Инна Дербина
План-конспект практикума с элементами тренинга для родителей и детей «Навстречу друг другу»
▼ Скачать + Заказать документы
План – конспект практикума с элементами тренинга для
родителей и детей «Навстречу друг другу»
Цель: создать комфортные условия для эмоционального и телесного сближения родителей и детей с помощью навыков позитивного взаимодействия; обогащение эмоционального опыта родителей.
Задачи:
Повысить сензитивность в отношениях родителя с ребенком.
Публикация «План-конспект практикума с элементами тренинга для родителей и детей „Навстречу друг другу“» размещена в разделах
Способствовать повышению самооценки ребенка и взрослого.
Отработать навыки позитивного взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми.
Оборудование:
Музыкальный центр с записью релаксационной музыки: Волшебная арфа «Музыка пробуждения»; тест «Мой стиль воспитания ребенка в семье»; карманный справочник «Мой помощник на каждый день, или Как общаться с детьми».
Ход практикума:
I. Приветствие.
Цель: раскрепощение, настрой на активное взаимодействие.
Педагог-психолог: «Здравствуйте, уважаемые родители и ребята! Я очень рада вас видеть! Предлагаю, поприветствовать друг друга следующим образом. Я буду вас спрашивать: «Как живете?». А вы будите отвечать дружным хором: «Вот так!» и жестом показывать нужные действия.
• Как живете?
• А идете?
• Как бежите?
• А плывете?
• Ждете обед?
• Машите вслед?
• Утром спите?
• А шалите?
II. Игра «Похвалилки»
Цель: способствовать повышению самооценки ребенка.
Педагог-психолог. Каждому ребенку предлагается рассказать, как однажды, он здорово, что-то сделал или совершил какой-то поступок. На обдумывание дается несколько минут. Свой рассказ надо начинать словами: «Однажды я…» Родители выслушивают и высказываются, начиная со слов: «Я рада…» и/или «Мне приятно…» Ребенку задают вопрос: нравится ли ему такая похвала?
Педагог-психолог:
— Легко ли было хвалить?
— Часто ли вы хвалите своих детей?
— Можно ли перехвалить своего ребенка при существующем дефиците времени для общения?
III. Упражнение «Родители глазами детей»
Цель: способствовать повышению самооценки взрослого.
Педагог-психолог. Дети по очереди рассказывают о своих близких:
— Расскажи о своей маме (папе, бабушке, дедушке). Какая она (какой он?
— Что любит делать? Что ей (ему) нравится? Что не нравится?
— За что ты ее (его) любишь?
IV. Тест "Мой стиль воспитания ребенка в семье"
Педагог – психолог. Из трех ответов по каждому вопросу выберите тот, который более соответствует вашему привычному родительскому поведению.
1. Ребенок капризничает за столом, отказывается есть то, что всегда ел. Вы:
а) дадите ребенку другое блюдо;
б) разрешите выйти из-за стола;
в) не выпустите из-за стола до тех пор, пока все не съест.
2. Ваш ребенок, вернувшись с прогулки, расплакался, обнаружив, что потерял во дворе свою старую любимую игрушку - плюшевого медведя. Вы:
а) идете сами во двор и ищите игрушку ребенка;
б) погрустите вместе с ребенком о его утрате;
в) успокоите ребенка словами: «не стоит расстраиваться из-за пустяка»
3. Ваш ребенок смотрит телевизор вместо того, чтобы выполнять полученное им в детском саду задание. Вы:
а) без слов выключаете телевизор;
б) спросите, что необходимо ребенку, чтобы начать делать задание;
в) пристыдите ребенка за несобранность.
4. Ваш ребенок оставил все игрушки на полу, не пожелав их убрать. Вы:
а) уберете часть игрушек в недоступное для ребенка место: «пусть поскучает без них»;
б) предложите свою помощь в уборке или ободрите ребенка словами, типа: «я вижу, что тебе скучно делать это одному…», я не сомневаюсь, что твои игрушки слушаются тебя…»;
в) накажете ребенка лишением игрушек.
5. Вы пришли за ребенком в детский сад, ожидая, что он быстро оденется, и Вы успеете на почту, в аптеку. Но он под разными предлогами отвлекается от сборов домой, «тянет» время. Вы:
а) отчитываете ребенка, показывая свое недовольство его поведением;
б) говорите ребенку, что когда он так себя ведет, вы чувствуете раздражение и досаду, воспринимая это равнодушие с его стороны к вашим заботам, сообщаете ему, чего вы ждете сейчас от него;
в) пытаетесь сами побыстрей одеть ребенка, отвлекая как-то от шалостей, не забывая при этом постыдить, чтобы пробуждалась совесть.
Подсчитайте, каких ответов больше - а, б, в.
«А» - тип авторитарного стиля воспитания, мало доверия ребенку и учета его потребностей.
«Б» - стиль воспитания, при котором признается право ребенка на личный опыт и ошибки, акцент – научить его отвечать за себя и свои поступки.
«В» - стиль воспитания без особых попыток понять ребенка, основные методы - порицание и наказание.
Спасибо!
V. Упражнение «Найди друга»
Цель: закрепление позитивного отношения друг к другу.
Педагог-психолог. Одной половине (например, детям) завязывают глаза, дается возможность походить по помещению и предлагается найти и узнать своего родителя (или ребенка). Узнать можно с помощью рук, ощупывая волосы, одежду, руки. Затем, когда друг найден, игроки меняются местами.
VI. Релаксация «Солнечный зайчик»
Цель: снятие психоэмоционального напряжения у участников практикума.
Педагог – психолог. Все участники сидят в кругу.
- Представьте. Что солнечный зайчик заглянул к вам в глаза. Закройте их. Там, где он прикоснется, станет тепло. Он побежал дальше по лицу, нежно погладьте его ладонями: лоб, нос, рот, щеки, подбородок. Поглаживайте аккуратно, чтобы не спугнуть солнечного зайчика: голову, шею, животик, руки, ноги. Он забрался за шиворот, погладьте его там. Погладьте и подружитесь с ним. До скорой встречи!
VII. Прощание
На этом наша встреча подошла к концу, всем спасибо. На память о нашей встрече хочу предложить вам карманный справочник «Мой помощник на каждый день, или Как общаться с детьми».
Можно осуждать действия ребенка, но не его чувства, какими бы нежелательными они ни были. Раз они у него возникли, значит, для этого есть основания.
Можно выражать свое недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом.
Если ребенку трудно, и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему.
Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим, иначе оно перестанет в неприятие его.
Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит о помощи.
Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, каждый имеет свой путь развития.
Чаще говорите ребенку, что вы его любите. Пусть он знает, что вы любите его за то, что он есть, а не за то, что он убирает игрушки, съедает кашу и т. д.
Будьте вежливы с ребенком, и тогда он усвоит именно такую манеру взаимодействия.
Установите определенные правила в семье, следуйте им ежедневно, это поможет избежать большого количества нотаций.
Расширяйте поведенческий репертуар ребенка, рассказывайте ему, какими способами можно решить разные конкретные проблемы.
Наказывая ребенка, не будьте чрезмерно строги, не ущемляйте достоинства малыша.
Запретов должно быть немного, они нужны для ощущения безопасности вашему ребенку. Формулируйте их кратко, конкретно.
Не запрещайте ребенку то, что еще вчера ему было позволено.
Используйте в общении краткие, четкие, понятные ребенку инструкции.
Будьте терпеливы, не допускайте чрезмерных вспышек в ответ на неудовлетворяющее вас поведение ребенка.
До новых встреч!