Писарева Екатерина Сергеевна
План-конспект родительского собрания в старшей группе «Развитие речи детей в старшей группе»
▼ Скачать + Заказать документы
План-конспект родительского собрания в старшей группе :
«Развитие речи детей в старшей группе»
Цель:повышение уровня педагогической компетентности родителей по вопросам развития речи детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Родительские собрания в детском саду
- Старшая группа
- Темочки
1. Повышать психолого-педагогическую компетентность родителей по вопросам особенностей развития речи ребёнка старшего дошкольного возраста и методов, приёмов её развития.
2. Проанализировать речевое развитие детей группы с помощью результатов пед. диагностики образовательной области «речевое развитие».
3. Познакомить родителей с речевыми играми, способствующих развитию речи у детей.
4. Активизировать позитивный семейный опыт по проблеме речевого развития детей дома (домашние чтение худож. литературы)
Форма проведения: круглый стол
Участники: родители, воспитатели.
Место проведения: помещение группы.
Предварительная работа
Анкетирование родителей (как вы участвуете в развитие речи вашего ребенка, создание памятки на каждого родителя «Как читать детям». Оформление выставки литературы по развитию речи детей.
План проведения
1. Вступительный этап.
2. Основная часть
Развитие речи шестилетнего ребенка, интонационная выразительность
3. Игровой практикум.
4. Составление рекомендаций: «Как читать детям»
5. Подведение итогов собрания.
1. Вступительный этап
Уважаемые родители!
Мы рады вам. Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание. Сегодня нам предстоит разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека-речи.
2. Основная часть
Ребенок шестого года жизни доброжелательно общается со сверстниками,
умеет высказываться по поводу различных поступков, выражать одобрение или недовольство, выслушивать других детей, замечать ошибки, дополнять.
Развивается игровая деятельность. Особое значение для развития ребенка имеет сюжетно-ролевая игра, требующая от детей умения договариваться о ролях, подготавливать условия для игры, общаться соответствующим образом, соблюдать правила, согласовывать свои действия с действиями других участников. В ходе игры постепенно формируются элементы учебной деятельности. В старшем дошкольном возрасте ребенок продолжает знакомиться с разнообразными свойствами предметов, пространственными, временными и другими отношениями. Сравнение предметов по цвету, форме, величине, материалу, количеству, пространственному расположению деталей и значению требует в словарном запасе достаточного количества существительных, прилагательных, глаголов. В рассказе о предметах ребенок употребляет слова с противоположным значением (длинный — короткий, твердый — мягкий, тяжелый —- легкий, пушистый — гладкий, слова, обозначающие цвет и его оттенки, объемные и плоскостные формы, пространственное расположение предметов и их частей. В рассказе о предмете ребенок может изложить историю создания предмета (гусиное перо — перьевая ручка — шариковая ручка).Кроме предметного окружения, ребенок осваивает социальный мир: расширяются его представления о семье, родственных отношениях, о детском саде, воспитанниках и работниках, о родном городе, стране, государственных праздниках, труде взрослых, людях разных профессий.
Что знает и использует в речи ребенок 5—6 лет?Ребенок знает свой адрес, родной город и его достопримечательности, название страны и столицы, знает и называет членов семьи, их возраст, занятия, родственников, их профессии, может называть различные профессии, виды транспорта, правила дорожного движения, природные явления, музыкальные произведения, детские песни, стихи, сказки, рассказы для детей, иллюстрации к художественным произведениям, народные промыслы, произведения искусства, труд в природе, хозяйственно-бытовой труд, ручной труд. Словарь и грамматический строй отражают зрелость познавательных процессов и степень сформированности различных видов деятельности: игровой, изобразительной, конструктивной, музыкальной, театрализованной и др. На шестом году ребенок полностью овладевает грамматическим строем речи и пользуется им достаточно свободно. Грамматическая правильность речи ребенка во многом зависит от того, как часто взрослые обращают внимание на его ошибки, исправляют их, показывают правильный образец. В разговорной речи дошкольник в соответствии с темой разговора использует как краткие, так и развернутые ответы. Участвовать в беседе, поддерживать разговор позволяет достаточный словарный запас. За год запас слов, используемых ребенком в общении, увеличивается на 1000-1200 слов по сравнению с предшествующим возрастом и достигает 4000 слов. Дети активно используют существительные с обобщающим, а также с конкретным значением, обозначающие предметы, отдельные их части и детали, качества и свойства; прилагательные, обозначающие материал, свойства, качества, состояние предметов; широко употребляют глаголы с различными приставками и суффиксами. Дети учатся использовать в речи слова с противоположным значением — антонимы (друг — враг, высокий — низкий, хорошо — плохо, говорить — молчать); слова, близкие по смыслу, — синонимы (ходить — идти, шагать; грустный — печальный, безрадостный).Несмотря на значительное расширение лексики, ребенок еще далек от свободного пользования словами: наблюдаются недочеты и иногда ошибки в употреблении слов и в построении фраз при пересказах сказок, рассказов, во время беседы. В общении со сверстниками дети осознанно меняют силу и высоту голоса, пользуются различными интонациями: вопросительной, восклицательной, повествовательной. Ребенок осваивает слово в единстве его значения и звучания, учится употреблять слова в точном соответствии со смыслом, правильно их произносить. Обычно к 5-6 годам ребенок правильно произносит все звуки родного языка, не ошибается в ударении. В возрасте 5 - 6 лет ребенок учится различать звуки на слух, проводить элементарный звуковой анализ: определять место звука в слове (начало, середина, конец, последовательность и количество звуков. Навыки элементарного звукового анализа необходимы для освоения чтения и письма. Именно в этом возрасте дети проявляют интерес к звукам речи и буквам.
Развитие речи в детском саду ведё тся по следующим направлениям:
• Воспитание звуковой культуры речи.
• Обогащение активного и пассивного словаря.
• Формирование грамматического строя речи.
• Развитие связной речи.
3. Игровой практикум.
Мы предлагаем вам несколько вариантов речевых игр, которые вы можете проводить с ребёнком по дороге в детсад, готовя обед, когда ваш ребенок рядом не знает чем заняться и т. д.
Речевые игры-помощницы:
Скажи наоборот:
Прилагательные (мокрый-сухой, добрый-злой, горячий-холодный, кривой-прямой)
Существительные (день-ночь, добро-зло, мальчик-девочка, богатство-бедность)
Глаголы (бежать-стоять,смеяться-плакать,кричать-молчать,открывать-закрывать)
Слова для определения действий:
Какими словами можно сказать про то,что может делать котёнок? (лакать,лазить,царапаться,мяукать,мурлыкать,играть,лежать,смотреть,и т. д.)
Что делает котёнок, когда его берут на руки (прижимается, мурлычет, смотрит и т. д.)
Сравнение:
На что похоже солнышко?
На что похож ёж?
На что похож ручеёк (ленту, змейку, дорожку, зеркало)
Игры-упражнения на развитие восприятия мелодики :
"Дирижеры"
Цель. Формировать навыки восприятия понижения основного тона (мелодики, развивать речевой слух.
Материал. "Дирижерские" палочки (по количеству играющих).
Описание. Педагог произносит серии звуков, слогов и фразы с понижением основного тона. При повторном их воспроизведении педагогом все дирижируют палочкой, изображая движение мелодики вниз.
"Волшебная линия"
Цель. Формировать навыки восприятия повышения основного тона, развивать речевой слух.
Материал. Листы бумаги формата А4 с изображением стрелки, направленной по диагонали из нижнего левого угла в верхний правый угол, по количеству присутствующих.
Описание. Педагог произносит серии звуков, слогов и фразы с повышением основного тона, все одновременно с ним проводят указательным пальцем по изображенной стрелке.
Игры-упражнения на развитие восприятия речевого темпа:
"Курочка и цыплята"
Цель. Учить соотносить темп движений и темп речи.
Описание. Слушая отрывок скороговорки, произносимой педагогом в медленном темпе, кистью одной руки, собранной в щепоть, медленно дотрагиваются до раскрытой ладони другой руки - "курочка клюет зернышки"; при слушании отрывка в быстром темпе совершают те же движения быстро - "цыплята клюют зернышки".
Вышла курочка гулять,
Свежей травки пощипать,
(медленный темп)
А за ней ребята -
Желтые цыплята
(быстрый темп).
Барабан уже дырявый.
Игры-упражнения на развитие восприятия логического ударения:
"Слушай, думай, называй"
Цель. Формировать навыки восприятия логического ударения.
Описание. Педагог произносит фразы, используя различные средства для выражения логического ударения. Детям предлагается после прослушивания фразы назвать слово-носитель логического ударения и указать, как оно произнесено (громко или тихо, быстро или растянуто).
«Кто в каком домике живёт?»
Цель. Формировать навыки воспроизведения логического ударения в экспрессивной речи.
Педагог предлагает ответить на вопросы: «Где живёт белка?», «Кто живёт на болоте?», «Чей домик - гнездо?» и т. д. Следит за тем, чтобы при ответах дети голосом выделяли слово-носитель логического ударения.
4. Составление рекомендаций: «Как читать детям».
1. Перед прослушиванием художественного произведения необходимо убрать из поля зрения ребёнка все интересные игрушки, занимательные бытовые вещи-всё то, что может помешать ребёнку слушать рассказ или сказку.
2. Художественный текст должен быть подобран в соответствии с возрастом и индивидуальным способностями ребёнка.
3. Знакомство с литературным произведением происходит на слух, поэтому взрослому следует особое внимание уделять умению выразительно читать, делать логические ударения в нужных местах, соблюдать паузы.
4. Показывайте ребёнку красочные иллюстрации, которые помогут лучше воспринимать текст. В дошкольном возрасте всё воспринимается практически буквально, значит, выбирая книгу, обращайте внимание на то, чтобы иллюстрации были как можно более реалистичны.
5. Во время прочтения произведения желательно не отвлекаться на посторонние дела. Помните, что дети способны активно и продуктивно заниматься одним видом деятельности около15 минут. Найдите эти 15 минут для своего ребёнка.
6. Обязательно задайте ребёнку вопросы по прочитанному
7. Прививайте ребёнку с детства любовь к книге, бережное отношение к ней.
5. Подведение итогов собрания.
К концу шестого года жизни ребенок в речевом развитии достигает довольно высокого уровня. Он владеет правильным звукопроизношением, выразительной и эмоциональной речью, имеет необходимый для свободного общения со взрослыми и сверстниками словарный запас, грамматические формы. Его высказывания становятся содержательнее, точнее, выразительнее. Развитие речи теснейшим образом связано с формированием мышления и воображения ребенка. Поэтому очень важно уделять большое внимание и усилия по развитию речи детей не только в детском саду, но и дома.
Решение родительского собрания :
1. Использовать в развитии речи детей знания, полученные на родительском собрании и опыт других родителей и воспитателей.
2. Продолжать повышать психолого-педагогическую компетентность родителей по вопросам особенностей развития речи ребёнка.
3. Уделить внимание вопросам домашнего чтения худож. литературы с детьми.
Искренне желаем вам крепкого здоровья, счастья, благополучия в семье. Пусть дети радуют вас! Успехов вам!