Елена Ермилова
План-конспект родительского собрания «Играя — развиваем речь»
▼ Скачать + Заказать документы
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Плана-конспекта родительского собрания на тему :
«Играя – развиваем речь».
Выполнила: воспитатель
МБДОУ детский сад №3 с. Таремское
Лаврова Светлана Геннадьевна
2018г.
«Играя – развиваем речь»
Форма: «Круглый стол» (с элементами практикума).
Публикация «План-конспект родительского собрания „Играя — развиваем речь“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2020
Цель: Расширение представлений родителей о развитии речи детей через театрализованную деятельность.
Задачи:
• Познакомить родителей с особенностями развития речи ребенка раннего возраста, методами и приемами ее развития.
• Заинтересовать родителей данной проблемой, учить анализировать свою воспитательную деятельность
• Пробудить интерес родителей к созданию собственных
дидактических игр по развитию речи детей раннего возраста.
• Содействовать сплочению родительского сообщества
Средства:
1. Мультимедийная система.
2. Картинка - солнышко.
3. Фотографии детей.
4. Дидактические игры.
5. Памятки.
6. Карандаши.
7. Цветные ленты
8. Ножницы
Способы активизации родителей :
1. Игра.
2. Просмотр презентации.
3. Дискуссия.
4. Анализ собственного опыта
5. Работа в группах.
6. Игротека.
Предварительная работа:
1. Изготовление приглашений.
2. Выставка дидактических игр, изготовленных родителями.
3. Выставка педагогической литературы по данной теме.
4. Подготовка презентации «Мудрые мысли».
5. Подготовить памятку «Развитие речи ребенка 2-3 лет»
6. Подготовить разные виды дидактических игр.
План родительского собрания :
I. Организационный момент.
1. Игра «Солнышко».
2. Введение в проблему.
II. Основная часть.
1. Теоретическая часть
а) Игра «Вопрос - ответ»
б) Педагогический всеобуч «Совсем немного науки»
в) Просмотр презентации «Мудрые мысли».
2. Практическая часть
а) Игротека «Давайте поиграем» (театрализованные игры по развитию речи)
б) Анализ собственного опыта «Ты мне, я тебе».
в) Изготовление театрализованной игры «Репка»
г) Работа с памятками: «Развитие речи ребенка 2-3 лет».
III. Заключительная часть.
1. Подведение итогов.
2. Решения родительского собрания
3. Рефлексия «Рисунок дня».
Форма проведения: семинар - практикум
Ход собрания.
Здравствуйте, дорогие родители! Приветствуем вас в стенах нашего детского сада! Сегодня состоится очень ответственное мероприятие – родительское собрание. Эта встреча послужит продолжением нашего дальнейшего плодотворного сотрудничества. Всем известно, что ведущая роль в развитии ребенка принадлежит семье. Семья – это источник, который питает человека с рождения, знакомит его с окружающим миром, дает ребенку первые знания и умения. Во время пребывания ребенка в детском саду мы (педагоги, дети, родители) составляем треугольник. Главной вершиной треугольника, конечно же, является ребенок. Его задача – познавая новое, открывать самого себя (что я могу, что я умею, на что я способен). Задача взрослых – помочь ему в этом нелегком деле. Что произойдет с трехногим табуретом, если подломиться одна ножка? Он упадет! Поэтому наши усилия необходимо объединить для того, чтобы ребенку хорошо жилось в его втором доме – дошкольном учреждении, чтобы он всесторонне развивался. Поэтому мы призываем вас к сотрудничеству, к взаимодействию. Только вместе, только совместными усилиями родителей и детского сада мы можем решить любые проблемы в воспитании и развитии ребенка. Сегодня наш разговор о развитии одного из важнейших процессов человека – речи. Тема собрания : «Играя – развиваем речь».
А сейчас я вам предлагаю поиграть.
1. Игра «Солнышко»
Цель: Сплочение родительского сообщества, снятие эмоционального напряжения.
Родители и воспитатель становятся в круг. У каждого на груди – бейджик с именем и отчеством. В руках у воспитателя - картинка солнышко.
Воспитатель: «Я рада видеть всех вас и вас (И. О.) (поворачивается к соседке слева, передает ей солнышко). Передавая игрушку, родитель обращается, к стоящему рядом, с такими же словами и т. д. Солнышко передается по кругу и возвращается к воспитателю.
2. Введение в проблему.
Цель: Обогащение представлений родителей о проблеме по развитию речи детей.
Проблема многих детей - это недостаточно развитая речь. Сегодня вопросы развития правильной речи у детей раннего возраста очень актуальны.
Невозможно переоценить роль родного языка, который помогает людям, прежде всего детям, осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. Дети, не получившие в раннем возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом наверстывают упущенное, в будущем этот пробел в развитии влияет на его дальнейшее развитие. Именно в раннем возрасте нужно обогащать пассивный словарь ребёнка, приучать пользоваться словами, стимулировать речевую активность и познавательные интересы.
Не секрет, что родители в основном заботятся о создании комфортных условий и гигиене малышей. А ведь именно ранний возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает.
Поэтому задача обогащения словаря и активизации речи детей должна решаться ежеминутно, ежесекундно, постоянно звучать в беседах с родителями, пронизывать все режимные моменты.
II. Основная часть
а) Игра «Вопрос – ответ»
Цель: Получение информации от родителей по вопросам развития речи детей.
А сейчас я предлагаю вам ответить на мои вопросы:
- Поднимите руку те родители, которые считают, что их ребенок говорит в соответствии с возрастными возможностями.
Очень приятно видеть внимательных, заботливых родителей.
-Предлагаю поднять руку тем, кто дома играет с детьми в игры, которые способствуют развитию речи.
- Как часто занимаетесь с ребенком развитием речи в домашних условиях?
каждый день по возможности по выходным
- Поднимите руку те родители, которым тема нашей встречи интересна, кто хочет узнать, как можно развивать речь ребенка 2-3 лет.
Ваша реакция показала, что тема нашей встречи актуальна и значима.
б)Педагогический всеобуч «Совсем немного науки»
Цель: Информирование родителей о видах дидактических игр.
Речь – форма общения. Наша задача — помочь детям развивать речь.
Основные задачи речевого развития детей :
• Овладение нормами и правилами родного языка
• Развитие у детей коммуникативных способностей (способности общаться)
Основу речевого развития ребенок получает в семье в самые первые годы жизни. Ребенок овладевает речью только в процессе общения с взрослым.
Речь можно развить различными способами: устная форма, мелкая моторика, а также при помощи игры. Игра — основной вид деятельности ребенка, она оказывает многогранное влияние на его психическое развитие. В игре дети овладевают новыми навыками и умениями, знаниями. В игре осваиваются правила человеческого общения. Для обучения через игру и созданы дидактические игры.
Все дидактические игры можно разделить на три основных вида:
Игры с предметами: (с демонстрацией данного вида игр на выставке)
В играх с предметами мы используем игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются : ребята упражняются в определении предмета, по какому – либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению и др., что очень важно для развития отвлеченного, логического мышления.
В играх с куклами у детей формируются культурно – гигиенические навыки и нравственные качества, скажем, заботливое отношение к партнеру по игре-кукле, которое переносится затем и на своих сверстников, старших ребят.
В дидактических играх широко используются разнообразные игрушки. В них ярко выражены цвет, форма, назначение, материал, величина, из которого они сделаны. В играх совершенствуются знания о материале, из которого делаются игрушки, о предметах, необходимых людям в различных видах их деятельности, которую дети окружают в своих играх. Используя дидактические игры с подобным содержанием, нам удаётся вызвать у детей интерес к самостоятельной игре, подсказать им смысл игры с помощью отобранных игрушек.
Настольно печатные игры: (с демонстрацией данного вида игр на выставке)
Настольно-печатные игры - интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании. Подбор картинок по парам. Самое простое задание в такой игре- нахождение среди разных картинок двух совершенно одинаковых : две шапочки, одинаковые и по цвету, фасону, или две куклы, внешне ничем не отличающиеся. Составление разрезных картинок и кубиков. Задача этого вида игр – развивать у детей логическое мышление и умение составлять целый предмет из отдельных частей.
Словесные игры: (с демонстрацией данного вида игр на выставке)
Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретённые ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах.
В младших группах игры со словом направлены на развитие речи, воспитание правильного звукопроизношения, уточнение, закрепление и активизацию словаря, развитие правильной ориентировки в пространстве.
Главная особенность дидактических игр состоит в том, что задание ребёнку предлагается в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определёнными предметами, учатся культуре общения друг с другом. Любая дидактическая игра содержит познавательную и воспитательную игровые составляющие, игровые действия, игровые и организационные отношения.
Народная мудрость создала дидактическую игру, которая является для ребёнка наиболее подходящей формой обучения.
Обучающее воздействие необходимо, как в семье, так и в дошкольных учреждениях, где оно приобретает важное значение.
Дидактическая игра – прекрасное средство обучения и развития, используемое при усвоении любого программного материала, а также при самостоятельной деятельности.
Специально подобранные игры и упражнения дают возможность благоприятно воздействовать на все компоненты речи. В игре ребенок получает возможность:
- обогащать и закреплять словарь,
- формировать грамматические категории,
- развивать связную речь,
- расширять знания об окружающем мире,
- развивать словесное творчество,
- развивать коммуникативные навыки.
в)Показ презентации «Мудрые мысли»
Цель: Акцентирование внимания родителей на значимости проблемы авторитетным мнением.
Идея включения дидактической игры в процесс обучения всегда привлекала отечественных педагогов.
Еще Константин Дмитриевич Ушинский отмечал, что дети легче усваивают новый материал в процессе игры, и рекомендовал стараться делать занятия более занимательными, так как это одна из основных задач обучения и воспитания детей.
2. Практическая часть
а) Игротека «Давайте поиграем» (дидактические игры по развитию речи)
Цель: Развитие интереса родителей к дидактическим играм.
Родителям предлагается разделиться на три группы, каждая группа знакомит со своей дидактической игрой, которую родители сделали своими руками.
(Родители делятся опытом : что у них хорошо получается и на что необходимо обратить внимание)
б) Анализ собственного опыта «Ты мне, я тебе».
Цель: Включение родителей в обсуждение темы, формирование умения анализировать факты, опираясь на свой опыт.
Родителям предлагается обсудить увиденное и поделиться своим опытом.
в)Изготовление театра «Репка»
Цель: Пробуждение интереса родителей к созданию собственных
театрализованных игр вместе с детьми дома.
Родителям предлагается нарисовать,вырезать,наклеить
3. Работа с памятками: «Развитие речи ребенка 2-3 лет».
Цель: Повышение компетентности родителей по обсуждаемому вопросу.
- На ваших столах памятки. Прочитайте их, пожалуйста. Что для вас явилось новым? С каким из выводов вы согласны? С каким из советов вы не согласны? Почему?
III. Заключительная часть.
Подведение итогов собрания.
Сегодня у нас появилась уверенность в том, что мы можем помочь нашим детям овладеть навыками общения через их основной вид деятельности - игру.
Решения родительского собрания
1. Уделять должное внимание развитию речи ребенка, больше общаться с ним, играя в словесные, настольные игры, игры с предметами.
2. Принимать активное участие в работе детского сада по развитию речи детей.
Рефлексия: «Рисунок дня».
Цель: Свободное выражение своих чувств на бумаге и вербально.
- Прошу вас оценить нашу встречу. Выразить свое отношение к собранию с помощью соответствующего рисунка, поясняя, при необходимости, его смысл.
Желающие могут написать отзывы, свои предложения.
В заключение хочется пожелать вам крепкого здоровья, счастья, благополучия в семье, успехов и терпения. Пусть дети радуют вас.
Благодарим вас за активное участие и творческую работу! Всем большое спасибо! До свидания.