Самойлова Галина
Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
План по самообразованию инструктора по физической культуре.
Тема: «Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста посредством использования здоровьесберегающих технологий»
Разработала:
Самойлова Г. В.
инструктор по физ. культуре
Сентябрь 2023 – май 2024 г. г.
Пояснительная записка
Сохранение и укрепление здоровья детей - одна из важнейших задач развития страны.
Темочки:
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для педагогов
- ЗОЖ, здоровьесбережение
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Старшая группа
- Темочки
В связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья всех социально-демографических групп населения России, в том числе и детей, проблема сохранения здоровья, а также формирования представлений о здоровье, о здоровом образе жизни рассматривается на государственном уровне.
В современных условиях возрастает социальная а также педагогическая значимость сохранения и укрепления здоровья ребенка в процессе воспитательно-образовательной деятельности.
Дошкольный возраст–это важный период в формировании фундамента физического и психического здоровья. Именно в дошкольном возрасте, человек проходит огромный путь развития. Именно в интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, а также формируются основные черты личности и характер.
Не следует забывать, что дошкольный возраст – это самое благоприятное время для формирования правильных привычек,сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья, приведет к положительным результатам. Поэтому данный план по самообразованию разработан в соответствии с моими профессиональными запросами, выявленными в процессе работы с детьми дошкольного возраста.
Нормативный срок освоения программы: сентябрь 2023– май 2024 учебный год.
Основания для разработки планирования:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
3. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».
4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 26 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (СанПиН 2.4.1.3049 – 13).
5. Образовательная программа дошкольного образования МКДОУ «Детский сад «Чебурашка» пос. Манзя.
Актуальность
В ДО одной из задач физического развития детей дошкольного возраста является задача становления ценностей здорового образа жизни, овладение его нормами и правилами в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек.
Актуальность выбранной темы определяется тем, что необходимость серьёзно заниматься, формированием культуры здоровья дошкольников.
Очень важно сформировать у дошкольников элементарное осознание ответственности за свое здоровье. То есть, закрепить представление о том, что здоровье напрямую зависит от того, как сам человек к нему относится: соблюдает физическую активность, правила гигиены, основы правильного питания и т. д.
Для этого нужно способствовать развитию определенного круга знаний и представлений о своем теле, а также сформировать практические умения и навыки по уходу и бережному отношению к своему организму.
Я считаю, что эффективным способом педагогического воздействия на формирование у дошкольников осознанного отношения к своему здоровью должны стать здоровьесберегающие технологии : дыхательная и пальчиковая гимнастики, закаливание, игровой самомассаж и другие.
Результатом применения данных технологий будет здоровьесберегающая компетентность ребенка, а именно готовность самостоятельно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения.
Становление ценностного отношения у дошкольников к своему здоровью должно происходить не только в условиях детского сада, но и в семье. При этом необходимо выстраивать взаимодействие с родителями на основе анализа психолого-педагогической ситуации в семье, что предполагает осуществление дифференцированного подхода в работе педагога.
При формировании ценностей здорового образа жизни у детей дошкольного возраста огромное значение имеет соблюдение педагогом следующих методических правил:
• последовательность и системность в подаче материала (новое должно основываться на предыдущем материале);
• доступность, когда усложнение материала происходит с учетом возрастных особенностей ребенка;
• включенность детей в активную игровую деятельность;
• наглядность, необходимая для восприятия правил здорового образа жизни;
• психологический комфорт каждого ребенка.
В процессе работы по данному направлению я планирую применить современные здоровьесберегающие технологии :
• Технология, направленная на развитие органов дыхания:
• дыхательная гимнастика. Дыхательные упражнения улучшают функции дыхательной системы, тем самым осуществляется профилактика заболеваний органов дыхания.
• Технология, направленная на развитие речевого аппарата:
• пальчиковые игры и логоритмика влияют на коррекцию речевых нарушений, совершенствование общей моторики, регуляцию мышечного тонуса, активизацию внимания и памяти.
• Технология, направленная на формирование у ребенка навыков собственного оздоровления :
• игровой самомассаж. Это тактильная гимнастика, благодаря которой улучшается кровообращение, нормализуется работа внутренних органов, улучшается физическое и эмоциональное самочувствие.
• Технология, направленная на профилактику опорно-двигательного аппарата:
• упражнения корригирующей гимнастики для профилактики нарушений осанки. Общефизическое действие упражнений при их правильной дозировке способствует гармоническому развитию мускулатуры ребенка, позволяющей ему длительно сохранять правильную осанку благодаря достаточной выносливости мышц.
• Технологии, направленные на развитие двигательной активности, повышение работоспособности детей :
• ритмическая гимнастика одна из разновидностей оздоровительной гимнастики. Она укрепляет опорно-двигательный аппарат, дыхательную и сердечно-сосудистую системы, способствует формированию правильной осанки.
При формировании здоровьесберегающих навыков и умений особое внимание буду обращать :
• на современные формы и методы физического развития дошкольников;
• на взаимодействие с родителями по вопросам сохранения и укрепления здоровья воспитанников;
• на региональные географические и климатические условия.
В этом случае результатами освоения представлений ЗОЖ будут не только знания и элементарные понятия, но и общее физическое развитие воспитанников.
Таким образом, учитывая актуальность данной темы, я определила цель и задачи своей профессиональной деятельности:
1. Цель и задачи
Цель: совершенствование профессиональных компетенций по вопросам формирования у детей старшего дошкольного возраста культуры здорового образа жизни.
Задачи:
1. Выявить ослабленных детей и детей с хроническими заболеваниями с целью организации индивидуально-личностного подхода к каждому ребенку.
2. Создать условия для формирования у дошкольников основ здорового образа жизни посредством использования здоровьесберегающих технологий.
3. Изучить здоровьесберегающие технологии для детей дошкольного возраста.
4. Осуществить выбор здоровьесберегающих технологий с учетом специфики ДОУ, климатических условий региона, возрастных и психофизиологических особенностей воспитанников группы.
5. Разработать учебно-методический комплект по данной теме.
6. Организовать и провести мониторинг освоения воспитанниками ценностей здорового образа жизни (вводную и итоговую диагностику).
7. Создать психологически комфортную образовательную среду посредством обеспечения безопасности жизни и поддержки эмоционального благополучия дошкольников.
8. Организовать взаимодействие с родителями по вопросам сохранения и укрепления здоровья своих детей.
9. Обобщить накопленный педагогический опыт среди коллег.
1. Предполагаемые результаты
Для детей :
• снижение уровня заболеваемости;
• в соответствии с возрастом у старших дошкольников развиты физические качества: общая выносливость, ловкость, гибкость, скорость, равновесие;
• сформирован интерес к физическим упражнениям и подвижным играм;
• сформированы культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания;
• сформированы элементарные представления дошкольников о строении собственного тела;
• сформированы представления о здоровом образе жизни и его важности.
Для педагога:
• развиты профессионально значимые компетенции, необходимые для решения вопросов сохранения и укрепления здоровья воспитанников;
• разработан учебно-методический комплект: картотеки различных игр, игровых упражнений, ритмических импровизаций и пластических этюдов, сценарии оздоровительных развлечений и праздников, проблемные и игровые ситуации, иллюстративный и информационный материал, консультации для родителей и воспитателей, презентации;
• разработаны педагогические проекты по оздоровлению дошкольников и формированию у них основ ЗОЖ;
• внедрены в образовательный процесс оздоровительные технологии, современные формы и новые методы работы по формированию здорового образа жизни у детей;
• обогащена развивающая предметно-пространственная среда в группе по теме самообразования;
• организована психологически комфортная образовательная среда для каждого ребенка с учетом его психологических возможностей и особенностей.
Для родителей:
• сформированы педагогические знания и практические умения по формированию у детей основ здорового образа жизни;
• обогащены знания о деятельности дошкольного образовательного учреждения, которое посещает ребенок;
• развит интерес и желание участвовать в образовательном процессе ДОУ;
• установлено единство с воспитателем группы в вопросах оздоровления и физического развития своего ребенка.
1. Планирование профессиональной деятельности
Этапы Содержание работы Сроки Практическая деятельность
Организационно-аналитический 1. Анализ собственных профессиональных проблем.
2. Изучение научной и методической литературы по теме самообразования.
3. Разработка плана по самообразованию. Сентябрь 2023 – май2024г. г.
Ознакомление с новинками педагогической литературы – постоянно. • Самоанализ собственной
профессиональной деятельности:
• выявление профессиональных проблем и сильных сторон в работе;
• определение условий реализации темы.
I. Ознакомление с научной и методической литературой по теме:
• Ознакомиться и изучить пособия по физическому развитию и оздоровлению дошкольников :
• Кудрявцев В. Т., Егоров Б. Б. Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст) : Программно – методическое пособие. – М. : Линка-Пресс, 2016.
• Кузнецова М. Н. Оздоровление детей в детском саду. Система мероприятий. – М. : Айрис-Пресс, 2016.
• Оверчук Т. И. Здоровье и физическое развитие детей в ДОУ : Проблемы и пути оптимизации. – М. : Гном, 2017.
• Попова Г. П., Горбатенко О. Ф., Кардаильская Т. А. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ. Планирование, занятия, комплексы, спортивные досуги. – Волгоград: Учитель, 2017.
• Яковлева Л. В., Юдина Р. А. Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет : пособие для педагогов дошк. учрежд. : в 3 ч. Часть III. – М. : Владос, 2018.
• Изучить и проанализировать здоровьесберегающие технологии из книг :
• Яковлева Т. С. Здоровьесберегающие технологии воспитания в детском саду. – М. : Школьная Пресса, 2016.
• Картушина М. Ю. «Программа оздоровления дошкольников «Зеленый огонек здоровья». – М. : Сфера, 2017.
• Новикова И. М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников – М. : Мозаика-Синтез, 2017.
• Пантелеева Е. В. Дыхательная гимнастика для детей. - Человек, 2018.
• Павлова М. А., Лысогорская М. В. «Здоровьесберегающая система дошкольного образовательного учреждения» – Волгоград: Учитель, 2016.
• Пензулаева Л. И. Оздоровительная гимнастика для занятий с детьми с 3-7 лет. - М. : Мозаика-Синтез, 2016.
• Подольянская Е. И. Формы оздоровления детей 4-7 лет : кинезиологическая и дыхательная гимнастики, комплексы утренних зарядок. – Волгоград: Учитель, 2017.
• Осуществить выбор оздоровительных игр с учетом возрастных и психофизиологических особенностей воспитанников:
• Гуськова А. А. Подвижные и речевые игры для детей 5-7 лет : Развитие моторики, коррекция координации движения и речи. - Волгоград: Учитель, 2017.
• Соломенникова Н. М. Формирование двигательной сферы детей 3-7 лет. Фитболгимнастика. - Волгоград: Учитель, 2016.
• Казина О. Б. Веселая физкультура для детей и их родителей. Занятия, развлечения, праздники, походы. – М. : АСТ, 2016.
• Деева Н. А. Занятия с детьми 3-7 лет. Игровые здоровьесберегающие технологии. Упр., гимнастики, сказки. – Волгоград, Учитель, 2018.
• Овчинникова Т. С., Потапчук А. А. Двигательный игротренинг для дошкольников. – М: «Речь», 2017.
4. Определение предполагаемых результатов.
5. Мониторинг деятельности (вводная диагностика). Октябрь 2023г. • изучение опыта других педагогов по вопросам формирования ЗОЖ у дошкольников.
• Деятельность по мониторингу:
обработка полученных данных.
Практический 1. Создание психолого-педагогических условий.
2. Разработка методического обеспечения образовательного процесса.
3. Разработка развивающей предметно-пространственной среды в группе.
4. Взаимодействие с родителями. октября 2023- апрель 2024 г. I.Создание психолого-педагогических условий для формирования основ ЗОЖ у детей :
• Поддержка детской инициативы и самостоятельности.
• Проведение ситуаций позитивного общения.
• Поддержка доброжелательных отношений между детьми.
• Ориентировка на интересы и возможности каждого ребенка.
• Применение в совместной деятельности форм и методов работы, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям детей.
II. Разработка учебно-методического комплекта:
• Конспекты НОД оздоровительной направленности :
• «Подарки здоровья»,
• «Поликлиника для зверей», «Кукла заболела»,
• «Азбука здоровья» и др.
• Сценарии оздоровительных проектов :
• «День матери»,
• «Здоровье с ранних лет».
• Картотека гимнастик
• «Минутки здоровья» (пальчиковых, для глаз, дыхательных, бодрящих, ортопедических,артикуляционных).
• Картотека дидактических игр
• «Полезное – вредное»,
• «Что за каша?»,
• «Полезные продукты»,
• «Лечебные травы» и др.
• Картотека игровых упражнений, ритмических импровизаций и пластических этюдов.
• Картотека подвижных игр:
• «Детский футбол»,
• «Непоседы»,
• «Кто быстрее» и др.
• Картотека упражнений на развитие общей выносливости, силы, быстроты, ловкости.
• Картотека упражнений на гибкость, координацию движений.
• Сценарии оздоровительных праздников и развлечений:
• «Будем в армии служить»,
• «В здоровом теле – здоровый дух!»,
• «Весёлый старты».
• Рекомендации и консультации для родителей и педагогов:
• «Коррекция плоскостопия и осанки»,
• «Здоровые дети в здоровой семье»,
• «Современные технологии по оздоровлению дошкольников»,
• «Методы оздоровления детей дошкольного возраста» и др.
• Буклеты, папки-передвижки по оздоровлению воспитанников :
• «Здоровое питание»,
• «Пейте, дети, молоко!», «Я здоровье берегу»,
• «Игровой самомассаж для детей»,
• «Подвижные игры для здоровья детей»,
• «Здоровое питание».
III. Создание развивающей предметно-пространственной среды:
• Оснащение образовательного пространства спот-зала оборудованием и атрибутами к оздоровительным видам деятельности.
• Создание объектов и предметов, обеспечивающих разнообразную деятельность детей по методической теме:
• подбор специальных пособий, книг, альбомов;
• подбор демонстрационного материала по теме;
• пополнение видеотеки по физическому развитию дошкольников.
IV.Вовлечение родителей в образовательную деятельность по теме:
• «Дыхательная гимнастика для дошкольников»,
• консультаций:
• «Секреты бодрости для детей и родителей»,
• «Как правильно организовать занятия физическими упражнениями дома»,
• «Гимнастика для глаз»,
• «Игры с обручем»,
• «Учим детей ходить на лыжах»,
• «Здоровое питание ребенка – что это такое?».
• Организация совместной деятельности по обогащению РППС:
• изготовление совместно с родителями нестандартного оборудования для каждого ребенка:
• пособий для проведения общеразвивающих упражнений (султанчики, гантели, косички);
• пособий для развития основных видов движений (мешочки, мишени);
• пособий для проведения коррекционной работы (корригирующие дорожки, пособия для тренировки дыхательной системы, зрительные тренажеры);
• элементов костюмов и атрибутов для спортивных праздников: шапочки, накидки, маски и т. д.
Обобщающий 1. Описание и обобщение деятельности по теме самообразования.
2. Мониторинг деятельности (итоговая диагностика).
3. Отчет о проделанной работе на педсовете ДОУ. Апрель – май
2024г. • Анализ и оценка деятельности.
• Подготовка отчетов.
• Деятельность по мониторингу:
• проведение диагностических наблюдений, тестов;
• обработка полученных данных;
• соотнесение полученных результатов с планируемыми результатами.
• Представление опыта в форме :
• оздоровительных проектов
• «Буду в армии служить»,
• «Здоровье с ранних лет»;
• Презентации
• «Современные технологии оздоровления детей дошкольного возраста»,
• выступления
• «Организация предметно-пространственной среды в группе по оздоровлению детей дошкольного возраста»;
• публикации
• «Эффективные методы оздоровления детей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности».
Литература
1. Гуськова А. А. Подвижные и речевые игры для детей 5-7 лет : Развитие моторики, коррекция координации движения и речи. - Волгоград: Учитель, 2017.
2. Деева Н. А. Занятия с детьми 3-7 лет. Игровые здоровьесберегающие технологии. Упр., гимнастики, сказки. – Волгоград, Учитель, 2018.
3. Казина О. Б. Веселая физкультура для детей и их родителей. Занятия, развлечения, праздники, походы. – М. : АСТ, 2016.
4. Картушина М. Ю. «Программа оздоровления дошкольников «Зеленый огонек здоровья». – М. : Сфера, 2017.
5. Кудрявцев В. Т., Егоров Б. Б. Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст) : Программно-методическое пособие. – М. : Линка-Пресс, 2016.
6. Кузнецова М. Н. Оздоровление детей в детском саду. Система мероприятий. – М. : Айрис-Пресс, 2018.
7. Новикова И. М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников – М. : Мозаика-Синтез, 2017.
8. Оверчук Т. И. Здоровье и физическое развитие детей в ДОУ : Проблемы и пути оптимизации. – М. : Гном, 2017.
9. Овчинникова Т. С., Потапчук А. А. Двигательный игротренинг для дошкольников. – М: «Речь», 2017.
10. Павлова М. А., Лысогорская М. В. «Здоровьесберегающая система дошкольного образовательного учреждения» – Волгоград: Учитель, 2016.
11. Пантелеева Е. В. Дыхательная гимнастика для детей. - Человек, 2018.
12. Пензулаева Л. И. Оздоровительная гимнастика для занятий с детьми с 3-7 лет. - М. : Мозаика-Синтез, 2016.
13. Подольянская Е. И. Формы оздоровления детей 4-7 лет : кинезиологическая и дыхательная гимнастики, комплексы утренних зарядок. – Волгоград: Учитель, 2017.
14. Попова Г. П., Горбатенко О. Ф., Кардаильская Т. А. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ. Планирование, занятия, комплексы, спортивные досуги. – Волгоград: Учитель, 2017.
15. Соломенникова Н. М. Формирование двигательной сферы детей 3-7 лет. Фитболгимнастика. - Волгоград: Учитель, 2016.
16. Яковлева Л. В., Юдина Р. А. Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет : пособие для педагогов дошк. учрежд. : в 3 ч. Часть III. – М. : Владос, 2018.
17. Яковлева Т. С. Здоровьесберегающие технологии воспитания в детском саду. – М. : Школьная Пресса, 2016.