Светлана Спиридонова
План непосредственной образовательной деятельности с детьми 6–7 лет по теме «Удивительная природа Нижегородской области»
▼ Скачать + Заказать документы
План непосредственной образовательной деятельности с детьми 6–7 лет
по теме «Удивительная природа Нижегородской области»
Цель: формирование экологической культуры дошкольников.
Задачи:
• расширять представления детей о природе родного края;
• продолжать развивать познавательный интерес, любознательность, логическое мышление, воображение, связную речь;
• воспитывать бережное отношение к природе, духовно-нравственные ценности и патриотические чувства.
Публикация «План непосредственной образовательной деятельности с детьми 6–7 лет по теме „Удивительная природа Нижегородской области“» размещена в разделах
- Нижегородская область, Нижний Новгород
- Планирование. Годовые планы на учебный год
- Планирование. Планы работ
- Подготовительная группа
- Природа Нижегородской области
- Республика, область, край. Список городов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2024
Материалы: посылка, письмо, карта Нижегородской области, фотографии природных объектов области (озеро Светлояр, Вадское озеро, Ичалковские пещеры, Керженский заповедник, атрибуты для дидактической игры «Сложи фигуру», атрибуты для дидактической игры «Четвёртый лишний», видео «Про охрану природы», ноутбук, телевизор.
План проведения занятия
1. Организационный момент.
Воспитатель предлагает детям собраться в круг и поздороваться:
«Встанем рядышком по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться не лень
Всем «Привет!» и «Добрый день!».
Если каждый улыбнётся,
Утро доброе начнётся».
- Здравствуйте, ребята!
2. Сюрпризный момент.
Воспитатель:
- Ребята, я сегодня утром обнаружила под дверью нашей группы посылку. Подписано «От вашего друга Незнайки». Давайте вместе её откроем. Посмотрите, здесь письмо и карта. В письме написано: «Дорогие друзья! Высылаю вам карту Нижегородской области. На ней я отметил 4 самых удивительных места. Отправляйтесь в путешествие и узнаете много интересного о родном крае».
3. Фронтальная работа с картой Нижегородской области.
Воспитатель:
- Прежде, чем мы начнём наше путешествие, давайте посмотрим на карту. На ней присутствуют разные цвета: зелёный, коричневый и синий. Как вы думаете, что они означают? (ответы детей)
- Разными цветами на карте показаны природные объекты. Например, синим цветом – реки и озёра, зелёным цветом – леса, лесостепи и степи, коричневым – наиболее высокие участки земли.
4. Рассказ воспитателя об озере Светлояр.
- Друзья, вы готовы отправиться в путешествие по нашей Нижегородской области? (да)
Воспитатель показывает на карте озеро Светлояр, рассказывает о нём, показывает фотографии озера.
- Начнём путешествие с самого удивительного места нашей области – озеро Светлояр. Это озеро – с очень чистой водой, имеет овальную форму и достаточно большую глубину 33,4 м. Оно является одним из самых больших и глубоких озёр Нижегородской области, считается памятником природы. Окружает озеро смешанный лес, он подходит очень близко к воде, у берега растут кувшинки и трава, но есть и удобные подходы. Вокруг озера проложена деревянная дорожка. Среди подводных обитателей озера, встречается рыба: окунь, щука, лещ, плотва. С этим водоёмом связано огромное количество легенд и преданий. Одна из легенд гласит, что именно воды этого озера поглотили известный своим богатством старинный город Китеж. Окруженные войсками татаро-монгольского царя Батыя, жители Китежа усердно молились о спасении: если бы монголы ворвались в город, христиан ожидала бы неминуемая расправа. Бог смилостивился над праведниками и скрыл Китеж в глубинах озера Светлояр. Как гласит легенда, верующие люди и сейчас могут услышать колокольный звон, доносящийся из озера.
5. Дидактическая игра «Сложи фигуру».
Воспитатель делит детей на 3-4 команды и предлагает сложить фигуру обитателя озера Светлояр из множества частей.
- Молодцы, ребята! Все команды справились с заданием. Прежде, чем мы продолжим наше путешествие, я предлагаю вам немного отдохнуть и размяться.
6. Физкультминутка.
По дорожке шли, шли (Дети шагают на месте)
Много камешков нашли.
Присели, (Садятся)
Собрали, (Встают)
Дальше пошли. (Дети шагают на месте)
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке, (Прыжки на правой ноге)
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке. (Прыжки на левой ноге)
По тропинке побежим,
До лужайки добежим. (Бег на месте)
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем как зайки. (Прыжки на месте на обеих ногах)
Стоп. Немного отдохнем
И домой пешком пойдем. (Ходьба на месте)
7. Беседа о Вадском озере.
Воспитатель показывает на карте озеро Вадское.
- Продолжаем наше увлекательное путешествие. Что за объект природы я вам показываю? (озеро)
- Верно. Это Вадское озеро.
Воспитатель показывает фотографии озера.
- Если озеро Светлояр известно многим, а кто-то из ребят даже бывал на нём, то озеро Вадское, находящееся на юге нашей области, мало кто знает. Озеро находится на территории села Вад. Как и озеро Светлояр, Вадское озеро является памятником природы и находится под охраной государства. Дно озера имеет сложное строение - здесь располагается карстовый провал, глубина которого достигает 12 м. Этот интересный водоём связан с другими озёрами нашей области с помощью подводных туннелей. А, чтобы своими глазами увидеть все эти туннели и пещеры на дне озера, сюда приезжают люди, чтобы чем заниматься? Кто знает? (дайвинг)
- Совершенно верно. Озеро представляет большой интерес для дайверов.
8. Дидактическая игра «Четвёртый лишний».
Воспитатель показывает детям картинки с изображением растений (кувшинка, рогоз, василёк, осока). Детям нужно выбрать растение, не растущее на озере.
Воспитатель показывает детям картинки с изображением животных (окунь, цапля, дятел, лягушка). Детям нужно выбрать животное, не обитающее на озере.
- Отлично поиграли!
9. Рассказ воспитателя про Ичалковские пещеры.
- Ребята, чтобы понять, куда мы отправимся дальше, отгадайте загадку:
«То холод бывает в горах, то жара,
Вот так появилась большая нора.
В ней могут пожить и медведь, и пантера,
Укроет от ветра и снега …. (пещера)
Воспитатель показывает на карте город Перевоз.
- Уникальные Ичалковские пещеры в Нижегородской области на карте расположены к югу от Нижнего Новгорода. Пещеры входят в состав природоохранного заказника, расположенного в двух километрах от села Ичалки. Что такое заказник? (ответы детей)
- Заказник – это охраняемая природная территория.
Воспитатель показывает фотографии Ичалковского заказника.
- Различные пещеры и провалы заказника образовались из-за вымывания дождевой и речной водой непрочных известняков (горных пород). Это явление называется карст, отсюда и название пещер – карстовые. К ним относятся: Холодная, Тесная, Студенческая, Тёплая и многие другие пещеры. Ичалковские пещеры находятся на территории бора (Ичалковский бор, растительность которого состоит из деревьев – сосна, дуб, берёза, липа, вяз и другие; кустарников - смородина, черёмуха, крушина и орешник. В Ичалковском бору также встречаются растения, занесённые в Красную книгу - папоротники, лилия-саранка, ковыль перистый, башмачок крупноцветный и настоящий, редкие виды мхов и другие. Среди животных здесь можно встретить малую белозубку, красную полевку, крапчатого суслика, большого тушканчика, соню. Хищные птицы, живущие в Ичалковском заказнике: орел-могильник, длиннохвостая неясыть, филин, мохноногий и воробьиный сычи. Из пресмыкающихся встречаются гадюки, медянки и веретеницы. Ичалковские пещеры считаются основным местом зимовки летучих мышей Нижегородской области.
- https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/nizhniy_novgorod/placeofinterest/37082
- Ичалковский заказник – охраняемая природная территория, поэтому в этом месте нужно строго соблюдать правила поведения, беречь природу. Существуют общепринятые правила поведения в природе.
10. Игра по экологии «Да – нет. Как вести себя в лесу».
Цель: закрепить знание правил поведения в лесу.
В лесу на машине будешь кататься? (нет)
Музыку слушать и громко смеяться? (нет)
А можно с друзьями в лесу пообедать? (да)
Из дома еду там приятно отведать!
Пакеты, коробки и мусор другой оставишь в лесу? (нет)
Заберёшь всё с собой? (да)
Букет цветов ты огромный нарвёшь? (нет)
Зверюшку лесную домой заберёшь? (нет)
С корнями грибы будешь ты вырывать? (нет)
Взрослый ножом их должен срезать? (да)
Если костёр был разожжён, его ты оставишь, пусть горит он? (нет)
Лес для животных и птиц – это дом? (да)
А ЛЮДИ В НЁМ ГОСТИ, ПОМНИ О ТОМ!
- https://infourok.ru/igra-da-net-kak-vesti-sebya-v-lesu-5282054.html
11. Беседа с детьми о Керженском заповеднике.
- Ребята, мы с вами выяснили, что на природоохранных территориях нужно строго соблюдать правила поведения. Скажите, какие ещё территории относятся к природоохранным, кроме заказников? (заповедники)
Воспитатель показывает на карте Керженский заповедник.
- Ребята, в Нижегородской области, на левом берегу реки Керженец, находится Керженский заповедник. Это единственный заповедник в нашей области.
Показ фотографий.
- Это край, где царствуют сосновые леса и болота. На этой охраняемой территории очень много различных животных и растений. Здесь обитает множество «краснокнижных» видов живых организмов: беркут, бородатая неясыть, серый журавль, кулик-сорока, зимородок, обыкновенная гадюка, медянка, садовая соня, выдра, венерин и крапчатый башмачки и другие.
- (http://www.kerzhenskiy.ru) 12. Просмотр видео «Про охрану природы».
Воспитатель с детьми просматривают видео «Про охрану природы» и обсуждают его.
- (https://www.youtube.com/watch?v=Yucdvu8a8Qw)
13. Заключительная часть. Рефлексия.
Воспитатель:
- Наше путешествие подошло к концу. Ребята, скажите, где мы сегодня побывали? (на озёрах, в пещерах, в заповеднике) Вам понравились эти места? Что вы узнали нового? В Нижегородской области ещё много интересных мест, которые нам предстоит посетить.