки.
В результате изучения и анализа методической литературы, опыта дошкольных учреждений, работающих в вопросах исследовательской деятельности, определила, что кинезиология относится к здоровьесберегающим технологиям. Кинезиология - наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Эти упражнения позволяют создать новые нейронные сети и улучшить межполушарное взаимодействие, которое является основой развития интеллекта.
В процессе работы над темой были проведены сдедующие действия и мероприятия:
1. Изучила методическую литературу по теме.
2. Обогатила среду дидактическим материалом и оборудованием для выполнения кинезиологических упражнений.
3. Составила картотеку «Кинезиологические игры», «Кинезиологические упражнения».
4. Составила конспекты занятий.
5. Разработала плана работы с детьми.
В перспективе планирую продолжить работу по данной теме самообразования, углубить свои теоретические знания, и определить пути взаимодействия с родителями по использованию кинезиологических упражнений в физическом и психическом развитии дошкольников. Повысить профессиональные знания и умения через семинары, педсоветы, изучение новой современной методической литературы.