Получи документы

План-конспект занятия в подготовительной группе «Донские казаки»

ЯШИНА Татьяна Васильевна
План-конспект занятия в подготовительной группе «Донские казаки»
▼ Скачать + Заказать документы

План – конспект

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Цель: Обобщение знаний о семейном укладе казаков, Духовно - нравственных устоях Донского казачества.

Задачи:

Публикация «План-конспект занятия в подготовительной группе „Донские казаки“» размещена в разделах

Образовательные: Приобщать детей к культуре и быту казачества; закреплять представления детей о быте и укладе жизни казачьей семьи; формировать ценностные представления о труде казаков, о семейных отношениях; ознакомить с содержанием казачьих песен.

Развивающие: Развивать познавательный интерес к истории своего народа; развивать и обогащать словарный запас казачьими словами и выражениями; совершенствовать умение использовать диалектизмы в речи точно по смыслу; расширять запас слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков.

Воспитательные: Воспитывать патриотические чувства, любовь к родному краю, Родине, чувство гордости за свой народ; воспитывать уважение, бережное отношение к обычаям, традициям и нравственным ценностям казаков; воспитывать внимательное отношение и уважение к членам семьи, чувство уважения и почитания к старшим.

Предварительная работа: Заучивание казачьих слов и выражений, стихов, чтение былин, рассказов, легенд, разучивание игры «Забытые слова», знакомство с заповедями казаков, рассматривание иллюстраций с изображением жизни казаков, казачьей одежды, беседа о воспитании девочек, мальчиков, о традициях семейного воспитания, дидактические игры, презентации, фото материалы, игровая деятельность.

Материал: Наглядность с помощью ИКТ, рушник, самовар, скатерть, шали, плетёные корзины, аудио записи казачьих песен.

Методические приё мы:

1 Словесный: (беседа, стихотворения, вопросы к детям, поощрения);

2 Наглядно – демонстрационный: (показ презентации, атрибуты казачьего быта);

3 Практический: (пальчиковая гимнастика «Казачья семья»;

4 Игровой: (игра «Забытые слова»);

5 Методы контроля: (традиционное казачье чаепитие).

Ход занятия

Дети заходят в зал, становятся полукругом.

1реб. На фоне слайда реки Дон.

Не за морем океаном

Не за островом буяном

А на седьмой излучине

Батюшки Дона

Встречали гостей

Будьте как дома. ()

2 реб. Здравствуйте гости дорогие

Посидите, отдохните,

А мы вам о Доне батюшке,

Казачестве расскажем. ()

3 реб.

Откуда Дон берёт начало,

Где скрыта быстрая река

Что в низ по руслу величаво

Уходит в дальние края. ()

4 реб.

Под незнакомою берёзой

Начало Дон своё берёт

Из под травы земли московской

С Ивана-озера течёт ()

5 реб.

Играют травы разноцветьем

И отражаются в Дону

С сердечным утренним приветом

Тропинкой по полю иду ()

6 реб.

А справа высится пшеница

Качая колос налитой

Ну как тут можно не влюбиться

В чудесный этот край родной ()

7 реб.

Здесь дом-курень, а двор при доме баз

Природа здесь, что краше нет на свете

И хочется прям крикнуть не таясь

Люблю я вас – мои родные степи! ()

Восп.

Много сказочных мест у России

Городов у России не счесть.

Может, где-то бывает красивей,

Но не будет роднее, чем здесь.

В родной степи шумят поля и реки

Цветут сады, колышется трава

Очаровала ты меня на веки,

Моя Донщина - Родина моя!

-Ребята, давайте посидим рядком, да поговорим ладком о родной стороне.

А поведём мы беседу на очень интересную тему, о Донском казачестве, его обычаях, традициях, пословицах и поговорках. То о чём мы с вами сегодня будем говорить, это один из кирпичиков, вложенный в дело возрождения славного, сильного, яркого, свободного племени – казачества.

А кто такие казаки?

Ответы детей.

Дети: Казаки –это вольные, смелые люди. Они были воинами - защищали Родину от захватчиков, другие занимались хозяйством.

Воспитатель.

Верно. Они жили на окраине южных границ России. Те казаки, которые селились по берегам Дона, стали зваться Донскими казаками.

На Дону селились люди не только с Руси, но и с других земель. Среди казаков можно было встретить: украинцев, белорусов, поляков, греков, персов, татар, грузин, калмыков и осетин. Однако русских всё же было больше. Поэтому все казаки, независимо оттого, откуда они пришли на Дон, считали себя русскими людьми и защитниками Руси.

А выступая в поход, что в первую очередь брали с собой казаки?

Дети: Флаг!

Воспитатель. А какой флаг был у казаков?

Дети. Он состоит из трёх продольных полос синего, жёлтого и красного цветов.

Воспитатель. Правильно! Флаг Великого войска Донского был принят в 1918 году на казачьем кругу. Три народности издревле живут на донской земле и составляют коренных граждан донской области. Это донские казаки, калмыки, и русские крестьяне. Национальными цветами их были: синий, жёлтый и алый.

Кто может сказать, что означают эти цвета?

Иллюстрация флага Ростовской обл.

Дети. Синий – символ донских казаков, жёлтый – символ калмыцких степей, алый – символ русских крестьян.

Воспитатель. Да ребята! И сегодня это флаг Ростовской области.

А, что ещё с собой в поход брали казаки?

Дети. Землю.

Слайд - казаки в степи.

Воспитатель. Правильно! Они хранили её в небольшом, расшитом мешочке на груди у самого сердца, считая, что она придаёт им сил в бою. Это не простая земля – это наша Донская земля.

Мы родом из Донского края.

На свете нет прекрасней рая.

Простор степей, песков

И хлебных, жёлтых колосков.

А почему возникло такое название – Донская земля?

Дети: Потому – что, главная река Ростовской области Дон.

Восп: А кто из вас скажет, как назывались дома в которых жили казаки?

Дети: Курень.

Слайд – Курень (дом казака)

Восп: А что значит это слово?

Дети: Курень значит «круглый».

Восп: А разве дома у казаков были круглые?

Дети: Нет! Все комнаты были построены вокруг печки по кругу отсюда это название.

Восп: А почему в старой казачьей пословице говорится «Печь – царица в доме»?

Дети: Потому, что она является домашним очагом, символом благополучия. Печь обогревала всех, на ней готовили еду.

Восп: А чем ещё отличаются казачьи курени от домов, в которых мы живём?

Дети: Курени двух этажные. Первый этаж низкий его называли низы, строили его из самана и камня, хранили там запасы продуктов, а зимой пускали животных. А верхний этаж был деревянным, там жили люди.

Восп: Правильно как говорили казаки – жить нужно в дереве, а продукты хранить в камне. А как называли балкон вокруг дома?

Дети: Балясины.

Восп: А для чего казаки строили балясины?

Дети: Во время разлива вода могла не уходить до самого лета, казаки с балясин на лодках переправлялись от дома к дому.

Восп: А какие вы знаете традиции, которые строго соблюдались в казачьей семье?

Дети: 1. Уважительное отношение к старшим.

2. Почитание гостя.

3. Уважение к матери и сестре.

Восп: Казаки считали, что тот кто не уважает обычаи своего народа, не хранит их а своём сердце, тот позорит не только свой народ, но и прежде всего не уважает самого себя, свой род, своих древних предков. Вот и давайте расскажем, что такое казачья семья.

Пальчиковая гимнастика. «Казачья семья».

На скамейке у плетня (пальчик к щеке)

Собралась вся семья (обнялись)

Погутарить, пошутить (пальчик к губам)

Деток разуму учить (пальчик ко лбу)

Наш дедуля казачок (подкручивают усы)

Смастерил нам сундучок (стучат кулачками)

А бабуля – бабушка (одевают платочек)

Испечёт оладушки (лепят пирожки)

Батюшка - любимый (ладонь к сердцу)

Защитит родимый (руку на колено).

Матушка – хозяюшка (ладони вперёд)

Малым детям нянюшка (гладят соседа по голове)

Колыбель качает (качают ребёнка)

Песню напевает.

И конечно пострелёнок (показать на себя)

Озорной ноне ребёнок (грозят пальчиком)

Озорной егоза (взялись за голову)

Во все стороны глаза (поворачивают головой)

Поседела у плетня (палец к щеке)

Наша дружная семья (разводят руками)

Поиграли, пошутили (загибают пальчики)

Малых деток научили (грозят пальчикам)

Мамку с тятей почитать (загибают пальчики)

Бабу с дедом уважать,

Не грубить, и не злословить,

Доброту не экономить,

Всех прощать,

Уметь любить,

Данным словом дорожить,

Ведь не зря гласит молва (развести руки)

Семья дружбою жива! (пальцы в замок)

Восп: Молодцы! Присаживайтесь.

А как одевались казаки?

Загадки.

Голове не будет страха,

если есть на ней … /папаха/

Что удобней для ноги:

туфли или… /сапоги/

В модных джинсах не поскачешь,

а скорей всего заплачешь.

Как папаха голове,

надо хлопцам…/галифе/

Кому - плащ, кому - тужурка,

казаку – казачья…. /бурка/

Ну, а если командир,

полагается … /мундир/

Между делом, тары-бары,

Носит батька … /шаровары/

А чтоб сделать ловкий шаг,

полагается… /кушак/

В ножнах спит, а не в постели.

Как огонь, горит на деле.

И надёжна и остра

Казаку в бою - сестра. /шашка, сабля/

Восп. А что вы можете сказать о том, как одевались казачки.

Слайд – костюмы казаков и казачек.

Дети: Костюм казачки состоял из юбки и кофты. Юбки украшали оборками и кружевом, а кофты тесьмой. Молодые девушки носили косу, а женщины заплетали вокруг головы.

Восп: Одежда казаков шилась в ручную, её украшали вышивкой, она была простая и удобная.

Восп: Ребята, а кто является верным другом казака?

Дети: Конь!

Слайд – конь в степи.

Восп: Правильно! Жизнь казака без коня была немыслима. О коне они заботились больше, чем о себе. Недаром было сложено много пословиц об этом. А вы знаете эти пословицы?

Пословицы.

Дети: 1. Казаку конь себя дороже!

2. Казак с конём ночью и днём!

3. Казак без коня – сирота!

4. Казак сам голодает, а коня накормит!

5. Казак без коня – что солдат без ружья!

Восп: А какие ещё казачьи пословицы вы знаете?

Дети: 1. Где казак – там и слава!

2. По казаку Дон плачет!

3. Казачьему роду нет переводу!

4. Степь да воля – казачья доля!

Игра - «Кони»

Играющие делятся на «Лошадей» и «Кучеров». Проводится черта. По одну сторону, которой становятся «Лошадки», по другую - «Кучера».

«Лошадки» взявшись за руки. Подходят к черте и говорят:

Тара-тара- тара – ра

Ушли кони со двора.

После этих слов они разбегаются, а «Кучера» их ловят и отводят в специально отведенное место «Конюшню».

Дети, изображающие коней, должны щелкать языком, чтобы «Кучера» знали кого ловить.

Переловив «Коней», «Кучера» обхватывают «Коней», детей за талию и уезжают.

Восп: А чем казаки занимались в мирное время, когда не приходилось защищать родину?

Дети: Земледелием, огородничеством, скотоводством, рыболовством, виноградарством.

Восп: Но казаки умели не только работать, но и очень любили петь и веселиться. Песни у казаков как степи широкие. Вспомните пословицы, которые казаки придумали о пене.

Слайд – казачий ансамбль.

Дети: 1. Казак без песни –что виноградная лоза без гроздьев!

2. На Дону казаку и камень подпевает!

3. На Дону исстари ведётся – без запевалы песня не поётся!

Восп: А теперь давайте поиграем в игру «Забытые слова».

Дети под музыку идут по кругу. Ведущий идёт по кругу в противоположную сторону с рушником в руках. Музыка останавливается, дети и ведущий останавливаются. Ведущий набрасывает рушник на плечи ребёнку, который оказался напротив него.

Ребё нок: Слово мне говори.

Восп: По казачьи повтори : Шелковица (тютина, командир (атаман, очень (дюже, полотенце (рушник, дом (курень, говорят (гуторят, отец (батя, хозяйственный двор (баз, компот (узвар, плётка (нагайка).

При правильном ответе, все дети кричат «Любо».

Восп: Замечательно мы с вами вспомнили забытые слова. (присаживайтесь).

Молодцы! Вы очень много знаете о быте, укладе жизни, традициях казаков. Ребята вам понравились наши посиделки?

Дети: Да!

Восп: А, что вам больше всего понравилось и запомнилось?

Дети: (ответы).

Слайд – Дон – Батюшка.

Мы с вами живём в казачьем крае. Где дружно живут люди и других национальностей. Живём мы дружной, весёлой семьёй и не забываем об истории нашего родного края.

Но наши посиделки подошли к концу и по казачьей традиции я приглашаю вас на чаепитие

Публикации по теме:

Фотоотчет музыкально-тематического занятия «Как казаки письмо Екатерине писали»Фотоотчет музыкально-тематического занятия «Как казаки письмо Екатерине писали» Фотоотчет музыкально-тематического занятия «Как казаки письмо Екатерине писали» Дети – цветы жизни. Красивая фраза, которой прользуются.

Фотоотчёт о внеурочном мероприяти «Мы — донские казаки!»Фотоотчёт о внеурочном мероприяти «Мы — донские казаки!» Фотоотчёт внеурочного мероприятия "Мы - донские казаки!" [/b] Мы живём на донской земле. Наши образовательные учреждения носят статус "казачьих".

Конспект НОД «Донские казаки» (старшая группа)Конспект НОД «Донские казаки» (старшая группа) Цель: воспитывать у детей любовь к Родине, развивать патриотические чувства, формировать гендерную, гражданскую принадлежность в процессе.

Конспект НОД «Мы донские казаки, дети гордой Дон-реки»Конспект НОД «Мы донские казаки, дети гордой Дон-реки» Цель: Формирование знаний о казачестве, его самобытности, культуре, традициях, о специфике воспитания детей в казачьей семье. Задачи:.

План-конспект дистанционного занятия по аппликации из ватных дисков «Панда» для детей подготовительной группыПлан-конспект дистанционного занятия по аппликации из ватных дисков «Панда» для детей подготовительной группы Цель: развитие творчества у детей в работе с разными изобразительными материалами. Задачи: Расширять представления дошкольников о большой.

План-конспект дистанционного занятия по оригами с элементами аппликации «Открытка к Дню Победы» в подготовительной группеПлан-конспект дистанционного занятия по оригами с элементами аппликации «Открытка к Дню Победы» в подготовительной группе Цель. Изготовление поздравительной открытки к Дню Победы Задачи. Продолжать учить детей создавать поделки, используя технику оригами.

План-конспект дистанционного занятия по оригами «Закладка-карандаш для учебников» в подготовительной группеПлан-конспект дистанционного занятия по оригами «Закладка-карандаш для учебников» в подготовительной группе Цель. Изготовление закладки - карандаша для книг в технике оригами. Задачи Продолжать учить детей создавать поделки в технике оригами.

План-конспект занятия «Письмо Деду Морозу» с детьми подготовительной группыПлан-конспект занятия «Письмо Деду Морозу» с детьми подготовительной группы Цель: написать письмо Деду Морозу. Задачи: - познакомить с понятием «письмо», правилам его написания. - расширять лингвистический кругозор.

План-конспект занятия по аппликации с элементами рисования «Лес, точно терем расписной» в подготовительной группеПлан-конспект занятия по аппликации с элементами рисования «Лес, точно терем расписной» в подготовительной группе План-конспект занятия по аппликации с элементами рисования «Лес, точно терем расписной…» (подготовительная группа). Тема: «Лес, точно терем.

План-конспект занятия по оригами «Замок» в подготовительной группеПлан-конспект занятия по оригами «Замок» в подготовительной группе Цель: научить детей складывать из бумаги «Замок» в технике оригами Задачи: продолжать знакомить дошкольников с техникой оригами; - формировать.

Автор публикации:
План-конспект занятия в подготовительной группе «Донские казаки»
Опубликовано: 15 января 2024 в 10:05
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «План-конспект занятия в подготовительной группе «Донские казаки»» (включая файлы) размещена пользователем ЯШИНА Татьяна Васильевна (УИ 3237223) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД