Ирина Золотенкова
План-конспект родительского собрания во 2 классе «Что такое дисграфия и как с ней бороться»
Цель: познакомить родителей со специфическими ошибками при письме у обучающихся 2-го класса, а также методами их устранения.
Задачи:
- познакомить родителей с термином «дисграфия», его основным содержанием; предложить наиболее эффективные методы работы по профилактике и коррекции дисграфии.
- формировать понимание важности своевременной диагностики и коррекции нарушений устной и письменной речи.
Публикация «План-конспект родительского собрания во 2 классе „Что такое дисграфия и как с ней бороться“» размещена в разделах
- Дисграфия и дислексия. Профилактика и коррекция
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 2 класс
- Родительские собрания в детском саду
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- выработать согласованные действия семьи и школы по коррекции и профилактике логопедической патологии у детей.
- дать родителям информацию о педагогической литературе по работе с детьми, имеющими нарушения устной и письменной речи.
Участники родительского собрания :
Учитель, учитель – логопед, родители учащихся.
Оборудование: компьютер, проектор, раздаточный материал по количеству участников.
План родительского собрания :
1. Вступительное слово учителя.
2. Теоретическая часть - выступление учителя – логопеда: «Что такое дисграфия?» (понятие, виды ошибок, результаты диагностики письменной речи в классе, ответы на вопросы);
3. Практическая часть:
- игра «Словесный мяч» (эмоциональный настрой на работу)
- знакомство с методическими приемами, направленными на коррекцию речевой функции ребенка (мастер-класс (совместное изучение и отработка дидактических игр и упражнений для коррекции дисграфии, обсуждение роли и значимости каждого упражнения, обмен личным родительским опытом, возможность совместного обсуждения и решения проблемы конкретного родителя и т. д.).
4. Подведение итогов (рефлексия, обратная связь, знакомство родителей с педагогической литературой по работе с детьми с дисграфией, распространение памяток).
5. Заключительное слово учителя.
Проведение родительского собрания :
Теоретическая часть
С началом обучения в школе у некоторых детей обнаруживаются затруднения при овладении письменной речью. Ребята испытывают затруднения при изучении русского языка.
Что это: орфографические ошибки из-за незнания правил или необъяснимые "глупые" пропуски букв, замены одних букв на другие и тому подобное? А может – правила учит-учит, а вовремя применить их не может?
Часто и родители, и учителя склонны видеть причину плохой школьной успеваемости исключительно в лени ребенка: “Он просто не старается”. Но на самом деле 80 % проблем с учебой вызваны вовсе не ленью. Чем же? Давайте разберемся!
Возможно, у вашего ребенка имеется такое нарушение письменной речи, как дисграфия.
Дисграфия – это частичное нарушение письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций (зрительного и слухового восприятия, пространственных представлений, внимания и памяти, участвующих в процессе письма.
Причины возникновения дисграфии могут быть различными: патологии беременности, родов, асфиксии, детские инфекции, длительные соматические заболевания. А также неправильная речь окружающих, дефицит речевых контактов, двуязычие в семье, недостаточное внимание к речевому развитию ребенка со стороны взрослых. Дисграфия может быть обусловлена органическим повреждением зон головного мозга, принимающих участие в процессе письма.
Симптоматика дисграфии :
При дисграфии дети младшего школьного возраста с трудом овладевают письмом: выполненные ими упражнения, диктанты содержат множество грамматических ошибок. Они не используют заглавные буквы, знаки препинания, у них ужасный почерк. У детей с дисграфией отдельные буквы неверно ориентированы в пространстве. Они путают похожие по начертанию буквы: "З" и "Э", "Р" и "Ь". Они могут не обратить внимания на лишнюю палочку в букве "Ш" или "крючок" в букве "Щ". Пишут такие дети медленно, неровно; если они не в настроении, то почерк расстраивается окончательно.
У детей - дисграфиков отмечается несформированность многих психических функций: зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений, слухо-произносительной дифференциации звуков речи, фонематического, слогового анализа и синтеза, лексико-грамматического строя речи, расстройства памяти, внимания, эмоционально-волевой сферы.
На каких детей стоит обратить особое внимание:
1. Если Ваш ребенок левша.
2. Если он – переученный правша.
3. Если Ваш ребенок посещал логопедическую группу.
4. Если в семье говорят на двух или более языках.
5. Если Ваш ребенок слишком рано пошел в школу (неоправданно ранее обучение грамоте иногда провоцирует возникновение дисграфии и дислексии.) Происходит это в тех случаях, когда у ребенка еще не наступила психологическая готовность к такому обучению.
6. Если у Вашего ребенка есть проблемы с памятью, вниманием.
Наиболее распространенные ошибки при дисграфии :
1. Искаженное написание букв:
– недописывание элементов букв (связано с недоучетом их количества) : Л вместо М; Х вместо Ж, И вместо У;
– добавление лишних элементов;
– смешение букв по оптическому сходству: б-п, т-п, а-о, е-з, д-у.
– зеркальное написание букв.
2. Искажения структуры слова:
– Пропуски букв, слогов. Например: прта – парта, моко – молоко
– недописывание слов. Н: весёлы (весёлый)
– добавления букв, слогов;
– повторение букв, слогов
3. Ошибки, вызванные нарушенным произношением, ребенок пишет то, что говорит: лука (рука, сапка (шапка).
4. Искажения структуры предложения:
– раздельное написание слова;
– слитное написание слов;
– повторения слов.
Сообщение результатов диагностики письменной речи в классе :
У каждого из вас есть листочки – выписки результатов диагностики. Там описаны часто встречающиеся у ваших детей дисграфические и орфографические ошибки, и мои рекомендации.
Можно ли эффективно помочь детям с дисграфией?
Да, таким ребятам вполне по силам овладеть чтением и письмом, если они будут настойчиво заниматься. Кому-то понадобятся годы занятий, кому-то – месяцы. Суть уроков – тренировка речевого слуха и буквенного зрения.
Таким детям необходима помощь специалиста-логопеда. Но помните, что без помощи родителей, ребенку не справиться.
Помощь должна носить коррекционный характер, иметь свою специфику, в зависимости от причин, тяжести и проявлений нарушений.
Запомните, что обычные педагогические приемы, большое количество диктантов и зазубривание правил не помогут, а могут только усугубить проблему. Занятия должны быть ежедневными, но не утомлять ребенка, быть интересными.
Предлагаю Вам некоторые игры, которые помогут справиться с дисграфией.
Практическая часть – дидактические игры и упражнения
1. Игра – разминка "Словесный мяч" (эмоциональный настрой на работу)
Один игрок говорит слово, а второй должен продолжить, называя слово на последнюю букву прозвучавшего слова: автобус - слово - окно и т. д
Усложнение: Называем слова не только на последнюю, но и на предпоследнюю букву, на вторую, на третью с конца и т. п.
2. Графические упражнения. Эти задания направлены на формирование графических навыков, помогающих развитию мелкой моторики, зрительно-двигательной координации и предупреждающих развитие дисграфии. Задания должны выполняться ребенком регулярно.
(Родителям предлагается выполнить одно задание на выбор) :
• Заштрихуй контур;
• Соедини точки;
• Дорисуй вторую половину;
• Игра «Найди ошибку» (восстановление закономерности в узоре);
• Игра «Найди выход из лабиринта»;
• Нарисуй так же (по клеточкам).
3. Упражнение «Запомни и нарисуй» (читается 2 раза)
Третье задание помогает развить операции анализа и синтеза и, соответственно, способствует профилактике дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. А также оно способствует развитию внимания, памяти.
Примерные варианты (родителям предлагается выполнить одно задание) :
• Нарисуй пять бусинок разного цвета и размера так, чтобы средняя бусинка была красного цвета, а последняя самая маленькая,
• Нарисуй пять квадратов разного цвета и размера так, чтобы четвертый был синий, а средний – самый маленький,
• Нарисуй пять цветочков разного цвета и размера так, чтобы четвертый был желтого цвета, а предпоследний самый высокий.
4. Физкультминутка.
Познакомить родителей с физкультминуткой, которую можно выполнить с ребенком, если он устал.
Упражнение «Замок».
На двери висит замок,
Кто его открыть бы смог? (пальцы ритмично соединяются в замок несколько раз). Потянули, потянули (Руки тянутся в разные стороны)
Покрутили, покружили (покрутить сцепленными пальцами,
Постучали, постучали, (не расцепляя пальцев, постучать ладонями)
И открыли! (расцепить пальцы, развести руки в стороны).
Упражнение «Кулак-ребро-ладонь».
Три положения на плоскости стола. Кулачок, затем ладонь ребром на столе, прямая ладонь на столе. Делать правой, левой рукой, затем синхронно.
Упражнение «Ухо-нос».
Левой рукой взяться за кончик носа, а правой – за противоположное ухо. Отпустить, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук наоборот.
Упражнение «Носик – Ушко – Макушка»
5. Задание на развитие буквенного и слогового анализа и синтеза. Они способствуют зрительно пространственной координации, переключению распределению внимания, темпо-ритмической организации речи.
Упражнение «Прочитай и запиши слоги».
Упражнение «Реши примеры». Реши слоговой пример, прочти получившиеся слова, составь и запиши с ними предложение.
Пропо-про+это-о
Сок-к+ночи-но+ня+ет
Кисти-ки+хоры+тво-ры+ре+сени+е-се
Упражнение «Сложи по заданным слогам».
Сложи 1-ые слоги:
Дорога машина
Богатый лопата топить
Листик товары падчерица
Сложи 2-е слоги:
еда свеча
намочил горе
попона огород удача
Сложи
2 слог 1 слог 3 слог
Гроза платок намекать
2 слог 3 слог 3 слог
напугать березы подарили
Упражнение «Прочитай загадку, следуя по указанному маршруту». Прочитай загадку, следуя по указанному маршруту. Запиши ее. Отгадай.
6. Расставь точки. «Змейка», «Улитка», «Яблочная карусель» - дидактические игры со специальными картинками, где нужно отделять предлоги от слова, слова в предложении, предложения в тексте друг от друга. Эти игры помогают развить у ребенка навыки языкового анализа и синтеза, оптико-пространственные представления, навыки чтения и письма.
Подведение итогов
Родителям предлагается подвести итоги практической части, задать вопросы по тем заданиям, которые вызвали трудности или недопонимание, отметить, какая информация показалась особенно полезной, а также дать возможность обменяться опытом развития речи ребенка.
Главное – помнить, что дисграфия – это состояние, для преодоления которого требуется тесное сотрудничество логопеда, родителей и обучающегося. Ежедневные дополнительные занятия с ребенком по устранению дисграфических ошибок дадут положительные результаты.