Джамиева Аида Шагиновна
«Моя семья». План-конспект по познавательной деятельности в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательное развитие на тему : «Моя семья» в старшей группе.
Цель: Формировать представление детей о семье, как о людях, которые и
Задачи:
1. Обобщать и уточнять знания детей о семье, о том, кто такие родные; формировать представление о составе семьи.
2. Развивать умение рассуждать, делать выводы, развивать память, воображение, логическое мышление.
3. Воспитывать любовь и уважение к окружающим и членам своей семьи.
Публикация «„Моя семья“, План-конспект по познавательной деятельности в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Конспекты занятий на тему семьи
- Старшая группа
- Темочки
Методические приемы:
Беседа, художественное слово, вопросы, использование фотографий, физ. минутки, рисование.
Наглядный материал: Плакат «Генеалогическое дерево», ребус -7Я, семейные фотографии, иллюстрации с изображениями семьи.
Предварительная работа:
- рассматривание семейных фотографий;
- заучивание стихотворных произведений о семье, пословиц;
- работа с родителями;
- оформление выставки детских рисунков на тему «Моя семья»;
- беседа на тему: «Что такое семья?».
Ход занятия:
Воспитатель: Жила-была девочка Маша. У нее была большая семья. Они жили очень дружно. У Маши были родители, бабушка и две сестренки. Когда родители уходили на работу, бабушка оставалась с девочками. Бабушка читала девочкам сказки, загадывала разные загадки и ребусы. Один из них они отправили нам. Давайте, попробуем отгадать.
Воспитатель показывает плакат с ребусом и дети разгадывают его (7я- Семья)
Восп. : Ребята, как вы думаете: что такое семья?
-(ответы детей)
Восп. :Семья объединяет родных любящих друг друга людей: родителей и детей, бабушек, дедушек, братьев и сестер. Семья-это союз двух людей которые полюбили друг друга и решили вести совместное хозяйство и жить вместе. Поженившись, они становятся мужем и женой. Потом в семье рождаются дети, и супруги становятся папой и мамой.
Восп. : Откуда же произошло слово семья? Семья — это я и три поколения: папа, мама, бабушка, дедушка, брат и сестра.
Восп. : Кто хочет рассказать про своего папу? Какой он? (сильный, умный, работящий умеет все делать сам).
Восп. : Кто хочет рассказать про свою маму? Какая она? А скажите, какие домашние обязанности есть у мамы? (Ответы детей.)
Восп. : Какими хорошими делами можно порадовать маму? (Ответы детей.)
Восп. :А как вы думаете ребята, кто самый уважаемые люди в семье?
(Ответы детей)
Восп. :Конечно, ребята, это дедушки и бабушки. А у кого есть бабушки и дедушки? (ответы детей)
Восп. : Ребята, во все времена в семье с уважением относились к пожилым людям: к бабушкам и дедушкам. Как вы думаете почему? (Ответы) Правильно, ребята, потому что они старше всех, многое прожили многое видели, они мудрее всех. Ребята, а как вы понимаете слово пожилой?
(Ответы детей)
Воспитатель:Слово пожилой – означает, что этот человек долго живет, много пожил, а значит, много знает, умеет и может научить других. Но дедушки и бабушки уже старенькие, им бывает трудно, они часто устают, поэтому мы должны им помогать, заботиться о них, не огорчать. И, конечно, для каждого из вас, ребята, ваша мама самая красивая на свете.
Восп. : Ребята, поднимите, пожалуйста, руки, у кого из вас в семье есть младшие братья или сестры? Какие они? Как вы помогаете маме заботиться о них?
Восп. : А у кого из вас есть старшие братья или сестры? Они могут рассказать о многом интересном, защитить вас, быть примером для вас.
Восп. : Вот и получилось у нас большая семья.
Физ. Минутка<<Моя семья>>
Осенью, весною
Летом и зимой
Мы во двор выходим
Дружною семьею
Встанем в круг и по порядку
Каждый делает зарядку
Мама руки поднимает
Папа бодро приседает
Повороты вправо-влево
Делает мой братик Сева
А я самой бегу трусцой
И качаю головой.
Восп. : У каждой семьи есть своя история о своем роде, своих предках. О семье и о роде (род - родственники имеющие одну и ту же фамилию, одного и того же общего предка) можно рассказать как словами, так и рисунком, т. е. с помощью схемы. Такая схема называется генеологическим деревом. (показывает картину с изображением дерева) Какие части деревьев вы знаете? (корни). Вот и у людей есть свои корни. Как вы думаете, что такое «семейные корни»? Семейные корни – это наши предки. Например, бабушки и дедушки это тоже корни семьи. От них родились наши папы и мамы. От мамы и папы родились мы, наши братья и сестры. (Родословная – это история семьи, рассказ о своем роде, своих предках).Кто хочет, используя такие же рисунки, составить родословную своей семьи и рассказать о нем? Дети рассказывают о своих семьях рассказывают кто изображён на фотографиях, как их зовут. План рассказа :- Меня зовут (полное имя);- Мою маму зовут (полное имя);- Моего папу зовут (полное имя);- ФИО бабушек, дедушек, других членов семьи, которые есть на фото. Восп. : Спасибо большое нашим ребятам за такие подробные рассказы о ваших семьях. Нам было очень интересно, правда, ребята? Восп. : Семья – это самое дорогое. Самое главное, что есть у человека, поэтому во все времена русский народ составлял пословица и поговорки о семье. Давайте вспомним их. Дети: «Вся семья вместе и душа на месте», «Семья ладом полна», «Семья сильна, если над ней крыша одна». Восп. : Молодцы ребята, а скажите, все семьи одинаковые или разные? Чем они отличаются? (Ответы детей) Восп. : В наше время семьи состоят из 3-4 –х человек. А раньше, во времена наших прабабушек и прадедушек, семьи были большими, в них было по 5-7 детей и даже по 10. Такие семьи называются многодетные.
Воспитатель : Ребята, а сейчас я хочу поиграть с вами в игру, которая называется «Если я…»
Если я тебе мама, то ты мне?
Если я тебе дедушка, то ты мне….?
Если я тебе тетя, то ты мне…. ?
Если я тебе дочка, то ты мне….?
Если я тебе сестра, то ты мне?
Если я тебе дядя, то ты мне….?
Если я тебе племянница, то ты мне?
Если я тебе внучка, то ты мне…. ?
Если я тебе крестная, то ты мне….?
Молодцы, все справились с заданием
Дидактическая игра «Четвертый лишний»
Мама, соседка, бабушка, сестра
Бабушка, подруга, сестра, мама
Сестра, продавец, бабушка, брат
Дворник, папа, брат, дедушка.
Воспитатель: так зачем человеку нужна семья?
Дети: Семья нужна для того, чтобы жалели, хвалили, любили
Пальчиковая гимнастика «Семья»
• Дома дружная семья :
Это – мама, пригибать пальцы начиная с безымянного,
Это – я, затем мизинец,
Это - Бабушка моя, указательный,
Это – папа средний и
Это – дед. Большой
И у нас разлада нет.
Восп. : Вот какая дружная и сплоченная семья, Все пальчики собрались вместе в кулачек. А сейчас мы с вами нарисуем нашу семью «Моя рука –моя семья». Все 5 пальцев живут вместе, как наша семья. Сейчас, каждый пальчик на вашем листке превратится в маму и папу, бабушку и дедушку. Возьмем фломастер и нарисуем: глаза, нос, рот, уши, волосы. (Показ на доске) Дети под музыку рисуют. Воспитатель: Какие замечательные рисунки у вас получились. Заключительная часть
Воспитатель: а теперь, давайте вспомним, что нового вы узнали? (дети встают в круг, воспитатель берет мяч.) ребята я задам вопрос и брошу мяч одному из вас, вы поймаете его и ответите на мой вопрос, когда закончите отвечать, то вернете мне мяч.
Что же такое семья? Кто такие родственники? Как люди должны жить в семье? И т. д.
Восп. :А вам понравилось занятие? (ответы). Восп. : Я очень хочу, чтобы в ваших семьях были тёплые дружеские отношения и хочу пожелать, чтобы у вас была крепкая, дружная, любящая семья, где всегда поддержат, примут и поймут.
Семья.
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!
Литература:
1. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
2. Развитие связной речи. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В.