Дария Степанова
План-конспект занятия по приобщению детей старшей группы к чувашской национальной культуре «Наш край — Чувашия!»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: ознакомление детей с особенностями чувашской национальной культуры.
Задачи:
Образовательные задачи:
- уточнить название республики, столицы, города республики Чувашии;
- закрепить знания о флаге, гербе и гимне Республики Чувашия;
- формировать элементарное представление о чувашском народе, населяющих Поволжье;
- знакомить с народными традициями, бытом, одеждой чувашей.
Публикация «План-конспект занятия по приобщению детей старшей группы к чувашской национальной культуре „Наш край — Чувашия!“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Республика, область, край. Список городов
- Старшая группа
- Чувашия. Чувашская Республика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2022
Развивающие задачи:
- развивать речь детей, активизировать в речи употребление слов-определений чувашского праздника, предметов национальных костюмов чувашей.
Воспитательные задачи:
- воспитывать у детей уважение к культуре чувашского народа;
- воспитывать интерес к чувашской национальной культуре.
Словарная работа: шур -к пе, саппун, масмак, тухья, сыв пул р.
Оборудование и материалы: презентация «Наш край (иллюстрации с символикой Республики Чувашия, иллюстрации с изображением чувашских национальных костюмов, кукла Сарпи, аудиозапись с гимном Чувашии, компьютер, проектор; игра «Собери флаг», карточки с заданием для игры «Закончи узор».
Ход занятия.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Салам, ачасем! Проходите, присаживайтесь! В давние времена приветствие «Салам» использовали только при вхождении в дом. Я рада приветствовать вас в нашей чувашской деревеньке. По старинному обычаю всякий странник – гость в доме чуваша: «стариков почитай, молодых люби, всякому путешественнику дай убежище и пищу в своем доме».
Воспитатель: Много народов проживают в России. У каждого народа свой язык, своя культура, своя религия, свои национальные традиции и обычаи. Сегодня мы с вами познакомимся с культурой чувашского народа.
Воспитатель: Ребята, почему республика называется Чувашская?
Дети: Республика называется чувашской, потому что население республики – чуваши.
Воспитатель: Как можно сказать про Чувашию, какая она?
Дети: Любимая, большая, красивая, веселая, старинная, богатая, солнечная, чистая, дорогая, уютная, многонациональная.
Воспитатель: Правильно! А как называется столица, главный город Республики Чувашии?
Дети: Чебоксары.
Воспитатель: Город Чебоксары – очень красивый город. Он находится на берегу великой и могучей реки Волги. В нем много улиц, проспектов, площадей. Он живет сложной, шумной жизнью. А вы любите стихи? (Ответы детей.)
Воспитатель читает отрывок из стихотворения Лидии Кубашиной «Хвала тебе, Чувашия!»
«Хвала тебе, Чувашия!»
И имя, и язык твой – сердцу свято.
Дубравами и хмелем, и трудом,
И песнями, и вышивкой богата.
Жива в узорах древних нити сила,
Связавшая народы в их судьбе, -
Ты будешь жить во мне, моя Россия
Пока живет Чувашия в тебе».
Воспитатель: Ребята, все государства имеют свои государственные символы. У чувашской республики они тоже есть. Назовите государственные символы Республики Чувашия.
Дети: Флаг, герб, гимн.
Воспитатель: Правильно, ребята. Давайте поиграем в игру «Найди и покажи флаг».
(Дети находят и показывают флаги: российский, мордовский, татарский, чувашский)
Воспитатель: Молодцы! Посмотрите, ребята – это флаг республики Чувашии. Цвета государственного флага – желтый и красный, основные цвета чувашского народа. Желтый (сар) цвет – означает самое прекрасное и светлое. Красный цвет (х рл) – один из самых распространенных цветов, которым выполнялись основные элементы народного орнамента, обозначает – достоинство, могущество, сила. На флаге Чувашии желтый фон – это место под солнцем, красный – земля, на которой растет «Древо Жизни», изображенное древнечувашской эмблемой. Эмблема «Три Солнца» в виде трех одинаковых солярных знаков символизирует защиту, благополучие и солнечный свет.
А теперь я предлагаю вам поиграть в игру «Собери флаг Чувашии». Но прежде чем приступить к игре, мы поработаем с пальчиками.
Пальчиковая гимнастика «Здравствуй!»
«Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, матушка-земля!
Здравствуй, мой вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в родном краю
Всех я вас приветствую!»
Игра «Собери флаг Чувашии»
Воспитатель: А это, ребята, герб Чувашии. Состоит из «Древа жизни», мы уже с вами говорили об этом и восьмиугольная звезда – это образ солнца, которая дарит людям жизнь. Главная часть герба – щит, означает чувашское народное понятие «Были. Есть. Будем». Вокруг гербового щита нарисовано ветви хмеля, ведь хмель - ведущая культура сельского хозяйства Чувашии.
Физкультминутка «По Чебоксарам мы идем»
«По Чебоксарам мы идем, (маршируем)
Звонко песенку поем.
Город очень большой, (руки в стороны)
Он уютный и живой. (обнимаем себя)
Он сверкает и цветет. (руками показываем фонарики)
Город улыбается, (улыбаются друг другу)
Он нам очень нравится». (знак кистями рук)
Воспитатель: Ребята, у чувашского народа, как и у других национальностей есть любимые праздники. Самым любимым праздником чуваш является варни. Это веселый праздник проводов зимы и встречи весны, очень похожий на русскую масленицу. Во время этого праздника в деревнях молодежь устраивали катание на лошадях, обвешенных колокольчиками и бубенчиками, украшенных платками и полотенцами. Детвора каталась с гор на салазках. Взрослые устраивали традиционные обрядовые пиршества с блинами (икерч) и колобками (й ва). Все одаривали друг друга подарками, орехами, семечками. Ровно в полночь торжественно зажигали чучело «масляничной бабы». Вокруг жарко горящего костра собиралась вся деревня и играли в разные игры.
Воспитатель: Любой праздник сопровождается демонстрацией одежды. На праздники люди одевают свои лучшие наряды и украшения. Хотите посмотреть, как выглядит чувашский национальный костюм?
Демонстрация иллюстраций чувашского национального костюма
Воспитатель: Посмотрите, здесь изображены девушка и юноша в чувашских национальных костюмах. Любимыми цветами являются желтый, белый, красный, зеленый, синий. Платье у женщин было белое, поверх платья одевали фартук (саппун). Женщины-чуваши носили головные уборы: покрывала, повязка (масмак) или шапочка-тухья, украшенные бисером и серебряными монетами. Мужчины в качестве одежды носили халаты, кафтаны, рубашки (к пе, штаны. На голове носили летом – ялкас, а зимой - л к. Обувью были в основном лапти. Редко у кого были кожаные сапоги.
- Ребята предлагаю вам поиграть в игру «Закончи узор». Перед вами находится карточка с узором, который нужно закончить.
Игра «Закончи узор»
Воспитатель: Ребята, а к нам в гости пришла кукла Сарпи. У нее красивое чувашское имя. И по национальности она чувашка. Давайте поздороваемся с ней на чувашском языке. Кто знает, как будет «Здравствуйте» на чувашском языке?
Дети: Салам!
Воспитатель: Во что она одета?
Дети: В чувашский национальный костюм.
Воспитатель: Ребята, кто скажет, что у Сарпи на голове?
Дети: Тухья.
Воспитатель: Что у нее одето поверх платья?
Дети: Саппун.
Воспитатель: Ребята, кукла Сарпи хочет, чтобы мы послушали гимн Чувашской Республики. Как нужно слушать гимн?
Дети: Гимн надо слушать стоя.
Воспитатель: Сейчас мы послушаем гимн Республики Чувашия.
Прослушивание отрывка гимна Чувашии
Воспитатель: Ребята, что нового, интересного вы узнали на занятии? Какие новые слова вы узнали? Как называется любимый чувашами праздник? (Ответы детей)
Воспитатель: Кто скажет, как называются чувашские женские головные уборы?
Дети: Тухья и масмак.
Воспитатель: Ребята, кукле Сарпи понравилось у нас на занятии, но ей нужно собираться домой. Давайте скажем ей до свидания на чувашском языке.
Дети: Сыв пул р.
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы все хорошо поработали на занятии и узнали много нового про наш родной край – Чувашию!