Надин Федорова
План — конспект «Здравствуй, солнце золотое!»
▼ Скачать + Заказать документы
План-конспект интегрированной совместной
образовательно-художественной деятельности
с детьми среднего дошкольного возраста
«Здравствуй, солнце золотое!»
О. О. «Художественное творчество»
Воспитатель: Фёдорова Н. М.
Цель: формировать способность эмоционально воспринимать красоту объектов природы.
Задачи:
- продолжать освоение рельефной техники лепки
Темочки:
- развивать фантазию, образное мышление, желание создавать свой оригинальный образ сказочного солнышка.
- совершенствовать умения: оттягивать, вдавливать, рассекать, делать насечки, дополнять налепами.
- инициировать самостоятельный поиск средств и приё мов изображения: скручивание и свивание удлинённых жгутиков для лучиков, наложение одного цветового слоя на другой.
- развивать пространственную ориентацию и чувства ритма.
- воспитывать сдержанность, умение работать в коллективе.
- воспитывать вежливость, желание оказать помощь товарищу.
Предварительная работа:
- на прогулке наблюдения за солнцем
- рассматривание иллюстраций с изображением солнца и лучиков детских художников (Васнецов В. М., Рачев Е. М., Конашевич В. М.)
- рассматривание произведений декоративно-прикладного искусства: керамики, тканей, вышивки, художественной росписи, резьбы по дереву с изображением солнышка.
- чтение и разучивание закличек, считалок, потешек о солнце.
- чтение сказки К. Чуковского «Краденое солнце»; чтение словацкой сказки «У солнышка в гостях».
- беседы: «Солнышко лучистое», «Весна», «Солнце – источник жизни на земле»
- загадывание загадок о солнце.
- дидактические и настольно-печатные игры: «Какой? Какая? Какое?», «Путешествие в мир эмоций», «Подумай-дорисуй», «Что изменилось?», «Дополни картинку», «Найди по описанию», «Времена года», «На что похоже?»
- подвижная игра «Солнышко и тучка»
- разучивание пальчиковой игры «А уж ясно солнышко».
- экспериментирование: «Солнечные зайчики»; «Свет вокруг нас» (солнце, светлячок, лампа, фонарик).
- рисование «Веселые лучики»
Материал:
- фонарик;
- иллюстративный материал с изображением солнышек разными способами;
- игрушка - солнце;
- предметы, по форме напоминающие солнце : цветы - подсолнухи, воздушные шарики, весёлая куколка с косичками, часы в виде солнца, цитрусовые фрукты, ромашки.
- материал для выкладывания образа солнышка : геометрические фигуры разные по цвету, по размеру; цветные счётные палочки; цветные бельевые прищепки; трубочки для коктейлей; ленточки; шенилки
- фонограмма Э. Григ «Утро», «Песенка мамонтёнка» из мультфильма «Мама для мамонтёнка».
- солё ное тесто: жёлтое, оранжевое, красное, белое;
- опорные карточки с изображением приёмов лепки;
- основа для солнышек : картонные заготовки разного размера и разной формы;
- для декорирования: бусины, пуговицы, пайетки т. д. ;
- дощечки для работы с пластилином; стаканчики; стеки; кисточки, подставки для кисточек.
Первый этап - постановка проблемы.
Эмоциональное введение детей в художественно-изобразительную задачу.
На стене появляется лучик и медленно перемещается по стене, по полу, по столам.
Дети заняты в центрах развития.
Дети обращают внимание на ситуацию, рассматривают, прислушиваются, проявляют интерес, любопытство.
П: - Что это такое? Ты откуда?
- Какой лучик?
- Зачем он появился? Как вы думаете?
- Может быть, он потерялся?
- Кого он ищет?
- Как ему помочь?
Д: Фантазируют, создают воображаемую ситуацию, рассуждают, высказывают суждение.
Рассуждают: ищет маму, друзей, братьев, сестёр.
Предлагают варианты помощи.
Второй этап – Обсуждение проблемы, принятие задачи.
П: - Посмотрите, куда приглашает вас Лучик? (луч направлен на демонстрационный стенд, где выставлены иллюстрации с изображением солнца с лучиками, выполненными разными способами)
- Чем они отличаются друг от друга?
Д: Рассматривают зрительный ряд. Проявляют внимание, любопытство.
Сравнивают, анализируют средства выразительности: цвет, форму, линии и т. д.
П: - Какие лучики у этого солнышка?
Дети анализируют, сравнивают, отражают в речи: волнообразные, волнистые, прямые, зигзагообразные, фигурные
П: - Какой формы солнце?
- Круг – какая фигура?
- Посмотрите по сторонам и найдите в группе предметы круглой формы. Назовите их.
- Чем отличаются плоские фигуры от объёмных?
Д: Анализируют, сравнивают, используют словарь математических понятий: плоская, объемная форма и т. д.
Делают умозаключение.
Педагог предлагает поиграть в игру «Какое солнышко?»
- Давайте встанем в круг. Я буду бросать мяч. Вы его ловите и называете какое, оно, наше солнце.
- Что оно вам напоминает? На что похоже?
Дети с удовольствием ловят мяч и отражают в речи: круглое, горячее, яркое, золотое, ласковое, ослепительное, звёздное.
П: - Лучику очень понравились слова, которые вы сказали про солнышко.
- А вы сможете создать солнышко из предметов, которые я вам предложу?
Третий этап – работа над образом
П: - Ребята посмотрите, что я вам приготовила (разнообразные геометрические фигуры, цветные счётные палочки; цветные бельевые прищепки; трубочки для коктейлей; ленточки; шенилки).
- Как эти предметы помогут вам создать свое солнышко?
Дети исследуют. Внимательно рассматривают, эстетически оценивают, анализируют.
П: - Придумайте солнышко, выберите для его создания нужные предметы и составьте солнышко на полу.
Д: Ориентируются в пространстве и на полу моделируют своё солнышко.
Включают творческое воображение.
П: - Из каких геометрических фигур создано твоё солнышко?
- Расскажи, из чего сделаны лучики?
- На кого (на что) похоже твоё солнышко?
- Ребята, а какие ещё материалы можно использовать для создания солнышка?
Д: Рассуждают: из бумаги, из пластилина, гипса, нарисовать красками, карандашами, слепить из солёного теста.
П: - Что потребуется для работы?
- С чего мы начнём?
Д: Высказывают суждение: слепим солнечный круг.
П: - Как мы это будем делать?
Д: Перечисляют действия: оторвать, раскатать между ладошек, сплющить, подравнять, вытянуть, выложить волнистой линией.
П: - Какой по цвету будет твой солнечный круг?
- Какой формы могут быть лучики?
Д: Отражают в речи: волнообразные, волнистые, прямые, зигзагообразные, фигурные
П: - А твоё солнышко сможет увидеть нас и сказать спасибо?
- Из чего можно сделать глазки, носик, ротик?
Дети выбирают нужный материал для изображения рта, глаз, носа
П: - Что нужно сделать, чтобы лучики не потерялись?
Д: Доказывают, что нужно воспользоваться водой для лучшего соединения солнечного круга и лучиков.
Четвёртый этап – продуктивный
Педагог предлагает детям выбрать место для работы, чтобы не мешать друг другу.
Д: Самостоятельно ориентируются в пространстве, выдвигают тумбочки.
Рационально распределяют предметы оборудования на столе для работы с солёным тестом.
Целеустремлённо погружаются в творчество.
Дети отрывают кусочек солёного теста от целого куска, раскатывают в шарик, слегка сплющивают в лепешку (сжимают в ладошках, располагают образ на картоне.
Отрывают кусочек другого цвета теста и делят его на 7-10 частей, раскатывают длинные, короткие тонкие цилиндры, и превращают их в лучики и располагают лучики на плоскости.
Во время лепки общаются между собой. Делятся своим замыслом. Предлагают поделиться цветным солёным тестом для придания образу выразительности (щёчки, ротик, разноцветные лучики).
Свободно передвигаются. Находятся в творческом и исследовательском поиске.
П: Мотивирует деятельность детей, обращает внимание на разнообразие лучиков в работах художников.
Поддерживает детей в их намерениях получить результат, вселяет уверенность.
П: - Какое настроение у твоего солнышка?
- Что можно сделать, чтобы твое солнышко улыбалось?
- Как получилось у тебя такое удивлённое выражение?
- Какой формы лучики у твоего солнышка?
- Чем можно украсить лучики?
Д: Выполняют действие: пользуются бусинками для украшения.
П: - Как ты его назовёшь?
В процессе работы педагог обращает внимание на качество выполнения работы, мотивирует, направляет и поощряет деятельность детей.
Д: Испытывают удовлетворение, гордость от проделанной работы и результата
Пятый этап - подведение итогов.
Педагог предлагает рассмотреть готовые работы.
П: - Ребята, подумайте и скажите, кем ещё может быть твоё солнышко для нашего гостя - Лучика?
- А как одним словом можно сказать всё то, что вы перечислили?
Д: Высказывают суждение: мама, бабушка, брат, сестра, друг.
Обобщают: семья, родные, близкие.
П: - Почему у твоего солнышка волнистые, (зигзагообразные, разные, прямые,.) лучики?
- Почему цвет глаз у твоего солнышка синий?
- Какое у него настроение?
- Назови своё солнышко. Почему именно так, а не иначе?
- Что хочет нам сказать твоё солнышко? А твоё?
Дети высказывают предположения и придумывают рассказ о своём образе солнца.