Валентина Куимова
План-конспект урока: «Золотое правило нравтсвенности»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект урока
«Золотое правило нравственности»
Модуль «Основы светской этики»
2015г
Тот, кто делает добро другу,
делает добро себе.
Э. Роттердамский
Цель: осмысление понятия «нравственность» как основополагающего нравственного постулата; начала, облагораживающего и улучшающего жизнь человека и общества.
Задачи:
• расширение культурного кругозора;
• развитие культуры этического мышления;
• формирование способности морального суждения и оценки;
Темочки:
• формирование умения самостоятельно принимать решение в ситуации нравственного выбора.
Оборудование урока :
• мультимедийная установка, презентация;
• видеоролик;
• учебник;
• карточки с рисунками;
• толковые словари;
Ход урока УУД
1. Организационный момент
Выявление восприятия, мотивация.
Закройте глаза на минуту, улыбнитесь, откройте глаза, посмотрите: у нас в классе стало светлее. Когда вы улыбаетесь, у вас счастливые и добрые лица.
2. Опорные понятия
Дайте толкование этих слов.
«НРАВСТВЕННОСТЬ», «ФИЛОСОФ»,
«САМАРЯНЕ»
НРАВСТВЕННОСТЬ – совокупность норм, определяющих поведение человека.
ФИЛОСОФ – ученый, специалист по философии; человек, занятый разработкой вопросов мировоззрения, мыслитель.
САМАРЯНЕ – потомки древнееврейского
населения Израильского царства, составляющие
в Палестине этническую группу, объединенную
в религиозную общину.
(Три человека работают по словарю.)
Анализ понятий и соотнесение их по толковому словарю.
Познавательные универсальные действия
3. Введение в тему урока
Когда говорят такие слова?
Одинаковы ли эти выражения по смыслу?
Первое выражение:
Второе выражение
Личностные действия
Сравнение
4. Цели урока
Авторы учебника ставят перед нами вопросы, на которые мы постараемся ответить в течении урока :
(Прочитаем их вслух)
- Почему появилось золотое правило нравственности.
- Как формулируется золотое правило нравственности.
- Как применять золотое правило нравственности в жизни.
Личностные действия -смыслообразование, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом
5. Исследовательская работа с текстом.
Опережающее задание:
Во время чтения текста и позже постарайтесь выбрать в нем отрывки, которые
а) радуют вас, потому что вы согласны со сказанным;
б) печалят вас, потому что так поступать тяжело;
в) очень спорные, вы с этим не согласны и хотите поспорить.
Познавательные универсальные действия, а
также постановка и решение проблемы.
1)Учебник стр. 42
Исследовательское чтение текста.
Человеку иногда трудно решить, что делать в каждой конкретной ситуации. Человечество всегда искало и продолжает искать способы правильного выбора и обоснования поступка. Одним из таких способов и является золотое правило нравственности. Его стали так называть в XVIII в. Но на самом деле это правило как способ управления поведением сложилось гораздо раньше. Оно встречается во множестве формулировок, например в учениях древнекитайского философа Конфуция, древнегреческого философа и математика Фалеса, философа Питтака и др. Приведём две наиболее известные его трактовки.
Золотое правило нравственности является самым общим принципом для обосновании морали. С его помощью человечество попыталось выработать универсальный способ выбора поступка. В этом огромная положительная роль золотого правила в развитии нравственности. Оно заставляет человека предвидеть последствия своих поступков. Однако это правило не даё т ответа на вопрос: «Что в конкретном случае является добром, а что — злом?» Человек должен решить это сам на основе собственных убеждений и принятых в обществе правил нравственности.
Как применять золотое правило в жизни? Сначала следует оценить последствия поступка в мыслях и чувствах. Поступок, который хочется или нужно совершить, следует перепроверить относительно того, на кого направлено действие, т. е. попытаться встать на его место. Подумать, каково было бы мне, если бы так поступили со мной. Затем ответить на вопрос: «Хотел бы я, чтобы со мной так поступили?» Если ответ «нет», то поступок совершать нельзя.
Регулятивные действия
2)Проверка опережающего задания по тексту
установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом
3)Рассматривание фото философов
Древнегреческий философ и математик Фалес
Древнегреческий философ Питтак
Древнекитайский философ Конфуций
Личностные действия -
жизненное самоопределение
6. Работа с вопросами и заданиями учебника
- Расскажите, как же вы понимаете золотое правило нравственности.
- Оцените поступки главных героев сказки А. Н. Толстого «Золотой ключик, или Приключение Буратино» с точки зрения золотого правила нравственности.
(Дети делятся на 5 групп и каждая работает со своим рисунком на карточке. Для ответа дети командируют одного из группы)
Коммуникативные действия -
учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем;
7. Притча о добром самарянине
… (просмотр видеоролика)
— А кто мой ближний?
На это сказал Иисус:
— Некоторый человек шёл из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шёл той дорогою и, увидев его, прошёл мимо. Также и левит, быв на том месте, подошёл, посмотрел и прошёл мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашёл на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино. И, посадив его на своего осла, привёз его в гостиницу и позаботился о нём. А на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: «Позаботься о нём; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе». Кто из этих троих, думаешь, ты, был ближний, попавшемуся разбойникам? …
Познавательные универсальные действия - общеучебные
8. Постановка вопросов.
1. Назовите действующих лиц притчи.
2. Почему многие люди проходили мимо раненого человека?
3. Кто помог этому человеку?
4. Какова главная мысль притчи?
5. Чему она учит?
ПОСЛЕТЕКСТОВАЯ РАБОТА
(Выделение основных мыслей и ключевых понятий.)
Продолжение обсуждения темы:
- Как вы поняли притчу Христа о добром самарянине?
- Вы согласны с утверждением: «Как ты к нам (относишься, так и мы к тебе»?
- В чём можно почувствовать порочность этого принципа? Какой мир – милосердный или враждебный – помогает устанавливать этот принцип?
Коммуникативные действия.
Познавательные универсальные действия, а
также постановка и решение проблемы.
10. Сформулируйте свои правила нравственности, которые вам помогают в жизни.
(Работа в парах)
Коммуникативные действия.
11. Рефлексия
Я
ВСПОМНИЛ УЗНАЛ НАУЧИЛСЯ
самостоятельный анализ действий и результатов
Слова учителя.
Твори добро, чтобы любя,
Добро тебя нашло.
Зла не верши, чтоб и тебя
Не погубило зло.
Джами
12. Домашнее задание
По выбору: – составить и изготовить буклет по теме
урока.
– найти в художественных произведения
отражение темы урока
(совместно с родителями)