Светлана Бушуева
«Волшебные свойства магнита». Опытно-экспериментальная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цели: 1. Способствовать расширению знаний детей о магните и некоторых его свойствах.
2. Учить обследовать предмет и экспериментировать с предметом,
выделяя выраженные свойства и качества.
3. Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы, активизировать словарь детей.
4. Заинтересовать детей практической деятельностью, способствовать воспитанию
Самостоятельности и развитию коммуникативных навыков общения.
Предварительная работа:
Публикация «„Волшебные свойства магнита“, Опытно-экспериментальная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Магнит. Изучаем свойства магнита
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Свойства материалов и веществ
- Старшая группа
- Темочки
Использование детьми в свободной деятельности дидактических игр : «Рыболов», «Магнитная мозаика», «Магнитная касса цифр и букв»
Методические приё мы:
- демонстрация опытов воспитателем;
- объяснение воспитателя;
- фронтальный опыт детей;
- индивидуальная работа с детьми;
- подведение итогов занятия;
Оборудование и материалы:
-магниты (каждому ребёнку)
- различные металлические предметы (скрепки, кусочки проволоки, гайки, шайбы,
шурупы, железные пластинки)
- лоскутки ткани, меха
- предметы из резины, пластмассы
- штатив с гвоздём, висящим на нитке
- картон (на каждого ребёнка)
- железные опилки
- подковообразный магнит
Словарная работа:
лаборатория, учёные, магнит, железо, штатив, притяжение, опыт, железные опилки.
Ход занятия:
Ребята, сегодня мы с вами побываем в необычном месте – в лаборатории учёных.
И этими учёными будите вы.
Как ведут себя учёные в лаборатории?
( ДЕТИ: Тихо, внимательно, аккуратно)
Сегодня мы с вами познакомимся с этим предметом (показываю)
Кто знает, как он называется?
( ДЕТИ: магнит)
Магнит обладает очень интересными свойствами.
Кто знает, какими?
( ДЕТИ: притягивает к себе железные предметы)
Какой магнит на ощупь? (даю потрогать)
( ДЕТИ: холодный, гладкий, твёрдый)
А теперь посмотрите на мой стол.
Здесь стоит штатив с подвешенным на нитке гвоздём.
Подскажите мне, что произойдёт, если приблизить к нему магнит?
Давайте проверим.
Нитка с гвоздём отклонилась.
Почему это произошло?
( ДЕТИ: магнит притягивает к себе гвоздь)
А из какого материала изготовлен гвоздь?
( ДЕТИ: из железа)
Значит, какой вывод мы можем сделать?
( ДЕТИ: магнит притягивает к себе железо)
А теперь займите свои рабочие места и будем проводить опыт.
Возьмите лист картона, положите на него скрепки, а снизу к нему поднесите магнит и двигайте им в разных направлениях.
Что происходит со скрепками?
( ДЕТИ: они соединились и двигаются)
Почему двигаются скрепки?
( ДЕТИ: они притягиваются магнитом)
На что похоже движение скрепок?
( ДЕТИ: на движение вагонов паровоза)
А теперь снимите скрепки с картона и положите их на стол, а магнит поднесите под крышку стола и посмотрите, что происходит.
( ДЕТИ: скрепки не двигаются)
Почему не двигаются скрепки?
( ДЕТИ: потому, что стол толще, чем картон)
Какой вывод можно сделать?
( ДЕТИ: чем толще преграда, тем меньше сила магнита и магнит меньше притягивает железные предметы)
Сейчас переходим к следующему эксперименту.
Перед вами находятся подносы с различными предметами из разного материала и у каждого есть свой магнит.
По очереди подносите магнит к предметам.
Те предметы, которые притянутся к магниту, положите слева, а те предметы,
что не притянутся – справа.
А я пойду, посмотрю на вас во время опыта. На рабочем столе учёных порядок, а в лаборатории тишина.
Молодцы, справились с заданием.
А теперь перечислите те предметы, которые притягиваются к магниту.
(индивидуальные ответы детей)
А на какие предметы не действует сила магнита?
Из какого материала они сделаны?
(индивидуальные ответы детей)
Какой вывод можно сделать из этого эксперимента?
( ДЕТИ: магнит притягивает лишь железные предметы и не действует на другие материалы: резину, пластмассу, дерево, ткань, мех)
Теперь продолжим эксперименты с магнитом.
Я беру магнит, подношу к нему скрепку. Она притянулась.
Подношу вторую, она то - же притянулась. Теперь – третью.
Образовалась цепочка из скрепок.
Сейчас я осторожно возьму пальцами первую скрепку и уберу магнит.
Смотрите внимательно – цепочка не разорвалась.
Проделайте этот опыт самостоятельно.
Работайте тихо, не мешайте друг другу делать опыт.
Вы сейчас учёные, а они работают аккуратно и помогают друг другу.
Молодцы, вы у меня настоящие учёные – умело справились с опытом.
Почему скрепки не рассыпались?
( ДЕТИ: они намагнитились)
Делаем вывод: под действием магнита, железные предметы намагничиваются и сами на короткое время становятся магнитами.
А сейчас мы быстро встанем.
Будем делать по порядку нашу бодрую зарядку.
«В понедельник я купался.
А во вторник рисовал.
В среду долго умывался.
А в четверг в футбол играл.
В пятницу я прыгал, бегал,
Очень долго танцевал.
А в субботу с воскресеньем
Целый день я отдыхал.»
Посмотрите ещё один опыт магнитом.
Я подношу полосовой магнит к железным опилкам на подносе, а потом круглый.
Сравните рисунки на магните. Чем они отличаются?
( ДЕТИ: форма, размер, количество опилок)
Вывод: чем больше магнит, тем сильнее он притягивает, чем меньше магнит, тем меньше его сила.
Ребята посмотрите на свой и мой магнит, чем они отличаются?
( ДЕТИ: величина и цвет)
Правильно. У вашего магнита концы окрашены в синий и красный цвет.
Попробуйте соединить магниты синими концами.
Что вы чувствуете?
( ДЕТИ: магниты отталкиваются, не соединяются)
Сейчас соедините красными концами. Что происходит?
( ДЕТИ: то же самое)
Теперь приложите ваши магниты, синим и красным концами.
Что произошло?
( ДЕТИ: магниты соединились)
Вывод: разноокрашенные концы у магнита притягиваются друг к другу.
Ребята, подскажите, а где в жизни мы встречаемся с магнитом и видим его волшебные свойства?
( ДЕТИ: «магнитная азбука», магнитная доска, компас, зажимы на шкафчиках, настольная игра «рыболов»)
На этом наша лаборатория заканчивает свою работу.
А нам нужно вспомнить, что нового и интересного мы узнали о магните.
- Магниты притягивают к себе железные предметы и не действуют на другие материалы.
- Чем толще преграда между магнитом, тем меньше его сила.
- Под действием магнита железные предметы намагничиваются и сами на короткое время становятся магнитами.
- Сила магнита действует сильнее, если магнит большего размера.
- Одинаково окрашенные концы магнита отталкиваются, а разноокрашенные притягиваются.
Молодцы, хорошо потрудились сегодня ребята – ученые, а когда вы пойдёте в школу – вы узнаете о магните намного больше, и опыты будут серьёзнее.
Успехов вам!