Сяллинина Татьяна
План-конспект открытого занятия «Тайны соли»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД №19 «РОСИНКА»
План - конспект открытого занятия.
Образовательная область: «Познавательное развитие.
Ознакомление с окружающим миром».
Возрастная группа детей: Старшая группа (5-6 лет).
Тема: «Тайны соли»
Воспитатель: Сяллинина Татьяна Валтеровна
Публикация «План-конспект открытого занятия „Тайны соли“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Соль. Изучаем соль
- Соль. Конспекты занятий
- Темочки
Цель: Формирование экологической культуры дошкольников, развитие любознательности и бережливого отношения к окружающему миру.
Задачи:
Образовательные:
• Познакомить детей с различными свойствами предметов.
• Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности;
• Формировать навыки выдвигать гипотезы, предположения, анализировать явления, делать выводы;
Развивающие:
• Развивать познавательный интерес к исследовательской деятельности;
• Развивать внимание, память, логическое мышление, обогащать словарный запас речи.
Воспитательные:
• Формировать понятие о доброте, гостеприимстве, желание совершать добрые поступки;
• Воспитание экологической культуры дошкольников, в процессе исследовательской деятельности;
• Вызвать чувство радости у детей.
Предварительная работа:
Беседы о полезных ископаемых, опыты с водой, песком, со льдом; чтение познавательной литературы; просмотр иллюстраций; беседы о добре и зле; дидактические игры; моделирование состояний веществ.
Методы и приемы: рассказ воспитателя; рассматривание иллюстраций, слайдов; вопросы; исследование предмета.
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Ожидаемый результат:
- Расширятся знания о разнообразии ценности соли и влиянии её на состояние здоровья.
- Повысится умение ставить цель, отбирать необходимые средства для её осуществления, принимать решения, договариваться, прогнозировать результат.
- Развивать природную любознательность и интерес к самостоятельному приобретению знаний.
Материалы и оборудование: Мультимедийная установка, презентация на тему: «Добыча соли и её применение».
емкости с солью, бумажные тарелки, деревянные ложки, лупы по количеству детей, емкости с теплой водой, шпатели для размешивания, лед, емкости с готовой цветной солью, баночки для творческой работы, воронки, салфетки.
Виды и формы совместной деятельности взрослых и детей:
- практические (опыты с солью);
- наглядные (наблюдения, просмотр презентации);
- двигательная (физминутка);
- коммуникативная (беседы, рассказы воспитателя, объяснение, обсуждение, анализ работы);
- познавательно-исследовательская (опыты, наблюдения);
- изобразительная (творческая работа «Разноцветные баночки»).
Воспитательные:
Формировать потребность в получении информации;
Формировать навыки безопасного поведения при проведении опытов;
Воспитывать аккуратность и самостоятельность.
Ход образовательной деятельности
Воспитатель в народном костюме приглашает детей в группу, приветствует их.
Воспитатель: Доброе утро улыбчивым лицам!
Доброе утро солнцу и птицам!
Доброе утро ребятам малым!
Доброе утро гостям дорогим!
Дети входят и встают полукругом.
Вводная часть.
(Воспитатель берет со стола каравай, сверху на каравае находится солонка с солью, обращается к детям:
Воспитатель: Ребята, посмотрите, как я одета, почему я в таком костюме, ещё с хлебом да солью?
Ответы детей
Воспитатель: Издавна на Руси с большой радостью хозяева встречали гостей и по старинному обычаю угощали самым дорогим хлебом-солью.
Воспитатель с детьми подносят гостям хлеб с солью, оставляют на столике со словами: «Хлеб да соль!»
Воспитатель и дети проходят в центр группы садятся на стульчики.
Воспитатель: Садитесь удобнее, мы начинаем.
(Дети рассаживаются на стулья)
Все расселись по местам?
Никому не тесно?
По секрету вам скажу:
"Будет интересно!”
Воспитатель: Ребята, мы с вами почти каждый день говорим о хлебе, а вот о соли нет.
Воспитатель: Сейчас, я расскажу вам сказку «Сказку про соль»
Было у царя три дочери. Состарившись, решил царь отдать власть той из дочерей, которая его больше любит. Созвал он своих дочерей и спрашивает: - Как вы, доченьки, любите меня?
- Как золото, - ответила старшая дочь.
- Как венок свой серебряный, - сказала средняя.
- Как соль, - сказала младшая, Аннушка.
Разгневался тут царь на Аннушку и прогнал ее прочь из своего царства-государства. А добрая колдунья, узнав о печальной судьбе Аннушки, решила проучить царя. И по волшебному велению в царстве, где правил старый царь, исчезла вся соль. Всё, что готовили самые искусные повара, было пресным и невкусным. Тогда царь понял, как необходима соль, и как сильно его любила дочь.
Соль ценилась на вес золота. К ней всегда относились бережно и уважительно.
Мы с вами знаем, что соль добавляют в пищу как например перец, чеснок и другие приправы. Так что такое соль? Может она также как перец растет на кустиках, красивыми соляными плодами?
Ответы детей.
Воспитатель: Предлагаю вам посмотреть, как добывают соль.
Показ презентации:
Воспитатель: Есть три основных вида соли : пищевая; техническая; морская.
Пищевую соль мы используем для приготовления пищи, в кулинарии, для консервирования продуктов. Недостаток соли может привести к различным заболеваниям.
Морскую соль применяют по-разному в медицине (ингаляции, промывание носа, солевые компрессы при ушибах, полоскание горла). В косметологии (ванны с морской солью). Морскую соль тоже можно употреблять в пищу. В ней есть полезные минеральные вещества, например - йод. Соль необходима человеку, но употреблять в пищу много соли вредно для здоровья. Поэтому – все хорошо в меру.
У нас в России существуют соляные шахты, в которых создают подземные лечебницы, санатории. Там очень целебный воздух и совсем нет вредных микроорганизмов.
Техническую соль добавляют в состав стиральных порошков, в сырье для стекла и бумаги. Раствор технической соли обладает превосходными антисептическими свойствами. Технической солью посыпают дорогу от гололёда зимой.
Воспитатель: Предлагаю вам стать настоящими учеными и провести исследования для того чтобы ответить на вопрос, что же такое соль.
Воспитатель: Прежде чем, мы приступим к работе давайте разомнемся.
Физминутка:
Очень опыты мы любим! Шеей вправо, влево крутим.
Соль полезна для еды - Если правда топай ты!
Солью промываем рот - Делай вправо поворот!
Также нос и снова рот - Делай влево поворот!
Медицина здесь уместна. Мы попрыгаем на месте!
Чтобы сильным и здоровым стать. И все интересное узнать.
Воспитатель: Ребята давайте вспомним, какие правила нужно соблюдать при проведение опытов.
Правило №1. Ничего не трогать на столах без разрешения руководителя.
Правило № 2. Сначала посмотри, а потом повтори!
Правило№3. Соблюдать тишину, не мешать работать другим!
Правило № 4. Содержимое сосудов не пробовать на вкус!
Правило № 5. Поработал убери на место.
Правило № 6. Помни - некоторые опыты можно проводить только в присутствии взрослого.
(Воспитатель предлагает детям надеть фартуки)
Воспитатель: И так юные учёные занимайте свои места за столами.
Сегодня мы будем проводить эксперименты с хлоридом натрия, кто из вас запомнил, что такое хлорид натрия. При необходимости повторить новое словосочетание.
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, это соль.
Приступаем к первому опыту
Опыт №1 «Соль состоит из кристаллов»
Воспитатель: Посмотрите ребята у вас на столе два вида соли (крупного и мелкого помола.) Возьмите в руки лупу и рассмотрите оба вида соли и скажите, на что похожи частицы соли, что в этих образцах общего и чем они отличаются?
Ответы детей: (Образец соли №1 – состоит из крупных частиц;
образец соли №2 более мелкие частицы; оба образца имеет белый цвет, частицы соли похожи на кристаллы.
Воспитатель: Вывод: Соль состоит из кристаллов разного размера.
Опыт № 2. «Соль хрустит»
Воспитатель: Выберите из стоящих на столе один образец соли, надавите ложкой на горку соли, что вы услышали?
Ответы детей – мы услышали хруст.
Воспитатель: На что похож этот звук?
Ответы детей: Снег.
Воспитатель: Вывод: Соль, как и снег, состоит из кристаллов. Поэтому при надавливании на соль мы слышим хруст.
Опыт №3 «Соль не имеет запаха»
Воспитатель: Для того чтобы провести следующий эксперимент, разделимся на две группы. Первая группа, это те ребята, которые сидят с лева, вы возьмите крупную соль, а те, кто справа вторая группа, и вы возьмите мелкую соль. Давайте определим, есть ли у соли запах? Понюхайте ее.
Ответы детей: нет запаха.
Воспитатель: Вывод: Соль в чистом виде не имеет запаха.
Опыт № 4. «Соль растворяется в воде»
Воспитатель: У вас на столе стоят два стакана с водой, насыпьте одну ложку крупной соли в стакан номер 1, и одну ложку мелкой в стакан номер 2, теперь размешайте.
Воспитатель: Кто заметил, какая соль растворилась быстрее крупная или мелкая.
Воспитатель: Молодцы, вы очень внимательны. Какой мы сделаем вывод?
Вывод: Соль растворяется в воде; мелкая соль растворяется быстрее, крупная медленнее.
Опыт № 5 «Соль растапливает лед».
Воспитатель: В начале занятия я говорила, для чего применяют техническую соль.
Ответы детей
Воспитатель: да соль не заменимый помощник зимой в гололед. А как она помогает растворять лед, мы сейчас узнаем.
Перед вами в мисочках лежат кусочки льда, посыпьте их солью, послушайте, что происходит (соль начинает трещать) и растапливать лед.
Воспитатель: Вывод: Соль растапливает лед.
Воспитатель:
- Молодцы! Сколько интересного вы знали о соли.
Воспитатель: мы долго работали, а теперь немного отдохнем. Вставайте со своих мест, давайте поиграем.
Игра «Солёное - не солёное»
Творческая работа.
Воспитатель: А сейчас я хочу предложить вам, изготовить декоративные баночки с цветной солью для ванной комнаты.
У вас на столах лежат воронки, ложки, стоят ёмкости с цветной солью, баночки, в которые вы будете насыпать цветную соль рядами.
Для выполнения задания вам необходимо аккуратно насыпать цветную соль в баночку с помощью воронки, наполнить до верха и не встряхивая, закрыть крышкой. Вот такие чудесные сувениры, сделанные своими руками, у нас получились. Вы можете оставить их себе на память.
Рефлексия:
Воспитатель: Скажите, пожалуйста, так что же такое соль?
Ответы детей. Соль – это кристалл белого цвета, твердый, растворимый в воде, не имеет запаха.
Воспитатель: Где применяют соль?
Ответы детей. Применяют для приготовления пищи, в медицине и на производстве.
Воспитатель: Какие виды соли вы запомнили.
Ответы детей: Пищевая, морская, техническая.
Воспитатель: Чем мы занимались в творческой мастерской?
Ответы детей: Наполняли баночки цветной солью для декора ванной комнаты.
Воспитатель: Мы с вами сегодня много узнали о том, что такое соль. Вывод: Соль – кристаллы белого цвета, твердые, без запаха, растворяются в воде. Применяют для приготовления пищи, в медицине и на производстве. Соль –это важнейшее вещество на Земле.