Михаил Иванов
План-конспект тренировки с элементами спочан для дошкольников и младших школьников
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
На тренировках групп «ОФП с элементами единоборств» (клуб «Байлун», ГБОУ «Школа на проспекте Вернадского») дети знакомятся с различными направлениями единоборств – айкидо, каратэ, ушу, фехтование. Важное место среди них занимает спочан – японское фехтование на безопасных имитаторах оружия. Занятия спочан позволяют безопасно и весело приобщить детей младшего школьного возраста и, особенно, дошкольников к поединку, составляющему важную часть тренировки в единоборствах.
Публикация «План-конспект тренировки с элементами спочан для дошкольников и младших школьников» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2023
Знакомство со спочан начинается с различных вариантов подвижных игр, где используется снаряжение для этого вида единоборств (мечи, шлемы, щиты). Постепенно к игровым упражнениям добавляется изучение различных атак и защит, парные упражнения и, наконец, учебные поединки.
Организационно-методические указания
Место проведения: спортивный зал.
Продолжительность тренировки: 50 минут.
Цель: формирование положительного отношения к физической культуре, знакомство с основами спочан.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей с некоторыми техническими приемами спочан;
- дать общее представление о боевом взаимодействии;
- дать представление о правильных темпо-ритмовым характеристиках изучаемых движений;
- научить действовать по сигналу тренера;
- вызвать интерес к дальнейшим занятиям.
Развивающие:
- развить глазомер, мелкую моторику кисти и пальцев;
- развить основные физические качества;
- развить точность и специальную координацию движений.
Воспитательные:
- приобщать к регулярным занятиям физической культурой;
- воспитывать настойчивость в достижении положительных результатов;
- формировать эмоционально положительное отношение и интерес к двигательной активности и интерес к занятию фехтованием.
Оборудование:
- короткие мечи-кодачи для спочан;
- теннисные мячи;
- шлемы для спочан;
- щиты для отработки ударов (пады, щиты-татэ и т. п.).
Методы:
- вербальный (словесный) метод;
- наглядный метод (показ техники тренером);
- практический метод.
Методические материалы – список приведен в конце конспекта
Содержание тренировки
Вводная часть (15 минут)
1. Построение и приветствие. Рассказ о том, что будет изучаться на тренировке.
2. Ходьба по кругу на носках, пятках, внешнем и внутреннем ребре стопы.
3. Беговые упражнения – бег, бег спиной вперед, передвижение приставными шагами, забегания и т. д.
4. Выполнение комплекса общей разминки стоя на месте.
5. Прыжковые упражнения.
6. Выполнение упражнений для увеличения гибкости ног и пояса нижних конечностей.
Основная часть (30 минут)
1. Подвижные игры
Упражнение 1. «Теннис»
Участники игры построены в одну шеренгу на расстоянии вытянутых рук. У каждого есть меч-кодачи и мячик. Напротив стоят мишени (в нашем случае – щиты для отработки ударов).
Задача – подбросить мячик в воздух и, ударив по нему мечом, попасть в цель.
Побеждает участник сделавший больше попаданий.
Упражнение 2. «Хоккей с мячом»
Участники игры выстроены в колонну. У каждого есть меч-кодачи. Перед первым участником лежит мячик. На расстоянии 3-4 м располагаются «ворота» из двух предметов (у нас были пады для тайского бокса).
Задача – ударив мечом по мячику, забить «гол» в ворота.
Побеждает участник, забивший больше «голов».
2. Изучение базовых техник спочан
Для первоначального обучения выбираются наиболее простые для детского восприятия приемы. Как правило, это одна атака и одна защита от нее.
На этом занятии изучаем удар «Мэн» (сверху в голову) и защиту подставкой меча (5-я защита в фехтовании на саблях). Следует обратить внимание на траекторию атакующего удара и правильное положение меча над головой при выполнении защиты.
Упражнение 1.
Выполнение атаки ударом «Мэн» и защиты всей группой.
Первоначально тренер показывает правильное выполнение техники и объясняет ее особенности.
Следующий этап – повторение техник вслед за тренером.
После исправления грубых ошибок, дети пробуют повторить движения сами под команды тренера.
Упражнение 2
Дети строятся в одну шеренгу и рассчитываются на «первый-второй» и распределяются по парам. Один держит на уровне головы щит, другой, по команде тренера, наносит удар «Мэн» по щиту.
Упражнение 3
Ученики, по-прежнему распределены по парам. У каждого есть меч-кодачи, на голове защитный шлем. Ученики поочередно, по команде тренера, производят атаки и защиты от них.
Упражнение 5
При наличии контроля за своими действиями и у атакующего и у защищающегося можно провести короткую парад-рипостную игру на применение изученных в уроке техник атаки и защиты.
Заключительная часть (5 минут)
1. Упражнения общей физической подготовки.
2. Упражнения на расслабление и восстановление дыхания.
Список использованных материалов
1. Борисова М. М. «Мирный бой» / М. М. Борисова, А. В. Ашхотов //Обруч. Образование: Ребенок и ученик, 2014. - № 3. С. 40-42.
2. Борисова М. М. Основные элементы спочана (безопасное фехтование) в системе дополнительного образования детей дошкольного возраста / М. М. Борисова, А. В. Ашхотов // Современное дошкольное образование. Теория и практика, 2013. - № 3. С. 58-61.
3. Иванов М. К. Конспект занятия «Палочка-выручалочка» в группе «ОФП с элементами единоборств» (дети 6–7 лет) [Электронный ресурс] // Международный образовательный портал МААМ. 2019. 19 апреля. URL: https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-palochka-vyruchalochka-v-grupe-ofp-s-yelementami-edinoborstv-deti-6-7-let.html (дата обращения: 28.02.2023)
4. Иванов М. К. Подвижные игры при обучении детей младшего школьного возраста фехтованию / М. К. Иванов // Международный педагогический журнал «Наука 21 века», сборник статей, апрель 2020, часть 37. С. 33-34.
5. Коротков И. М. Подвижные игры: учебное пособие для студентов вузов / И. М. Коротков, Л. В. Былеева, Р. В. Климкова, Е. В. Кузьмичева, М. С. Бриль, Е. М. Геллер, М. Протасова. – М. : ТВТ Дивизион, 2009. – 216 с.
6. Мищенко К. А. Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно–спортивной направленности для детей дошкольного возраста (5-7 лет) «СПОЧАН» / К. А. Мищенко. - МБДОУ детский сад № 20 «Василек», 2017.