Екатерина Калинина
План-конспект урока чтения по произведению К. Д. Паустовского «Стальное колечко».
▼ Скачать + Заказать документы
ЦЕЛЬ: Продолжить знакомство с творчеством К. Д. Паустовского.
Задачи:
1. Образовательная: учить ориентироваться в тексте, развивать грамотную речь, отрабатывать навыки чтения.
2. Развивающая: развивать умения краткого пересказа, умения выделять главное, устного иллюстрирования.
3. Воспитательная: воспитывать чувство любви и уважения к окружающим, чувство гордости к родной земле и краю.
Публикация «План-конспект урока чтения по произведению К, Д, Паустовского „Стальное колечко“,» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Паустовский К. Писатель для детей
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Оборудование: учебник «Чтение 6 класс» И. М. Бгажнокова, Е. С. Погостина, портрет писателя, выставка книг, текст произведения, словарь пословиц и поговорок.
Ход урока.
I. 1. Организационный момент. Приветствие. Эпиграф.
- «Стараясь о счастье других, мы находим свое счастье» - говорил Платон. Это будет эпиграф нашего урока.
2. Чистоговорка.
У бабы – бобы, у деда – дубы,
У деда – дубы, у бабы – бобы.
II. Проверка домашнего задания.
1. Составление характеристики.
- Кто составил рассказ о Варюше.
Варюша – девочка 9 – 10 лет. Живет она в деревне Моховое с дедом Кузьмой. Дед – единственный близкий человек для Варюши, она дорожит им, боится потерять. Живут они вдвоем, значит ей уже приходилось терять близких. Она проявляет заботу о старом дедушке. Ради него она одна решает идти на станцию, чтобы купить махорку. Девочка она бесстрашная, смелая, не трусливая. Без страха вступает в беседу с бойцами. Доброта и щедрость проявляются в поступке, когда она поделилась с ними махоркой. Варюша очень огорчилась, когда потеряла колечко, ведь это значило, что не выздоровеет ее дедушка, не будет у нее большой радости и не увидит она белый свет со всеми чудесами. Любопытная была, не терпелось ей побыстрее попробовать, что будет, если надеть кольцо на мизинец. А природу она любила так, что не захотела увидать весь белый свет.
2. Опровержение или подтверждение словами и предложениями из текста.
3. Чтение по ролям.
- Найдите в учебнике сцену встречи Варюши с бойцами. Прочитайте эту часть текста по ролям.
- Сколько действующих лиц нам понадобиться? (автор, Варюша, боец с бородой, второй боец)
- Что вы можете сказать о поступке Варюши? А бойца?
- Почему солдат подарил девочке колечко? (за доброту)
- Как вы думаете, колечко действительно волшебное? (мнения детей)
III. Работа над темой урока.
1. Словарная работа. Соотнеси слово с его лексическим значением. (Слова записаны на доске, значения читает учитель).
• Курительный табак низкого сорта.
• Звук, производимый ударом металла о металл или о камень.
• Свернутая из бумаги трубочка с табаком, самодельная папироса.
• Часть дома из досок, из древесины хвойных пород.
• Площадка для посадки пассажиров на железной дороге.
(Платформа, лязг, цигарка, тесовая крыша, махорка)
2. Чтение текста учащимися. (2 часть).
3. Беседа после чтения. Выборочное чтение.
- Какие приметы связанные с кукушкой вы знаете?
(Кукушка летает по деревне - к пожару. Кукушка натощак окукует - не к добру. Нельзя купаться, пока кукушка не закукует. Услышав весной первую кукушку надо позвенеть монетами или деньгами, тогда весь год не будешь нужды испытывать).
- А вы верите народным приметам про кукушку?
- Что вы думаете, когда слышите кукушку и вспоминаете приметы о том, к чему кукует кукушка?
- Верные они или ложные? Как вы считаете?
- Почему Варя смогла найти колечко?
- Зачитайте, как пришла весна.
- С кем сравнивается весна?
- В образе кого вы представляете себе весну?
- Какие цветы расцветают весной?
- Какие цветы встретила в лесу Варя?
- Как дед объяснил Варе, почему его «отпустила болезнь»?
- А чему верила она? Что она говорила деду? (зачитайте)
- Дочитайте сказку до конца.
- Почему Варя не захотела увидеть белый свет?
- «С чего начинается Родина» у Варюши?
IV. Физкультминутка.
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише.
Деревцо всё выше, выше.
(Дети имитируют дуновение ветра, качая туловище то в одну, то в другую сторону. На слова «тише, тише» дети приседают, на «выше, выше» — выпрямляются.)
V. Закрепление. Проверим, внимательно ли читали. Ответьте на вопросы.
- Внучку деда Кузьмы звали Настенька? (Нет – Варюша).
- Дед хотел вылечить свой кашель лесными травами? (Нет – махоркой).
- На станции Варюша встретила деревенского врача? (Нет – двоих бойцов).
- Боец подарил Варе стальное колечко? (Да).
- Чтобы дед выздоровел, колечко нужно было одеть на безымянный палец? (Нет – на средний).
- Варюша сможет посмотреть белый свет, надев колечко на указательный палец? (Да).
-Весна наступила после того, как Варюша надела колечко на мизинец? (Нет, оно упало в снег).
- Варюша попросила деда помочь найти колечко? (Нет Сидора).
-Варюша спешила одеть колечко на указательный палец? (Нет, потому что ее родина – самое прекрасное место на земле).
2. Работа с пословицами. - Какая из этих пословиц больше всего подходит к нашему произведению?
• Всякому мила своя сторона.
• Добрая надежда человека никогда не покидает.
• Плох тот кулик который свое болото не хвалит.
VI. Подведение итогов.
- Вернемся к эпиграфу нашего урока : «Стараясь о счастье других, мы находим свое счастье»
- В чем нашла свое счастье Варюша? (Варюша нашла свое счастье в родной деревушке, рядом с дедом, которого она любит, заботится о нем. Любит она и родную природу)
- Будет ли любить свою большую Родину человек, который так нежно и трогательно любит свою маленькую Родину?
- Подумайте и скажите, что в этом произведении сказочного, а что может быть на самом деле?
- Любите, ребята, своих близких, родителей, дом, природу, всю нашу бескрайнюю Родину.
VII. Сообщение домашнего задания.
Прочитать вторую и третью части произведения, нарисовать весну такой, какой видит ее Варюша.