Михалевская Евгения
План-конспект занятия «Как правильно дружить»
Цель: через анализ жизненных ситуаций научить детей дружить, беречь настоящую дружбу, общаться в коллективе.
Задачи:
1. Формировать у детей представления о понятиях "дружба", "друг".
2. Способствовать формированию навыков конструктивного взаимодействия с окружающими людьми, со взрослыми и сверстниками.
3. Развивать коммуникативные навыки: умение работать сообща (в парах, командах).
4. Познакомить детей с законами (правилами) дружбы; помочь осознать, какие качества важны в дружбе.
Публикация «План-конспект занятия „Как правильно дружить“» размещена в разделах
5. Способствовать преодолению барьеров в общении; совершенствовать навыки общения.
Раздаточный материал: игрушка или мяч, поговорки и пословицы о дружбе, листы бумаги, ручки, карандаши, фломастеры, раздаточный материал к упражнению «Что важно для дружбы?», к игре «Собери пословицу», вырезанная ладошка из бумаги для игры «Дружеское рукопожатие», изображение дерева на листе А4 для итоговой коллективной работы «Дерево дружбы», правила (законы) дружбы, стикеры.
Ход занятия:
1. Организационный момент. Сообщение цели и темы занятия. Беседа по теме занятия
Здравствуйте ребята, сегодня мы с вами поговорим о дружбе, о друзьях, о взаимовыручке, рассмотрим разные ситуации, немногого поиграем и постараемся сформулировать правила дружбы.
Что же такое дружба? Как вы думаете? (ответы детей)
Дружба – это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности и общности интересов, она основана на взаимной симпатии.
А кто же такие друзья? (ответы детей)
Друзья – это те, кому мы верим, те, кто нас не предаст и не подведёт, способен поддержать нас в трудную минуту, посочувствовать нам и помочь. Другу мы можем доверить любые секреты. Друзья помогают друг другу бескорыстно.
Дружеские отношения могут изменяться по мере того, как мы сами растём и изменяемся.
Как вы думаете, что лежит в основе дружбы? (умение понимать друг друга, уступать друг другу, умение прощать, взаимовыручка и взаимоуважение)
2. Основная часть занятия
Упражнение № 1
«Что я больше всего люблю делать и чему хотел бы (хотела бы) научиться»
Цель: снятие эмоционального напряжения, знакомство с участниками занятия
Инструкция: передавая мяч (или игрушку) друг другу, назовите своё имя и расскажите немного о том, что каждый из Вас любит делать и что у Вас лучше всего получается. И скажите так же о том, чему бы Вы хотели научиться.
Игра «Собери пословицу» (работа в парах)
Существует много пословиц и поговорок о дружбе, друзьях. Давайте вместе их вспомним.
1. "Старый друг лучше новых двух".
2. "Дерево держится корнями, а человек друзьями".
3. "Не имей 100 рублей, а имей сто друзей".
4. "Нет друга – так ищи, а найдешь – береги".
5. "Не мил и свет, когда друга нет".
6. «Хорошую дружбу топором не разрубишь».
7. "Один за всех, и все за одного"
8."Человек без друзей, что дерево без корней"
А теперь, я вам предлагаю поиграть в игру, которая называется «Собери пословицу». Ваша задача заключается в том, чтобы соединить начало пословицы с её концом (на листочках написаны половинки пословиц).
Обсуждение: Как вы понимаете смысл данных пословиц?
Беседа о друзьях. Игра «Дружеское рукопожатие»
Расскажите о своих друзьях. Какими качествами характера обладают ваши друзья? (дети рассказывают)
Для того, чтобы ответить на этот вопрос, мы проведём с вами игру, которая называется «Дружеское рукопожатие»
Сейчас я раздам вам карточки, на которых написаны определенные качества личности и вырезанные ладошки
Послушайте теперь задание: вам нужно выбрать из перечисленных качеств характера те, которыми на ваш взгляд должен обладать настоящий друг и написать эти качества на ладошке
После этого мы все ваши ладошки поместим на один общий лист (это и будет нашим символическим дружеским рукопожатием)
1 группа: добрый, грубый, трусливый, правдивый, надёжный, жадный.
2 группа: приветливый, грустный, заботливый, ненадёжный, лгунишка, щедрый.
3 группа: честный, жадный, верный, трусливый, справедливый, нескромный.
Итак, теперь можно сделать вывод и ответь на вопрос, какими же качествами должен обладать настоящий друг? (друг должен быть добрым, надёжным, приветливым, правдивым, честным, верным, преданным, справедливым, заботливым)
Обсуждение проблемных ситуаций:
Да и вообще, можно ли избежать конфликтных ситуаций с другом? Как надо поступить если….
- твой друг не сделал домашнее задание и просит у тебя тетрадку, чтобы списать. Твои действия?
-твой друг употребляет плохие слова и выражения.
- твой друг плохо учится и тебе запрещают с ним дружить.
- вы с другом поссорились. Твои действия?
Упражнение № 2 «Что важно для дружбы?»
Теперь, чтобы закрепить какой все-таки должен быть друг, и что важно для дружбы, мы выполним с вами упражнение, которое называется «Что важно для дружбы?»
Сейчас я вам раздам листочки, ваша задача будет заключаться в том, чтобы вы из предложенных высказываний о дружбе, выбрали 3-5 значимых для вас, которые вы цените в дружбе, в своих друзьях.
1. Давать друг другу списывать контрольные работы и домашние задания.
2. Защищать друг друга от обидчиков.
3. Придумывать вместе интересные игры.
4. Уметь посочувствовать, поддержать, утешить.
5. Уметь сказать друг другу правду, даже если она не очень приятна.
6. Уметь уступать друг другу.
7. Говорить друг другу всегда только приятные слова.
8. Помогать друг другу.
9. Уметь слушать друг друга и понимать.
10. Не ссориться друг с другом по пустякам.
11. Искренне радовать успехам друг друга.
Обсуждение: каждый и ребят читает то, что он выбрал для себя значимым в дружбе.
Мы с вами озвучили то, что важно в дружбе. Но также есть то, что может помешать. Давайте подумаем и ответим на вопрос, что может помешать в дружбе? Какие отношения несовместимые с настоящей дружбой? (зависть, драки, насмешки, предательство, грубость, враньё)
Психогимнастика: «Поменяйтесь местами те, кто…»
Инструкция: участники занятия сидят в кругу, где не хватает одного стула. Водящий находится в центре круга, даё тся команда: сейчас поменяются местами те, кто… (у кого). Называется любой признак: цвет волос, одежда, день рождение и т. д. водящий должен сесть на освободившийся стул. Кто остался без места, тот и водит.
3. Заключительная часть. Подведение итогов занятия. Выводы
Коллективная работа «Дерево дружбы», как итог занятия
Если у вас есть друг, берегите дружбу с ним, цените её. Друга легко потерять, гораздо труднее его найти. Как вы думаете, что нужно делать, чтобы дружба не распалась? (Нужно соблюдать правила (законы) дружбы). Сейчас мы с вами их попробуем сформулировать, для этого мы выполним с вами коллективную работу, которая называется «Дерево дружбы»
Перед вами лежит листок, на нем записаны правила, обсудите их и выберете только те, которые помогут сохранить дружбу и прикрепите их к нашему «дереву Дружбы»
Законы (правила) дружбы :
Помогай другу в беде.
Умей с другом разделить радость.
Не смейся над недостатками друга.
Останови друга, если он делает что-то плохое.
Не обманывай друга.
Не предавай друга.
Умей принять помощь, совет.
Радуйся успехам друга.
Умей хранить чужие секреты.
Не ссорься с друзьями.
Не завидуй друзьям.
Не бойся попросить прощения, если обидел друга.
Наше занятие подошло к концу. Надеюсь всё то, о чем мы с вами говорили, поможет вам найти друзей, а если у кого есть, то сохранить дружбу, и помнить о том, кто такой настоящий и верный друг (в конце занятия детям раздаются памятка: «Правила дружбы»)
1. Помогай другу в трудной ситуации.
2. Не обманывай друга, будь с ним честен.
3. Умей с другом разделить радость.
4. Умей признать ошибки друга и помириться с ним.
5. Останови друга, если он делает, что-то плохое.
6. Не унижай своего друга.
7. Будь терпеливым и внимательным.