Татьяна Щербань
План летне-оздоровительной работы в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Лето – удивительная и благодатная пора, когда детям можно вдоволь гулять, бегать и прыгать. Именно в этот период они много времени проводят на воздухе. И очень важно так организовать жизнь дошкольников, чтобы каждый день приносил им что-то новое, был наполнен интересным содержанием, чтобы воспоминания о летнем времени, играх, прогулках, праздниках и развлечениях, интересных эпизодах из их жизни еще долго радовали детей.
Публикация «План летне-оздоровительной работы в ДОУ» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Лето
- Лето. Планирование в летний период, тематические недели
- Планирование. Планы работ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2021
Воспитание здорового ребёнка – приоритетная задача коллектива ГДОУ ЛНР «Ясли – сад «Огонек», особенно в современных условиях. Проблема воспитания счастливой личности напрямую связана со здоровьем этой личности.
Одним из путей решения этой проблемы является организация работы по воспитанию дошкольников в летний период года. Летний отдых детей оказывает существенное влияние на укрепление организма, сопротивляемость заболеваниям, создание положительных эмоций. В летний период особенно большие возможности предоставлены для закаливания, совершенствования защитных реакций ребенка, широко используются солнечно-воздушные ванны и водные закаливающие процедуры. Летом все виды деятельности переносятся на воздух. Каждому виду отводится место и время в распорядке дня.
В ГДОУ ЛНР «Ясли – сад «Огонек» разработан и реализуется План летней оздоровительной работы для детей раннего и дошкольного возраста, на основе нормативно-правовых документов, установленных законодательной базой Луганской Народной Республики.
Сроки реализации плана летней оздоровительной работы : июнь-август.
При составлении Плана летней оздоровительной работы учитывались следующие принципы:
1. Поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду.
2. Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей, педагогических и иных работников Организации) и детей. Уважение личности ребенка.
3. Реализация Плана в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.
План может корректироваться в течение летнего оздоровительного периода, в зависимости от кадровых условий или введения карантинных мероприятий и других обстоятельств.
2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РАБОТЫ В ЛЕТНИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД
Цель: оздоровление и развитие детей, создание условий, обеспечивающих их физический и психологический комфорт.
Задачи летней оздоровительной работы :
1. Создать условия для эффективного оздоровления воспитанников в летнее время посредством рационального использования природных факторов. Акцентировать работу педагогов на формирование у детей навыков здорового образа жизни как одного из средств сохранения и укрепления их физического и психического здоровья. Продолжать работу по сохранению и укреплению физического здоровья дошкольников через оптимизацию двигательного режима дошкольников.
2. Способствовать гармоничному развитию детей посредством наиболее полной реализации образовательных программ с учетом индивидуальных потребностей каждого воспитанника.
3. Совершенствовать работу с воспитанниками по формированию навыков безопасного поведения в природе, в быту, на дороге, на улице.
4. Обеспечить эмоционально-познавательное благополучие детей посредством театрально- игровой и художественной деятельности.
5. Активизировать совместную работу детского сада и семьи в вопросах обеспечения их безопасности и антитеррористической защищенности. Организовать взаимодействие членов семей воспитанников в направлении сохранения, укрепления здоровья детей, духовно-нравственного воспитания.
2.1. ЗАДАЧИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ПО ЛИНИЯМ РАЗВИТИЯ НА ЛЕТНИЙ ПЕРИОД
Направление «Физическое развитие»
1. Укреплять здоровье детей путем повышения адаптационных возможностей организма, развивать двигательные и психические способности, способствовать формированию положительного эмоционального состояния.
2. Всесторонне совершенствовать физические функции организма.
3. Повышать работоспособность детского организма через различные формы закаливания.
4. Формировать интерес и потребность в занятиях физическими упражнениями.
5. Удовлетворять естественную потребность в движении, создавать условия для демонстрации двигательных умений каждого ребенка.
6. Способствовать предупреждению заболеваемости и детского травматизма.
Направление «Художественно-эстетическое развитие» :
1. Закреплять и углублять музыкальные впечатления, полученные в течение года.
2. Поддерживать инициативу детей в импровизации.
3. Активизировать воображение, инициативу, творчество ребенка.
4. Развивать основы музыкально-театральной культуры, духовно обогащать детей положительными эмоциями.
5. Совершенствовать исполнительские умения детей в создании художественного образа, используя для этой цели игровые, песенные и танцевальные импровизации.
6. Развивать коммуникативные навыки в различных ситуациях общения: со сверстниками, педагогами, родителями и другими людьми.
7. Приобщать детей к наблюдению за действительностью, развивать умение видеть мир глазами творца-художника.
8. Предоставлять свободу в отражении — доступными для ребенка художественными средствами — своего видения мира.
9. Развивать умения передавать настроение, состояние, отношение к изображаемому, экспериментировать с различными видами и способами изображения.
10. Создавать условия для проявления инициативы и самостоятельности в художественном творчестве.
Направление «Познавательное развитие» :
1. Удовлетворять детскую любознательность, не подавляя при этом интереса к узнаванию природы, формировать необходимые для разностороннего развития ребенка представления о ней, прививать навыки активности и самостоятельности мышления.
2. Обеспечивать широкие возможности для использования всех пяти органов чувств: видеть, слышать, трогать руками, пробовать на вкус, чувствовать различные элементы окружающего мира.
Направление «Речевое развитие» :
1. Развивать навыки общения со сверстниками, взрослыми и окружающей природой.
2. Развивать речевое творчество.
3. Знакомить с книжной культурой, детской литературой.
Направление «Социально-коммуникативное развитие» :
1. Развивать игровую деятельность воспитанников.
2. Приобщать к элементарным общепринятым нормам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
3. Обогащать представления о гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувствах.
4. Развивать трудовую деятельность, воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей, его результатам.
5. Обогащать представление об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них.
3. МОДЕЛЬ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ КОМПАНИИ
Для реализации летней оздоровительной компании разработана модель, которая состоит из следующих этапов:
1. Организационно – информационный:
- создание условий для летней оздоровительной компании:
подготовка и изучение нормативных документов, издание приказов, проведение инструктажа с сотрудниками по охране труда и укреплению здоровья детей в летний период, организация режима дня, режима питания, физического развития и воспитания;
- анализ мероприятий по оздоровлению и закаливанию детей в летний период.
- создание условий для оздоровления и закаливания детей;
рациональная организация двигательной деятельности;
- система эффективного закаливания;
- лечебно – профилактическая работа;
- комплекс гигиенических мероприятий;
- консультативно – информационная работа педагогов и родителей.
Реализация комплексно-тематического планирования работы с детьми (Приложение № 1) с учетом летних праздников и развлечений, дней Здоровья, целевых прогулок, организации выставок детского творчества и конкурсов семейного мастерства.
2. Административно – управленческий контроль:
- контроль и руководство за воспитательно-оздоровительной работой;
- административно – хозяйственная деятельность.
3. Организация методической работы :
- консультации;
- тематические выставки;
- разработка методических рекомендаций;
- оборудование и пополнение методического кабинета, групп, прогулочных участков детского сада;
- работа с семьей.
4. Заключительный:
- анализ летней оздоровительной работы;
- подведение итогов летней оздоровительной работы с детьми – создание папок – передвижек «Безопасное детство»; с педагогами – педагогический совет «Анализ летней оздоровительной работы : выделение положительных и отрицательных сторон».
4. СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ В ЛЕТНИЙ ПЕРИОД
Направление работы Условия реализации работы Ответственный
Санитарно-гигиенические условия
Организация водно -питьевого режима Наличие индивидуальных кружек, чайника, кипяченой охлажденной воды Медсестра, помощники воспитателя
Организация закаливающих процедур Наличие индивидуальных полотенец для рук и ног, лейки, тазиков Медсестра, помощники воспитателя
Условия для физического развития
Организация безопасных условий пребывания детей в ГДОУ Наличие аптечки первой помощи, исправного оборудования на прогулочных площадках Медсестра, заведующий хозяйством
Формирование основ безопасного поведения и привычки к здоровому образу жизни Наличие дидактического материала для: работы по ОБЖ, обучение детей правилам дорожного движения, работы по ЗОЖ Воспитатели
Организация двигательной деятельности Наличие физкультурного оборудования (мячи, кегли, кольцебросы, скакалки, мешочки с песком и др.)
Проведение оздоровительной гимнастики (зрения, осанки, плоскостопия и др.).
Индивидуальная работа с детьми по развитию движений.
Организация спортивных праздников, досугов. Инструктор по физической культуре
Организация физкультурных праздников и досугов Разработка сценариев.
Подготовка атрибутов, костюмов. Инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель
Условия для познавательного развития
Организация экскурсий, целевых прогулок Проведение экскурсий в пожарную часть и целевых прогулок по улицам города и т. д. Воспитатели
Организация экспериментальной деятельности Наличие пособий и оборудования для проведения экспериментов Воспитатели
Организация деятельности по ознакомлению с миром природы Наличие календаря природы, пособий и оборудования по ознакомлению с природой, дидактических игр экологической направленности.
Проведение целевых прогулок, экскурсий, походов. Воспитатели
Условия для художественно-эстетического развития
Организация изобразительной деятельности Наличие изобразительных средств и оборудования (мелки, гуашь, акварель, кисти, свечи, природный материал, пластилин).
Организация выставок, конкурсов внутри детского сада, игр с песком и водой. Воспитатели
Организация музыкальных тематических досугов и праздников Разработка сценариев.
Подготовка атрибутов, костюмов.
Наличие дидактических пособий, игр Музыкальный руководитель
Условия для организации трудовой деятельности
Труд в природе Наличие оборудования для труда (лопатки, лейки, грабли, совки) в каждой группе. Воспитатели
Художественный труд Наличие изобразительных средств (картон, цветная бумага, ножницы, клей, нитки и др., природного материала, нетрадиционного материала.
Организация выставок, конкурсов поделок в детском саду. Воспитатели
5. ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ
5.1. Ежедневная организация видов деятельности детей по сохранению и укреплению их здоровья
Виды деятельности по сохранению и укреплению здоровья детей Формы физкультурно-оздоровительной работы Время проведения Ответственные
Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности Образовательная деятельность по развитию двигательной активности детей 3 раза в неделю на спортивной площадке Воспитатели, инструктор по физической культуре
Образовательная деятельность по музыкальной деятельности 2 раза в неделю в музыкальном зале или на улице Воспитатели, музыкальный руководитель
Образовательная деятельность по изобразительной деятельности 1 или 2 раза в неделю в зависимости от возраста Воспитатели
Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов Прием детей на улице Ежедневно Воспитатели
Утренняя гимнастика Ежедневно по утрам на улице Воспитатели, инструктор по физической культуре
Бодрящая гимнастика в кроватках Ежедневно после дневного сна Воспитатели
Коррегирующая гимнастика, направленная на профилактику плоскостопия Ежедневно в течение дня Воспитатели, инструктор по физической культуре
Дыхательная гимнастика Ежедневно в течение дня Воспитатели, инструктор по физической культуре
Пальчиковая гимнастика Ежедневно в течение дня Воспитатели
Зрительная гимнастика Ежедневно в течение дня Воспитатели
Оздоровительный бег на улице Ежедневно в конце прогулки Воспитатели
Мытье рук до локтей Ежедневно Воспитатели
Дневной сон без маек Ежедневно Воспитатели
Хождение босиком по траве, по песку и т. д. Ежедневно Воспитатели
Мытье ног после прогулки Ежедневно Воспитатели
Самостоятельная деятельность детей Динамические паузы Ежедневно в течение дня Воспитатели
Солнечные и воздушные ванны Ежедневно Воспитатели
Подвижные игры: сюжетные, с элементами соревнований, народные. Ежедневно Воспитатели, инструктор по физической культуре
Спортивные игры: футбол, пионербол, бадминтон. Ежедневно Воспитатели, инструктор по физической культуре
Физические упражнения на развитие двигательных способностей детей Ежедневно Воспитатели
Взаимодействие с семьями детей Совместные физкультурные досуги Еженедельно Воспитатели, инструктор по физической культуре
Совместные музыкальные праздники и развлечения Еженедельно Воспитатели, музыкальный руководитель
Летний спортивный праздник на улице 1 раз в течение лета Воспитатели, инструктор по физической культуре
Туристические походы 1 раз в течение лета Воспитатели, инструктор по физической культуре
6. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ
Форма Содержание Время проведения Ответственный
Методическая работа
Консультации Организация летней оздоровительной работы в ГДОУ Июнь Воспитатель-методист
Планирование и организация спортивных и подвижных игр на прогулке в летний период. Июнь Инструктор по физической культуре
Музыка и здоровье ребенка. Июнь Музыкальный руководитель
Профилактика желудочно-кишечных заболеваний у детей. Июль Медсестра
Народные подвижные игры Июль Воспитатель - методист
Какие игры можно проводить на асфальте летом с детьми Июль Инструктор по физической культуре
О формах и методах организации самостоятельной музыкальной деятельности Июль Музыкальный руководитель
Профилактика отравлений грибами и ядовитыми ягодами. Август Медсестра
Организация детского творчества летом Август Воспитатель - методист
Содержание общения воспитателя с ребенком в период адаптации к ГДОУ Август Воспитатель - методист
Организация закаливания в условиях лета: сочетание традиционных и нетрадиционных факторов – залог успешной оздоровительной работы Август Инструктор по физической культуре
Как правильно проводить закаливающие процедуры Август Инструктор по физической культуре
Значение музыки в процессе духовного становления личности ребенка. Август Музыкальный руководитель
Работа методического кабинета Подготовка выставок, конкурсов, соревнований.
Оформление фотовыставки «Краски лета»
Подбор информационного материала для родительского уголка. Июнь – Август Воспитатель - методист
Проведение инструктажей Охрана жизни и здоровья детей в летний период.
Обеспечение безопасных условий пребывания ребенка в ГДОУ.
Пожарная безопасность.
Проведение экскурсий, поездок, целевых прогулок с детьми за пределы детского сада.
Предупреждение отравления детей ядовитыми растениями и грибами.
Оказание первой помощи при солнечном и тепловом ударе.
Профилактика пищевых отравлений и кишечных инфекций у детей. Июнь – Август Заведующий, ответственный по ОТ,
медсестра.
7. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ
Форма работы Содержание Время проведения Ответственный
Оформление санбюллетеней Профилактика травматизма летом. Июнь Медсестра
Витамины на вашем столе. Июль Медсестра
Болезни грязных рук. Август Медсестра
Оформление информационных стендов, папок – передвижек по проблеме воспитания детей, по ОБЖ, ЗОЖ. Оказание помощи детям при укусах насекомых. Июнь Медсестра
Игрушки своими руками Июнь
1 неделя Воспитатели средней группы
Права ребенка Воспитатели старшей группы
Как уберечь ребенка от травм Воспитатели ясельной группы
Двигательная активность – необходимое условие всестороннего развития ребенка Воспитатели младшей группы
Как уберечься от солнечного удара Воспитатели всех групп
Учим детей любить природу Июнь
2 неделя
Воспитатели младшей группы
Организация семейного отдыха в летний период Воспитатели ясельной группы
Профилактика детского травматизма Воспитатели средней группы
Вот и лето пришло… Воспитатели старшей группы
Мы - пешеходы Июнь
3 неделя
Воспитатели младшей группы
Безопасное поведение детей на дороге.
Учим дома стихи по ПДД – ширма. Воспитатели средней группы
Высокая цена беспечности Воспитатели всех групп
Ребенок переходит улицу Воспитатели старшей группы
Эмоциональная жизнь ребенка в семье Июнь
4 неделя Воспитатели младшей группы
Игры и развлечения с детьми в кругу семьи Воспитатели ясельной группы
Ребенок на улицах города Воспитатели средней группы
Что можно рассказать детям о своем городе? Воспитатели старшей группы
Профилактика желудочно-кишечных заболеваний у детей в летний период Июль
1 неделя
Медсестра
Чем и как занять ребенка дома Воспитатели младшей группы
Игры нашего детства Воспитатели старшей группы
Красивая осанка – залог здоровья Июль
2 неделя Воспитатели младшей группы
Игры на развитие мелкой моторики рук Воспитатели старшей группы
Профилактика отравлений грибами и ядовитыми ягодами Август Медсестра
Оформление
фотовыставки «Вот и лето пролетело…» Конец августа Воспитатели
Оформление выставки детских рисунков Конкурс рисунков «Лето - славная пора» на асфальте Июнь
1 неделя Воспитатели
Конкурс рисунков «Город, в котором я живу» Июнь
4 неделя Воспитатели и родители
Выставка детских рисунков «Кто в лесу живет?» Июль
1 неделя Воспитатели младшей группы
Конкурс рисунков о живой природе Июль
1 неделя Воспитатели и родители младшей группы
Конкурс рисунков «Нарисуем сказку сами» Август
1 неделя Воспитатели и родители средней группы
Конкурс рисунков по пожарной безопасности Август
2 неделя Воспитатели и родители старшей группы
Конкурс рисунков «Мама, папа, я - спортивная семья» Август
3 неделя Воспитатели и родители всех групп
Консультации Как подготовить ребенка к поступлению в детский сад? Июнь Воспитатель - методист
Приобщение детей к физической культуре и спорту Июнь Инструктор по физической культуре
Влияние музыки на развитие ребенка Июнь Музыкальный руководитель
Что делать, если ребенок начал ходить в детский сад? Июль Воспитатель -методист
Как проводить спортивные занятия и упражнения с детьми Июль Инструктор по физической культуре
Приобщение детей к театральному искусству
Июль Музыкальный руководитель
Музыкальное развитие детей дошкольного возраста Август Музыкальный руководитель, руководитель кружка
Спорт для дошколят Август Инструктор по физической культуре
Анкетирование Какое место занимает физическая культура в вашей семье? Июнь Инструктор по физической культуре
Давайте познакомимся! Июнь Воспитатель - методист
Здоровье – это? Июль Инструктор по физической культуре
Как вы занимаетесь физкультурой дома? Август Воспитатели младшей группы
Совместная деятельность детского сада и семьи Привлечение родителей к организации и проведению совместных досугов.
Проведение совместных спортивных мероприятий.
Привлечение родителей к проведению ремонта детского сада.
Организация выставок, конкурсов в детском саду.
Выставка рисунков «Моя семья» Воспитатель - методист
Сотрудничество с родителями в период адаптации Анкетирование родителей по выявлению детей с предпосылками к тяжелой степени адаптации.
Круглый стол по проблеме постепенного перехода из семьи в дошкольное учреждение.
Просветительская работа (памятки, буклеты, рекомендации) Воспитатель - методист
8. КОНТРОЛЬ И РУКОВОДСТВО
ЛЕТНЕЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТОЙ
Объект контроля Содержание контроля Периодичность Ответственный
Санитарное состояние участка Проверка оборудования участка на соответствие гигиеническим нормам: достаточность, травмобезопасность Ежедневно Заведующий, завхоз, медсестра
Санитарно – гигиеническое состояние помещений Проведение генеральной и текущей уборки.
Соблюдение режима проветривания.
Проверка наличия сетки на окнах, для предупреждения залета насекомых Ежедневно Медсестра
Питание Контроль:
Санитарно – гигиенического состояния оборудования: достаточности, маркировки оборудования и посуды;
Санитарно – гигиенического состояния пищеблока, кладовых:
- условий хранения сырья, достаточности, маркировки уборочного инвентаря;
- поступления на пищеблок продуктов;
- выполнения норм питания;
- соблюдения правил личной гигиены персонала;
- выполнение режима питания. Ежедневно Медсестра, повар, завхоз
Питьевой режим Контроль безопасности и качества питьевой воды, соответствия санитарным правилам Ежедневно Медсестра
Состояние здоровья и физическое развитие детей Наблюдение за утренним приемом детей и состоянием каждого ребенка в течение дня.
Проведение комплексного осмотра и обследования на педикулез и гельминтозы. Ежедневно
1 раз в месяц
Воспитатели, медсестра
Состояние одежды и обуви Проверка соблюдения требований к одежде в помещении и на прогулке в соответствии с температурой воздуха и возрастом детей Ежедневно Медсестра, воспитатели
Двигательный режим Контроль:
- соблюдения объема двигательной активности в течение дня;
- соответствия двигательного режима возрастным требованиям;
- разнообразия форм двигательной активности в течение дня Ежедневно Воспитатель – методист, воспитатели, медсестра, инструктор по физической культуре
Система закаливания Проведение воздушных ванн, обливания ног, дыхательной гимнастики, босохождения по песку, травке, гальке. Ежедневно Воспитатели, медсестра, инструктор по физической культуре
Прогулка Контроль:
- соблюдения требований к проведению прогулки (продолжительность, одежда детей, организация двигательной активности);
- содержание и состояния выносного материала Ежедневно Воспитатель – методист,
воспитатели, медсестра
Физкультурные занятия Проведение физкультурных занятий на воздухе.
Проверка санитарно-гигиенического состояния спортивной площадки на улице. Ежедневно Воспитатели, медсестра, инструктор по физической культуре
Оздоровительные мероприятия в режиме дня Проведение утренней гимнастики на улице; двигательной разминки; бодрящей гимнастики после сна; индивидуальной коррекционной работы; трудовой деятельности и др. Ежедневно Воспитатель – методист, воспитатели, инструктор по физической культуре
Дневной сон Контроль:
- санитарно – гигиенического состояния помещения;
- учета индивидуальных особенностей детей;
- проведение бодрящей гимнастики. Ежедневно Воспитатель – методист, воспитатели, медсестра
Физкультурно-оздоровительные досуги и развлечения Проверка:
- санитарного состояния оборудования и безопасности места проведения мероприятия;
- содержания и состояния выносного материала;
- двигательной активности детей. Перед проведением мероприятия Воспитатель – методист, медсестра