Ольга Максимова
План кружковой деятельности «Волшебный мир красок»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Именно в этом возрасте закладываются основы всестороннего, гармонического развития ребенка. Изобразительное творчество – специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства, наиболее доступный вид познания мира ребенком. Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая. Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов.
Публикация «План кружковой деятельности „Волшебный мир красок“» размещена в разделах
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.
Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник:
• Способствует снятию детских страхов;
• Развивает уверенность в своих силах;
• Развивает пространственное мышление;
• Учит детей свободно выражать свой замысел;
• Побуждает детей к творческим поискам и решениям;
• Учит детей работать с разнообразным материалом;
• Развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия; чувство фактурности и объёмности;
• Развивает мелкую моторику рук;
• Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.
• Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.
Цель кружка: Развивать у детей творческие способности, средствами нетрадиционного рисования.
Задачи:
1. Расширять представления детей о нетрадиционных способах рисования.
2. Знакомить детей различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними.
3. Развивать художественный вкус, пространственное воображение, творчество и фантазию, наблюдательность и воображение, ассоциативное мышление и любознательность, желание экспериментировать.
Виды и техники нетрадиционного рисования:
• оттиск поролоном;
• рисование на мятой бумаге;
• свеча и акварель;
• отпечатки листьев;
• рисунки из ладошек;
• волшебные веревочки;
• кляксография;
• монотопия;
• тычок жесткой кистью;
• «Граттаж»
• фотокопия;
• точечный рисунок;
• ниткография;
• рисунок на мокрой бумаге;
• рисование вдвоем на длинной полосе бумаги;
• рисование с секретом в три пары рук;
• печать пробками;
• рисование ватными палочками;
• рисование мыльными пузырями;
• рисование манной крупой.
Каждый из этих методов – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. К тому же эта работа способствует развитию координации движений, внимания, памяти, воображения, фантазии. Дети неограниченны в возможностях выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение. Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений. Разнообразие способов рисования рождает у детей оригинальные идеи, развивается речь, фантазию и воображение, вызывает желание придумывать новые композиции, развивается умение детей действовать с различными материалами: камнями, веревочками, восковыми мелками, свечей и др.
Методы работы:
• Индивидуальный.
• Групповой.
• Наглядный.
Формы работы:
• Игры.
• Беседы, работа с наглядным материалом.
• Практические упражнения для отработки необходимых навыков.
• Чтение и заучивание художественной литературы.
• Рассматривание репродукций картин.
Возраст детей: 6-7 лет
Длительность (в минутах): 30 минут
Место кружка в системе совместной деятельности с детьми: Еженедельно в четверг, во вторую половину дня
Количество занятий в месяц: 4
Количество занятий в год: 36
Планирование кружковой деятельности
Сентябрь
Тема 1: Ваза для цветов. Печать (печатками, по трафарету) «знакомая форма – новый образ»
Задачи: Закрепить умение составлять простые узоры, используя технику «старая форма – новое содержание» для рисования формы вазы. Развивать чувство композиции.
Тема 2: Листопад. Тиснение
Задачи: Познакомить с техникой тиснения. Учить обводить шаблоны листьев простой формы, делать тиснение на них.
Тема 3: В подводном мире. Рисование ладошкой, восковыми мелками, акварелью
Задачи: Совершенствовать умение в нетрадиционной изобразительной технике (восковые мелки + акварель, отпечатки ладоней). Учить превращать отпечатки ладоней в рыб и медуз, рисовать различные водоросли. Развивать воображение, чувство композиции.
Тема 4: Небо при закате солнца. Монотипия пейзажная
Задачи: Закрепить умение складывать лист пополам, на одной стороне рисовать пейзаж, на другом получить его отражение в озере. Половинку листа протереть губкой.
Октябрь
Тема 1: Осенние листья. Печатание листьями
Задачи: Познакомить с новым видом изобразительной техники – «печать растений». Развивать чувства композиции, цветовосприятия.
Тема 2: Идёт дождь. Восковые карандаши и акварельные краски.
Задачи: Учить пользоваться восковыми карандашами и красками (совмещать). Закреплять умение строить композицию рисунка.
Тема 3: Осень на палитре краски разводила. Монотипия
Задачи: Познакомить детей с последовательностью выполнения монотипии; развивать чувство цвета, и композиции, творческое воображение.
Тема 4: Осенние пейзажи. Рисование по сырому
Задачи: Учить отражать особенности изображаемого предмета, используя различные нетрадиционные изобразительные техники. Развивать чувство композиции, совершенствовать умение работать в разных техниках.
Ноябрь
Тема 1: Пестрые кошки. Рисование ватными палочками
Задачи: Учить комбинировать различные, освоенные ранее, элементы в новых сочетаниях. Развивать чувство композиции, цветовое восприятие.
Тема 2: Кляксография трубочкой
Задачи: Познакомить с новым способом изображения – раздуванием краски через трубочку, освоить новый способ спонтанного рисования.
Тема 3: Фантазии. Кляксография, «знакомая форма – новый образ»
Задачи: Продолжать знакомить с нетрадиционной художественной техникой кляксографии. Закрепить умение работать в технике «старая форма – новое содержание». Развивать воображение
Тема 4: Первый снег. Рисование ватными палочками
Задачи: Обучить детей способу рисования поролоновой палочкой (методом «тычка»); развивать умение располагать рисунок по всему листу; ознакомить детей с новым материалом-ватой.
Декабрь
Тема 1: Зимние узоры. Граттаж
Задачи: Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой черно-белого граттажа. Упражнять в использовании таких средств выразительности, как линия, штрих.
Тема 2: Морозные узоры на окне. Свеча + акварель
Задачи: Учить создавать узоры, используя свечу и акварель. Расширять и разнообразить образный ряд, применяя разные декоративные элементы. Развивать чувство формы и композиции.
Тема 3: Царство хозяйки зимы. Печатание, кляксография
Задачи: Закрепить умения отражать в рисунке впечатления, полученные при наблюдении зимней природы; использовать холодную гамму красок для передачи зимнего колорита; развивать творчество детей, художественный вкус, фантазию, пространственное воображение.
Тема 4: Дед Мороз. Гуашь + соль
Задачи: Научить новому приему оформления изображения: присыпание солью по мокрой краске для создания объемности изображения.
Январь
Тема 1: Зимняя ночь. Набрызг, кляксография
Задачи: Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для изображения снежинок, звёзд, деревьев нетрадиционными способами рисования; развивать творческие способности детей
Тема 2: Город спит. Полоски картона
Задачи: Учить рисовать полосками картона, использовать образцы; составлять сюжет; закрепить умение набирать краску на картон и изображать предметы.
Тема 3: Тычок полусухой жесткой кистью
Задачи: Учить создавать образ филина, используя технику тычка и уголь
Тема 4: Натюрморт. Восковые мелки + акварель
Задачи: Продолжать учить составлять натюрморт определять форму, величину, цвет и расположение различных частей. Упражнять в аккуратном закрашивании мелками создании созвучного тона с помощью акварели
Февраль
Тема 1: Я рисую море. Различные
Задачи: Вызвать интерес к созданию образа моря различными способами нетрадиционной техники. Создавать условия для экспериментирования с разными художественными материалами и инструментами.
Тема 2: Сказочная жар – птица. Раздельный мазок
Задачи: Познакомить детей с новой техникой рисования – раздельный мазок. Развивать цветовосприятие. Воспитывать эстетические чувства
Тема 3: Галстук для папы. Оттиск пробкой, печатками из ластика, печать по трафарету, «знакомая форма – новый образ».
Задачи: Закрепить умение украшать галстук простым узором, используя крупные и мелкие элементы
Тема 4: Плюшевый медвежонок. Рисования поролоновой губкой
Задачи: Помочь детям освоить новый способ изображения - рисования поролоновой губкой, позволяющий наиболее ярко передать изображаемый объект, характерную фактурность его внешнего вида, продолжать рисовать крупно, располагать изображение в соответствии с размером листа. Воспитать у ребенка художественный вкус.
Март
Тема 1: Открытка для мамы. «8 Марта». Печать по трафарету
Задачи: Учить украшать цветами открытку для мамы. Закрепить умение пользоваться
знакомыми техниками.
Тема 2: Платок для бабушки. Различные
Задачи: Учить рисовать несложный цветочный орнамент по мотивам павло-посадских платков. Развивать чувство ритма, цветовосприятие
Тема 3: Весенний букет. Пуантилизм. Рисование ватными палочками
Задачи: Совершенствовать умения и навыки детей в технике рисования – ватными палочками; развивать мелкую моторику рук, речь; формировать умения правильно пользоваться красками, развивать чувство цвета, воспитывать интерес к природе, создавать хорошее настроение
Тема 4: Красочные бабочки. Пуантилизм
Задачи: Сформировать умение самостоятельно выбирать цветовую гамму красок, соответствующую радостному настроению. Развивать цветовое восприятие, совершенствовать мелкую моторику пальцев рук и кистей. Развивать у детей творческие способности- чувство цвета, умение придумывать узор.
Апрель
Тема 1: Космические фантазии. Цветной граттаж
Задачи: Познакомить с основными приемами выполнения техники граттаж; изучить технологию рисунка в технике граттаж.
Тема 2: «Ветвистые деревья». Рисование углем
Задачи: Познакомить с новым материалом: уголь и способами рисования им; развивать эстетическое восприятие, творчество в использовании изобразительных материалов в рисунке
Тема 3: Одуванчики. Тычок жесткой полусухой кистью + манка
Задачи: Продолжать знакомить детей со способом рисования тычком жесткой полусухой кистью, упражнять в работе с манкой, развивать изобразительные навыки и умения.
Тема 4: Вишня в цвету. Тычкование
Задачи: Закреплять умение продумывать расположение рисунка на листе. Совершенствовать умение использовать способ рисования тычком для повышения выразительности рисунка.
Май
Тема 1: Салют в День Победы. Набрызг
Задачи: Познакомить детей с новой техникой – набрызг. Учить распределять по листу разноцветные брызги. Развивать чувство композиции.
Тема 2: Улей для пчёлок. Отпечаток
Задачи: Продолжать знакомить детей с вариантами использования нетрадиционных техник рисования. Продолжать совершенствовать умение работать с гуашью. Закреплять умение создавать декоративный рисунок. Воспитывать аккуратность при выполнении работы. Закреплять знания в умении правильно определять геометрическую форму, ее цвет, размер, группировать фигуры по размеру и цвету.
Тема 3: Разноцветные бабочки. Монотипия
Задачи: Развивать стойкий интерес к изобразительной деятельности. Формировать умение самостоятельно выбирать цветовую гамму красок, развивать цветовое восприятие
Тема 4: Мимоза. Тычком + набрызг. + аппликация
Задачи: Закрепить умение рисовать при помощи тычка. Учить рисовать цветы, расширить знания о цветах, развивать эстетическое отношение к окружающему миру; формировать нравственные основы: внимание и любовь к близким, желание делать подарки.
Методическое обеспечение
1. Акуненок Т. С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование. – 2010. - №18
2. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 1.- М. :Издательство «Скрипторий 2003,2013.
3. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 2.- М. :Издательство «Скрипторий 2003»,2013.
4. Казакова Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М., 2007
5. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность: Обучение детей техническим навыкам и умениям. //Дошкольное воспитание, 1991, №2.
6. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. - Москва. 2007.
7. Лебедева Е. Н. Использование нетрадиционных техник [Электронный ресурс]: http://www.pedlib.ru/Books/6/0297/6_0297-32.shtml
8. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованыз родителей. -СПб. : КАРО,2010.
9. Цквитария Т. А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные заняти в ДОУ. – М. : ТЦ Сфера,2011.
10. Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. - Москва. 2003.