татьяна якубик
«Путешествие в страну Звукляндию». План-конспект занятия по речевому развитию в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Путешествие в страну Звукляндию»
Цели: дать понятие о звонких и глухих согласных, совершенствование навыков звукового анализа, развитие фонематического восприятия, воспитывать интерес к работе со звуками.
Ход занятия
1. Орг. момент
Я твой друг, и ты мой друг,
Дай ладошку, встанем в круг.
Мы сомкнём кружок тесней,
Чтоб друг другу стать родней.
2. Актуализация знаний
- Мы сегодня вновь отправимся в страну Звукляндию.
А с нами сможет пойти только тот, кто правильно ответит на вопросы.
- Какие бывают звуки речи? (гласные и согласные)
- Какие звуки мы называем гласными?
(этот звук всегда поется,
Этот звук, как песня льется.
Звук, свободно ты лети,
Нет преграды на пути)
- Сколько гласных звуков в русском языке? Назовите их.
(а-о-у-э-ы-и
Звуки гласные мои
Их нетрудно перечесть
Гласных звуков ровно 6)
-Как мы их обозначаем? (красным квадратиком)
-Какие звуки мы называем согласными?
(Во рту всегда преграда есть,
Их даже петь нельзя.
Мы их согласными зовем,
Запомните, друзья)
- Какие бывают согласные звуки? (твердые и мягкие)
- Как мы обозначаем твердый согласный? Мягкий? (синим и зелёным квадратиком)
-Ну что, теперь все готовы в путешествие. А как вы думаете, на чем сегодня мы туда отправимся?
-Узнаем, выполнив графический диктант.
- Откройте тетради. Поставьте карандаш на красную точку.
4 вправо, 2 вверх, 8 вправо, 2 вниз, 3 вправо, 3 вниз, 2 влево, 1 вверх, 2 влево, 1 вниз, 6 влево, 1 вверх, 2 влево, 1 вниз, 3 влево, 3 вверх. Что получилось? Чего не хватает? Дорисуйте колёса.
- Так на чем мы отправимся в страну Звукляндию? (на машине)
Артикуляционная гимнастика
Произнесите чистоговорку:
Са-са-са – у машины 4 колеса
Сэ-сэ-сэ- машина катит по шоссе.
3. Основная часть
Сюрпризный момент
(слайд 1)
Домовенок Кузя: Здравствуйте, ребята! Ой, как холодно. У нас в стране Звукляндии поселилась Снежная Королева. Она заморозила здесь всё. Помогите нам её одолеть и прогнать.
- Ну что, ребята, поможем Кузе и другим жителям страны Звукляндии? (да)
Кузя: -Спасибо, ребята! Я нисколько не сомневался в вас.
Тогда отгадайте загадку:
Крыша в шапке меховой,
Белый дым над головой,
Двор в снегу, белы дома
Ночью к нам пришла …. (зима)
Кузя: Ребята, чтобы расчистить всё от снега, надо произвести звуковой анализ слова «зима».
-Послушайте и скажите, сколько звуков живут в слове «зима». З-и-м-а (4 звука)
Работа на листочках
- Посмотрите на домик для слова зима.
Назовите первый звук. (зь)
-какой он: согласный или гласный? (согласный)
- А раз он согласный, то он твёрдый или мягкий (мягкий)
- Каким цветом мы его обозначим? (зелёным)
- Назовите второй звук. (и) Какой он? (гласный)
- Каким цветом обозначим? (красным)
-Назовите третий звук. (м) Какой он? (согласный, твердый)
- Каким цветом обозначим? (синим)
-Назовите последний звук. (а) Какой он? (гласный)
- Сколько гласных звуков в слове? Сколько согласных? Сколько слогов? Как узнали? (сколько гласных, столько и слогов) Позовите слово, какой слог будет ударным? (второй)
А сейчас немного отдохнем.
4. Физминутка
Танец игра с ускорением для детей Мы пойдём налево
Кузя: Молодцы, ребята! Вы расчистили все от снега. Но чтобы прогнать Снежную Королеву надо узнать всё о согласных звуках. Кто же нам в этом поможет? (эхо)
Кузя: -Правильно, ребята, поможет нам эхо.
Эхо: Все согласные умеют шуметь, но по-своему. Одни делают это потихоньку, а другие в полный голос. Те, что шумят в полный голос, называются звонкими. Про них ещё говорят, что они состоят из шума и голоса. А те, что шумят потихоньку, называются глухими. В них есть только шум, а голоса нет.
- Ребята, так как называются согласные звуки, которые шумят в полный голос? (звонкими)
А те, которые шумят потихоньку? (глухими)
- А как же их различить?
Эхо: - Положите руку на горлышко и скажите (м). Чувствуете, как горлышко дрожит? А дрожит оно, потому что звук (м) – звонкий. Он состоит не только из шума, но и из голоса. Голос заставляет дрожать горлышко. Снова положите руку на горлышко и скажите (с). Горлышко не дрожит. В звуке (с) нет голоса, есть только шум. Это звук безголосый, или глухой.
- Ребята, давайте потренируемся в определении звонких и глухих согласных. Приложите руку к горлышку и произнесите звуки: (б, (в, (г). Какие они? (звонкие, потому что горлышко дрожит) А теперь (к, (т, (п). Какие они? Почему? (горлышко не дрожит, значит глухие)
5. Закрепление
-Вот мы и узнали ещё новое о согласных звуках. А Снежная Королева так и не уходит. Что же делать?
Кузя: Если вы правильно разложите картинки, то Снежная Королева сама улетит.
Игра «Звенит – не звенит»
Цель: определить на слух первый звук в слове и положить влево картинки с глухими согласными, а справа – со звонкими.
Кузя: -Спасибо, ребята! Вы спасли нас от Снежной Королевы.
- А нам, пора возвращаться в детский сад.
6. Рефлексия
-Ребята, так что мы узнали сегодня о согласных звуках ещё? Какие они бывают? (звонкие и глухие) Как мы их будем распознавать? (если горлышко дрожит, значит они звонкие, если не дрожит – то глухие)
А какое задание вам сегодня понравилось выполнять больше всего? А какое было трудным?