Татьяна Захарова
План-конспект занятия в старшей группе. Тема: «Дикие животные лесов Брянского края»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема : «Дикие животные лесов Брянского края»
Задачи:
- расширить представления детей о диких животных леса Брянского края (лиса, заяц, медведь, белка, волк, лось); показать роль покровительственной окраски в жизни животных к среде обитания в разные времена года, дать представление о хищных и растительноядных животных;
- развивать познавательную активность детей;
Публикация «План-конспект занятия в старшей группе, Тема: „Дикие животные лесов Брянского края“» размещена в разделах
- Брянская область, Брянск
- В мире животных. Конспекты занятий
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Животные. В мире животных
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Республика, область, край. Список городов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2015
- воспитывать бережное отношение к природе.
Интеграция образовательных областей: ФК, П (ФЭМП, ЧХЛ, РР
Предварительная работа: беседа с детьми о диких животных лесов Брянского края, рассматривание иллюстраций, работа со схемами, беседа о правилах поведения в лесу.
Материал: картинки с изображением времени года «Осень» и «Зима», схемы животных, схемы лесов, картинки животных, цветные нити.
Ход.
Часть 1.
В. - Ребята, сегодня у нас на занятии присутствуют гости, поздоровайтесь.
В. - А сейчас садимся на свои места и помним об осанке, спинка прямая, ножки вместе, ручки на коленочках.
В. - Посмотрите на картинки и скажите, что это?
Д. – Это гербы.
В. - Верно, на картинках изображены гербы.
В. - Скажите, на первой картинке изображен герб чего?
Д. – На первой картинке герб России
В. - А на второй? (Брянской обл.)
Д. – На второй картинке герб Брянской области
В. - Что изображено на гербе Брянской области крупным планом?
Д. – елка
В. - Как вы думаете, почему именно елку изобразили на гербе?
Д. – Потому что Брянская область богата лесами
В. – Действительно это так, площадь лесов занимает почти 1/3 территории нашей области
В. - Кто может назвать, какие леса есть в нашем крае?
Д. – В нашем крае есть хвойные леса.
В. - Верно, хвойные леса, выходи к доске и найди на схеме этот лес.
В. - А какие деревья растут в таком лесу?
Д. – Елки, сосны
В. - Кто еще может назвать, какие леса есть в нашем крае?
Д. – В нашем крае есть лиственные леса.
В. - Верно, лиственные леса, выходи к доске и найди на схеме этот лес.
В. - А какие деревья растут в таком лесу?
В. - А какие еще леса есть в нашем крае, кто может назвать?
Д. – В нашем крае есть смешанные леса.
В. - Верно, смешанные леса, выходи к доске и найди на схеме этот лес.
В. - А какие деревья растут в таком лесу?
В. - Ребята, а знаете ли вы, какие животные обитают в наших лесах?
Д. –да, волк, заяц, белка и т. д.
В. - Узнаете ли вы этих животных по схемам?
В. - Кто сможет назвать животное на этой схеме?
Д. – на этой схеме заяц
В. - Верно - заяц (белка, лиса, волк, медведь, лось, Как ты догадался, что это заяц?
Д. – длинные ушки и маленький хвостик.
В. - прикрепи схему на доску.
В. - хорошо, вижу, вы знаете, какие животные обитают в наших лесах.
В. - Скажите, а знаете ли вы как можно разделить животных по способу питания? (вывешиваю схемы на доску)
Д. – Животные бывают растительноядные и хищные
В. - Верно, есть животные растительноядные, почему их так назвали?
Д. – потому что они едят траву, листья деревьев, веточки.
В. - А есть хищники, почему их так назвали?
Д. – потому что они охотятся и едят мясо, животных.
В. - Вы сможете разложить животных на две группы - растительноядных и хищников?
В. - Выходи Инга к доске, бери схему, назови животного со схемы и объясни, почему ты относишь это животное к определенной группе.
Д. – это волк,он хищник, потому что он охотится и ест животных
В. - молодцы ребята, вы хорошо справились с этим заданием.
В. - Ребята посмотрите на картину, какое время года на ней изображено?
Д. – на картинке изображена осень.
В. - Что меняется в жизни животных в это время года? Например, что делает белочка осенью?
Д. готовится к зиме.
В. - как она готовится к зиме?
Д. Запасает корм (орешки, грибы) на зиму, утепляет жилище.
В. - Белки живут в дуплах, могут строить гнезда на деревьях, подобно птицам. А еще, какие изменения происходят в жизни белок и зайцев?
Д. У них мех становится более теплым, пушистым.
В. - Зачем белкам и зайцам нужна теплая шубка на зиму?
- Посмотрите на следующею картину, какое здесь время года?
В. - А еще какие изменения происходят с шубкой зайца и белки?
Д. Они линяют, и шерстка вырастает другого цвета: у белки - серебристая, у зайца - белая.
В. - Так животные приспосабливаются к условиям жизни. А сейчас мы должны понять, для чего животным нужно менять цвет своей шубки в ходе линьки.
В. - я предлагаю вам собрать нити. Где это легче было сделать: там, где они совпадают, или там, где не совпадают с фоном? Почему?
Д. На снегу белого зайца труднее заметить хищнику, и серебристую белочку на дереве, занесенном снегом, тоже труднее заметить, причем и хищнику, и охотнику.
В. - Можно ли по цвету шубки определить, какое сейчас время года?
Д. Да, можно. Если шубка у зайца пестрая - это конец осени, скоро зима. Если она белая - значит, пришла зима.
В. - А почему не меняют цвет волк, лиса, медведь?
Д. Наверно, они не боятся других зверей, они более сильные.
В. - Так почему же лиса и волк не меняют окраску? Лиса остается рыжей, волк — серым.
Д. У лисы меньше врагов, чем у зайца, да и сама она хищница.
В. - Кто опасен для лисы?
Д. Волк.
В. - А медведь?
Д. Медведь зимой спит.
В. - Почему медведь зимой спит, а другие животные не спят?
Д. Наверное, ему трудно зимой найти еду. Малины нет. Корни под снегом, муравейники тоже под снегом.
В. - Можно ли по окраске шерсти медведя и лисы определить, какое время года?
Д. Нет, они не меняют свою окраску.
В. - А по поведению медведя можно узнать, какое время года?
Д. Если медведь залег в берлогу, то это конец осени, начало зимы.
В. - А кто еще спит зимой?
Д. Барсук, ежик, енот.
В. - Лось (показываю картинку) хищное животное или растительноядное?
Д. Растительноядное. Лось ест траву, веточки, грибы.
В. - лось не боится хищных зверей?
Д. Нет, он большой, сильный. Он быстро бегает и может сильно ударить ногами.
В. - А когда зимой лосю труднее спасаться от хищников?
Д. Когда много снега. Трудно передвигаться по глубокому снегу, по сугробам. А когда снег подтаивает, на нем образуется корочка, и она мешает лосю быстро бежать. А еще он льдинками может поранить лапы.
В. - Защищает ли окраска лося зимой?
Д. Нет, он серый, темный, похож по цвету на стволы деревьев и кустов.
Физминутка:
«Лоси»
На полянку вышли лоси
скрестить руки и поднять их над головой (пальцы прямые, раздвинуты,
Дружная семья:
Папа лось идет с рогами,
(шагают на месте, высоко поднимая колени)
А лосенок с рожками;
(на месте переступают с носочка на носочек (отрывая от пола
только пятки, указательные пальцы обеих рук приставляют
ко лбу (рожки);
Мама длинными ногами
(переходят на высокий шаг с «большими рогами»);
А лосенок – ножками.
(повторяют шаги лосенка)
Часть 2.
В. - Перед вами план леса.
В. - Наша задача - определить местонахождение животных.
В. - как мы можем узнать, где какое животное?
Д. – можно узнать по следам
В. - Верно, по следам.
В. - кто скажет, чьи это следы и куда они ведут?
Д. это следы лисы, они ведут вверх к норе.
В. - хорошо, возьми лису и оставь ее у норы.
В. - кто назовет животное этих следов? Ориентироваться будем от большой сосны, расположенной в центре плана
Д. это следы лося, они ведут от большой сосны в верхний левый угол к ели.
В. - хорошо, возьми лося и оставь его у ели.
В. - кто назовет животное этих следов?
Д. это следы зайца, они от большой сосны ведут вниз к кустику.
В. - хорошо, возьми зайца и оставь его у куста.
В. - Посмотрите у нас есть дерево с дуплом, кто в нем может жить?
Д. В дупле живет белка.
В. - верно, возьми белку и оставь ее в дупле.
В. - молодцы, вы определили местонахождение всех животных!
Часть 3.
В. - Ребята, чем же именно дорог нам лес? Лес – наше богатство! Лес – воздух для легких, влага и тень. Лес – дом для зверей и птиц. Лес – наш друг; он задерживает влагу, помогает человеку выращивать хороший урожай. Лес – кладовая, бесплатно отдающая свои дары: орехи, грибы, ягоды… Лес – зеленый наряд нашей планеты.
Все в мире взаимосвязана: жизнь человека и жизнь леса с ее обитателями.
В. - Какие правила поведения в лесу вы знаете?
Д. – нельзя оставлять мусор, нельзя шуметь и т. д. (выставляются картинки)
В. - Молодцы ребята, вы знаете правила.
В. - Природа – наше богатство; беречь это богатство для последующих поколений – наша задача и долг. Вдумайтесь в содержание призыва к вам писателя Михаила Пришвина. «Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах живут разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину».
Часть 4.
В. - Понравилось вам наше занятие?
В. - Что больше запомнилось?
В. - Какое задание было самым трудным?
В. - Какой вывод из сегодняшнего занятия мы сделаем? (беречь и охранять природу)
В. - Занятие наше закончилось. Все дети были внимательными, находчивыми, справились со всеми заданиями. Молодцы!