Олеся Емельянова
План-конспект тренинга безопасного поведения «Я — пешеход»
▼ Скачать + Заказать документы
План-конспект тренинга безопасного поведения
«Я - пешеход».
Составила Емельянова Олеся Николаевна. педагог-психолог
муниципального бюджетного дошкольного образовательного
учреждения «Детский сад № 102 общеразвивающего вида
с приоритетным осуществлением деятельности
по художественно-эстетическому направлению развития детей»
города Каменска-Уральского.
Аннотация к тренингу безопасного поведения
Публикация «План-конспект тренинга безопасного поведения „Я — пешеход“» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ПДД, светофор. Конспекты занятий
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2024
Ребёнок с раннего детства в процессе деятельности формирует навыки, необходимые ему для жизни в быту. Тысячи повторений формируют прочные стереотипы. Ребёнок совершенно естественно готов выбежать на проезжую часть потому, что делал это многократно в бытовом мире, вдали от мира машин. А на дороге эта привычка смертельно опасна. Тем более, что улица обманывает: в одинаково серый цвет
— цвет асфальта — окрашены и тротуар, и проезжая часть. Светофоры и дорожные знаки расположены гораздо выше поля зрения ребёнка.
Взрослые должны с первых шагов ребёнка на улице тренировать у него особую привычку: улица, по которой движется транспорт – опасна, переходить её можно только в специально установленном и обозначенном месте руководствуясь четкими постоянными правилами.
Для обучения детей, формирования у них эффективных и прочных навыков безопасного поведения взрослые должны понимать, как глубоко укоренилась в детях неготовность к безопасному движению: достаточно ребёнку быть в состоянии спешки, эмоционального возбуждения — и он отдаётся в оценке обстановки навыкам, а навыки у него все бытовые, опасные для дороги. Анализ показывает, что дети из-за неумения наблюдать и вовремя предвидеть не замечают опасности и уверены в своей безопасности в 90% случаев. Важно знать, каких ошибок следует ждать от ребёнка на улице, чтобы своевременно их предупредить и избежать несчастья.
По нашему мнению, используемые многими авторами методических разработок по безопасному поведению в области образования дошкольников подвижные игры, сюрпризные моменты, развлекательные сюжеты, неумело действующие персонажи в исполнении взрослых не только не способствуют формированию представлений об опасности для ребёнка на улицах города, но даже, подчас, и напротив: все эти увеселения с бегом на перегонки, перепрыгиванием, играми с мячом, песнями и танцами формируют неправильную искаженную картину совершенно не способствующую формированию безопасного поведения.
Безопасное поведение обеспечивают, как правило, привычки, а их нельзя создать просто предостережениями типа «Будь осторожен» или «Переходи улицу по светофору». Систематическое, повседневное закрепление навыков движения, наблюдения и постоянный личный пример взрослых могут создать правильные привычки. Ознакомление с правилами дорожного движения в дошкольном учреждении происходит систематично, последовательно с усложнением программных требований от возраста к возрасту в непосредственной, совместной образовательной деятельности в специально организованных условиях.
Для формирования у детей особых защитных навыков наблюдения, предвидения опасности в нашем детском саду используются ресурсные возможности таких специалистов как педагог-психолог, инструктор по физической культуре. Разработанный для детей старшего дошкольного возраста тренинг безопасного поведения «Я – пешеход» может быть использован как в контексте непосредственной образовательной деятельности, так и как отдельный самоценный педагогический момент.
Основная направленность тренинга – социально-педагогическая. Тренинг даёт возможность выработать у детей следующие виды навыков.
1. Навык наблюдения. Ребёнок должен научиться вычленять необходимые для перехода проезжей части ориентиры: разметку, знаки, сооружения, видеть предметы, закрывающие обзор проезжей части, как «предметы опасные» или «предметы, скрывающие опасность». Пустынную улицу с нерегулярным, неинтенсивным движением транспорта ребёнок должен научиться воспринимать как улицу обманчивую, потому что именно на таких улицах дети часто выходят на проезжую часть, не посмотрев по сторонам.
2. Навык сопротивления волнению или спешке. Ступая на проезжую часть, спешку или волнение надо оставить на тротуаре.
3. Навык переключения на улицу. Бордюрный камень — это граница, за которой бытовые навыки непригодны. Надо научить ребёнка замечать эту границу: замедлять движение, останавливаться, выдерживать хотя бы небольшую паузу для психологического переключения в связи с переходом в опасную зону.
4. Навык переключения на самоконтроль. Ребёнок должен осознать, что на проезжей части нужно следить за собой, участвовать в движении, в оценке обстановки не только глазами, но и мыслями, ориентируясь на родителя, подавать ему руку. Не отвлекаться те несколько минут, которые требуются для перехода улицы.
Использование интерактивной презентации и напольного макета пешеходного перехода позволяет стимулировать и развивать наряду с навыками безопасного поведения – познавательный интерес и когнитивную сферу дошкольников.
При желании и / или необходимости тренинг можно проводить повторно.
План-конспект тренинга безопасного поведения
Составила педагог-психолог Детского сада № 102 Емельянова Олеся Николаевна
Возраст: старший дошкольный (5-6 ЛЕТ)
Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие».
Тема: «Я - пешеход».
Формы организации: (фронтальная, групповая, парная, индивидуальная).
Цель: формирование у старших дошкольников психологической готовности к безопасному поведению на улице, формирование опыта планирования действий и готовности к самоконтролю при переходе проезжей части в установленном месте.
Задачи совместной деятельности Задачи с учетом особенностей воспитанников группы
Развивающие задачи:
• Развивать умение анализировать смоделированную ситуацию перехода проезжей части (контролировать и оценивать) свои движения и движения товарищей.
• Развивать положительную самооценку, уверенность в себе, желание следовать социально одобряемым нормам поведения.
• Развивать самоконтроль и ответственность за свои действия и поступки.
Воспитательные задачи:
• Воспитывать желание взаимодействовать с взрослым, на основе правил безопасности и правил взаимоотношения взрослых и детей
• Воспитывать интерес к совместной деятельности.
Образовательные задачи:
• Формировать представления детей об основных источниках и причинах опасности на улице, способах безопасного поведения; о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода.
• Активизировать словарь: подземный и надземный пешеходные переходы.
• Обогащать опыт сравнения ситуаций по разным основаниям (внешне видимым и скрытым существенным).
• Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи между опасностью и характером поведения в ситуации.
Активно включать в групповое взаимодействие Арину и Полину Ч.
Развивать умение контролировать поведение и эмоциональные реакции у Славы М., Ярослава Ч.
Планируемый результат:
• Дети демонстрируют осмысленные представления о безопасном поведении пешеходов на улице, приводят примеры правильного поведения.
• Дети демонстрируют умение соблюдать правила безопасного поведения в организованных играх.
• Дети проявляют необходимый в ситуации самоконтроль и самооценку (движений, действий, суждений).
Принципы дошкольного образования (ФГОС):
1) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
2) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником образовательных отношений;
3) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
4) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности;
5) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям каждого ребёнка).
Принципы воспитания:
- формирование личностного стиля взаимоотношений со сверстниками и взрослыми,
- создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъема,
- воспитание через взаимодействие.
Принципы обучения:
Принцип доступности, наглядности, систематичности и последовательности, научности, активности.
Оборудование и материалы: мультимедийная презентация, набор карточек, модели дорожных знаков («Пешеходный переход», «Подземный переход», «Надземный переход», модели цветовых обозначений пешеходного светофора, модель пешеходного перехода, планка, скамья.
Ход тренинга.
Психолог. – Дети, предлагаю, провести время интересно и с пользой. Согласны?
Посмотрите на экран: вы увидите три фотографии, на каждой дети и их родители. Я считаю, что на одной из фотографий ситуация очень опасна для ребёнка. Как вы думаете, на какой и почему?
Дети рассуждают на тему опасности-безопасности того или иного местоположения ребёнка. Если необходимо, психолог подводит их к мысли о том, что именно на улице, вблизи проезжей части и разумеется при переходе проезжей части ребёнка должны за руку держать взрослые. На слайде презентации опасная ситуация помечается красной стрелкой.
Психолог. - Я с вами совершенно согласна, на улице, вблизи проезжей части и, разумеется, при переходе проезжей части ребёнка должен за руку держать взрослый человек: мама или папа.
- А хотите проиграть такую ситуацию? Отлично! Я раздаю карточки, на которых обозначен либо взрослый, либо ребёнок. Посмотрите, кому какое обозначение попалось и становитесь в пары так, чтобы в паре был один взрослый, другой ребёнок. Проверим, правильно ли вы выполнили задание.
Дети анализируют полученные карточки. Встают в пары в соответствии с условием.
Психолог. - Теперь можно переходить проезжую часть? (обращает внимание на тех детей, которые говорят «нет») Конечно, нельзя, а почему? (выслушивает ответы, обобщает) Проезжую часть можно переходить только в специально обозначенных и регулируемых местах. - Кто знает, что это за место такое? (Дети дают ответы, строят предположения, психолог выделяет и поощряет верные, обобщает).
Психолог. - Это ПЕШЕХОДНЫЙ ПЕРЕХОД. Он обозначен специальным знаком (рассматриваем на слайде). На асфальте он обозначен белыми полосами – «зеброй». Регулируется светофорами. Для пешеходов предназначен пешеходный светофор. Вы сможете рассказать, как он выглядит, как устроен? (Дети дают ответы, рассматривают слайд).
Психолог. - Предлагаю вам смоделировать пешеходный светофор. У меня есть два цветных круга, обозначающих сигналы пешеходного светофора. Вы помните, как они располагаются? (Красный над зелёным). Посмотрите, как можно смоделировать пешеходный светофор. (Показывает модель светофора, предлагает запомнить). Договариваемся кто какой сигнал выбирает, ребёнок с «зелёным сигналом» садится на стульчик, ребёнок с «красным сигналом» встаёт за стульчик, и демонстрируют «сигналы»таким образом, чтобы они располагались правильно (каждая пара попробует смоделировать пешеходный светофор).
Все отлично справились. Повторим, при каких условиях можно переходить через дорогу (проезжую часть? (Есть знак «Пешеходный переход», «зебра», горит зелёный сигнал пешеходного светофора).
Психолог. – Молодцы. Но прежде чем наши пары отправятся в путь у меня для вас ещё одно интересное задание. Посмотрите на экран: вы увидите три фотографии, на каждой взрослый взял ребёнка за руку. Как вы думаете, какой из этих вариантов правильный обеспечивающий наибольшую безопасность ребёнку, а какой не подходит для того, чтобы переходить проезжую часть.
Дети дают ответы, строят предположения, психолог выделяет и поощряет верные. На слайде наилучший вариант помечается зелёной стрелкой. Дети пробуют взять и удержать за запястье сами себя.
Психолог. – Хорошо. Пусть теперь и в наших парах «взрослый» возьмет «ребёнка» за руку правильно (психолог проверяет правильность выполнения детьми инструкции).
Вот теперь вы действительно готовы. Знак «Пешеходный переход», «зебра» у нас есть, горит зелёный сигнал пешеходного светофора, взрослый правильно держит ребёнка за руку, пешеходы внимательны – можно переходить!
Дети имитируют пересечение пешеходами проезжей части в установленном мест (напольный макет). Затем дети могут поменяться ролями «дети» «взрослые» и повторить упражнение.
Психолог. – Вам понравилось упражнение? А те, кто были в роли детей, чувствовали себя в безопасности?
Дети делятся своими впечатлениями от упражнения.
Психолог. – Дети, а ведь есть ещё более безопасная возможность перейти через дорогу. Кто знает, как это можно сделать?
Дети дают ответы, строят предположения, психолог выделяет и поощряет верные.
Психолог. – Верно, это подземный переход (обращает внимание детей на слайд, актуализирует их опыт).
И это надземный переход (обращает внимание детей на слайд, актуализирует их опыт). Кто сможет ответить, почему они наиболее безопасные?
Дети дают ответы, строят предположения, психолог выделяет и поощряет верные.
Психолог. - Предлагаю смоделировать эти пешеходные переходы. Надземный мы обозначим скамьёй и конечно моделью знака «Надземный пешеходный переход», а подземный стойками с перекладиной и моделью знака «Подземный пешеходный переход». Все дети превращаются во взрослых пешеходов и спокойно и уверенно «переходят через проезжую часть» пользуясь надземным и подземным пешеходными переходами.
Дети имитируют пересечение пешеходами проезжей части в установленном месте.
Психолог. – Дети вам понравилось это упражнение? Чему научило это упражнение? Мне тоже понравилось, как вы справились. И вот для вас задание-сюрприз. Проходите, пожалуйста, к экрану. Посмотрите и скажите, кто переходит дорогу неправильно, и как это исправить?
Дети дают ответы, строят предположения, психолог выделяет и поощряет верные.
Психолог. – Вы рассуждали абсолютно правильно. Ребёнок чувствует себя в безопасности, когда его при переходе через дорогу держит за руку взрослый. И если взрослый забыл, то ребёнок обязательно ему напомнит, скажет: «Возьми меня, пожалуйста, за руку, чтобы я чувствовал себя в безопасности». Давайте повторим! Дети повторяют.
Вы сегодня были большие молодцы. Мы повторили нужные и важные правила, и может, вы захотите рассказать об этом событии родителям. Посмотрите на экран (демонстрация фото с правильным способом пересечения пешеходами проезжей части) - эта фотография вам нравится? И мне нравится! Я хочу вас поблагодарить, пожать вам руки и сказать: «До свидания!»