Татьяна Алексеева
Конспект по познавательной деятельности в старшей группе «В осеннем лесу»
▼ Скачать + Заказать документы
В осеннем лесу.
Программное содержание.
Расширять и уточнять представления детей о природе. Учить наблюдать, развивать любознательность. Закреплять представления о растениях ближайшего окружения: деревьях, кустарниках.
Знакомить детей с тем, как некоторые животные готовятся к зиме (ежи, медведи впадают в спячку, зайцы линяют, некоторые птицы (гуси, утки, журавли) улетают в теплые края).
Использовать в процессе ознакомления с природой произведения художественной литературы, музыки.
Публикация «Конспект по познавательной деятельности в старшей группе „В осеннем лесу“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Осенний лес. Конспекты занятий
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2017
Воспитывать в детях заботливое отношение к природе.
Предшествующая работа.
Наблюдения в природе.
Ведение календаря.
Зарисовки.
Дидактические игры «Когда это бывает?», «Что сначала, что потом».
Словесные игры «Съедобное – несъедобное», «Узнайте по описанию».
Демонстрационный материал.
Аудиозапись П. И. Чайковский «Времена года. Осень».
Аудиозапись «Звуки леса - «Осенний лес».
Силуэты деревьев и кустарников.
Игрушки или картинки еж, заяц, лиса, волк. Медведь.
Картинки перелетные и зимующие птицы.
Раздаточный материал.
Листья деревьев и кустарников.
Дидактическая игра «Найди домик зверьку».
Дидактическая игра «Зимующие и перелетные».
Ход.
1. Организационный момент. Создание эмоционального настроя.
Интересная игра сегодня у нас,
К ней готов каждый из вас.
Собирайся детвора,
Путешествовать пора.
2. Основная часть.
- Нам с вами посчастливилось жить на очень красивой планете. Каждое время года украшает ее своими красками, наполняет особенными звуками и запахами.
- Узнавать природу и любоваться ею – очень сложное занятие. Именно поэтому сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие в осенний лес, чтоб полюбоваться осенними мотивами.
(аудиозапись П. И. Чайковский «Времена года. Осень.»)
- Какие осенние месяцы вы знаете? (ответы детей).
- Послушайте стихотворение В. Степанова, посвященное осенним месяцам, и догадайтесь, о каком из них идет речь в каждом четверостишии.
Пусто в домике стрижа –
Улетел, бедовый,
И, как зонтик у ежа,
Желтый лист кленовый.
Сентябрь.
Вяжет сети паучок,
Гонит тучи ветер.
Загрустил бурундучок
О прошедшем лете.
Октябрь.
В инее ложбина,
В огоньках рябина.
Дятел клювом бьет –
Зиму в гости ждет.
Ноябрь.
- Молодцы, назвали все осенние месяцы. А теперь давайте помолчим и прислушаемся к Осени. (Включить аудиозапись «Звуки леса - «Осенний лес»).
- Какие звуки вы слышите? (Шелест падающих листьев; клекот улетающих журавлей; шум унылого осеннего дождя).
- Чем наполнен осенний воздух? Какими словами его можно охарактеризовать? (Холодный, сырой, зябкий).
- Какие «студеные» слова для описания осеннего воздуха вы подобрали – совсем холодно стало. Самое время провести физкультминутку, что бы согреться и не заболеть.
Физкультминутка.
Дует, дует ветер, (дети дуют, имитируя вой ветра)
Дует, задувает,
Желтые листочки (покачивание туловища вправо - влево)
С дерева срывает.
И летят листочки (движение руками сверху вниз)
С ветки на дорожки,
И бегут по листьям (легкий бег на месте)
Маленькие ножки
Мы с тобой гулять пойдем (шаг на месте)
И листочки соберем (наклоны, «собирают» листочки).
- Согрелись? Молодцы! А сейчас обратите внимание, каким покрывалом укрыта осенняя земля, как много листочков и все они разные по окраске и по форме.
3. Дидактическая игра «С какой ветки детки?» (соотношение листа и силуэта дерева).
- Молодцы, ребятки. Правильно определили какому силуэту дерева какой лист принадлежит. А кто это там в кусточке спрятался? (после того как дети назовут отгадку показать игрушку или картинку отгаданного животного)
Лесом катится клубок, у него колючий бок,
Он охотится ночами за жуками и мышами.
(Ёжик)
Это что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной?
И стоит среди травы —
Уши больше головы.
(Заяц)
Хоть на вид – краса девица,
На проделки мастерица,
Кто дружить захочет с ней?
Зверя нет в лесу хитрей
(Лиса)
Летом наедается,
Зимой высыпается.
(Медведь)
Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный?
(Волк)
- Все загадки отгадали. А сейчас скажите, кто из этих животных зимой спит и как называется его жилище.
4. Дидактическая игра «Найди домик зверьку».
5. А знаете ли вы птиц, которые улетают в теплые края. Соберите стаю из перелетных птиц.
Дидактическая игра «Зимующие и перелетные».
6. - Вот и подошла к концу наша экскурсия. Расскажите, что мы видели в осеннем лесу? (ответы детей)
Я предлагаю вам послушать красивое стихотворение Е. Трутневой «Улетает лето».
Стало вдруг светлее вдвое,
Двор, как в солнечных лучах.
Это платье золотое
У березы на плечах.
Утром мы во двор идем -
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят.
Пролетают паутинки
С паучками в серединке.
И высоко от земли
Пролетели журавли.
Все летят!
Должно быть, это
Улетает наше лето.
1. Веретенникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой. – М. : «Просвещение», 1993.
2. Дрязгунова В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. – М. : «Просвещение», 1981.
3. Н. А. Рыжова «Наш дом природа».
4. Как знакомить дошкольников с природой: Пособие для воспитателей детсада. – М. : Просвещение, 1982.
5. Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. – М. : Просвещение, 2001.
6. Шишкина В. А. Прогулки в природу. М., 2002.