МААМ-картинки

План-конспект занятия по приобщению детей старшей группы к чувашской национальной культуре «Наш край — Чувашия!»

Дария Степанова
План-конспект занятия по приобщению детей старшей группы к чувашской национальной культуре «Наш край — Чувашия!»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: ознакомление детей с особенностями чувашской национальной культуры.

Задачи:

Образовательные задачи:

- уточнить название республики, столицы, города республики Чувашии;

- закрепить знания о флаге, гербе и гимне Республики Чувашия;

- формировать элементарное представление о чувашском народе, населяющих Поволжье;

- знакомить с народными традициями, бытом, одеждой чувашей.

Публикация «План-конспект занятия по приобщению детей старшей группы к чувашской национальной культуре „Наш край — Чувашия!“» размещена в разделах

Развивающие задачи:

- развивать речь детей, активизировать в речи употребление слов-определений чувашского праздника, предметов национальных костюмов чувашей.

Воспитательные задачи:

- воспитывать у детей уважение к культуре чувашского народа;

- воспитывать интерес к чувашской национальной культуре.

Словарная работа: шур -к пе, саппун, масмак, тухья, сыв пул р.

Оборудование и материалы: презентация «Наш край (иллюстрации с символикой Республики Чувашия, иллюстрации с изображением чувашских национальных костюмов, кукла Сарпи, аудиозапись с гимном Чувашии, компьютер, проектор; игра «Собери флаг», карточки с заданием для игры «Закончи узор».

Ход занятия.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Салам, ачасем! Проходите, присаживайтесь! В давние времена приветствие «Салам» использовали только при вхождении в дом. Я рада приветствовать вас в нашей чувашской деревеньке. По старинному обычаю всякий странник – гость в доме чуваша: «стариков почитай, молодых люби, всякому путешественнику дай убежище и пищу в своем доме».

Воспитатель: Много народов проживают в России. У каждого народа свой язык, своя культура, своя религия, свои национальные традиции и обычаи. Сегодня мы с вами познакомимся с культурой чувашского народа.

Воспитатель: Ребята, почему республика называется Чувашская?

Дети: Республика называется чувашской, потому что население республики – чуваши.

Воспитатель: Как можно сказать про Чувашию, какая она?

Дети: Любимая, большая, красивая, веселая, старинная, богатая, солнечная, чистая, дорогая, уютная, многонациональная.

Воспитатель: Правильно! А как называется столица, главный город Республики Чувашии?

Дети: Чебоксары.

Воспитатель: Город Чебоксары – очень красивый город. Он находится на берегу великой и могучей реки Волги. В нем много улиц, проспектов, площадей. Он живет сложной, шумной жизнью. А вы любите стихи? (Ответы детей.)

Воспитатель читает отрывок из стихотворения Лидии Кубашиной «Хвала тебе, Чувашия!»

«Хвала тебе, Чувашия!»

И имя, и язык твой – сердцу свято.

Дубравами и хмелем, и трудом,

И песнями, и вышивкой богата.

Жива в узорах древних нити сила,

Связавшая народы в их судьбе, -

Ты будешь жить во мне, моя Россия

Пока живет Чувашия в тебе».

Воспитатель: Ребята, все государства имеют свои государственные символы. У чувашской республики они тоже есть. Назовите государственные символы Республики Чувашия.

Дети: Флаг, герб, гимн.

Воспитатель: Правильно, ребята. Давайте поиграем в игру «Найди и покажи флаг».

(Дети находят и показывают флаги: российский, мордовский, татарский, чувашский)

Воспитатель: Молодцы! Посмотрите, ребята – это флаг республики Чувашии. Цвета государственного флага – желтый и красный, основные цвета чувашского народа. Желтый (сар) цвет – означает самое прекрасное и светлое. Красный цвет (х рл) – один из самых распространенных цветов, которым выполнялись основные элементы народного орнамента, обозначает – достоинство, могущество, сила. На флаге Чувашии желтый фон – это место под солнцем, красный – земля, на которой растет «Древо Жизни», изображенное древнечувашской эмблемой. Эмблема «Три Солнца» в виде трех одинаковых солярных знаков символизирует защиту, благополучие и солнечный свет.

А теперь я предлагаю вам поиграть в игру «Собери флаг Чувашии». Но прежде чем приступить к игре, мы поработаем с пальчиками.

Пальчиковая гимнастика «Здравствуй!»

«Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, матушка-земля!

Здравствуй, мой вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в родном краю

Всех я вас приветствую!»

Игра «Собери флаг Чувашии»

Воспитатель: А это, ребята, герб Чувашии. Состоит из «Древа жизни», мы уже с вами говорили об этом и восьмиугольная звезда – это образ солнца, которая дарит людям жизнь. Главная часть герба – щит, означает чувашское народное понятие «Были. Есть. Будем». Вокруг гербового щита нарисовано ветви хмеля, ведь хмель - ведущая культура сельского хозяйства Чувашии.

Физкультминутка «По Чебоксарам мы идем»

«По Чебоксарам мы идем, (маршируем)

Звонко песенку поем.

Город очень большой, (руки в стороны)

Он уютный и живой. (обнимаем себя)

Он сверкает и цветет. (руками показываем фонарики)

Город улыбается, (улыбаются друг другу)

Он нам очень нравится». (знак кистями рук)

Воспитатель: Ребята, у чувашского народа, как и у других национальностей есть любимые праздники. Самым любимым праздником чуваш является варни. Это веселый праздник проводов зимы и встречи весны, очень похожий на русскую масленицу. Во время этого праздника в деревнях молодежь устраивали катание на лошадях, обвешенных колокольчиками и бубенчиками, украшенных платками и полотенцами. Детвора каталась с гор на салазках. Взрослые устраивали традиционные обрядовые пиршества с блинами (икерч) и колобками (й ва). Все одаривали друг друга подарками, орехами, семечками. Ровно в полночь торжественно зажигали чучело «масляничной бабы». Вокруг жарко горящего костра собиралась вся деревня и играли в разные игры.

Воспитатель: Любой праздник сопровождается демонстрацией одежды. На праздники люди одевают свои лучшие наряды и украшения. Хотите посмотреть, как выглядит чувашский национальный костюм?

Демонстрация иллюстраций чувашского национального костюма

Воспитатель: Посмотрите, здесь изображены девушка и юноша в чувашских национальных костюмах. Любимыми цветами являются желтый, белый, красный, зеленый, синий. Платье у женщин было белое, поверх платья одевали фартук (саппун). Женщины-чуваши носили головные уборы: покрывала, повязка (масмак) или шапочка-тухья, украшенные бисером и серебряными монетами. Мужчины в качестве одежды носили халаты, кафтаны, рубашки (к пе, штаны. На голове носили летом – ялкас, а зимой - л к. Обувью были в основном лапти. Редко у кого были кожаные сапоги.

- Ребята предлагаю вам поиграть в игру «Закончи узор». Перед вами находится карточка с узором, который нужно закончить.

Игра «Закончи узор»

Воспитатель: Ребята, а к нам в гости пришла кукла Сарпи. У нее красивое чувашское имя. И по национальности она чувашка. Давайте поздороваемся с ней на чувашском языке. Кто знает, как будет «Здравствуйте» на чувашском языке?

Дети: Салам!

Воспитатель: Во что она одета?

Дети: В чувашский национальный костюм.

Воспитатель: Ребята, кто скажет, что у Сарпи на голове?

Дети: Тухья.

Воспитатель: Что у нее одето поверх платья?

Дети: Саппун.

Воспитатель: Ребята, кукла Сарпи хочет, чтобы мы послушали гимн Чувашской Республики. Как нужно слушать гимн?

Дети: Гимн надо слушать стоя.

Воспитатель: Сейчас мы послушаем гимн Республики Чувашия.

Прослушивание отрывка гимна Чувашии

Воспитатель: Ребята, что нового, интересного вы узнали на занятии? Какие новые слова вы узнали? Как называется любимый чувашами праздник? (Ответы детей)

Воспитатель: Кто скажет, как называются чувашские женские головные уборы?

Дети: Тухья и масмак.

Воспитатель: Ребята, кукле Сарпи понравилось у нас на занятии, но ей нужно собираться домой. Давайте скажем ей до свидания на чувашском языке.

Дети: Сыв пул р.

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы все хорошо поработали на занятии и узнали много нового про наш родной край – Чувашию!

Публикации по теме:

«Цвети, мой край –Мордовия моя». Приобщение детей к национальной культуре«Цвети, мой край –Мордовия моя». Приобщение детей к национальной культуре Необходимость приобщения детей к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит.

Фотоотчёт о занятиях по приобщению детей к русской народной культуреФотоотчёт о занятиях по приобщению детей к русской народной культуре В настоящее время всё больше внимания уделяется воспитанию у подрастающего поколения интереса к истории и традициям русского народа.

Конспект НОД по приобщению к художественной литературе. Чтение чувашской легенды «Легенда о начале хлебопашества»Конспект НОД по приобщению к художественной литературе. Чтение чувашской легенды «Легенда о начале хлебопашества» Конспект НОД по приобщению к художественной литературе в старшей группе - Чтение чувашской легенды «ЛЕГЕНДА О НАЧАЛЕ ХЛЕБОПАШЕСТВА» Программное.

Конспект ООД по приобщению детей старшей группы к истокам русской народной культуры «Рождество»Конспект ООД по приобщению детей старшей группы к истокам русской народной культуры «Рождество» Приобщение детей старшей группы к истокам русской народной культуры «Рождество»Цель: Формировать у детей представление о народном православном.

Месячник по национальной культуре для детей второй младшей группы 1 неделя 1. «На какой улице наш детский сад?», «Мой родной город» - беседа, экскурсия; рассматривание фотографий; 2. Знакомство с куклой.

Месячник по национальной культуре для детей старшей группы 1 неделя 1. «Хорошо у нас в саду»- Беседа, экскурсия, рассматривание фотографий; 2. Рассматривание кукол в мордовской, татарской и русской.

План-конспект занятия по обучению финансовой грамотности для детей старшей группы Тема: «Юные финансисты» (для детей старшей группы) Цель: формировать у детей старшего дошкольного возраста первичные элементарные экономические.

Конспект НОД «Путешествие в музей чувашской национальной одежды к кукле Салампи» в старшей группеКонспект НОД «Путешествие в музей чувашской национальной одежды к кукле Салампи» в старшей группе Конспект непосредственной образовательной деятельности для старшей группы[/b] «Путешествие в музей чувашской национальной одежды к кукле.

Родной край — ЧувашияРодной край — Чувашия Родной край – Чувашия! Ежегодное празднование Дня чувашского языка приурочено ко дню рождения выдающегося деятеля культуры и просветителя.

Сценарий праздника по приобщению детей к русской народной культуре «Краса ненаглядная» для детей 5–6 летСценарий праздника по приобщению детей к русской народной культуре «Краса ненаглядная» для детей 5–6 лет Автор: Назарова Татьяна Валентиновна, педагог дополнительного образования школы раннего развития "Звездочка" МБУ ФОСЦ "ОРИОН" высшей квалификационной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
План-конспект занятия по приобщению детей старшей группы к чувашской национальной культуре «Наш край — Чувашия!»
Опубликовано: 13 ноября 2022 в 21:57
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «План-конспект занятия по приобщению детей старшей группы к чувашской национальной культуре «Наш край — Чувашия!»» (включая файлы) размещена пользователем Дария Степанова (УИ 2301942) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД