Сакинат Алимагадова
План-конспект урока по русскому языку в 3 классе «Знакомство с фразеологизмами»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель урока: сформировать понимание лексического значения фразеологизмов родного языка;
Задачи:
- воспитывать культуру речи;
- учить оценивать поступки людей с нравственной позиции;
- расширять словарный запас учащихся;
- научить пользоваться словарем и т. д. ;
- формировать понятие «устойчивые обороты речи»;
Ход работы:
I. Организационный момент
Публикация «План-конспект урока по русскому языку в 3 классе „Знакомство с фразеологизмами“» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 3 класс
- Русский язык, 3 класс
- Русский язык, конспекты уроков
- Фразеологизмы. Конспекты уроков
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Здравствуйте дети я рада вас видеть, посмотрите друг на друга, улыбнитесь и подарите свои улыбки мне.
II. Актуализация знаний
- Начинаем наш урок. Зарубите себе на носу, вам сегодня придётся работать засучив рукава. В случае временной неудачи не падайте духом, а возьмите себя в руки и заново принимайтесь за дело. Ручаюсь, в конечном счёте вас ждёт успех! Все ли вам было понятно в моем пожелании?
III.Самоопределение к деятельности
- Какие словосочетания вы услышали, запишите их в тетрадь. (дети записывают)
Значит, как мы будем работать?
Зарубите себе на носу – запоминать
Работать засучив рукава – усердно работать
Не падайте духом – не унывать в случае неудачи
Возьмите себя в руки – работать сосредоточенно
- Как вы думаете, о чем пойдет разговор на нашем уроке?
- Как называются сочетания слов, которые вы записали?
-Сегодня я раскрою вам секрет, как они называются. А называются они фразеологизмы.
Устойчивые сочетания слов называются фразеологизмами. В них нельзя заменить или пропустить какое- либо слово, иначе изменяется смысл: светлая голова, засучив рукава. Когда мы объясняем значение устойчивых сочетаний мы имеем в виду смысл всего выражения в целом, а не отдельных слов.
IV.Работа по теме урока
Сценка с Незнайкой
В шляпе с круглыми полями
И в штанишках до колен,
Занят разными делами,
Лишь учиться ему лень.
Он – художник знаменитый,
Он – известный всем поэт,
Замечательно воспитан,
Очень модно он одет.
Кто он, быстро отгадай-ка!
Как зовут его?. (Незнайка)
«Письмо для Незнайки от Пончика»
- Ребята! Незнайка получил письмо из «Цветочного города» (показывает конверт).
- Привет дорогой друг, Незнайка!
Я хочу сообщить что я учусь хорошо, но иногда считаю ворон на уроке. Иногда я бью баклуши дома и на уроках тоже бывает. Меня только из-за этого ругают. А Ромашка стала учиться на одни пятерки и учительница сказала что у нее светлая голова. А Винтик и Шпунтик снова изобрели что-то необычное,но я не удивлен ведь они всегда работают засучив рукава. Я думал как поступить так чтоб я математику решал как орешки щелкаю. Как твои дела? Как здоровье? Ответь пожалуйста. Все передают тебе привет! Приезжай поскорее!
Твой друг Пончик!
Физминутка:
Мы с Незнайкой потянулись.
Раз — нагнулся, Два — нагнулся,
Три в ладоши три хлопка.
Головою три кивка.
На четыре руки – шире.
Пять руками помахать.
Шесть за парты надо сесть
-Все ли вам было понятно в письме? Что означают выражения бью баклуши. В прямом или в переносном значении оно употреблено. Выражение бью баклуши имеет переносное значение "заниматься пустяками"его смысл не выводится из значений слов, которые его составляют. Такие сочетания слов называются устойчивыми. Попытайтесь найти в письме еще как можно больше фразеологизмов.
Найдите ошибки в фразеологизмах
Два сапога - тара. Ус хорошо, два - лучше.
Голод- не щетка. Один в золе не воин.
Трус своей лени боится. Жди у горя погоды.
Толочь в ступе соду. Полк в овечьей шкуре.
Трус кормит, а лень портит Рожденный ползать мечтать не может.
Терпение и пруд все перетрут. Первый клин комом.
Сашу маслом не испортишь. Не ноги горшки обжигают.
От бобра бобра не ищут. В здоровом теле здоровый пух.
Крутиться как булка в колесе. Яйца куницу не учат.
Правда глаза полет.
I группа
1. Находить общий язык. 2. С гулькин нос. 3. Обвести вокруг пальца. 4. Пальчики оближешь. 5. Каши не сваришь. 6. Черепашьим шагом.
Подсказки: а) не договоришься, дела не сделаешь; б) очень медленно; в) добиваться полного взаимопонимания; г) очень вкусный, аппетитный; д) очень мало; е) ловко, хитро обмануть.
II группа
1. Стоять горой. 2. С пятого на десятое. 3. Мотать на ус. 4. Море по колено. 5. Метать петли. 6. В мгновение ока.
Подсказки: а) бессвязно, непоследовательно; б) хорошенько запоминать; в) все нипочем, ничто не страшно; г) отстаивать всеми силами; д) очень быстро, вмиг; е) обманывать, запутывать.
V. Домашние задание
Задание 1. Найдите фразеологизм и его значение. Соедините линией соответствие.
а) устать
б) перекусить
в) мешать
г) победить, превзойти
1) заткнуть за пояс
2) заморить червячка
3) волочить ноги
4) встал
Задание 2. Замени выделенные фразеологизмы одним словом.
Морской берег, дружить с товарищем, взяться за ум, остаться с носом, медвежья берлога, медвежья услуга, мягкая мебель, с гулькин нос.
Найдите и подчеркните устойчивые словосочетания фразеологизмы скобках Найдите и подчеркните устойчивые словосочетания (фразеологизмы). Объясните, как вы поняли их лексическое значение. Слышали ли вы эти фразеологизмы?
Задание 3.
Чиполлино позвал незнайку в гости заморить червячка, после уроков. Продолжите дома рассказ используя фразеологизмы.
V. Рефлексия
Выберите фразеологизмы, которые характеризуют вашу работу сегодня
Шевелив мозгами…
Краем уха…
Хлопал ушами…
Подбери выражение которое характеризует как ты работал на уроке
Хлопала ушами…
Слышал краем уха…
Тяп-ляп…
Засучив рукава…
Считал ворон…
В поте лица…