Ольга Ефремова
План-конспект ОД в подготовительной группе для детей с ОНР на тему «Времена года»
▼ Скачать + Заказать документы
План – конспект
ОД в подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с ОНР.
тема: Времена года.
Подготовил : учитель - логопед Ефремова О. В.
МБДОУ детский сад№5 «Теремок».
Программное содержание:
Коррекционно - образовательные задачи:
Публикация «План-конспект ОД в подготовительной группе для детей с ОНР на тему „Времена года“» размещена в разделах
- Времена года. Конспекты занятий
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Времена года. Проекты, планы, тематические недели
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Планирование. Годовые планы на учебный год
- Подготовительная группа
- Темочки
Расширить представления о временах года о признаках зимы, весны, лета, осени закрепить название месяцев года.
Закрепить умение передавать ритмический рисунок слова: делить слова на слоги; упражнять в анализе и синтезе односложных и двусложных слов.
Закрепить представление о гласных и согласных звуках, их отличительных признаках. Закрепить умение различать твердые и мягкие согласные звуки. Закрепить знания детей гласных и согласных буквах алфавита. Учить разгадывать ребусы. Упражнять в выкладывании букв из палочек. Совершенствовать навык составлять из бук слова. Закрепить в речи все пройденные предлоги в, на, с, из,под, над, за, около.
Упражнять в подборе слов определений (прилагательных) к существительному «зима».
Совершенствовать умение образовывать имена существительные с уменьшительными суффиксами. Продолжить работу над умением согласовывать слова в предложении в роде, числе, падеже.
Коррекционно – развивающие задачи:
Развивать слуховое внимание, общую и тонкую моторику, развитие связной речи. Продолжить работу над четкостью дикции, интонационной выразительностью речи.
Коррекционно – воспитательные задачи:
Поддерживать общение между детьми, учить детей выслушивать друг друга до конца. Формировать навыки сотрудничества, взаимопомощи, доброжелательности. Развивать навыки учебной деятельности.
Предшествующая работа:
Беседа о временах года, чтение С. Я. Маршака «Круглый год». Наблюдение на прогулке за цветами, насекомыми. Работа по лексическим темам : осень, зима, весна, лето, овощи, фрукты, цветы, перелетные птицы в логопедических тетрадях и папках. Изучение букв русского алфавита. Работа над слоговым и звуко – буквенным анализом слов.
Словарная работа:
Зима, весна, лето, осень, месяц, год, декабрь, январь,февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь. солнышко, снег, снеговик, снегопад, снежинка,подснежник снегурочка, Белоснежка, снегокат, снегирь, погода, дождь, радуга, листопад, месяцы, ветреная, снежная, морозная, вьюжная, серебристая, холодная; в, на, с, под, над, из, около.
Материал:
Демонстрационный: презентации зимы, весны, лета, осени в музыкальном сопровождении, маски времен года, звуковые замки, звуковые человечки, карточки для звукового анализа, предлоги – символы, карточки с буквами, д/игра «Раздели на слоги», д/ игра «Какое слово задумано», д/ игра «Замок снежной королевы», д / игра «Составь предложение с предлогом», д / игра «Листопад»», д/ игра «Волшебные яблоки», д / игра «Угадай слово», д / игра «Подбери схему к картинкам», ласточка, письмо, мяч, картинки – ребусы, карточки – схемы предлогов, картинки: липа, малина, еж, роза, мак.
Раздаточный: пеналы для звуко – слогового анализа слов, счетные палочки, карточки для составления предложений с предлогами, массажные мячики «су- джок», д / игра «Назови ласково» (карточки с картинками, простые карандаши, карточки для звукового анализа слов, д / игра «Впиши слово», медальки.
Ход НОД.
1. Организационный момент:
1. Д / игра с мячом «Скажи наоборот».
2. Д / игра «Путешествие на поезде» (деление слов на слоги). Дети получают карточки слов.
Дети делят слова на слоги. Прикрепляют карточку к поезду и занимают соответствующее место.
2. Мы сегодня отправимся в путешествие по временам года.
- Какие Вы знаете времена года?
- Сколько месяцев в году?
- Сколько месяцев в каждом времени года?
Послушайте стихотворение о временах года. Написала А. Кузнецова
(выходят 4 девочки, надевают маски)
Придумала мать дочерям имена
Вот лето и осень, зима и весна,
Приходит весна- зеленеют леса
И птичьи повсюду звенят голоса,
А лето пришло- все под солнцем цветет,
И спелые ягоды просятся в рот.
Нам щедрая осень приносит плоды,
Дают урожаи поля и сады.
Зима – засыпает снегами поля,
Зимой отдыхает и дремлет Земля.
- Когда начинается год? (чтение С. Я. Маршака «Январь» Отправляемся в путешествие по временам года).
3. ЗИМА. (закрываем глаза и попадаем в зимнюю сказку).
На экране картинка и музыка зимы.
-Назовите зимние месяцы.
1) Подбор прилагательных к существительным ЗИМА, СНЕГ.
-Давайте подберем слова – определения к слову зима.
Зима какая? (снежная, холодная, ветреная, морозная, вьюжная) Снег какой? (холодный, мокрый, белый, мягкий, пушистый, серебристый).
3) Координация речи с движением «Наконец пришла зима».
Наконец пришла зима,
Стали белые дома,
Снег на улице идет,
Дворник улицу метет
Мы, катаемся на санках,
Пишем на катке круги,
Ловко бегаем на лыжах,
И играем все в снежки.
4) Дидактическая игра «Замок снежной королевы». (В замке живут родственные слова, которые мы образуем от слова снег – эти слова называются однокоренные).
Давайте узнаем,какие слова могут жить в этом замке.
(Снег - снежинка, снегурочка, подснежник, снегирь, Белоснежка, снегокат, снегопад, снежки, Снежок).
4. Презентация -ВЕСНА.
Д / игра «Угадай слово» (по первым звукам названия картинок). Слово ВЕСНА.
На комп-ре картинка весны.
-Назовите весенние месяцы.
1) Д/игра «Назови ласково». Весной выглянуло солнышко и мы с Вами надели солнцезащитные очки. Очки волшебные. Мы видим и большие и маленькие предметы.
Дети берут карточки и называют имена существительные с уменьшительными суффиксами.
- Называем большие картинки и ласково маленькие.
Весной нужно есть много витаминов. Давайте приготовим салат из овощей.
2) Д/и «Какое слово задумано?» (деление слов на слоги)
Логопед выставляет несколько картинок с изображением овощей и фруктов и схему слова- дети узнают какое слово задумано)
3) Ласточка принесла письмо.
Травка зеленеет,
Солнышко блестит,
Ласточка с весною,
В сени к нам летит.
Помогите ласточке правильно составить предложение.
Весной дети долго гуляют улице (на).
Весной солнце иногда прячется тучки (за).
Весенние цветы расцвели лесу (в).
Предлоги – это маленькие слова, которые помогают нам правильно строить предложения.
Выставляю схемы предлогов.
4) Д / игра «Составь предложение».
Дети берут карточки и по очереди составляют предложения с предлогами.
Послушайте мое предложение.
Еж несет грибы на спине.
5) Упражнение с массажными шариками «Су – Джок». «Ежик на прогулке».
Ежика в руках кручу,
Поиграть я с ним хочу,
Домик сделаю в ладошках,
Не достанет его кошка.
Ежик утром проснулся,
Солнышку улыбнулся.
6) Алфавит.
Весна – конец учебного года. Мы с Вами выучили весь алфавит.
- Сколько букв в алфавите?
Какие есть буквы? (гласные согласные и Ъ и Ь)
С этой буквой просто мука,
Буква есть, но нету звука.
Потому что мягкий знак,
Не произнесешь никак.
Один из детей рассказывает стишок про мягкий знак.
Мягкий знак, хитрый знак,
Не сказать его никак,
Он не произносится,
Но в слове часто просится.
7) Выкладывание из палочек. Буквы: А, У, И.
Дети читают стихи про гласные буквы.
Две палочки наискосок,
А между ними поясок.
Буква У - совсем проста,
Тянет рожки из хвоста.
Буква И наискосок,
Примеряла поясок,
Снизу вверх его тянула,
К правой ножке пристегнула.
Согласные: П, Т, К, М. (Дети читают стихи).
На прямую палочку,
справа села галочка,
Там поныне и сидит.
Буквой - К на нас глядит.
Палочка и палочка,
Между ними галочка,
И понятно сразу всем,
Получилась буква М.
Упражнение «Живая буква». (Дети показывают букву М).
Слог МА. Читают слово МАМА.
8) Д/ игра «Впиши буквы». (Дети вписывают буквы в линейку с геометрическими фигурами). Слово - ЛЕТО.
- Буква похожая на шалаш. (Букву Л впишите в круг).
- Посмотри на колесо,
Ну совсем как буква О. (Букву О впишите в фигуру у которой 3 угла).
- Молоток стучит тук – тук,
Букве Т - я лучший друг. (Букву Т впишите в фигуру, которая находится между квадратом и треугольником).
- Ева гребнем причесалась,
в нем три зубчика осталось (Букву Е – в фигуру, у которой 4 угла).
Дети читают получившееся слово- ЛЕТО.
5. Презентация - Лето.
Физминутка «Солнце»
Солнце вышло из – за тучки,
Мы протянем к солнцу ручки.
Руки в стороны потом
Мы пошире разведем.
Мы закончили разминку,
Отдохнули ножки спинки.
1)Звуки. Звуковые замки.
Буквы – мы видим и пишем, а звуки слышим и произносим.
– Какие мы знаем звуки? (гласные и согласные).
Дети читают стишок про гласные.
Ах, какие гласные,
Гласные - прекрасные,
В красном домике живут,
С нами песенки поют.
- Правильно, звуки бывают гласные и согласные. Согласные - твердые и мягки,звонкие и глухие.
2) Звуковой анализ слов: мак, роза, липа, малина, еж.
1) Солнце жжет мою макушку,
Хочет сделать погремушку. (МАК)
2) Королева цветов - роза. (РОЗА)
3)Отгадайте, как называется дерево, которое цветет летом, её цветы очень полезные. Из этих цветов заваривают лечебный чай. Как называется чай из липы? (Липовый)
ЛИПА (звуковой анализ)
4) Эти ягоды все знают,
Нам лекарство заменяют,
Если Вы больны ангиной,
Пейте на ночь чай с малиной. (МАЛИНА)
5) Вот иголки и булавки,
Выползают из – под лавки,
На меня они глядят,
Молока они хотят. (ЁЖ).
3) Д / игра «Подбери схему к картинкам»
(на наборном полотне выставляются картинки и схемы слов, дети по очереди подбираю схему к своей картинке).
4) Разгадывание ребусов (гроза, жара, осень.)
6. ОСЕНЬ.
Изображение осени. Презентация – осень.
Осенью люди собирают богатый урожай. Что собирают осенью?
1) Д / игра «Осенние листья».
-Что такое листопад? (листья падают) Дети придумывают слова на заданные буквы (на осенних листочках написаны буквы).
2) Дидактическая игра «Волшебные яблоки». Составить слова с помощью слогов (слог может быть в начале, в середине или в конце слова) (плоскостные яблочки, на которых написан слог).
3) Упражнение на координацию движения «Скоро в школу мы пойдем».
Скоро в школу мы пойдем,
И портфель с собой возьмем.
Книжки, ручки, карандаш,
Мы в портфель положим наш.
Будем мы читать, писать,
И учиться все на «пять».
7. Итог занятия.
Желаю лишь на «5» учиться,
На протяжении долгих лет,
К мечте своей всегда стремиться,
Удачи в жизни и побед!
Детям вручаются медали будущего первоклассника.